Автор: Соколова Светлана Рудольфовна
Должность: Учитель химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ№2
Населённый пункт: г. Советский
Наименование материала: Программа факультативного курса
Тема: "Введение в химию"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2г. Советский»
«Рассмотрено»
на заседании МО учителей истории,
географии, биологии и химии
протокол № 1
Руководитель МО:
______________Останина Е.В.
29.08.2018 г.
«Согласовано»:
Заместитель директора
по УВР
__________________
Дунаева Н.А.
30.08.2018 г.
«Утверждаю»
Директор школы
___________Котикова Л.Ф.
31.08.2018 г.
ПРОГРАММА
Факультативного курса
«Введение в химию»
Класс (параллель) 7АБВГ
2018-2019 учебный год
Составила: Соколова Светлана Рудольфовна, учитель химии, высшей квалификационной
категории
г. Советский
2018 год
Пояснительная записка
.
Программа факультативного курса «Введение в химию» 7 класса составлена на основе:
•
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010г №1897)
•Программы курса химии для 7 класса общеобразовательных учреждений авторов О. С.
Габриеляна и Г. А. Шипаревой. М. Дрофа. 2015 год.
Учебно-методический комплекс:
1. Химия. Вводный курс. 7 класс: учебник / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, А. К.
Ахлебинин.-М. Дрофа, 2016.
2. Химия. 7 класс: рабочая тетрадь к учебнику О. С. Габриеляна и др. «Химия. Вводный курс.
7 класс» / О. С. Габриелян, Г.А. Шипарева.-М.: Дрофа,2016
3. Остроумова, А.К. Ахлебинина «Химия. Вводный курс. 7 класс»: методическое пособие/
О.С. Габриелян, Г.А. Шипарева. – М.: Дрофа, 2016
4. Программы курса химии для 7 класса общеобразовательных учреждений авторов О.
С. Габриеляна и Г. А. Шипаревой. М. Дрофа. 2015 год.
Программа
факультативного
курса
«Введение
в
химию»
7
класса
является
пропедевтическим курсом подготовки обучающихся к изучению химии.
Факультативный
курс готовит обучающихся к восприятию нового учебного предмета,
который базируется на изучении веществ и химических процессов, знакомых школьникам
из повседневной жизни,с минимальным использованием химических формул, уравнений
реакций и расчётных задач.
Начало изучения химии в 7-м классе позволяет:
- уменьшить интенсивность прохождения учебного материала в основной школе;
- формировать устойчивый познавательный интерес к предмету;
-
интегрировать
химию
в
систему
естественнонаучных
знаний
для
формирования
химической картины мира как составной части естественнонаучной картины.
В
7-м
классе
обучающиеся
знакомятся
с
составом
и
классификацией
веществ,
рассматривают смеси веществ и изучают способы разделения
на основе физических
свойств образующих эти смеси компонентов. Таким образом, факультативный курс по
химии
7-го
класса
реализует
значительную
часть
первого
этапа
изучения
школьной
дисциплины.
Главным содержанием курса «Введение в химию» является естественнонаучная
исследовательская направленность, которая включает в себя такие методологические
понятия как наблюдение, анализ полученной информации, сравнение, выдвижение
гипотез, проведение химического эксперимента, формирование выводов.
Предложенный
курс
как
в
теоретической,
так
и
в
фактической
своей
части
практикоориентирован: все понятия, законы и теории, а также важнейшие процессы,
вещества и материалы даются в плане их практического значения, применения веществ в
повседневной жизни и их роли в живой и неживой природе.
Знания,
получаемые
обучающимися
на
данном
этапе,
служат
решению
задачи
формирования
у
школьников
первоначального,
целостного
представления
о
мире.
В
результате
пропедевтической
подготовки
по
химииобучающиеся
должны
получить
представления
о
составе
вещества,
а
также
первоначальные
сведения
о
химических
элементах, их символах, химических формулах, простых и сложных веществах. Яркие
факты из истории открытий химических элементов, поиска способов создания новых
соединений, неизвестных природе, сведения о необычных свойствах обычных веществ и
разгадка
причин
проявления
их
удивительных
свойств
–
всё
это
вызывает
интерес
обучающихся. Интерес к химии возникает и в том случае, когда обучающиеся получают
возможность
самостоятельно
выполнять
химический
эксперимент,
проводить
2
лабораторные исследования, приобретая умения и навыки работы с химической посудой,
реактивами.
Курс
построен
на
идее
реализации
межпредметных
связей
химии
с
другими
естественными дисциплинами, введенными в обучение ранее или параллельно с химией, а
потому
позволяет
актуализировать
химические
знания
обучающихся,
полученные
на
уроках
природоведения,
биологии,
географии,
физики
и
других
наук
о
природе.
В
результате уменьшается психологическая нагрузка с появлением новых предметов. Таким
образом, формируется понимание об интегрирующей роли химии в системе естественных
наук,
значимости
этого
предмета
для
успешного
освоения
смежных
дисциплин.
В
конечном счете такая межпредметная интеграция способствует формированию единой
естественнонаучной картины мира уже на начальном этапе изучения химии.
Таким
образом,
содержание
факультативного
курса
ориентировано
на
обеспечение
подготовки обучающихся к изучению химии в 8 классе.
Цели курса:
1.
Создание условий для подготовки обучающихся к изучению химии в 8 классе;
2.
Формирование познавательного интереса к естественнонаучным знаниям;
3.
Формирование у обучающихсяцелостного представления о мире и роли химии в создании
современной естественнонаучной картины мира;
Задачи:
Образовательные:
•
формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины
мира;
Развивающие:
•
развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование,
формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в
быту и в трудовой деятельности;
Воспитательные:
•
формирование умений безопасного
обращения
с
веществами,
используемыми
в
повседневной жизни; выработка понимания общественной потребности в развитии химии, а
также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической
деятельности.
При организации образовательного процесса учитываются особенности 7АБВГ классов.
Учебно-познавательная деятельность обучающихся в 7АБВГ классах строится с позиции
личностно
-
ориентированного
обучения.
Учет
индивидуально-психологических
особенностей обучающихся на основе дифференциации и индивидуализации обучения
способствует реализации учебных возможностей и максимальному развитию творческого
потенциала каждой личности.
В 7АБВГ классах обучающиеся имеют достаточно средний уровень реальных учебных
возможностей, а отдельные из них характеризуются низкой учебной работоспособностью
и нуждаются в том, чтобы их деятельность направлялась, осуществлялся оперативный
контроль за их работой.
На уроках используются и продуктивные методы обучения, усиленные большим
количеством наглядности и инструкцией по выполнению наиболее сложных заданий.
В учебной деятельности используется создание положительной мотивации через
практическую направленность обучения, связь с жизнью, ориентация на успех.
Формы организации обучения:
Индивидуальная– выполнение индивидуальных заданий, лабораторных опытов.
Парная – выполнение практических работ.
Коллективная – обсуждение проблем, возникающих по ходу занятий, просмотр
демонстраций.
Методы обучения:
3
По источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый,
объяснительно-иллюстративный;
Результаты обучения
Формы проверки и оценки результатов обучения: защита творческих, проектных,
исследовательских работ.
Способы проверки и оценки результатов обучения: опрос, интерактивные задания,
практические и лабораторные работы.
Средства проверки и оценки результатов обучения: практические, лабораторные и
исследовательские работы.
Индивидуальная исследовательская работа дома. Выращивание кристаллов различного
цвета и различной природы,
наблюдение
за
коррозией
металлов. Такие занятия дают
начало
исследовательской
работе
по
химии,
развивают
интерес
и
познавательную
активность.
Воспитываются
навыки
безопасной,
правильной
и
грамотной
работы
в
домашних условиях, самостоятельность в работе.
Место факультативного курса в учебном плане
Факультативный курс «Введение в химию» является частью учебного плана МБОУСОШ
№2 г. Советский на 2018-2019учебный год, формируемой участниками образовательных
отношений.
Программа реализуется во внеурочное время и рассчитана на 1 час в неделю (35 учебных
недель). Общее количество часов составляет 35.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения факультативного курса
Личностные
в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку,
гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной
траектории;
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей
познавательной деятельностью.
Метапредметные
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2)
умение
самостоятельно
планировать
пути
достижения
целей,
в
том
числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3)умение
соотносить
свои
действия
с
планируемыми
результатами,
осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4)умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
4
6)
умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и
сверстниками;
работать
индивидуально
и
в
группе:
находить
общее
решение
и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
9)
умение
осознанно
использовать
речевые
средства
в
соответствии
с
задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
10) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-
коммуникационных технологий;
Предметные
1)формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их
превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и
символическим языком химии;
2)
овладение
основами
химической
грамотности:
способностью
анализировать
и
объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного
обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать
и
планировать
экологически
безопасное
поведение
в
целях
сохранения
здоровья
и
окружающей среды;
3)
формирование
умений
устанавливать
связи
между
реально
наблюдаемыми
химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины
многообразия
веществ,
зависимость
их
свойств
от
состава
и
строения,
а
также
зависимость применения веществ от их свойств;
4) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения
за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с
использованием лабораторного оборудования и приборов;
5) получение представлений о значении химической науки в решении современных
экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических
катастроф.
Ученик научится
(базовый уровень)
• описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их
существенные признаки;
• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать
причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
• раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический
элемент», «простое вещество», «сложное вещество», используя знаковую систему химии;
• изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность
химических реакций с помощью химических уравнений;
• вычислять относительную атомную и молекулярную массы веществ, а также
массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической
значимости;
• осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов,
научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.
5
• пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
• проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств
веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при
проведениинаблюдений и опытов;
Ученик получит возможность научиться
(повышенный уровень)
• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в
окружающей природной среде;
• понимать
смысл
и
необходимость
соблюдения
предписаний,
предлагаемых
в
инструкциях по использованию средств бытовой химии и др.;
• использовать
приобретённые
ключевые
компетентности
при
выполнении
исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания
веществ;
• развивать
коммуникативную
компетентность,
используя
средства
устной
и
письменной
коммуникации
при
работе
с
текстами
учебника
и
дополнительной
литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки
зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
• объективно
оценивать
информацию
о
веществах
и
химических
процессах,
критически
относиться
к
псевдонаучной
информации,
недобросовестной
рекламе,
касающейся использования различных веществ.
\
6
Содержание программы.
Тема 1. Химия в центре естествознания (11 ч)
Химия как часть естествознания. Предмет химии. Естествознание — комплекс наук о
природе.
Науки
о
природе:
физика,
химия,
биология
и
география.
Положительное
и
отрицательное воздействие человека на природу.
Предмет химии. Тела и вещества. Свойства веществ как их индивидуальные признаки.
Свойства веществ как основа их применения.
Методы
изучения
естествознания. Наблюдение
как
основной
метод
познания
окружающего
мира.
Условия
проведения
наблюдения.
Гипотеза
как
предположение,
объясняющее
или
предсказывающее
протекание наблюдаемого
явления.
Эксперимент.
Лаборатория.
Эксперимент
лабораторный
и
домашний.
Способы
фиксирования
результатов эксперимента. Строение пламени свечи, сухого горючего, спиртовки.
Моделирование. Модели как абстрактные копии изучаемых объектов и процессов. Модели
в физике. Электрофорная машина как абстрактная модель молнии. Модели в биологии.
Биологические
муляжи.
Модели
в химии:
материальные
(модели
атомов,
молекул,
к р и с т а л л о в ,
ап п а р ато в
и
у с т а н о в о к )
и знаковые
(химические
символы,
химическиеформулы и уравнения).
Химическая
символика. Химические
символы.
Их
написание,
произношение
и
информация, которую они несут. Химические формулы. Их написание, произношение
и информация, которую они несут. Индексы и коэффициенты.
Химия и физика. Универсальный характер положений молекулярно-кинетической теории.
Понятия «атом», «молекула», «ион». Кристаллическое состояние вещества.
Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение.
Агрегатное состояние вещества. Газообразные, жидкие и твердые вещества.
Кристаллические и аморфные твердые вещества. Физические и химические явления.
Химия и география. Геологическое строение планеты Земля: ядро, мантия, литосфера.
Элементный состав геологических составных частей планеты. Минералы и
горные породы. Магматические и осадочные (органические и неорганические, в том числе
и горючие) породы.
Химия
и
биология. Химический
состав живой
клетки:
неорганические
(вода
и
минеральные
соли)
и
органические
(белки, жиры,
углеводы,
витамины)
вещества.
Простые
и
сложные
вещества,
их
роль
в
жизнедеятельности
организмов.
Биологическая роль
воды
в
живой
клетке.
Фотосинтез.
Роль хлорофилла
в
процессе
фотосинтеза.
Биологическое
значение
жиров,
белков,
эфирных
масел,
углеводов
и
витаминов для жизнедеятельности организмов.
Качественные реакции в химии. Понятие о качественных реакциях как о
реакциях,воспринимаемыхорганолептически: с помощью зрения, слуха, обоняния.
Аналитический эффект. Определяемое вещество и реактив на него. Возможность
изменения их роли на противоположную.
Демонстрации. 1. Коллекция разных тел из одного вещества или материала (например,
лабораторная посуда из стекла). 2. Коллекция различных тел или фотографий тел из
алюминия для иллюстрации идеи «свойства — применение». 3. Учебное оборудование,
используемое при изучении физики, биологии, географии и химии. 4. Электрофорная
машина в действии. 5. Географические модели (глобус, карта). 6. Биологические модели
(муляжи органов и систем органов растений, животных и человека).7. Физические и
7
химические модели атомов, молекул веществ и их кристаллических решеток. 8. Объемные
и шаростержневые модели молекул воды, углекислого и сернистого газов, метана. 9.
Образцы
твердых
веществ кристаллического
строения.
10.
Модели
кристаллических
решеток. 11. Три агрегатных состояния воды. 12. Переливание углекислого газа в стакан,
уравновешенный
на
весах. 13.
Коллекция
кристаллических
и
аморфных веществ
и
изделий из них. 14. Коллекция минералов (лазурит, корунд, халькопирит, флюорит, галит).
15.
Коллекция
горных
пород
(гранит,
различные
формы
кальцита
-
мел,
мрамор,
известняк). 16. Коллекция горючих ископаемых (нефть, каменный уголь, сланцы, торф).
17. Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев. 18. Качественная реакция на
кислород. 19. Качественная реакция на углекислый газ.
Лабораторные
опыты. 1.
Описание свойств
кислорода,
уксусной
кислоты,
алюминия.2.Строение
пламени
свечи
(спиртовки,
сухого
горючего).
3.
Наблюдение
броуновского движения частичек черной туши под микроскопом. 4. Изучение гранита
с помощью
увеличительного
стекла.
5.
Обнаружение
жира
в
семенах
подсолнечника
и грецкого
ореха.
6.
Обнаружение
эфирных масел
в
апельсиновой
корке.
7.
Обнаружение крахмала
и
белка
(клейковины)
в
пшеничной
муке.
8.
Обнаружение
углекислого газа в выдыхаемом воздухе с помощью известковой воды.
Домашний эксперимент. 1. Изготовление моделей молекул из пластилина. 2. Диффузия
сахара
в
воде.
3
Опыты
с
пустой
закрытой
пластиковой
бутылкой.
4.
Обнаружение
крахмала в продуктах питания.
П р а к т и ч е с к а я
р а б о т а
1 . З н а к о м с т в о
с лабораторным
оборудованием.
Правилабезопасности при работе в химическом кабинете (лаборатории).
Практическая работа 2. Наблюдение за горящей свечой. Устройство спиртовки. Правила
работы с нагревательными приборами.
Тема 2.
Математика в химии (7 ч)
Относительные атомная и молекулярная массы. Понятие об относительных атомной и
м ол е кул я р н о й
м а с с а х
н а
о с н о в е
в од о р од н о й
ед и н и ц ы .
О п р е д е л е н и е
относительной атомной
массы
химических
элементов
по периодической
таблице.
Нахождение
по формуле
вещества
относительной
молекулярной
массы
как
суммы
относительных атомных масс составляющих вещество химических элементов.
Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Понятие о массовой доле -
(w)химического
элемента
в
сложном
веществе
и
ее расчет
по
формуле
вещества.
Нахождение
формулы
вещества
по
значениям
массовых
долей
образующих
его
элементов (для 2-часового изучения курса).
Чистые
вещества
и
смеси. Понятие
о
чистом
веществе
и
смеси.
Сме си
газообразные(воздух,
природный
газ),
жидкие
(нефть)
и твердые
(горные
породы,
кулинарные смеси,синтетические моющие средства). Смеси гомогенные и гетерогенные.
Объемная доля компонента газовой смеси. Понятие об объемной доле (φ) компонента
газовой смеси. Состав воздуха и природного газа. Расчет объема компонента газовой
смеси по его объемной доле, и наоборот.
Массовая доля вещества в растворе. Понятие о массовой доле (w) вещества в растворе.
Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе
раствора и массовой доле растворенного вещества и другие расчеты с использованием
этих понятий.
8
Массовая
доля
примесей. Понятие
о
чистом веществе
и
примеси.
Массовая
доля (w)примеси
в
образце
исходного
вещества.
Основное
вещество.
Расчет
массы
основного
вещества
по
массе
вещества,
содержащего
определенную
массовую
долю
примесей, и другие расчеты с использованием этих понятий.
Демонстрации. 20. Коллекции различных видов мрамора и изделий из него. 21. Смесь
речного и сахарного песка и их разделение. 22. Коллекция «Нефть и нефтепродукты».
23.Коллекция бытовых
смесей
(кулинарные
смеси,
синтетические
моющие
средства,
шампуни,
напитки и др.).
24.
Диаграмма
объемного
состава
воздуха, 25.
Диаграмма
объемного состава природного газа.
Домашний эксперимент. 5. Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических
препаратов, содержащих определенную долю примесей, по их этикеткам.
Практическая
работа
3. Приготовление раствора
с
заданной
массовой
долей
растворенного вещества.
Тема 3.
Явления, происходящие с веществами (11 ч)
Разделение
смесей. Понятие
о
разделении смесей
и
очистке
веществ.
Некоторые
простейшие
способы
разделения
смесей:
просеивание,
разделение
смесей
магнитом,
отстаивание,
декантация,
центрифугирование,
разделение
с
помощью
делительной
воронки.
Фильтрование. Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Фильтрат.
Адсорбция. Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший
адсорбент, его использование в быту, на производстве и в военном деле. Устройство
противогаза.
Дистилляция,
кристаллизация
и
выпаривание. Дистилляция
как
п р о ц е с с
выделениявещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения.
Перегонка
нефти.
Нефтепродукты.
Фракционная
перегонка
жидкого
воздуха.
Кристаллизация ивыпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для
выпаривания) и природе.
Химические реакции. Понятие о химической реакции как процессе превращения одних
веществ в другие. Условия течения и прекращения химических реакций.
Признаки химических реакций. Изменение цвета, выпадение осадка, растворение осадка,
выделение газа.
Демонстрации. 26. Разделение смеси порошков серы и железа. 27. Разделение смеси
порошков серы и песка. 28. Разделение смеси воды и растительного масла с помощью
делительной воронки. 29. Фильтрование. 30. Респираторные маски и марлевые повязки.
31. Адсорбционные свойства активированного угля. 32. Противогаз и его устройство.
33 Получение дистиллированной воды с помощью лабораторной установки для перегонки
жидкостей. 34. Коллекция «Нефть и нефтепродукты». 35. Разделение смеси перманганата
и дихромата калия способом кристаллизации. 36. Взаимодействие порошков железа и
серы
при
нагревании. 37.
Получение
углекислого
газа
взаимодействием
мрамора
с
кислотой и обнаружение его с помощью известковой воды. 38. Каталитическое разложение
пероксида водорода (катализатор — диоксид марганца). 39. Ферментативное разложение
пероксида водорода с помощью каталазы. 40. Кислотный огнетушитель, его устройство и
принцип действия. 41. Реакция нейтрализации окрашенного фенолфталеином раствора
щелочи
кислотой.
42.
Взаимодействие
растворов перманганата
и
дихромата
калия
с
9
раствором сульфита натрия. 43. Получение осадка гидроксида меди (П) или гидроксида
железа(Ш) реакцией обмена. 44. Растворение полученных осадков гидроксидов металлов
в кислоте. 45. Получение углекислого газа взаимодействием раствора карбоната натрия с
кислотой.
Лабораторные
опыты.
9.
Изготовление фильтра
из
фильтровальной
бумаги
или
бумажной салфетки. 10. Изучение устройства зажигалки и ее пламени.
Домашний
эксперимент. 6.
Разделение смеси
сухого
молока
и
речного
песка.
7
Отстаивание взвеси порошка для чистки посуды в воде и ее декантация. 8. Адсорбция
активированным
углем
красящих веществ
пепси-колы.
9
Адсорбция
кукурузными
палочками паров пахучих веществ. 10. Растворение в воде таблетки аспирина УПСА. 11.
Приготовление
известковой
воды
и
опыты
с
ней. 12
Взаимодействие
раствора
перманганатакалия с аскорбиновой кислотой.
Практическая работа 4 (домашний эксперимент). Выращивание кристаллов соли.
Практическая работа 5. Очистка поваренной соли.
Практическая работа 6 (домашний эксперимент). Коррозия металлов.
Тема 4.
Рассказы по химии (3ч)
Ученическая конференция «Выдающиеся русские ученые-химики». Жизнь и деятельность
М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, А. М. Бутлерова.
Конкурс сообщений учащихся «Мое любимое вещество». Открытие, получение и значение
выбранных учащимися веществ. Защита презентаций.
Конкурс ученических проектов. Исследования в области химических реакций: фотосинтез,
горение и медленное окисление, коррозия металлов и способы защиты от нее, другие
реакции, выбранные учащимися.
Тема 5.Повторение и обобщение (3ч)
10
Тематическое планирование
№
п/п
Наименование
разделов и тем
Всего
часов
В том числе
Характеристика основных видов деятельности обучающихся
Д
ДЭ
ЛО
ПР
1
Химия в центре
естествознания
11
19
4
8
2
Различают
предметы
изучения
естественных
наук,
наблюдают
манипуляции
учителя
с
лабораторным
оборудованием,
выполняют
простейшие
действия
с
лабораторным
оборудованием в ходе практического занятия, фиксируют наблюдения в тетради.
Изучают правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
правила безопасного обращения с химической посудой, реактивами;
Осваивают на
практике приемы обращения с химической посудой и оборудованием.
Описывают
наблюдаемые
свойства
веществ.
Проводят
химический
эксперимент,
предусмотренный лабораторными опытами.
Различают понятия «атом», «молекула», «химический элемент».
Объясняют
необходимость использования знаков химических элементов; происхождение
знаков химических элементов.
Составляют формулы веществ по известному их качественному и количественному составу.
Различают
понятия
«простое
вещество»,
«сложное
вещество».
Составляют
названия
бинарных соединений по известной формуле вещества.
Описывают простейшие вещества с помощью химических формул.
Описывают
качественный
и
количественный
состав
простейших
веществ
по
их
химическим формулам.
Объясняют универсальность молекулярно-кинетической теории.Объясняют геологическое
строение Земли. Различают минералы.
Различают понятия «органические» и «неорганические» вещества. Объясняют роль воды и
хлорофилла для жизни человека.
Проводят химический эксперимент, предусмотренный лабораторными опытами.
Анализируют и делают выводы.
Распознают качественные реакции на кислород, углекислый газ и известковую воду.
2
Математика в
химии
7
6
1
-
1
Различают понятия «масса», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная
масса».
Обобщают понятия «масса», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная
масса».
Рассчитывают относительную молекулярную массу вещества по формуле; массовую долю
химического элемента в сложном веществе
Различают понятия «чистое вещество» и «смесь веществ».
Определяют
понятие «растворы». Отрабатывают
на
практике
приемы
приготовления
11
растворов.
Вычисляют массовую долю растворенного
вещества в растворе, массу растворенного
вещества
и
воды
для
приготовления
раствора
определенной
концентрации.Вычисляют
массовую долю примесей.
Применяют полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач.
3
Явления,
происходящие с
веществами
11
20
7
2
3
Различают понятия «чистое вещество» и «смесь веществ». Характеризуют и сравнивают
смеси.Осваивают на практике способы разделения смеси.
Выполняют манипуляции по разделению гетерогенной смеси в ходе практического занятия.
Фиксируют наблюдения и формулируют выводы из наблюдаемых опытов.
Наблюдают
и
описывают
химические
реакции
с
помощью
естественного
(русского,
родного) языка и языка химии; делают выводы из результатов проведенных химических
экспериментов (Выращивание кристаллов соли).
Наблюдают демонстрируемые учителем
физические явления, химические реакции. Различают физические явления и химические
реакции.Объясняют
признаки
химических
реакций,
явления,
сопровождающие
превращения одних веществ
в другие.Осуществляют
химические реакции в ходе
практического занятия.Фиксируют наблюдения и формулируют выводы из наблюдаемых
опытов.Описывают
превращения веществ с помощью уравнений химических реакций;
Фиксируют наблюдения в тетради. Проводят химический эксперимент, предусмотренный
лабораторными опытами. Соблюдают правила техники безопасности.
4
Рассказы по химии
3
-
-
-
-
Описывают основные этапы открытий в химии и ученых сделавших эти открытия.
5
П о в т о р е н и е
и
обобщение
3
Применяют полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач.
Итого:
35
45
12
10
6
12
Календарно-тематическое планирование
№
урока
Дата проведения
Тема урока
Планируемые результаты обучения
План
Фактически
Предметные
Метапредметные универсальные
учебные действия
Тема1«Химия в центре естествознания » 11ч.
1
06.09
Химия как часть естествознания.
Предмет химии.
Лабораторный опыт№1
Описание свойств кислорода,
уксусной кислоты, алюминия.
Демонстрации.
Определяют
понятия
«наука
химия»,
«вещество»,
«свойства
вещества»
Раскрывают значение химических
знаний
в
современной
жизни.
Оценивают
роль
химической
Регулятивные: составляют план текста; под
руководством учителя оформляют отчет,
включающий описание наблюдений, его
результаты, выводы;
Познавательные: умеют ориентироваться в
своей системе знаний;
13
1. Коллекция разных тел из одного
вещества или материала.
2.Коллекция различных тел или
фотографий тел из алюминия для
иллюстрации идеи «свойства —
применение».
науки в жизни общества.
Характеризуют
ве щ е с т ва ,
используя
их
физиче ские
свойства.
отличать новое от уже известного с помощью
учителя;
Коммуникативные: включаются в диалог и
коллективное
обсуждение
с
учителем
и
сверстниками, проблем и вопросов;
2
13.09
Наблюдение и эксперимент как
методы изучения естествознания и
химии
Лабораторный опыт№2
Строение пламени свечи
Демонстрации.
3. Учебное оборудование,
используемое на уроках физики,
биологии, географии и химии.
Описывают
м е т о д ы
и з у ч е н и я
естествознания и химии.
Характеризуют условия
проведения наблюдения.
Раскрывают значение гипотезы
как предположение, объясняющее
или предсказывающее протекание
наблюдаемого явления.
Регулятивные:
определяют
цель
учебной
деятельности,
в
сотрудничестве
с
учителем
планируют пути достижения познавательных
задач;
П о з н а в а т е л ь н ы е : анализируют
изучаемые объекты;извлекают
необходимую
информацию;
Коммуникативные:
формируют
умение
сотрудничать в паре;
3
20.09
Практическая работа №1.
Знакомство с лабораторным
оборудованием.
Правила техники безопасности
Умеют обращаться с
лабораторным оборудованием в
ходе практического занятия.
Соблюдают правила техники
безопасности при проведении
наблюдений и опытов;
Регулятивные:
определяют
иформулируют
ц е л ь учебной
деятельности
с
помощью
учителя;
Познавательные: выполняют практическую
работу под руководством учителя;
Коммуникативные:
ф о р м и р у ю т
способность к сотрудничеству при работе в
парах;
4
27.09
Практическая работа №2.
Наблюдение за горящей свечой.
Устройство и работа спиртовки.
Описывают устройство спиртовки.
Соблюдают правила обращения с
нагревательными приборами.
Регулятивные:определяют
и
формулируют
цель учебной деятельности;
Познавательные:выполняют
практическую
работу под руководством учителя;фиксируют
результаты наблюдений, делают выводы.
Коммуникативные:
ф о р м и р у ю т
способность к сотрудничеству при работе в
парах;
14
5
04.10
Моделирование
Демонстрации.
4. Электрофорная машина в
действии. 5. Географические
модели (глобус, карта).
6.Биологические модели (муляжи
органов и систем органов растений,
животных и человека).7.
Физические и химические модели
атомов, молекул веществ и их
кристаллических решеток.
Характеризуют модели как
абстрагированные копии изучаемых
объектов и процессов.
Различают модели в физике,
биологические модели и модели в
химии.
Регулятивные:
в ы я в л я ю т
п р о б л е м у ,
определяют цель учебной деятельности;
Познавательные:с т р о я т
л о г и ч е с к о е
рассуждение,
включающее
установление
причинно-следственных связей;
создают схематические модели с выделением
существенных характеристик объекта.
Коммуникативные: включаются в диалог и
коллективное
обсуждение
с
учителем
и
сверстниками, проблем и вопросов;
6
11.10
Химические знаки и формулы
Демонстрации.
8.Объемные и шаростержневые
модели молекул воды, углекислого
и сернистого газов, метана.
ДЭ. Изготовление моделей молекул
из пластилина
Объясняют необходимость
использования знаков химических
элементов; происхождение знаков
химических элементов.
Характеризуют важнейшие
химические понятия: химический
элемент, классификация веществ
(на простые и сложные вещества).
Регулятивные:обосновывают
правильность
своих
действий
с
помощью
построенных
алгоритмов;
Познавательные:
ф о р м и р у ю т
у м е н и е
анализировать,
синтезировать
и
сравнивать
информацию;
Коммуникативные: учитывают разные
мнения и интересы и обосновывают
собственную позицию.
7
18.10
Химия и физика
Лабораторный опыт№3
Наблюдение броуновского
движения частичек черной
туши под микроскопом.
Демонстрации.
9. Образцы твердых
веществ кристаллического
строения.
10. Модели кристаллических
решеток.
ДЭ. Диффузия сахара в воде.
Раскрывают смысл химических
понятий «атом», «молекула»,
«ион».
Определяют понятие
«кристаллическая решетка»
Характеризуют связь между
составом, строением и
свойствами веществ;
Объясняют универсальность
молекулярно-кинетической
теории.
Регулятивные:определяют
цель
учебной
деятельности;
Познавательные: строят
логиче ское
рассуждение,
включающее
установление
причинно-следственных связей;
Коммуникативные:
формируют
ум е н и я
с а м о с т о я т е л ь н о
в ы с т р а и в а т ь
с в о ю
деятельность
в
соответствии
с
целями,
поставленными учителем;
8
25.10
Агрегатные состояния веществ
Демонстрации.
Определяют понятие об агрегатном
состоянии
Регулятивные: обосновывают правильность
своих
действий
с
помощью
построенных
15
11. Три агрегатных состояния воды.
12. Переливание углекислого газа в
стакан, уравновешенный на весах.
13.Коллекция кристаллических и
аморфных веществ и изделий из
них.
ДЭ. Опыты с пустой закрытой
пластиковой бутылкой
вещества. Характеризуют
газообразные, жидкие и твердые
вещества. Различают физические и
химические явления.
алгоритмов;
Познавательные:ф о р м и р у ю т
у м е н и е
анализировать,
синтезировать
и
сравнивать
информацию;
Коммуникативные: формулируют и
отстаивают свою точку зрения, подкрепляя ее
научными знаниями;
9
08.11
Химия и география
Лабораторный опыт№4
Изучение гранита с помощью
увеличительного стекла.
Демонстрации.
14. Коллекция минералов (лазурит,
корунд, халькопирит, флюорит,
галит). 15. Коллекция горных пород
16. Коллекция горючих ископаемых
(нефть, каменный уголь, сланцы,
торф).
Описывают геологическое строение
планеты Земля: ядро, мантия,
литосфера.
Характеризуют минералы и горные
породы.
Различают магматические
и осадочные (органические и
неорганические, в том числе и
горючие) породы
Регулятивные:самостоятельно
анализируют
условия
достижения
цели
на
основе
учёта
выделенных учителем ориентиров действия в
новом учебном материале;
Познавательные:
а н а л и з и р у ю т
изучаемые объекты;
извлекают необходимую информацию;
Коммуникативные:ф о р м у л и р у ю т
и
отстаивают свою точку зрения, подкрепляя ее
научными знаниями;
10
15.11
Химия и биология
Лабораторный опыт№5
Обнаружение жира в семенах
подсолнечника и грецкого ореха.
№6. Обнаружение эфирных масел в
апельсиновой корке.
№7. Обнаружение крахмала и белка
(клейковины) в пшеничной муке.
Демонстрации.
17. Спиртовая
экстракция хлорофилла из зеленых
листьев.
Описывают химический состав
живой клетки: неорганические
(вода и минеральные соли) и
органические (белки, жиры,
углеводы, витамины) вещества.
Характеризуют биологическую
роль воды в живой клетке, роль
хлорофилла в фотосинтезе.
Объясняют биологическое
значение жиров, белков, эфирных
масел, углеводов и витаминов для
жизнедеятельности организмов.
Регулятивные: определяют
цель
учебной
деятельности,
в
сотрудничестве
с
учителем
планируют пути достижения познавательных
задач;
Познавательные: осуществляют
описание
объекта,
выделяют
признаки
изучаемого
объекта;
развивают
умение
проводить
наблюдения,
фиксировать результаты и на их основании
делать выводы;
Коммуникативные: строят
монологическое
в ы с ка зы ва ние
с р ед с тва м и
у с тно й
и
письменной речи.
16
11
22.11
Качественные реакции в химии
Лабораторный опыт№8
Обнаружение
углекислого
газа в
выдыхаемом
воздухе
с
помощью
известковой воды.
Демонстрации.
18.Качественная реакция на
кислород. 19.Качественная реакция
на углекислый газ.
ДЭ.
Обнаружение
крахмала
в
продуктах питания.
Раскрывают понятие о качественных
реакциях
как о реакциях, воспринимаемых
органолептически с помощью зрения,
слуха, обоняния.
Распознают опытным путем кислород
и углекислый газ.
Р е г ул я т и в н ы е : о п р е д е л я ю т
ц е л ь
деятельности,
анализируют
процесс
и
результаты своей деятельности;
Познавательные: осуществляют
описание
объекта,
выделяют
признаки
изучаемого
о б ъ е к т а ; развивают
умение
проводить
наблюдения, фиксировать результаты и на их
основании делать выводы;
Коммуникативные: самостоятельно
сотрудничают в паре; выражают свои мысли с
до статочной
полнотой
и
точ н о с т ь ю ,
обосновывают свои суждения;
Тема 2 «Математика в химии» 7ч.
12
29.11
Относительные атомная и
молекулярная массы
Вычисляют относительную атомную
масса химических элементов.
Умеют рассчитывать относительную
молекулярную массу вещества по
формуле.
Регулятивные:
самостоятельно
решают
предложенные учебные задачи;
Познавательные:
используют
знаково-
символические средства, в том числе моделей
и схем для решения задач.
Коммуникативные: формулируют и
отстаивают свою точку зрения, подкрепляя ее
научными знаниями;
13
06.12
Массовая доля элемента в сложном
веществе
Вычисляют массовую долю
химического элемента (w) в сложном
веществе .
Регулятивные:
ставят
цель
деятельности,
анализируют
процесс
и
результаты
своей
деятельности;
Познавательные: используют
знаково-
символические средства, в том числе моделей
и схем для решения задач.
Коммуникативные:
о к а з ы в а ю т
в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
17
14
13.12
Чистые вещества и смеси
Демонстрации.
20. Коллекции различных видов
мрамора и изделий из него.
21.Смесь речного и сахарного песка
и их разделение. 22. Коллекция
«Нефть и нефтепродукты».
23.Коллекция бытовых смесей
(кулинарные смеси, синтетические
моющие средства, шампуни,
напитки).
Различают понятия «чистое
вещество» и «смесь веществ»
Характеризуют основные
способы разделения смесей.
Р е г у л я т и в н ы е : выявляют
п р о бл е м у,
определяют
цель,
формулируют
учебную
задачу;
Познавательные: сравнивают, анализируют,
обобщают информацию, проводят аналогии, и
делают выводы;
Коммуникативные: умеют слушать
собеседника, формулировать собственное
мнение и позицию.
15
20.12
Объемная доля газа в смеси
Демонстрации.
24. Диаграмма объемного состава
воздуха.
25. Диаграмма объемного состава
природного газа.
Раскрывают понятие об объемной
доле ( ϕ ) компонента газовой смеси.
Характеризуют состав воздуха и
природного газа.
Вычисляют объем компонента
газовой смеси по его объемной доле и
наоборот
Регулятивные:
самостоятельно
решают
предложенные учебные задачи;
Познавательные: определяют
адекватные
способы решения учебной задачи на основе
заданных алгоритмов.
Коммуникативные:
о к а з ы в а ю т
в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
16
27.12
Массовая доля вещества в растворе
Вычисляют массовую долю
растворенного вещества в
растворе, массу растворенного
вещества и воды для
приготовления раствора
определенной концентрации.
Регулятивные:
адекватно
самостоятельно
оценивают
правильность
выполнения
действия и вносят необходимые коррективы;
Познавательные: о с у щ е с т в л я ю т
в ы б о р
наиболее
эффективных
способов
решения
задач в зависимости от конкретных условий;
Коммуникативные: осуществляют взаимный
контроль
и
оказывают
в
сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
18
17
17.01
Практическая работа № 3
Приготовление раствора с заданной
массовой долей растворенного
вещества
Вычисляют массовую долю
растворенного вещества в
растворе;
Применяют приобретённые
знания и умения в практической
деятельности и повседневной
жизни.
Регулятивные: определяют цель
деятельности, анализируют процесс и
результаты своей деятельности;
Познавательные: проводят наблюдения,
фиксируют результаты и на их основании
делают выводы;
Коммуникативные: самостоятельно
организуют учебное взаимодействие в паре.
18
24.01
Массовая доля примесей
ДЭ. Изучение состава
некоторых бытовых и
фармацевтических
препаратов, содержащих
определенную долю примесей, по
их этикеткам.
Определяют понятие о чистом
веществе и примеси. Различают
массовую долю примеси (w) в
образце исходного вещества.
Вычисляют массу основного
вещества по массе вещества,
содержащего определенную
массовую долю примесей.
Регулятивные:
адекватно
самостоятельно
оценивают
правильность
выполнения
действия и вносят необходимые коррективы;
Познавательные: используют
знаково-
символические средства, в том числе моделей
и схем для решения задач.
Коммуникативные: осуществляют взаимный
контроль
и
оказывают
в
сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
Тема 3 «Явления, происходящие с веществами» 11ч.
19
31.01
Разделение смесей.
Лабораторный опыт№9.
Изготовление фильтра.
Демонстрации. 26. Разделение
смеси порошков серы и железа. 27.
Разделение смеси порошков серы и
песка. 28.Разделение смеси воды и
растительного масла с помощью
делительной воронки.
29. Фильтрование
ДЭ Разделение смеси сухого молока
и речного песка. Отстаивание
взвеси порошка для чистки посуды
в воде и ее декантация.
Различают понятия «чистое
вещество» и «смесь веществ»
Характеризуют основные
способы разделения смесей.
Регулятивные:
о п р е д е л я ю т
ц е л ь
деятельности,
анализируют
процесс
и
результаты своей деятельности;
Познавательные:сравнивают,
анализируют,
обобщают информацию, проводят аналогии, и
делают выводы;
Коммуникативные:умеют
с л у ш а т ь
собеседника,
формулировать
собственное
мнение и позицию.
20
07.02
Дистилляция или перегонка
Демонстрации.
33 Получение
Объясняют дистилляцию как процесс
выделения вещества из жидкой
смеси. Характеризуют
Регулятивные:
о п р е д е л я ю т
ц е л ь
деятельности,
анализируют
процесс
и
результаты своей деятельности;
19
дистиллированной воды с помощью
лабораторной установки.
34. Коллекция «Нефть и
нефтепродукты».
35. Разделение смеси перманганата
и дихромата калия способом
кристаллизации.
кристаллизацию и выпаривание.
Приводят примеры дистилляции
жидкостей и области применения
дистиллированной воды.
Познавательные: сравнивают, анализируют,
обобщают информацию, проводят аналогии, и
делают выводы;
Коммуникативные: умеют слушать
собеседника, формулировать собственное
мнение и позицию.
21
14.02
Практическая работа № 4
Выращивание кристаллов соли
Умеют выращивать кристаллы
поваренной соли и медного
купороса.
Регулятивные: определяют цель
деятельности, анализируют процесс и
результаты своей деятельности;
Познавательные: проводят наблюдения,
фиксируют результаты и на их основании
делают выводы;
Коммуникативные: включаются в диалог и
коллективное обсуждение с учителем и
сверстниками, проблем и вопросов;
22
21.02
Практическая работа № 5
Очистка поваренной соли.
Выполняют манипуляции по
разделению гетерогенной смеси.
Регулятивные: соотносят цели и результаты
своей деятельности; определяют степень
успешности работы;
Познавательные: выполняют практическую
работу под руководством учителя; фиксируют
результаты наблюдений, в виде схем и
рисунков; делают выводы.
Коммуникативные: формируют
способность к сотрудничеству и
взаимопомощи при работе в парах;
23
28.02
Химические реакции. Условия
протекания и прекращения
химических реакций.
Демонстрации.
36. Взаимодействие порошков
железа и серы при нагревании.
38. Каталитическое разложение
пероксида водорода
39. Ферментативное разложение
пероксида водорода с помощью
Различают физические и
химические явления.
Характеризуют сущность
химических явлений по наличию
определенных признаков и
объясняют их отличие от явлений
физических.
Регулятивные:
в ы я в л я ю т
п р о б л е м у ,
определяют цель,
формулируют
учебную
задачу;
Познавательные: сравнивают, анализируют,
обобщают информацию и делают выводы;
Коммуникативные: включаются в диалог и
коллективное
обсуждение
с
учителем
и
сверстниками, проблем и вопросов;
20
каталазы. 40. Кислотный
огнетушитель.
24
07.03
Признаки химических реакций
Лабораторный опыт№10
Изучение устройства зажигалки и
ее пламени.
Характеризуют признаки химических
реакций.
Регулятивные:
о п р е д е л я ю т
ц е л ь
деятельности,
анализируют
процесс
и
результаты своей деятельности;
Познавательные: сравнивают, анализируют,
обобщают информацию, проводят аналогии, и
делают выводы;
Коммуникативные: умеют слушать
собеседника, формулировать собственное
мнение и позицию.
25
14.03
Практическая работа № 6
Изучение процесса коррозии железа
Характеризуют влияние внешних
факторов на скорость коррозии
железа.
Р е г ул я т и в н ы е : о п р е д е л я ю т
ц е л ь
деятельности,
анализируют
процесс
и
результаты своей деятельности;
Познавательные:
проводят
наблюдения,
фиксируют
результаты
и
на
их
основании
делают выводы;
Коммуникативные: включаются в диалог и
коллективное
обсуждение
с
учителем
и
сверстниками, проблем и вопросов;
26
21.03
Признак химических реакций –
изменение цвета
Демонстрации.
41. Реакция нейтрализации
окрашенного фенолфталеином
раствора щелочи кислотой.
42. Взаимодействие
растворов перманганата и дихромата
калия с раствором сульфита натрия.
Характеризуют признаки химических
реакций.
Умеют наблюдать за химическими
явлениями и делать выводы.
Регулятивные: планируют своё действие в
соответствии с поставленной задачей;
Познавательные: осуществляют анализ
объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
Коммуникативные: формулируют и
отстаивают свою точку зрения, подкрепляя ее
научными знаниями;
27
04.04
Признак химических реакций –
образование осадка.
Демонстрации.43. Получение
осадка гидроксида меди (П) или
гидроксида железа(Ш) реакцией
обмена.
44. Растворение полученных
осадков гидроксидов металлов в
Характеризуют признаки химических
реакций.
Умеют наблюдать за химическими
явлениями и делать выводы.
Регулятивные::
определяют
цель
учебной
деятельности,
в
сотрудничестве
с
учителем
планируют пути достижения познавательных
задач;
Познавательные:сравнивают,
анализируют,
обобщают информацию и делают выводы;
Коммуникативные:формируют
умение
сотрудничать в паре;
21
кислоте.
28
11.04
Признак химических реакций –
образование газов.
Демонстрации
45.Получение углекислого
газа взаимодействием раствора
карбоната натрия с кислотой.
Характеризуют признаки химических
реакций.
Умеют наблюдать за химическими
явлениями и делать выводы.
Регулятивные: планируют своё действие в
соответствии с поставленной задачей;
Познавательные: осуществляют анализ
объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
Коммуникативные: формулируют и
отстаивают свою точку зрения, подкрепляя ее
научными знаниями;
29
18.04
Обобщение и актуализация
знаний по теме «Явления,
происходящие с веществами»
Применяют полученные знания
для решения задач
Регулятивные: принимают
и
сохраняют
учебную задачу; планируют свое действие в
соответствии
с
поставленной
задачей
и
условиями ее реализации;
Познавательные:
с и с т е м а т и з и р у ю т ,
анализируют,
обобщают
и
интерпретируют
информацию,
содержащуюся
в
готовых
информационных объектах;
Коммуникативные:
о с у щ е с т в л я ю т
взаимоконтроль
и
взаимопомощь
по
ходу
выполнения заданий;
Тема 4 «Рассказы по химии» 3ч.
22
30
25.04
Ученическая конференция
«Выдающиеся русские ученые-
химики»
Описывают основные этапы
открытий в химии и ученых
сделавших эти открытия.
Описывают основные этапы
открытия Д. И. Менделеевым
периодического закона и
периодической системы
химических элементов, жизнь и
многообразную научную
деятельность учёного;
Р е г у л я т и в н ы е : самостоятельно
обнаруживают
и
формулируют
учебную
проблему,
определять
цель
у ч е б н о й
деятельности;
Познавательные: формируют умение видеть
и анализировать проблему, находить способы
решения и выхода из проблемной ситуации,
аргументировано излагать свои мысли;
Коммуникативные: формулируют и
отстаивают свою точку зрения, подкрепляя ее
научными знаниями;
31
02.05
«Мое любимое химическое
вещество» Защита презентаций.
Описывают историю открытия,
получения и значения основных
химических веществ.
Р е г у л я т и в н ы е : самостоятельно
обнаруживают
и
формулируют
учебную
проблему,
определять
цель
у ч е б н о й
деятельности;
Познавательные: формируют умение видеть
и анализировать проблему, находить способы
решения и выхода из проблемной ситуации,
аргументировано излагать свои мысли;
Коммуникативные: формулируют и
отстаивают свою точку зрения, подкрепляя ее
научными знаниями;
32
16.05
Конкурс ученических проектов,
посвященный исследованиям
в области химических реакций.
Проводят исследования в области
химических реакций: фотосинтез,
горение и медленное окисление,
коррозия металлов и способы
защиты от нее.
Регулятивные: планируют своё действие в
соответствии с поставленной задачей;
Познавательные: осуществляют анализ
объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
Коммуникативные: формулируют и
отстаивают свою точку зрения, подкрепляя ее
научными знаниями.
Тема 5 «Повторение и обобщение» 3ч.
23
33
16.05
Повторение и обобщение по теме
«Химия в центре
естествознания»
Применяют полученные знания и
сформированные умения для
решения учебных задач.
Регулятивные: самостоятельно решают
предложенные учебные задачи; соотносят
цели и результаты своей деятельности.
Познавательные: применяют полученные
знания при решении учебно– познавательных
и учебно-практических задач.
Коммуникативные: осуществляют
взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу
выполнения задания
34
23.05
Повторение и обобщение по теме
«Математика в химии»
Применяют полученные знания и
сформированные умения для
решения учебных задач.
Регулятивные: самостоятельно решают
предложенные учебные задачи; соотносят
цели и результаты своей деятельности.
Познавательные: применяют полученные
знания при решении учебно - познавательных
и учебно-практических задач.
Коммуникативные: осуществляют
взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу
выполнения задания
35
23.05
Повторение и обобщение по теме
«Явления, происходящие с
веществами»
Применяют полученные знания и
сформированные умения для
решения учебных задач.
Регулятивные: самостоятельно решают
предложенные учебные задачи; соотносят
цели и результаты своей деятельности.
Познавательные: применяют полученные
знания при решении учебно - познавательных
и учебно-практических задач.
Коммуникативные: осуществляют
взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу
выполнения задания
24