Напоминание

Развитие мышления обучающихся, воспитанников с ОВЗ на уроках швейного дела


Автор: Карелина Татьяна Игоревна
Должность: учитель трудового обучения
Учебное заведение: ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №22"
Населённый пункт: ст. Незлобная, Георгиевский район, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мышления обучающихся, воспитанников с ОВЗ на уроках швейного дела
Раздел: среднее образование





Назад




ГКОУ

«

Специальная

(

коррекционная

)

общеобразовательная

школа

№22»

Развитие мышления обучающихся,

воспитанников с ОВЗ на уроках

швейного дела

Доклад на МО учителей трудового обучения

Выполнила учитель Карелина Т. И.

2017 год

Развитие мышления обучающихся, воспитанников с ОВЗ на уроках швейного

дела

Развитие мышления школьников на уроках швейного дела относится к числу

сложных задач трудового обучения. У большинства из них недостаточно

сформировано наглядно-образное и логическое мышление.

Наглядно-действенное мышление предполагает неразрывную связь

мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими

познаваемый объект. Оно имеет существенное значение для общего

умственного развития детей, так как представляет собой базу более сложных

видов мышления (наглядно-образного и словесно-логического).

Источник развития наглядно-образного мышления, как у нормальных, так и у

умственно отсталых детей - практическая деятельность. Развитие мышления

умственно отсталых школьников - трудная, но принципиально разрешимая

задача. Она достигается с помощью специально разработанных

олигофренопедагогикой приемов обучения. Одним из важных вопросов этого

обучения является обдуманный, методически грамотный переход от

наглядного показа к словесно - логическому обобщению.

Конкретность материала, строгая определенность в способах его

использования, наглядность, доведенная до очевидности, возможность

умозаключать всегда от конкретного, доступного непосредственному

восприятию - вот условия для развития практических ориентировок в среде,

качества, столь важного для умственно отсталого ребенка. Четкость

представлений создает условия для развития мышления - сравнений,

обобщений, выводов. При занятии швейным делом развивается

последовательность мышления. Ведь изготовление каждой вещи требует

определенной последовательности. Эта последовательность в

воспроизводящем процессе корригируется изготовляемой вещью, поделкой,

еще предварительно осмысленной учащимися. В основе деления лежат

аналитико-синтетические процессы мышления и творческого воображения.

Получая задание, ученица должна его осмыслить, это значит, во-первых, она

должна представить себе целое, затем это целое разложить на детали

(анализ), продумать те технологические операции, при помощи которых эти

детали будут выполняться, а затем изготовленные детали соединить в одно

целое (синтез). Таким образом, единый аналитико-синтетический процесс,

все время проверяемый действием, является стержнем производственного

процесса.

На развитие трудовых возможностей учащихся влияет вся система учебно-

воспитательной работы, но непосредственная их подготовка к трудовой

деятельности осуществляется на уроках швейного дела в учебных

мастерских.

Уроки швейного дела создают наиболее благоприятные условия для

исправления (коррекции) недостатков, присущих детям с нарушением

интеллекта, в трудовой и познавательной деятельности. Во всех видах

мышления встречаются такие мыслительные операции, как анализ, синтез,

сравнение, обобщение, абстрагирование. Характеризуя тот или иной вид

мышления, всегда отмечают, как протекают у человека эти мыслительные

операции. На уроках швейного дела для исследования мышления учащихся с

интеллектуальной недостаточностью используются психодиагностические

методики, такие как: «Сравнение понятий», «Установление

последовательных событий», «Исключение понятий», «Умение следовать

инструкции», «Комбинаторика», «Исследование способности устанавливать

логические связи и отношения между понятиями» и т.д.

Основными методами, развивающими мышление учащихся с умственной

отсталостью на уроках швейного дела являются наглядно-практические,

включающие ситуационное обучение, ролевые и деловые игры, метод

поощрения, погружение в материально-практическую среду, практические

работы, вводный и текущий инструктаж, экскурсии, многократное

повторение и практическое закрепление, усвоение одного и того же

материала различными методами и приемами.

Также для развития мышления учащихся с умственной отсталостью на

уроках швейного дела используется компьютер. Видеопрезентации

рассчитаны на любой тип восприятия информации. Сформировать глубокие

познавательные интересы к предмету у всех учащихся невозможно. Важно,

чтобы всем ученикам на каждом уроке швейного дела было интересно. В

этом плане особое место принадлежит занимательности, оно состоит в том,

что учитель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся

чувство удивления, обостряет их внимание и, воздействуя на эмоции

учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и

готовности к активной мыслительной деятельности независимо от знаний,

способностей и интересов.

Презентация позволяет реализовать метод кратковременных фронтально-

групповых лабораторных работ, которые одновременно выполняются всеми

учащимися класса в группах под руководством учителя. Активизация

наглядно-образного мышления достигается соответственно постановкой

вопросов, в которых обращается внимание на существенные стороны

изучаемого вопроса.

Разнообразие занимательных форм обучения на уроках швейного дела: игры,

упражнения, состязания, конкурсы, сигнальные карточки, живое, образное

описание событий, эпизода, рассказ-задача, игры-путешествия, шарады,

загадки, курьезы, шутки, конкурс на быстрое отыскание ошибок и т.д.

способствуют развитию наглядно-образного мышления учащихся с

умственной отсталостью на уроках швейного дела, располагает к

выполнению даже тех заданий, которые кажутся невыполнимыми. При

организации коррекционно-развивающей работы необходимо четко

сформулировать цели, выбрать формы работы с детьми, подобрать и

систематизировать игры и упражнения, спланировать длительность и

содержание каждого коррекционного занятия, подготовить необходимый

материал и оборудование.

Развитие наглядно-образного мышления учащихся с умственной отсталостью

на уроках швейного дела будет осуществляться эффективно, если

использовать в коррекционно-развивающей работе специальные приемы и

упражнения, направленные на формирование наглядно-образного мышления

учащихся.

С целью контроля знаний использовать различные открытые тестовые

системы или оболочки для создания новых тестов по теме или изменения

существующих. Подобные тестовые работы позволяют учащимся и учителю

быстро оценить свои знания по теме. При этом задействуются все

мыслительные операции.

В результате анализа литературы по формированию мышления у детей

старшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью на уроках

трудового обучения можно сделать следующие выводы: трудовая

деятельность служит эффективным средством коррекции умственных,

физических и личностных нарушений учащихся, а также средствами

адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы. Как известно,

любая трудовая деятельность осуществляется при участии и под контролем

познавательных процессов. В ходе выполнения трудовых заданий можно

выявить, насколько усвоил ученик знания по отдельным

общеобразовательным дисциплинам и каковы его возможности в

использовании этих знаний в практической деятельности, в частности на

уроках труда.



В раздел образования