Напоминание

Осообенности подготовки юных дзюдоисток 10–12 лет на учебно–тренировочном этапе


Автор: Швецов Евгений Анатольевич
Должность: тренер–преподаватель по дзюдо
Учебное заведение: МАУ ДЮСШ "Ак Буре"
Населённый пункт: Республика Татарстан г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: Осообенности подготовки юных дзюдоисток 10–12 лет на учебно–тренировочном этапе
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей

«Детско-юношеская спортивная школа «Ак Буре»

Особенности подготовки юных дзюдоисток 10-12 лет на учебно-

тренировочном этапе

Швецов Евгений Анатольевич

Тренер-преподаватель по дзюдо

Первая квалификационная категория

г. Казань 2019 год

Пояснительная записка

На сегодняшний день женское дзюдо прочно удерживает свои позиции,

и активно развивается в 107 государствах. Однако в сравнении с мужским

дзюдо, которое внесено в программу Олимпийских игр с 1964 года, женское

считается достаточно молодой дисциплиной и берет свое начало в программе

Олимпиады с 1992 года. Одной из важнейших проблем советского женского

дзюдо того периода была слабая тактическая и техническая подготовленность

спортсменок,

которые

пришли

в

основном

из

других

видов

спорта

и,

естественно, не обладали глубокими базовыми знаниями в дзюдо. Это были

бывшие

легкоатлеты,

гимнастки

и

представители

игровых

видов

спорта.

Первые тренеры столкнулись с еще одной проблемой - нестабильностью в

составе

команды.

После

очередного

Всесоюзного

чемпионата

сборная

команда

обновлялась

на

55-60%,

что

создавало

огромные

сложности

в

комплектовании состава для участия в чемпионатах Европы и Мира, очень

трудно было определить лидеров для подготовки к Олимпийским играм.

Похожие

проблемы

и

на

сегодняшний

день

встречаются

в

Российском

женском дзюдо. Я работаю тренером-преподавателем на отделении дзюдо с

учебно-

тренировочными

группами,

а

так

же

группами

начальной

подготовки.

Анализируя

динамику

развития

женского

дзюдо

в

России,

выступления

сборных

команд

России

по

дзюдо,

оказалось

очевидным

заметное отставание в этой дисциплине от Мировых спортивных держав.

Так, например на Первенстве Мира 2018 года среди юниорок до 21 года, из 8

участниц от РФ призовых мест не удостоилась не одна спортсменка. На

Олимпийских играх 2012 года, лицензию получили 5 спортсменок, 3 из

которых являются представительницами УрФО, однако ни одна дзюдоистка

не смогла завоевать медаль). А на Олимпийских Играх 2016г. Лицензию

получили

только

4

спортсменке,

однако,

российская

дзюдоистка

Наталья

Кузютина сумела завоевать бронзовую медаль в весовой категории 52кг.

Исследуя

статистические

данные,

число

занимающихся

дзюдо

в

России

составляет около 200 000 человек и лишь 22-26% из них представительницы

прекрасного пола, аналогичный показатель в Европе выше на 7-11%. Из этого

вытекает необходимость, разрабатывать новые подходы в 3 работе с женским

полом,

максимально

привлекая

девочек

к

занятиям

дзюдо,

тем

самым,

увеличивая будущий олимпийский резерв. В современном дзюдо на учебно-

тренировочном

этапе,

практически

всегда

девочки

тренируются

в

одной

группе с мальчиками, на мой взгляд, это не совсем верный подход так как,

существует боязнь или стеснение соперничества с более сильным полом, по

этой причине происходит отток на раннем этапе становления спортсменок.

Для

решения

данной

проблемы

было

принято

решение

отказаться

от

разнополых групп, и экспериментальным путем апробировать разработанную

методику работы с дзюдоистками на учебно-тренировочном этапе.

Объектом исследования явился процесс физической подготовки юных

дзюдоисток, а предметом - методика реализации стандартной тренировочной

программы.

Цель

исследования

-

определение

влияния

экспериментальной

методики на сохранность контингента и развитие физических способностей

дзюдоисток 10- 12 лет.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение, что

сохранность контингента будет выше на занятиях в исключительно женской

группе, а включение в стандартную тренировочную программу специально

подобранных фитнес-упражнений позволит качественно повысить уровень

развития физических способностей.

Для

реализации

разработанной

методики

в

ст андартную

тренировочную

программу

были

включены

специально

подобранные

упражнения,

которые

позволят

качественно

повысить

уровень

подготовленности дзюдоисток, содействующие мотивации к занятиям дзюдо.

В

работе

использовались:

анализ

материалов

научно–методической

литературы,

метод

контрольных

испытаний,

педагогический

эксперимент,

математико-статистический метод. Исследование проводилось на базе МАУ

«ДЮСШ «Ак Буре» г.Казани в период с сентября 2017года. В нем приняли

участие

24

дзюдоистки

с

равным

на

начало

эксперимента

уровнем

физической

подготовленности,

которые

были

разделены

на

две

группы:

экспериментальная

и

контрольная.

За

время

исследования

были

4

проанализированы

литературные

источники,

подобраны

тесты

для

определения уровня физической подготовленности, проведено тестирование

в контрольной и экспериментальной группах. В обеих группах занятия велись

в

соответствии

с

учебной

программой

ДЮСШ.

В

контрольной

группе

подготовка

осуществлялась

по

ранее

принятой

методике,

в

которой

преобладали

средства

специальной

подготовки,

занятия,

проводились

совместно с группой мальчиков. В экспериментальной группе тренировочный

процесс, направленный на развитие физических качеств, осуществлялся по

специально разработанной методике. Так, в подготовительной части занятия,

юным

спортсменкам

предлагалось

несколько

фитнес-упражнений,

воздействующих на группы мышц верхнего плечевого пояса, ног. Основная

часть занятия включала средства как общей, так и специальной подготовки.

Содержанием

общей

физической

подготовки

являлись

упражнения,

направленные, прежде всего, на развитие разгибателей мышц ног и спины, на

которые выпадает основная нагрузка. Здесь широко применялись элементы

степ-аэробики,

упражнения

с

фитболами,

акробатические

упражнения,

подвижные

игры,

силовые

упражнения

с

партнером.

В

качестве

средств

специальной подготовки использовались упражнения, развивающие наиболее

значимых

для

дзюдо

мышечных

групп.

Основная

направленность

таких

упражнений

-

преодоление

сопротивления

партнера

с

одновременным

развитием

устойчивости

при

изменении

центра

тяжести.

Комплексные

упражнения носили характер элементов техники дзюдо. Кроме того, в парах и

группах

применялись

упражнения

с

использованием

игрового

метода:

различные сопротивления, перетягивания, выталкивания, «петушиные» бои и

другие.

Предлагаемые

упражнения

менялись

на

каждом

тренировочном

занятии.

В

планировании

недельного

тренировочного

цикла

один

день

отводился на игровую тренировку.

Выводы по результатам проведенного исследования:

1. Анализ и обобщение материалов литературных источников показал,

что

наиболее

эффективному

развитию

способностей

юных

дзюдоистов

способствуют методы: повторного выполнения упражнения, двигательных

усилий, круговой тренировки, сопряженного воздействия, игровой метод.

2.

У

девочек

в

возрасте

10–11

лет,

занимающихся

дзюдо

при

целенаправленном

применении

средств

фитнеса,

элементов

хореографии

отмечается рост показателей физической подготовленности. Так, в челночном

беге 3 ×10 м. в экспериментальной группе, результат повысился в среднем на

8 %, в контрольной группе на 5 %, в тесте бег на 30 м. в экспериментальной

группе прирост показателей составляет 11%, в контрольной группе 7 %, в

тесте сгибание рук в упоре лежа прирост показателей в экспериментальной

группе составил 19 %, в контрольной группе 14 %, в тесте сгибание туловища

лежа на спине за 20 с. .в экспериментальной группе результаты повысились

на 26 %, в контрольной группе на 17 %, в тесте наклон вперед из положения

стоя в экспериментальной группе прирост составил 96 %, а в контрольной

группе 48 %, в прыжке в длину с места средний результат улучшился в

экспериментальной группе на 8 %, в КГ на 5 %, в тесте бросок набивного

мяча вперед в экспериментальной группе на 8 %, в контрольной группе на 5

%.

3. Занятия исключительно в женской команде создают благоприятный

психологический климат. Методика проведения занятий, направленная на

развитие физических способностей у дзюдоисток 10-12 лет, применяемая в

экспериментальной

группе,

оказалась

более

эффективна,

чем

методика,

применяемая контрольной группе.

Список литературы

1. Иванова О.А. Аэробика плюс сила и гибкость: физкультура для всех /

Дикаревич Л.М. // Здоровье. - 2005. - № 1. - С.42-43.

2. Башина В.С. Воспитывать девочку.... как?.; / Азаровой Л.Н.-Фокс.-

127с.

3. Берштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Берштейн. – M. :

Медицина, 1991. – 46 c.

4. Благуш, П. К. О теории тестирования двигательных способностей /

П. К. Благуш. – M. : Медицина, 1991. – 46 c.

5. Боген, М. М. «Учите детей танцевать» -М.:Феникс. – 246 c.

6. Бойко, В. Ф., Данько, Г. В. Физическая подготовка борцов / В. Ф.

Бойко, Г. В, Данько. – Киев: Олимпийская литература, – 2004. – 224 с.

7. Варнова Н.К., Дьяконов М.Б Фитнес: Учебник,., 2006, 454 стр.

8. Бутчер, М. В. Дзюдо. Практическое руководство по достижению

мастерства / М. В. Бутчер. – М. : ФАИР - ПРЕСС, 2006. – 96 с.

9. Вахун, М. Г. Дзюдо: Основы тренировки / М. Г. Вахун. – Минск:

Полымя, - 1998. – 193 с.

10. Васькина А.Ю Анатомия фитнеса. 2-е издание, 2007.-224 с.,

11. Виес Ю.Б. «Фитнес для всех», Минск: 2006г.- 121 с.

12.

Волков,

В.

М.

Идеальная

фигура.

Энциклопедия

современного

фитнеса , Локид 2006, - 280 с.

13. Вольф, И. А. Дзюдо. Техника самообороны / И. А. Вольф. – М. :

Фаир пресс, 2001. – 208 с.

14.

Вопросы

психологии

спорта

/

Под.

Ред.

А.

У.

Пуни.

М.

:

Физкультура и спорт, 1995. – 190 c.

15. Гаткин, Е. Я. Букварь самбиста / Е. Я. Гаткин. – М. : Физкультура и

спорт, - 1997. – 176 с.

16.

Годик,

М.

А.,

Шанина,

Т.

А.,

Шитикова,

Г.

Ф.

О

методике

тестирования физического состояния детей М. А. Годик, Т. А. Шанина, Г. Ф.

Шитикова. – М.: Тренер, 2007. – 260 c.

17. Горцев Г. Аэробика. Фитнесс. Шейпинг. - М.: Вече, 2007.



В раздел образования