Напоминание

Формы методической работы, используемые в Детской школе искусств


Автор: Фарфутдинова Виктория Анатольевна
Должность: методист
Учебное заведение: Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования "Детская школа искусств" муниципального образования "Холмский городской округ"
Населённый пункт: г. Холмск, Сахалинской области
Наименование материала: методический доклад
Тема: Формы методической работы, используемые в Детской школе искусств
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств»

муниципального образования «Холмский городской округ»

Составитель: Фарфутдинова В. А.,

методист ДШИ г. Холмска

Холмск, 2014

Введение

Ведение методической деятельности – одна из должностных обязанностей

преподавателя,

работа,

направленная

на

совершенствование

образовательного

процесса,

повышение

уровня

подготовки

учащихся

и

квалификации

преподавателей. Эта область включает в себя накопление теоретических знаний и

практических навыков, изучение наработок других педагогов, анализ собственной

работы

и

обобщение

её

результатов.

В

итоге

Вы

становитесь

обладателем

уникального опыта, который может быть интересен коллегам как аналогичной,

так

и

смежных

специальностей.

Необходимость

в

организации

собственной

методической

деятельности

преподавателя

связана

с

требованием

времени:

преподаватель должен уметь быстро ориентироваться в меняющейся социально-

культурной среде; адаптировать новые технологии; разбираться в изменениях,

которые происходят в содержании той учебной дисциплины, которую он ведет;

осуществлять экспериментальную работу.

Таким

образом,

методическая

работа

является

необходимым

условием

повышения квалификации каждого преподавателя.

Основные формы методической работы

Учитывая особенности учреждения дополнительного образования детей и

конкретно – детской школы искусств, можно определить основные формы и

методы методической деятельности:

1.

Индивидуальные консультации и консультации на отделении;

2.

методические советы, семинары;

3.

нетрадиционные формы уроков (урок-концерт, лекция-концерт и т.д.);

4.

наставническая работа с молодыми преподавателями;

5.

создание репертуарных сборников;

6.

подготовка

и

чтение

докладов,

сообщений,

изучения

новых

методических разработок, пособий, программ для работы с учащимися

7.

подготовка и проведение открытых уроков, мастер-классов,

8.

организация и проведение конкурсов, викторин, выставок

Методическая

работа

может

проходить

в

виде

индивидуального

или

коллективного исследования. К индивидуальным формам методической работы

относятся рекомендации, методические разработки, доклады, сообщения, учебно-

методические пособия, рабочие программы, статьи, учебно-методические статьи и

т.д. Коллективное исследование осуществляет работу над общей проблемой и

единой

темой.

Подобная

форма

деятельности

служит

сплочению

коллектива,

повышению уровня научно-методической подготовки преподавателей.

Для

молодых

преподавателей

полезной

формой

методической

работы

является

доклад. Доклад – это краткое изложение содержания научного труда

специалистов по избранной теме, обзор литературы определенного направления.

Такой обзор должен давать читателю представление о современном состоянии

изученности

той

или

иной

научной

проблемы,

включая

сопоставление

точек

зрения специалистов, и сопровождаться собственной оценкой их достоверности и

убедительности.

Структура доклада предполагает: титульный лист, введение, основной текст,

заключение, оглавление и список использованных источников.

При подготовке методического сообщения (доклада) необходимо продумать

структуру

выступления.

Как

правило,

она

включает

следующие

разделы:

1. Введение, постановка проблемы (причем сам термин «проблема» в данном

случае

трактуется

как:

«вопрос,

требующий

изучения»).

Тема

должна

быть

актуальна, интересна и конкретна. (В выборе темы избегайте пространных и

общих

формулировок,

декларирования

азбучных

истин

типа:

«Воспитание

всесторонне развитой личности», «Необходимость эстетического воспитания».

Чем уже аспект – тем лучше). Опирайтесь на научную основу – приведите краткий

обзор существующих точек зрения на заявленную проблему. Вы должны показать

владение теоретической базой.

2.

Основная

часть

«расшифровывает»,

доказательно

раскрывает

установки,

заявленные во введении. Постарайтесь осветить проблему с позиций современных

достижений

науки

и

практики.

Подтверждайте

свои

доводы

цитатами

из

авторитетных

источников.

Приведите

яркие

примеры

из

собственного

опыта.

Аргументировано доказывайте всё, что утверждаете. Обозначьте пути решения

тех или иных задач (психолого-педагогических, методических, дидактических и

т.д.). Делайте промежуточные выводы по каждому пункту.

3. Заключение. Соберите воедино выводы, сделанные по ходу основной части и

обобщите

их

в

основную

мысль,

которая

должна

подтвердить

актуальность

выбранной темы, окончательно убедить слушателей в верности направления, в

котором

Вы

движетесь

по

пути

совершенствования

себя

как

педагога

и

образовательного процесса в целом.

По

времени

доклад

должен

укладываться

в

10-15

минут.

Соотношение

частей по объему должно быть приблизительно 30% - 70%, где 30% - введение и

заключение вместе взятые, 70% - основная часть.

Также темой доклада может быть не методическая проблема, а жизнь и

творчество

композитора,

освещение

какого-либо

явления

или

события

музыкальной жизни, факта из истории музыки и т.д. В данном случае доклад не

носит характера методического сообщения, это вид лекционной деятельности. В

то

же

время,

если

творчество

композитора

рассматривается

через

призму

практического применения в музыкальной школе, личного опыта работы педагога

с учащимися над особенностями стиля, музыкального языка, такая работа имеет

не только познавательную, но и методическую ценность.

Что делает доклад интересным:

хорошее владение языком (не поленитесь почитать его перед зеркалом, а

лучше – постарайтесь меньше говорить «по бумажке»);

использование научных терминов (однако, понятных Вам и окружающим;

если полагаете, что значение термина нужно пояснить – сделайте это);

показательные примеры из собственного опыта (то, что Вы наблюдали в

своем классе иногда убедительнее, чем случай с учеником Артоболевской или

Рихтера);

доля

юмора

(забавный

случай

из

практики,

уместный

анекдот,

сочное

словосочетание оживят аудиторию);

в

целом

заинтересованность

докладчика

в

живой

подаче

материала.

Чего стоит избегать:

штампов,

общих

неконкретных

фраз,

не

относящихся

напрямую

к

теме

(«Великие композиторы писали великую музыку», «Раньше дети были лучше, а

теперь хуже» и т.д.);

фраз, колеблющих позицию докладчика («Это, наверное, не по теме», «Я,

может, тут не прав», «Наверное, это не всем интересно»);

непоследовательности (обозначенная проблема в вашем изложении должна

иметь пути конструктивного решения, а не повисать в воздухе или иметь характер

неразрешимой);

перескакиваний с одной мысли на другую («Ладно, сейчас об этом не буду,

расскажу потом»);

грубого просторечия.

При

подготовке

доклада,

методической

разработки

активно

используйте

имеющиеся ресурсы: личную и общественную библиотеку, Интернет, статьи из

специальных журналов. Отнеситесь к этому творчески, а не как к работе «для

галочки», будьте в поиске, заинтересуйтесь сами и заинтересуете других.

Одной из важных форм методической деятельности педагогического

коллектива может являться создание учебного пособия, которое будет дополнять

или

частично

заменять

учебник.

Учебное

пособие

излагает

материал

в

методически обоснованной последовательности, но, в отличие от учебника, оно не

обязательно соответствует программе, часто освещая только некоторые темы, или,

наоборот, значительно выходя за его рамки. К учебным пособиям относятся:

хрестоматия, наглядное пособие, учебно-методическое пособие.

Особой формой методической работы является рабочая программа. Учебная

программа

определяет

содержание,

объем

и

последовательность

в

изучении

какого-либо учебного предмета. Рабочая программа составляется в соответствии с

Примерной

программой

Министерства

культуры

Российской

Федерации

и

учебным

планом

ДШИ.

Она

открывается

пояснительной

запиской,

где

четко

определены цель и задачи изучения дисциплины, объем часов индивидуальных

или групповых занятий, требования к знаниям и навыкам юных музыкантов. В

рабочей программе обязательно должны присутствовать следующие разделы:

- учебно-тематический план;

- содержание учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, систему оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса, в том числе перечень литературы,

а также, при необходимости, перечень средств обучения.

Более

опытные

преподаватели

обращаются

к

методической работе

исследовательского

типа. Подобные работы основываются на личном опыте

преподавателя, его прочных знаниях предмета, методики обучения, музыкальной

педагогики и постоянном совершенствовании мастерства.

Следующая

форма

методической

работы

тематическая

подборка

материала. Она

представляет

собой

подбор

текстового

и

наглядно-

иллюстрированного материала по определенной теме (например, подборка стихов,

песен,

фрагментов

музыкальных

сочинений

и

т.д.).

К

этой

форме

постоянно

обращаются

наши

преподаватели

в

период

подготовки

лекций

концертов,

тематических вечеров, всевозможных праздников, фестивалей конкурсов.

Инструктивно

методический

плакат

плакат-схема,

включающий

в

определенном сочетании текст, рисунки, схематические изображения – особенно

помогает преподавателям в работе с детьми младшего возраста. Имея перед собой

наглядное пособие, обучающиеся гораздо лучше усваивают приемы и способы

игры на том или ином музыкальном инструменте.

Методические

рекомендации,

как

правило,

представляют

собой

структурированную информацию, определяющую порядок изучения какой-либо

темы, проведения урока, мероприятия.

Методические

рекомендации

содержат

в

себе

раскрытие

одной

или

нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их

задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы

действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе –

мероприятию).

Методические рекомендации должны иметь указание на то, кому они адресованы:

преподавателям, родителям, заведующим отделений и т.д.

Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства,

методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами

технологии

обучения

и

воспитания

применительно

к

конкретной

теме

урока

(занятия), теме учебной программы, преподаванию курса в целом.

Методическая разработка – это письменная работа, представляющая опыт

педагогической

деятельности

педагога,

который

может

быть

использован

в

практической работе участниками образовательного процесса.

Методическая разработка позволяет педагогическим работникам осмыслить,

обобщить и систематизировать свой опыт, представить свои предложения по

совершенствованию

образовательного

процесса.

В

методической

разработке

могут

быть

представлены:

учебная

программа,

методические

рекомендации,

дидактические материалы, комплекты наглядных пособий и др.

Методическая

разработка

может

быть

как

индивидуальной,

так

и

коллективной работой.

В

зависимости

от

цели,

задач,

качества

и

значимости

методические

разработки могут быть разных уровней и направлений, выполнятся в разных

формах: учебное, учебно-методическое и методическое пособие, методическая

разработка, методические указания, презентации и др.

Методическая разработка может представлять собой:

разработку конкретного урока (занятия);

разработку серии уроков (занятий);

разработку темы программы;

разработку

частной

(авторской)

методики

преподавания

предмета

(дисциплины);

разработку общей методики преподавания предметов (дисциплин);

разработку

новых

форм,

методов

или

средств

обучения

и

воспитания;

методические

разработки,

связанные

с

изменением

материально-технических

условий преподавания предмета;

методические разработки, связанные с новыми учебными специальностями,

интегрированными специальностями, разработкой УПД;

разработки, связанные с тематикой самообразования педагогов и т.д.

Требования, предъявляемые к методической разработке:

1.

Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме

и цели.

2.

Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги

могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного

процесса,

эффективности

методов

и

методических

приемов,

формах

изложения учебного материала, применения современных технических и

информационных средств обучения.

3.

Авторские

(частные)

методики

не

должны

повторять

содержание

учебников

и

учебных

программ,

описывать

изучаемые

явления

и

т е х н и ч е с к и е

о бъ е к т ы ,

о с в е щ ат ь

в о п р о с ы ,

и з л оже н н ы е

в

общепедагогической литературе.

4.

Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и

четко.

5.

Язык

методической

разработки

должен

быть

четким,

лаконичным,

грамотным,

убедительным.

Применяемая

терминология

должна

соответствовать педагогическому тезаурусу.

6.

Рекомендуемые

методы,

методические

приемы,

формы

и

средства

обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.

7.

Методическая

разработка

должна

учитывать

конкретные

материально-

технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

8.

Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого

применении активных форм и методов обучения.

9.

Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».

10. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать

педагог в своей работе (карточки задания, образцы УПД, планы уроков,

инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты,

поуровневые задания и т.д.).

Открытые уроки и воспитательные мероприятия – одна из важных форм

организации методической работы.

В образовательной практике иногда не различают открытые уроки, которые

проводят педагоги, имеющие высокий уровень научно-методической подготовки и

обеспечивающие высокую эффективность учебно-воспитательного процесса, и

открытые

уроки

(занятия),

позволяющие

выявить

положительные

стороны

и

недостатки

методической

составляющей

урока.

Преподаватели

порой

не

представляют особенностей подготовки и проведения открытых уроков.

Открытый урок в отличие от обычных – специально подготовленная форма

организации методической работы, в то же время на таких уроках протекает

реальный

учебный

процесс.

На

открытом

уроке

учитель

показывает,

демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт, реализацию

методической идеи. Применение методического приема или метода обучения. В

этом

смысле

открытый

урок

средство

распространения

позитивного

или

инновационного опыта.

Проведение

открытого

урока

преследует

две

главные

задачи:

1)

подтверждение

квалификации

преподавателя,

уровня

его

профессионализма

и

мастерства; 2) ознакомление присутствующих с авторской методикой педагога,

проводящего урок; передача опыта работы над конкретным произведением.

Открытый урок имеет методическую цель, в которой отражается то, что

учитель хочет показать посещающим урок. Формулировки методической цели

разнообразны.

Например,

«Ознакомление

педагогов

с

методикой

развития

у

учащихся навыков решения учебных задач» или «Показать посещающим урок

методику организации учебной деятельности в группах» и т.д.

К подготовке и проведению открытых уроков предъявляют ряд требований.

Открытые

уроки

посвящаются

только

актуальным

проблемам

методической науки.

Урок педагога, работающего по-старому, не может быть источником

инновационного опыта.

Показ уроков, в которых реализуется широко распространенная на практике

методика, не способствует профессиональному росту других учителей. Однако в

методической работе с молодыми учителями это ограничение не всегда нужно

учитывать,

поскольку

для

них

и

традиционные,

общеизвестные

методики

представляют определенный интерес.

Открытый урок обязательно должен иметь новизну.

Новизна

может

относиться

к

содержанию

учебного

материала

или

методикам его изучения. Урок как форма организации учебного процесса сам

может содержать новое, например, особую структуру. В любом случае открытый

урок должен содержать новое для посещающих, ибо то, что хорошо использует

сам педагог, нет смысла наблюдать на открытом уроке коллеги.

Открытый урок отражает решение методической проблемы, над которой

работает учитель. Его индивидуальная проблема должна быть связана с общей

методической

проблемой

учебного

заведения.

Это

показатель

реализации

системного подхода к организации методической работы.

Открытый урок должен показать (доказать) преимущества (высокую

эффективность)

новации. Поэтому

учитель,

показывающий

открытый

урок,

выбирает тему, содержание которой позволяет это сделать.

При проведении открытого урока соблюдаются все требования к учебно-

воспитательному процессу. Урок должен проводиться в обычных условиях, с

общепринятой

продолжительностью

и

т.д.

Создание

особых

условий

для

открытых

уроков,

во-первых,

нарушает

устоявшийся

режим

учебно-

воспитательной

работы,

во-вторых,

идеализированные

условия

ставят

под

сомнение тиражируемость новации.

Открытый урок не должен наносить вред системе знаний, умений и навыков

учащихся. Учащиеся должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы,

изучая тему без посещающих. Также недопустимо объяснение только той части

темы, которая позволяет наиболее ярко демонстрировать новый методический

прием, оставляя на самостоятельное изучение оставшуюся часть.

Открытые уроки и их содержание не должны противоречить учебным

программам. Нельзя

непомерно

расширять

содержание

учебного

материала,

чтобы показать новую методику, недопустима организация изучения проблем, не

включенных в программу. Не рекомендуется также увеличивать время, отведенное

на изучение темы.

Недопустима

«репетиция»

открытого

урока

с

одним

и

тем

же

классом. Это требование довольно часто нарушается: педагоги предварительно

готовят учащихся к уроку, «проигрывают» его и т.д., называя все это подготовкой

открытого урока.

Рекомендуется сообщить учащимся о проведении открытого урока (самое

меньшее, накануне). Это подготовит учащихся к ситуации, когда на уроке будут

сидеть посетители.

Открытые уроки проводятся в соответствии с планом методической работы

учебного заведения. Педагоги должны располагать достаточным временем для

его подготовки.

В отличие от посещения уроков с целью контроля или поиска элементов

новизны, в опыте педагога на открытых уроках наблюдают новую методику,

предлагаемую учителем. Соответственно, другие стороны учебного процесса не

становятся предметом изучения (хотя и негативные, и позитивные стороны не

остаются

незамеченными

посетителями).

Наблюдающий

урок

определяет

сочетаемость нового с широко используемыми на практике средствами обучения,

их

функциональное

изменение

в

сочетании

с

вновь

вводимым.

Изучает

возможность достижения предлагаемой новацией целей обучения с меньшими

затратами

времени

и

сил,

эффективность

(или

жизнеспособность)

ее

устанавливается позитивным влиянием на развитие системы знаний, умений и

навыков учащихся. При наблюдениях на открытом уроке посещающий его педагог

также отвечает на вопросы, сможет ли он применить предлагаемое в своем опыте,

каковы границы его применения, возможны ли негативные последствия, какие

дополнительные источники информации нужно изучить для применения в своей

работе и т.д.

Мастер-класс - на сегодняшний день одна из самых эффективных форм

обучения и получения новых знаний.

Основные преимущества мастер-класса — это уникальное сочетание:

короткой

теоретической

части,

индивидуальной

работы,

направленной

на приобретение и закрепление практических знаний и навыков.

Мастер-классы

похожи

на компактные

курсы

повышения

квалификации

для тех, кто уже состоялся как специалист, но хотел бы узнать больше. Мастер-

класс - это возможность познакомиться с новой технологией, новыми методиками

и авторскими

наработками.

Мастер-класс

отличается

от семинара тем,

что,

во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно,

показывает, как применять на практике новую технологию или метод. Методика

проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм.

Часто на мастер-классе предоставляется возможность попрактиковаться под

контролем

преподавателя.

Мастер-класс —

это

двусторонний

проце сс,

с непрерывным контактом «преподаватель-слушатель».

Мастер-класс

проводят

учителя

высшей

категории,

учителя-победители

различных конкурсов, учителя

,

чей опыт признан общественностью, педагоги

,

получившие

рекомендации

образовательных

учреждений;

группы

лиц

или

организациями,

непосредственно

знакомыми

с

педагогической

деятельностью

данного учителя.

Количество участников мастер-класса может колебаться от 10 до 30 человек.

Учитель-мастер составляет программу мастер-класса и планирует его работу. В

течение установленного срока работы мастер-класса на его занятиях могут быть

рассмотрены

несколько

направлений

деятельности

учителя-мастера.

В ходе занятий мастер-класса рекомендуется использовать различные методы

работы: представление системы уроков с наблюдением по заранее заданному

плану; уроки со взрослыми, на которых демонстрируются методы и приемы

эффективной работы с учениками; изучение результатов деятельности учители-

мастера и его учеников; самостоятельная разработка слушателями собственной

модели

урока

по

методике

или

технологии

учителя-мастера;

совместное

моделирование урока; посещение и анализ открытых уроков учителя-мастера и

участников мастер-класса; круглые столы; дискуссия по результатам занятий и т.д.

Количество занятий мастер-класса определяется ведущим мастером. Это

может быть одно занятие, несколько занятий подряд, или несколько занятий в

определенный промежуток времени.

Заключение

Методическая работа в нашей школе ведется с целью:

1.

выявления, обобщения и распространения положительного педагогического

опыта творчески работающих учителей;

2. обеспечения высокого методического уровня проведения всех видов занятий;

3.

организации

взаимодействия

с

другими

учебными

заведениями

дополнительного

образования

детей

с

целью

обмена

опытом

и

передовыми

технологиями в области образования;

4. разработки учебных, научно – методических и дидактических материалов;

5. аттестации учителей на более высокую квалификационную категорию.

В ДШИ г. Холмска используются следующие коллективные, групповые и

индивидуальные

(консультативно-информационные)

формы

методической

работы:

в целях формирования, повышения и систематизации методических

знаний:

1.

малый методический Совет ДШИ;

2.

заседания зональных методических секций;

3.

посещение

семинаров,

мастер-классов,

курсов

повышения

квалификации;

в

целях

обобщения

и

распространения

методических

знаний

проводятся:

1.

открытые уроки;

2.

взаимопосещения занятий преподавателями;

3.

методические доклады, рекомендации, разработки

;

4.

взаимодействие

и

сотрудничество

с

другими

образовательными

учреждениями;

5.

методические консультации.

На заседания методических советов отделений преподаватели занимаются

разработкой

и

проведением

мероприятий

по

повышению

качества

знаний

учащихся,

обсуждением

вопросов

теории

и

практики,

организацией

обмена

опытом

работы

и

внедрением

в

практику

преподавателей

разноуровневых

и

творческих заданий и тестов.

Все

преподаватели

школы

принимают

активное

участие

в

разработке

методического

материала,

повышении

уровня

своей

квалификации,

проводят

открытые

уроки,

презентации,

защиты

своих

работ

на

школьном

уровне,

выступают

с

методическими

докладами

на

зональном

и

областном

уровне,

участвуют в семинарах, конференциях, публикуют свои работы на различных

сайтах, принимают участие в педагогических конкурсах.



В раздел образования