Автор: Карелина Татьяна Игоревна
Должность: учитель трудового обучения
Учебное заведение: ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №22"
Населённый пункт: ст. Незлобная, Георгиевский район, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мышления обучающихся, воспитанников с ОВЗ на уроках швейного дела
Раздел: среднее образование
ГКОУ
«
Специальная
(
коррекционная
)
общеобразовательная
школа
№22»
Развитие мышления обучающихся,
воспитанников с ОВЗ на уроках
швейного дела
Доклад на МО учителей трудового обучения
Выполнила учитель Карелина Т. И.
2017 год
Развитие мышления обучающихся, воспитанников с ОВЗ на уроках швейного
дела
Развитие мышления школьников на уроках швейного дела относится к числу
сложных задач трудового обучения. У большинства из них недостаточно
сформировано наглядно-образное и логическое мышление.
Наглядно-действенное мышление предполагает неразрывную связь
мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими
познаваемый объект. Оно имеет существенное значение для общего
умственного развития детей, так как представляет собой базу более сложных
видов мышления (наглядно-образного и словесно-логического).
Источник развития наглядно-образного мышления, как у нормальных, так и у
умственно отсталых детей - практическая деятельность. Развитие мышления
умственно отсталых школьников - трудная, но принципиально разрешимая
задача. Она достигается с помощью специально разработанных
олигофренопедагогикой приемов обучения. Одним из важных вопросов этого
обучения является обдуманный, методически грамотный переход от
наглядного показа к словесно - логическому обобщению.
Конкретность материала, строгая определенность в способах его
использования, наглядность, доведенная до очевидности, возможность
умозаключать всегда от конкретного, доступного непосредственному
восприятию - вот условия для развития практических ориентировок в среде,
качества, столь важного для умственно отсталого ребенка. Четкость
представлений создает условия для развития мышления - сравнений,
обобщений, выводов. При занятии швейным делом развивается
последовательность мышления. Ведь изготовление каждой вещи требует
определенной последовательности. Эта последовательность в
воспроизводящем процессе корригируется изготовляемой вещью, поделкой,
еще предварительно осмысленной учащимися. В основе деления лежат
аналитико-синтетические процессы мышления и творческого воображения.
Получая задание, ученица должна его осмыслить, это значит, во-первых, она
должна представить себе целое, затем это целое разложить на детали
(анализ), продумать те технологические операции, при помощи которых эти
детали будут выполняться, а затем изготовленные детали соединить в одно
целое (синтез). Таким образом, единый аналитико-синтетический процесс,
все время проверяемый действием, является стержнем производственного
процесса.
На развитие трудовых возможностей учащихся влияет вся система учебно-
воспитательной работы, но непосредственная их подготовка к трудовой
деятельности осуществляется на уроках швейного дела в учебных
мастерских.
Уроки швейного дела создают наиболее благоприятные условия для
исправления (коррекции) недостатков, присущих детям с нарушением
интеллекта, в трудовой и познавательной деятельности. Во всех видах
мышления встречаются такие мыслительные операции, как анализ, синтез,
сравнение, обобщение, абстрагирование. Характеризуя тот или иной вид
мышления, всегда отмечают, как протекают у человека эти мыслительные
операции. На уроках швейного дела для исследования мышления учащихся с
интеллектуальной недостаточностью используются психодиагностические
методики, такие как: «Сравнение понятий», «Установление
последовательных событий», «Исключение понятий», «Умение следовать
инструкции», «Комбинаторика», «Исследование способности устанавливать
логические связи и отношения между понятиями» и т.д.
Основными методами, развивающими мышление учащихся с умственной
отсталостью на уроках швейного дела являются наглядно-практические,
включающие ситуационное обучение, ролевые и деловые игры, метод
поощрения, погружение в материально-практическую среду, практические
работы, вводный и текущий инструктаж, экскурсии, многократное
повторение и практическое закрепление, усвоение одного и того же
материала различными методами и приемами.
Также для развития мышления учащихся с умственной отсталостью на
уроках швейного дела используется компьютер. Видеопрезентации
рассчитаны на любой тип восприятия информации. Сформировать глубокие
познавательные интересы к предмету у всех учащихся невозможно. Важно,
чтобы всем ученикам на каждом уроке швейного дела было интересно. В
этом плане особое место принадлежит занимательности, оно состоит в том,
что учитель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся
чувство удивления, обостряет их внимание и, воздействуя на эмоции
учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и
готовности к активной мыслительной деятельности независимо от знаний,
способностей и интересов.
Презентация позволяет реализовать метод кратковременных фронтально-
групповых лабораторных работ, которые одновременно выполняются всеми
учащимися класса в группах под руководством учителя. Активизация
наглядно-образного мышления достигается соответственно постановкой
вопросов, в которых обращается внимание на существенные стороны
изучаемого вопроса.
Разнообразие занимательных форм обучения на уроках швейного дела: игры,
упражнения, состязания, конкурсы, сигнальные карточки, живое, образное
описание событий, эпизода, рассказ-задача, игры-путешествия, шарады,
загадки, курьезы, шутки, конкурс на быстрое отыскание ошибок и т.д.
способствуют развитию наглядно-образного мышления учащихся с
умственной отсталостью на уроках швейного дела, располагает к
выполнению даже тех заданий, которые кажутся невыполнимыми. При
организации коррекционно-развивающей работы необходимо четко
сформулировать цели, выбрать формы работы с детьми, подобрать и
систематизировать игры и упражнения, спланировать длительность и
содержание каждого коррекционного занятия, подготовить необходимый
материал и оборудование.
Развитие наглядно-образного мышления учащихся с умственной отсталостью
на уроках швейного дела будет осуществляться эффективно, если
использовать в коррекционно-развивающей работе специальные приемы и
упражнения, направленные на формирование наглядно-образного мышления
учащихся.
С целью контроля знаний использовать различные открытые тестовые
системы или оболочки для создания новых тестов по теме или изменения
существующих. Подобные тестовые работы позволяют учащимся и учителю
быстро оценить свои знания по теме. При этом задействуются все
мыслительные операции.
В результате анализа литературы по формированию мышления у детей
старшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью на уроках
трудового обучения можно сделать следующие выводы: трудовая
деятельность служит эффективным средством коррекции умственных,
физических и личностных нарушений учащихся, а также средствами
адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы. Как известно,
любая трудовая деятельность осуществляется при участии и под контролем
познавательных процессов. В ходе выполнения трудовых заданий можно
выявить, насколько усвоил ученик знания по отдельным
общеобразовательным дисциплинам и каковы его возможности в
использовании этих знаний в практической деятельности, в частности на
уроках труда.