Напоминание

Общий курс фортепиано для учащихся с ограниченными возможностями


Автор: Уразова Юлия Маратовна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Долинск Сахалинской области
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Общий курс фортепиано для учащихся с ограниченными возможностями
Раздел: дополнительное образование





Назад




Пояснительная записка

В современном мире

преподаватель часто сталкивается с проблемой

обучения

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья.

Повсеместно

вводится инклюзивное образование.

Главная цель многих родителей – стремление к тому, чтобы ребенок с ОВЗ

воспитывался

и

обучался

вместе

со

сверстниками

не

только

в

стенах

общеобразовательной школы, но также и в дополнительном образовании.

Занятия музыкой воспитывает волю и дисциплину, помогает правильно

распределять свое время. Постепенно развиваясь, ребенок с ОВЗ расширяет

круг

знаний,

умений

и

навыков,

что

позволяет

ему

познакомиться

с

произведениями великих классиков и современных композиторов, находится в

социуме и не чувствовать себя некомфортно среди сверстников, занимающихся

также искусством.

Срок реализации программы ДООП «Общий курс фортепиано» – 7 лет.

Цель

программы

создание

условий

для

раскрытия

творческой

самореализации учащегося с ОВЗ.

Задачи программы -

научить ребенка с ОВЗ музицировать с учетом его

ограниченных возможностей.

Представленная

адаптированная программа

по обучению игре на

фортепиано детей с ограниченными возможностями здоровья предназначена

для

детей

с

нарушением

опорно-двигательного

аппарата,

а

именно

с

врожденным недоразвитием пальцев левой кисти.

Программа направлена на развитие исполнительских навыков

игры на

фортепиано, а также развитие общемузыкальных и общекультурных качеств

учащегося.

В

ходе

обучение

ученик

знакомится

с

различными

жанрами

и

видами музыкальных произведений, учится понимать их содержание, точно и

грамотно воспроизводить текст музыкальных произведений с учетом своих

ограниченных возможностей.

Данная адаптированная программа реализуется в МБУ ДО «Детская школа

искусств» г. Долинска с 1 сентября 2017 года.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» Г. ДОЛИНСКА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

ОП. 01 «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»

УП.03 Рабочая программа по учебному предмету

«Общий курс фортепиано»

для учащихся с ограниченными возможностями здоровья

1-7 классов

Вид: учебная программа

Уразова Юлия Маратовна, преподаватель фортепиано

Долинск

2017 г.

Структура программы учебного предмета

I.

Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе

- Срок реализации учебного предмета

-

Объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

образовательной организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Методы обучения

-

Описание

материально-технических

условий

реализации

учебного

предмета

II.

Содержание учебного предмета

- Годовые требования

- Учебно-тематический план

III.

Требования к уровню подготовки учащихся

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание

- Критерии оценки

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

VI.

Список учебной и методической литературы

- Список учебной литературы

- Список методической литературы

3

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в

образовательном процессе

Данная

адаптированная

дополнительная

о б щ е р а з в и в а ю щ а я

общеобразовательная программа для детей с ограниченными возможностями

здоровья (ОВЗ) в области музыкального искусства разработана на основе:

1.

Федерального закона

от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации», регулирующий процесс образования детей с

ограниченными

возможностями

здоровья

с

учетом

особенностей

их

психофизического

развития,

индивидуальных

возможностей

и

при

необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и их

социальную адаптацию.

2.

Методических

рекомендаций

по

реализации

дополнительных

общеобразовательных

программ,

способствующих

социально-

психологической реабилитации, профессиональному самоопределению

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

включая

детей-

инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей.

3.

Дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы

в

области

музыкального

искусства

«Основы

музыкального

исполнительства (фортепиано).

В современном мире

преподаватель часто сталкивается с проблемой

обучения

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья.

Повсеместно

вводится

инклюзивное

образование.

Главная

цель

многих

родителей

стремление к тому, чтобы ребенок с ОВЗ воспитывался и обучался вместе со

сверстниками не только в стенах общеобразовательной школы, но также и в

дополнительном образовании.

Детская школа искусств является центром гармоничного развития детей, в

котором музыкальное воспитание играет немаловажную роль. Главной задачей

музыкального воспитания является не столько обучение музыке само по себе,

сколько

воздействие

через

музыку

на

весь

духовный

мир

человека,

его

нравственность.

Целью

преподавателя

является

создание

условий

для

личностного развития и реализации творческих способностей детей с самыми

различными музыкальными данными и возможностями по состоянию здоровья.

Постепенно развиваясь, ребенок с ОВЗ расширяет круг знаний, умений и

навыков,

что

позволяет

ему

познакомиться

с

произведениями

великих

классиков и современных композиторов, находится в социуме и не чувствовать

себя некомфортно среди сверстников, занимающихся также искусством.

Индивидуальные

занятия

с

особенным

ребенком

являются

основой

саморазвития личности.

Обучение игре на фортепиано воспитывает волю и дисциплину, помогает

правильно распределять свое время.

Занятия музыкой способствуют развитию математических способностей,

логики.

Игра на инструменте требует координацию руки и глаз, что улучшает

общую координацию человека.

Занятия в классе фортепиано развивают коммуникативные навыки.

Представленная

адаптированная программа

по обучению игре на

фортепиано детей с ограниченными возможностями здоровья предназначена

для

детей

с

нарушением

опорно-двигательного

аппарата,

а

именно

с

врожденным недоразвитием пальцев левой кисти.

Срок реализации учебного предмета

При

реализации

программы

учебного

предмета

«Общий

курс

фортепиано» со сроком обучения 7 лет, продолжительность учебных занятий в

первом классе составляет 34 недели, со 2 по 7 классы составляет 35 недель.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательной организации на реализацию учебного предмета.

Общая трудоемкость учебного предмета «Общий курс фортепиано» при

7- летнем сроке обучения составляет 976 часов. Из них: 488 часов – аудиторные

занятия, 488 часов – самостоятельная работа.

Недельная нагрузка в часах:

1-7 классы – по 2 часа в неделю.

Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):

1-7 классы – по 2 часа в неделю.

Сведения о затратах учебного времени

Таб.1

Вид

учебной

работы,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего

часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

5-й год

6-й год

7-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Количество

недель

16

18

16

19

16

19

16

19

16

19

16

19

16

19

Аудиторные

занятия

32

36

32

38

32

38

32

38

32

38

32

38

32

38

488

Самостоятельн

ая работа

32

36

32

38

32

38

32

38

32

38

32

38

32

38

488

Максимальная

учебная

нагрузка

64

72

64

76

64

76

64

76

64

76

64

76

64

76

976

Форма проведения учебных занятий

Основной

формой

организации

работы

являются

индивидуальные

занятия. Эта форма создает необходимые условия для всестороннего изучения,

развития и воспитания каждого ребенка, объективной оценке его возможностей

с учетом психофизических особенностей.

Продолжительность урока – 40 минут, 2 раза в неделю.

Цели и задачи учебного предмета

Цель программы –

развитие мотивации детей с ОВЗ к познанию и

творчеству, содействие личностному самоопределению обучающихся. Цель

преподавателя – создание условий для личностного развития и реализации

творческих

способностей

детей

с

самыми

различными

музыкальными

данными.

Задачи программы:

1.

Научить ребенка с ОВЗ музицировать с учетом его ограниченных

возможностей.

2.

Развить

творческие

исполнительские

и

импровизационные

способности, используя сохраненные функции организма.

3.

Во спитывать

творче скую

активно сть,

о т в е т с т в е н н о с т ь ,

исполнительскую волю, хороший музыкальный вкус.

4.

Формировать

навыки

коммуникативного

общения

через

создание

ситуации успеха, обстановки доброжелательности и сотрудничества с

целью социализации особенных детей.

5.

Расширять музыкальный кругозор учащихся с ОВЗ.

Указанные задачи программы определяют содержание, формы, методы

индивидуальной учебно-воспитательной работы.

Методы обучения

Для

достижения

поставленной

цели

и

реализации

задач

предмета

используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение приемов игры на инструменте);

-

эмоциональный

(подбор

ассоциаций,

образов,

художественные

впечатления);

- метод поощрения – для поддержания интереса к занятиям, для успешной

самореализации

ученика

очень

важно

вовремя

стимулировать

интерес

к

познавательной

деятельности:

похвалить,

поощрить

грамотой,

рассказать

родителям об его успехах.

Описание материально – технических условий реализации учебного

предмета

Материально-техническая база МБУ ДО «Детская школа искусств» г.

Долинска

соответствует

санитарным

и

противопожарным

нормам,

нормам

охраны

труда.

Класс

оборудован

музыкальными

инструментами,

наличие

нотной литературы, методической литературы, компьютер.

II.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Годовые требования

Музыкальное обучение, формирование и развитие художественного вкуса

основывается

на

изучении

произведений

отечественных

и

зарубежных

композиторов,

народной,

классической,

эстрадной

и

джазовой

музыки.

Успеваемость и развитие учащегося зависит от целесообразно составленного

индивидуального репертуарного плана, в котором должно быть предусмотрено

последовательное гармоничное развитие ребенка, учтены его индивидуальные

особенности,

как

физические,

так

и

психологические.

Педагогические

требования к учащимся должны быть дифференцированы. В зависимости от

индивидуальных способностей ребенка преподаватель может корректировать

программные требования.

Первый год обучения

Ознакомление

с

инструментом

«фортепиано»,

основными

приемами

игры, знакомство со штрихами non legato,

legato,staccato. Знакомство с нотной

грамотой, музыкальными терминами. Подбор по слуху музыкальных попевок,

детских песенок. Упражнение на постановку руки, развитие пальцевой техники,

приемов звукоизвлечения, владение основными видами штрихов.

Внимание

учащихся

младших

классов

неустойчиво,

мышление

конкретно-образное,

поэтому

ими

запоминается

материал

интересный,

конкретный и яркий. В это время детей надо знакомить боьше с программной

музыкой, чтобы они при исполнении смогли создавать различные образы.

Разучивание в течение года 10-12 разнохарактерных произведений из

сборников

для

подготовительного

и

первого

класса

для

обучения

игре

на

фортепиано.

Чтение с листа легкого нотного текста.

Знакомство со строением мажорной и минорной гамм.

Знание понятий скрипичный и басовый ключи, длительности, размеры,

мажорная и минорная гамма.

Промежуточная аттестация проводится в виде академического концерта

во втором полугодии.

Обязательно ежеурочное использование «физкультминутки» - 5-10 минут

по самочувствию ребенка (пальчиковая и дыхательная гимнастика)

Требования могут меняться как в сторону облегчения, так и в сторону

усложнения, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Второй год обучения

Продолжение работы над звукоизвлечением, над техническими приемами

игры на фортепиано. Чтение с листа. Игра в ансамбле.

Разучивание

в

течение

года

8-10

разнохарактерных

пьес

за

1-2

год

обучения из сборников для фортепиано с упрощением левой руки.

Аттестация проводится в конце каждой четверти: в 1, 2, 3 четвертях по

результатам текущего контроля и контрольным урокам, в 4 четверти в виде

зачета с оценкой или академического концерта.

Обязательно ежеурочное использование «физкультминутки» - 5-10 минут

по самочувствию ребенка (пальчиковая и дыхательная гимнастика)

Требования могут меняться как в сторону облегчения, так и в сторону

усложнения, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Третий год обучения

В

третьем

классе

можно

включать

в

репертуар

пьесы

с

педалью.

Знакомство с педалью.

Разучивание

8-10

разнохарактерных

пьес

за

2-3

год

обучения

из

сборников для фортепиано с упрощением левой руки.

Аттестация проводится в конце каждой четверти: в 1, 2, 3 четвертях по

результатам текущего контроля и контрольным урокам, в 4 четверти в виде

зачета с оценкой или академического концерта.

Обязательно ежеурочное использование «физкультминутки» - 5-10 минут

по самочувствию ребенка (пальчиковая и дыхательная гимнастика)

Требования могут меняться как в сторону облегчения, так и в сторону

усложнения, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Четвертый год обучения

В

течение

учебного

года

преподаватель

должен

проработать

с

обучающимся 8-10 различных произведений за 2-3 год обучения с упрощением

левой руки.

Аттестация проводится в конце каждой четверти: в 1, 2, 3 четвертях по

результатам текущего контроля и контрольным урокам, в 4 четверти в виде

зачета с оценкой или академического концерта.

Обязательно ежеурочное использование «физкультминутки» - 5-10 минут

по самочувствию ребенка (пальчиковая и дыхательная гимнастика)

Требования могут меняться как в сторону облегчения, так и в сторону

усложнения, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Пятый год обучения

В

течение

учебного

года

преподаватель

должен

проработать

с

обучающимся 6-8 различных произведений за 3-4 год обучения с упрощением

левой руки.

Аттестация проводится в конце каждой четверти: в 1, 2, 3 четвертях по

результатам текущего контроля и контрольным урокам, в 4 четверти в виде

зачета с оценкой или академического концерта.

Обязательно ежеурочное использование «физкультминутки» - 5-10 минут

по самочувствию ребенка (пальчиковая и дыхательная гимнастика)

Требования могут меняться как в сторону облегчения, так и в сторону

усложнения, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Шестой год обучения

В

течение

учебного

года

преподаватель

должен

проработать

с

обучающимся 6-8 различных произведений за 4-5 год обучения с упрощением

левой руки.

Аттестация проводится в конце каждой четверти: в 1, 2, 3 четвертях по

результатам текущего контроля и контрольным урокам, в 4 четверти в виде

зачета с оценкой или академического концерта.

Обязательно ежеурочное использование «физкультминутки» - 5-10 минут

по самочувствию ребенка (пальчиковая и дыхательная гимнастика)

Требования могут меняться как в сторону облегчения, так и в сторону

усложнения, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Седьмой год обучения

В течение учебного года обучающийся должен изучить 6-8 произведений

за 5-6 год обучения с упрощением левой руки.

На итоговом зачете ученик должен исполнить 2 произведения по выбору

преподавателя. Возможно исполнение ансамбля. Основная цель этого зачета

показать, насколько ученик освоил инструмент «фортепиано» и получил навыки

игры на этом инструменте.

Обязательно ежеурочное использование «физкультминутки» - 5-10 минут

по самочувствию ребенка (пальчиковая и дыхательная гимнастика).

Требования могут меняться как в сторону облегчения, так и в сторону

усложнения, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Учебно-тематический план

Первый класс

Таб.2

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Организация игрового аппарата

5

1

4

3.

Работа над игровыми приемами

10

2

8

4.

Изучение нотной грамоты. Знакомство

с клавиатурой. Изучение

длительностей нот. Знакомство с

метро-ритмом, размерами. Изучение

штрихов.

8

4

4

5.

Подбор по слуху

5

-

5

6.

Ансамблевое музицирование

5

1

4

7.

Формирование технических навыков.

Упражнения на развитие техники

4

1

3

8.

Работа над репертуаром

30

4

26

Итого

68

14

54

Содержание

1.

Вводное

занятие.

Знакомство

с

ребенком,

выявление

его

музыкальных интересов, определение способностей. Знакомство с правилами

поведения

в

ДШИ,

правилами

по

технике

безопасности

и

пожарной

безопасности.

2.

Организация игрового аппарата. Правила посадки за инструмент.

Гимнастика для постановки рук. Пальчиковая гимнастика. Подготовительные

упражнения. Упражнения на координацию движений игрового аппарата.

3.

Работа над игровыми приемами. Работа над штрихами: нон легато,

легато, стаккато. Упражнения на освобождение руки, перенос руки через октаву.

Принципы звукоизвлечения при игре разными штрихами.

4.

Изучение нотной грамоты. Знакомство с клавиатурой, октавами – их

названия и расположение на клавиатуре. Запись нот на нотном стане. Изучение

длительностей нот. Знакомство с метро-ритмом. Знакомство с размерами две

четверти,

три

четверти,

четыре

четверти.

Знакомство

с

динамическими

оттенками. Разновидности штрихов.

5.

Подбор

по

слуху.

Одной

из

важнейших

задач

является

формирование

и

развитие

слухового

аппарата

ребенка,

в

который

входят

восприятие

и

воспроизведение

мелодической

линии

и

ритма

исполняемых

преподавателем пьес, определение динамики, темпа, характера музыкального

произведения.

Для

накопления

этого

опыта

ученику

даются

несложные

упражнения – показать рукой направление движения мелодии, прохлопать ее

ритм. Важно с первых занятий приучать ребенка переносить попевки (мелодии)

в другие октавы.

6.

Ансамблевое музицирование. Получение навыков игры в ансамбле.

Игра простых ансамблей с преподавателем. Развитие чувства ритма, умения

слушать

себя

и

партнера.

Ощущение

гармонической

поддержки

в

аккомпанементе.

7.

Формирование

технических

навыков.

Упражнения

на

развитие

техники

правой

руки.

Правила

аппликатуры.

Игра

разными

пальцами

и

разными длительностями. Упражнения на разные ритмические рисунки. Работа

над техникой на примере этюдов.

8.

Работа

над

репертуаром.

Изучение

детских

п е с е н о к ,

разнохарактерных пьес, произведений разных жанров.

Список произведений:

1.

Я. Степовой «Сорока-ворона»

2.

Детская попевка «Василек»

3.

Р.н.п. «Ходит зайка по саду»

4.

Р.н.п. «Как пошли наши подружки»

5.

У. Гаджибаев Марш

6.

В. Витлин «Дед Мороз»

7.

Укр.н.п. «Журавель»

8.

Укр.н.п. «Ой лопнув обруч» в обработке И. Берковича (облегченная

левая рука)

9.

Груз.н.п. «Сулико» в обработке В. Куртиди

10.А. Розанов «Башкирская песенка»

11.Белор.н.п. «Бульба» в обработке с. Ляховицкой и Л. Баренбойма

12.Е. Ботяров «Танец»

13.А. Рубах «Воробей»

14.Д. Кабалевский «Ежик»

15.П. Берлин «Марширующие поросята»

16.Ансамбль В. Моцарт Тема вариаций I партия

17.Ансамбль Укр.н.п. «Ехал казак за Дунай» обработка В. Золотарева I

партия

18.Ансамбль Ж. Металлиди «Дом с колокольчиками» I партия

19.Ансамбль Ж. Металлиди «Дождливая песенка» I партия

20.Ансамбль Ж. Металлиди «В лодочке» I партия

21.Ансамбль В. Шаинский

«В траве сидел кузнечик» в обработке М.

Кирилловой

и

Н.

Пономаревой I в обработке М. Кирилловой и Н.

Пономаревой I партия

22.Ансамбль

А.

Пахмутова

«Кто

пасется

на

лугу»

в

обработке

М.

Кирилловой и Н. Пономаревой I партия

Второй класс

Таб.3

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Работа над игровыми приемами

10

2

8

3.

Развитие музыкальной грамотности

15

2

13

4.

Развитие технических навыков

15

2

13

5.

Работа над репертуаром

29

-

29

Итого

70

7

63

Содержание

1.

Вводное занятие. Составление плана работы с учеником. Подбор

репертуара. Знакомство с правилами поведения в ДШИ, правилами по технике

безопасности и пожарной безопасности.

2.

Работа

над

игровыми

приемами.

Работа

над

штрихами,

звукоизвлечением, артикуляцией пальцев.

3.

Развитие музыкальной грамотности. Подбор по слуху одноголосных

мелодий,

простых

детских

песенок.

Ансамблевое

музицирование.

Игра

в

ансамбле с преподавателем легких пьес.

4.

Развитие технических навыков. Игра гамм в прямом движении. Игра

этюдов.

5.

Работа над репертуаром. Работа над пьесами разных жанров.

Список произведений:

1.

Л. Моцарт «Юмореска»

2.

Ю. Щуровский «Черный ворон»

3.

Л. Моцарт «Полонез»

4.

А. Балтин «Дождь танцует»

5.

Старинный танец «Контраданс»

6.

С. Майкапар «Колыбельная сказочка»

7.

И. Кригер «Менуэт»

8.

И. Кореневская «Дожддик»

9.

В. Блок «Прибаутка»

10.Д. Шостакович «Вальс»

11.И.С. Бах «Ария»

12.А Николаев «Колобок» (облегченная лева рука)

13.Я. Сен-Люк «Бурре»

14.Д. Томпсон Этюд C-dur

15.Л Шитте Этюд C-dur

16.Д. Левидова Этюд C-dur

17.Т. Симонова «Часики»

18.В. Шаинский «Песенка про кузнечика» в обработке М. Кирилловой и Н.

Пономаревой

19.Ж. Металлиди «Кукла Барби»

20.Ж. Металлиди «Лесное чудище»

21.Ансамбль Чешская народная песня в обработке В. Неедлы I партия

22.Ансамбль А. Филиппенко «На мостике» II партия

23.Ансамбль «Дождик» в обработке С. Дементьевой-Васильевой I партия

24.Ансамбль В. Шаинский «Чунга-чанга» в обработке М. Кирилловой и Н.

Пономаревой I партия

Третий класс

Таб.4

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Работа над игровыми приемами

10

2

8

3.

Развитие музыкальной грамотности

15

2

13

4.

Развитие технических навыков

15

2

13

5.

Работа над репертуаром

29

-

29

Итого

70

7

63

Содержание

1.

Вводное занятие. Составление индивидуального плана работы с

учеником.

Подбор

репертуара.

Знакомство

с

правилами

поведения

в

учреждении, правилами по технике безопасности и пожарной безопасности.

2.

Работа

над

игровыми

приемами.

Изучение

аппликатурных

закономерностей.

Работа

над

упражнениями,

направленными

на

развитие

активности и беглости пальцев. Работа над штрихами, звукоизвлечением.

3.

Развитие музыкальной грамотности. Обучение чтению нот с листа.

Ансамблевое музицирование. Подбор по слуху.

4.

Развитие технических навыков. Игра гамм в прямом движении.

5.

Работа над репертуаром. Изучение разнохарактерных пьес.

Список произведений:

1.

Ансамбль Ж. Металлиди «Сонный слон», I партия

2.

Ансамбль Ж. Металлиди «Сорочьи новости», I партия

3.

В. Моцарт Аллегро (облегченная левая рука)

4.

Э Тамберг «Кукуют кукушки»

5.

Ж. Рамо Менуэт (облегченная левая рука)

6.

Ю. Щуровский «Петух-драчун»

7.

Ю. Щуровский Украинский танец

8.

В. Цагарейшвили «Дятел»

9.

А. Хачатурян «Скакалка»

10.Л. Альперин «Петрушка»

11.Г. Перселл Ария

12.А.Корелли Сарабанда

13.Г. Гендель Сарабанда

14.А. Лядов р.н.п. «Подлюбная»

15.Т. Симонова «Паучок»

16.Т. Симонова Вальс

17.Т. Симонова «Мячик»

18.Ансамбль Т. Симонова «Вальс кукушек» II партия

19.Т. Симонова «Кукушки»

20.Т. Симонова Старинный танец

Четвертый класс

Таб. 5

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Работа над игровыми приемами

10

2

8

3.

Развитие музыкальной

грамотности

15

2

13

4.

Развитие технических навыков

15

2

13

5.

Работа над репертуаром

29

-

29

Итого

70

7

63

Содержание

1.

Вводное занятие. Составление индивидуального плана работы с

учеником.

Подбор

репертуара.

Знакомство

с

правилами

поведения

в

учреждении, правилами по технике безопасности и пожарной безопасности.

2.

Работа

над

игровыми

приемами.

Работа

над

упражнениями,

направленными

на

развитие

активности

и

беглости

пальцев.

Работа

над

штрихами, звукоизвлечением.

3.

Развитие

музыкальной

грамотности.

Чтение

нот

с

листа.

Ансамблевое музицирование. Подбор по слуху.

4.

Развитие технических навыков. Игра гамм в прямом движении.

5.

Работа над репертуаром. Изучение разнохарактерных пьес.

Список произведений:

1.

А. Коломиец Украинский танец

2.

И. Хуторянский «Кукольный вальс»

3.

Т. Корганов «Веселые колокольчики» (облегчение левой руки)

4.

Т. Хаслингер Сонатина C dur (облегчение левой руки)

5.

А. Муха Вариации (танец зверюшек)

6.

Д. Кабалевский «Клоуны» (облегчение левой руки)

7.

Д. Кабалевский «Маленький жонглер»

8.

С. Слонимский «Под дождем мы поем»

9.

С. Прокофьев Марш соч.65

10.М Жербин Марш

11.В. Цагарейшвили «Дятел»

12.А. Хачатурян «Скакалка»

13.Л. Альперин «Петрушка»

14.Г. Перселл Ария

15.А.Корелли Сарабанда

16.Г. Гендель Сарабанда

Пятый класс

Таб. 6

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Работа над игровыми приемами

10

2

8

3.

Развитие музыкальной

грамотности

15

2

13

4.

Развитие технических навыков

15

2

13

5.

Работа над репертуаром

29

-

29

Итого

70

7

63

Содержание

1.

Вводное занятие. Составление индивидуального плана работы с

учеником.

Подбор

репертуара.

Знакомство

с

правилами

поведения

в

учреждении, правилами по технике безопасности и пожарной безопасности.

2.

Работа

над

игровыми

приемами.

Работа

над

упражнениями,

направленными

на

развитие

активности

и

беглости

пальцев.

Работа

над

штрихами, звукоизвлечением.

3.

Развитие

музыкальной

грамотности.

Чтение

нот

с

листа.

Ансамблевое музицирование. Подбор по слуху.

4.

Развитие технических навыков. Игра гамм в прямом движении.

5.

Работа над репертуаром. Изучение разнохарактерных пьес.

Список произведений:

1.

Т. Симонова «Молоточки»

2.

Т. Симонова Менуэт

3.

А.

Вивальди

«Весна»

1

ч.

Концерта

из

сюиты

«Времена

года»

в

обработке Т. Смирновой

4.

Т. Альбинони Адажио (в легком переложении)

5.

Ф Лист «Грезы любви» (Ноктюрн) (в легком переложении)

6.

Г. Гендель Сарабанда с вариациями

7.

Ансамбль М. Шмитц «Танцуем буги» II партия

8.

Ансамбль Э. Ромберг «Тихо, как при восходе солнца» II партия

9.

О. Питерсон «Зимний блюз»

10.В Лессер «Выходной день»

11.Л. Моцарт Бурре

12.В. Баркаускас «Улыбка»

13.Т. Симонова «Мальвина»

14.Т. Симонова «Клоун»

15.Л. Бетховен «Ода к радости» в обработке Т.Смирновой

16.Ансамбль М. Шмитц «Танцуем буги» (правая рука) I партия

17.Ансамбль Дж. Шеринг Колыбельная II партия

Шестой класс

Таб.7

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Работа над игровыми приемами

10

2

8

3.

Развитие музыкальной

грамотности

15

2

13

4.

Развитие технических навыков

15

2

13

5.

Работа над репертуаром

29

-

29

Итого

70

7

63

Содержание

1.

Вводное занятие. Составление индивидуального плана работы с

учеником.

Подбор

репертуара.

Знакомство

с

правилами

поведения

в

учреждении, правилами по технике безопасности и пожарной безопасности.

2.

Работа

над

игровыми

приемами.

Работа

над

упражнениями,

направленными

на

развитие

активности

и

беглости

пальцев.

Работа

над

штрихами, звукоизвлечением.

3.

Развитие

музыкальной

грамотности.

Чтение

нот

с

листа.

Ансамблевое музицирование. Подбор по слуху.

4.

Развитие технических навыков. Игра гамм в прямом движении.

5.

Работа над репертуаром. Изучение разнохарактерных пьес.

Список произведений:

1.

М. Глинка Фуга C-dur

2.

Ф.Э. Бах Фантазия d-moll (облегченная левая рука)

3.

Р. Шуман «Охотничья песенка» Соч.68 (облегченная левая рука)

4.

Г. Гендель Прелюдия из сборника «12 легких пьес»

5.

Ансамбль М. Шмитц «Оранжевые буги» II партия

6.

Ансамбль Дж. Мэндел Босса-нова «Тень твоей улыбки» переложение

Ю.Маевского

7.

А. Зейналлы «Спор»

Седьмой класс

Таб.8

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Работа над игровыми приемами

10

2

8

3.

Развитие музыкальной

15

2

13

грамотности

4.

Развитие технических навыков

15

2

13

5.

Работа над репертуаром

29

-

29

Итого

70

7

63

Содержание

1.

Вводное занятие. Составление индивидуального плана работы с

учеником.

Подбор

репертуара.

Знакомство

с

правилами

поведения

в

учреждении, правилами по технике безопасности и пожарной безопасности.

2.

Работа

над

игровыми

приемами.

Работа

над

упражнениями,

направленными

на

развитие

активности

и

беглости

пальцев.

Работа

над

штрихами, звукоизвлечением.

3.

Развитие

музыкальной

грамотности.

Чтение

нот

с

листа.

Ансамблевое музицирование. Подбор по слуху.

4.

Развитие технических навыков. Игра гамм в прямом движении.

5.

Работа над репертуаром. Изучение разнохарактерных пьес.

Список произведений:

1.

М. Шмитц Буги-бой

2.

Ансамбль Х. Росас «Джаз-вальс» II партия

3.

Ансамбль Р.Хендерсон «Шагающий бас» II партия

4.

Ансамбль Э. Линдстром «Французский счет» II партия

5.

Ансамбль Ю. Маевский «Поп» I партия

6.

А. Скрябин Канон

7.

А. Гедике Миниатюра в форме этюда Соч. 8 №4

8.

Т. Лак Этюд соч.172 №5

III.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате обучения учащийся должен приобрести комплекс важных

практических навыков:

- Осмысленное разучивание музыкального текста;

- Игра в ансамбле;

- Подбор по слуху;

- Приобретение навыков чтения нот с листа;

- Ориентирование на клавиатуре и закрепление знаний по сольфеджио;

-

Знакомство

с

разными

эпохами

и

стилями

в

музыке

на

примере

различных разнохарактерных произведений.

IV.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Контроль знаний, умений, навыков обеспечивает оперативное управление

учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и

корректирующую

функции.

Разнообразные

формы

контроля

успеваемости

учащихся

позволяют

объективно

оценить

успешность

и

каче ство

образовательного процесса.

Основными видами контроля успеваемости являются:

- текущий контроль успеваемости обучающихся;

- промежуточная аттестация;

- итоговая аттестация.

Текущая

аттестация проводится

с

целью

контроля

за

качеством

освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на

поддержание

учебной

дисциплины,

выявление

отношения

к

предмету,

на

ответственную

организацию

домашних

занятий

и

может

но сить

стимулирующий характер.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки

выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:

- отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;

- качество выполнения домашних заданий;

- инициативность и проявление самостоятельности – как на уроке, так и

во время домашней работы;

- темпы продвижения.

На

основании

результатов

текущего

контроля

выводятся

четвертные

оценки.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося

и

степень

освоения

им

учебных

задач

на

данном

этапе.

Наиболее

распространенными

формами

промежуточной

аттестации

являются

зачеты,

академические концерты, контрольные уроки, а также концерты, тематические

вечера

и

прослушивания

к

ним.

Участие

в

концертах

приравнивается

к

выступлению на академическом концерте. Отметка, полученная за концертное

исполнение, влияет на четвертную, годовую и итоговую оценку.

П р и

п р о хо ж д е н и и итоговой

атте ст ации выпускник

должен

продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными

требованиями.

Критерии оценки

Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить

уровень

освоения

материала,

предусмотренного

учебной

программой.

Основными

критериями

оценок

учащегося

с

ОВЗ,

осваивающего

общеразвивающую

программу,

является

грамотное

исполнение

авторского

текста,

художественная

выразительность,

владение

техническими

приемами

игры на инструменте.

При оценивании следует учитывать:

- физиологические возможности ученика;

-

формирование

устойчивого

интереса

к

музыкальному

искусству,

к

занятиям музыкой;

- наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах

музыкально-исполнительской

деятельности:

сольном,

ансамблевом

исполнительстве.

По итогам исполнения программы на зачете, академическом концерте,

прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Таб.9

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»

Предусмат ривает

исполнение

п р о г р а м м ы ,

соответствующей

физиологическим

особенностям,

наизусть,

выразительно;

отличное

знание

текста,

владение

штрихами,

хорошее

звукоизвлечение,

создание художественного образа.

4 («хорошо»)

Грамотно е

исполнение

в

соответ ствии

с

физиологическими

особенностями

с

наличием

мелких недочетов в тексте, штрихах, музыкальной

выразительности.

3 («удовлетворительно»)

При исполнении обнаружено плохое знание текста,

характер произведения не выявлен.

2

(«неудовлетворительно»)

Незнание наизусть нотного текста, слабое владение

навыками игры на инструменте, плохое посещение

занятий и слабая самостоятельная работа.

«Зачет» (без отметки)

Отражает

достаточный

уровень

подготовки

и

исполнения на данном этапе обучения.

V.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО

ПРОЦЕССА

В а ж н е й ш и е

п е д а го г и ч е с к и е

п р и н ц и п ы

п о с т е п е н н о с т и

и

последовательности

в

изучении

материала

требуют

от

преподавателя

применения различных подходов к учащемуся с ОВЗ, учитывающих оценку их

интеллектуальных,

физических,

музыкальных

и

эмоциональных

данных,

уровень подготовки.

Достичь более высоких результатов в обучении и развитии творческих

способностей

учащихся,

полнее

учитывать

индивидуальные

возможности

и

личностные

особенности

ребенка

позволяют

следующие

методы

дифференциации и индивидуализации:

- разработка преподавателем заданий различной трудности и объема;

- разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных

заданий;

- вариативность темпа освоения учебного материала;

- индивидуальные и дифференцированные домашние задания.

Основное

время

на

уроке

отводится

практической

работе.

Поэтому

создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.

Целесообразно составленный индивидуальный план, своевременное его

выполнение существенным образом влияют на успешность развития ученика.

Публичные выступления в форме классного концерта являются частью

учебно-воспитательного процесса и дают возможность проследить результат

обучающей,

воспитательной,

развивающей

деятельности

преподавателя

и

ученика.

Концерты, проводимые в классе, школах, детских садах дают учащимся

возможность творческой самореализации, формируют культуру сценического

поведения.

Очень важно ориентировать ребенка на успех, поэтому для публичных

выступлений даются произведения, доступные по сложности. Важно, чтобы

ученик понимал. Какую музыку он играет, какие эмоции и чувства он хочет

передать через нее.

Воспитание

целенаправленное

управление

процессом

развития

личности через создание благоприятных условий. Музыкальное воспитание –

целенаправленное

формирование

личности

ребенка

путем

воздействия

музыкальных искусств: формирование интереса, потребностей, способностей и

эстетического отношения к музыке. Целью музыкального воспитания является

формирование

музыкальной

культуры

ребенка

как

неотъемлемой

части

его

духовной культуры. На достижение этой цели должна быть направлена вся

воспитательная

работа

преподавателя:

классные

тематические

концерты,

музыкально-литературные

композиции,

праздничные

мероприятия.

Каждый

ребенок по возможности должен принять участие в таких мероприятиях как

зритель, участник или организатор.

На протяжении всего процесса обучения с родителями поддерживается

тесный контакт. Они с самого начала участвуют в воспитательном учебном

процессе.

Родители

могут

присутствовать

на

занятиях,

с

ними

проводятся

индивидуальные

беседы,

родительские

собрания

по

итогам

полугодия

и

учебного года, по организации домашней подготовки, режима занятий.

Важней шей задачей преподавателя является формирование музыкальной

культуры учащихся в процессе общения с образцами народной, классической,

современной зарубежной и отечественной музыки. Преподаватель организует

совместное

посещение

родителей

с

детьми

концертов,

выставок.

Родители

посещают все мероприятия, проводимые в классе. Вместе с детьми помогают

преподавателю

в

их

подготовке

и

проведении:

организации

фото

и

видеосъемки, подготовка чаепития.

Такие

совместные

мероприятия

сближают

преподавателя-ребенка-

родителей, учат сопереживать и помогать друг другу, развивают творческую

активность.

VI.

СПИСКИ

УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Методическая литература

1.

Алексеев А.Д. Методика фортепианной игры, изд-во Музыка – М.,

1971 г.

2.

Баренбойм

Л.

«Путь

к

музицированию»

-

Ленинград

«Советский

композитор» - 1980 г.

3.

«Вопросы музыкальной педагогики». Редактор-составитель Усов Н.А.,

изд-во Музыка – М., 1984 г.

4.

Выготский Л.С. «Психология искусства» - М., 1986 г.

5.

Данилова О.Н. «Музыкальный мир личности». – М., 1993 г.

6.

Землянский Б.А. «О музыкальной педагогике». – М., 1987 г.

7.

Зимина

А.Н.

«Основы

музыкально-эстетического

воспитания

и

развития детей младшего возраста» -М., 2000 г.

8.

Иванов А.А., Рудашевска О.В. «Пальчиковая гимнастика» - СпБ 2004 г.

9.

Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца» - М., 1981 г.

10.Кавалевская М. «Музыкальная гимнастика для пальчиков» - МПБ, 2006

11.Методические

рекомендации

по

реализации

адаптированных

дополнительных

общеобразовательных

программ,

способствующих

социально-психологической

реабилитации,

профессиональному

самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,

включая

детей-инвалидов,

с

учетом

их

особых

образовательных

потребностей

12.Назайкинский Е.В. «О психологии музыкального восприятия» - М.,

1972 г.

13.Натансон В. «Вопросы фортепианной педагогики»: вып.3. – М., 1971

14.Правило

6

Стандартных

правил

ООН

по

обеспечению

равных

возможностей для людей с ограниченными возможностями (ОВЗ)

15.Смирнов М.И., «Эмоциональный мир музыки». – М., 1983 г.

16.Смирнова Т.И. «Интенсивный курс по фортепиано: учебное пособие».

Allegro. – М., 2003

17. Смирнова Т.И. «Воспитание искусством или искусство воспитания». –

М.2001

18.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» п.28

ст.2 №273 от 29.12.2012 – ФЗ

19.Шмидт-Шкловская А.А. «О воспитании пианистических навыков». –

М., Классика XXI, 2008

20.Юдовина-Гальперина Т., «За роялем без слез, или я – детский педагог».

– СПб., 1996

Учебная литература

1.

Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой» -М., 1985 г.

2.

Алексеева

Л.Н.,

Голубева

Е.И.

«Музыкальная

грамота

в

нотных

прописях и клавишах», Москва, 2008

3.

Барахтина

Ю.В.

«Ступеньки

юного

пианиста»,

Издательство

«Окарина», Новосибирск, 2005

4.

Барсукова

С.А.

Пьесы,

сонатины,

вариации

и

ансамбли

для

фортепиано, 1-2 классы детской музыкальной школы, Ростов-на-Дону,

«Феникс», 2003

5.

Гнесина Е. «Фортепианная азбука» - М., 1972 г.

6.

«Забавные

ритмы».

Веселые

пьесы

для

фортепиано

в

4

руки.

Переложение

Ю.

Маевского.

Издательство

«Композитор»,

Санкт-

Петербург, 2005

7.

«Золотая библиотека педагогического репертуара» Сос. В. Кравцова,

М. Михайлова, Т. Шкловская. – Дека-ВС, 2001

8.

Илларионова

М.

«Прогулка

в

зоопарк»

Пьесы

в

4

руки

для

начинающих – MPI.. 2011

9.

Кириллова

М.И.,

Н.Ф.

Пономарева.

«Музицирование

в

классе

фортепиано» Выпуск 1. Издательство «Композитор», Санкт-Петербург,

2008

10.«Когда не хватает техники «Фортепианные ансамбли для детей. Сост.

Е. Медведовский.

11.Ляховицкая Ф.Ф. «Сборник пьес этюдов и ансамблей» (1, 2 ч.) – М.,

1978 г.

12.

Металлиди Ж. «Дом с колокольчиками». Пьесы для начинающих

пианистов. Издательство «Композитор», Санкт-Петербург, 1994

13.Николаев Н.В. «Школа игры на фортепиано» - М., 1999 г.

14. Симонова Т. «Чудесные клавиши». Пособие для начинающего

15.Н. Смирнова «Ансамбли для фортепиано в 4 руки»

16.Т.И.Смирнова «Мои первые песенки», Москва, 2008

17.Т.И.Смирнова «Allegro» тетради 1,3,15. Москва

18.Фортепиано

1,2,3,4,5

классы.

Под

ред.

Б.

Милич.

Киев,

«Музыкальная Украина» - 1978 г.

19.Хрестоматия

педагогического

репертуара

для

общего

курса

фортепиано

детских

музыкальных

школ.

Тетрадь

1.

Издательство

«Композитор», Санкт-Петербург, 2002

20.

Яценко

Т.

«Сольфеджио

для

самых

маленьких»,

Издательство

«Питер», 2014



В раздел образования