Автор: Швецов Евгений Анатольевич
Должность: тренер–преподаватель по дзюдо
Учебное заведение: МАУ ДЮСШ "Ак Буре"
Населённый пункт: Республика Татарстан г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: Осообенности подготовки юных дзюдоисток 10–12 лет на учебно–тренировочном этапе
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей
«Детско-юношеская спортивная школа «Ак Буре»
Особенности подготовки юных дзюдоисток 10-12 лет на учебно-
тренировочном этапе
Швецов Евгений Анатольевич
Тренер-преподаватель по дзюдо
Первая квалификационная категория
г. Казань 2019 год
Пояснительная записка
На сегодняшний день женское дзюдо прочно удерживает свои позиции,
и активно развивается в 107 государствах. Однако в сравнении с мужским
дзюдо, которое внесено в программу Олимпийских игр с 1964 года, женское
считается достаточно молодой дисциплиной и берет свое начало в программе
Олимпиады с 1992 года. Одной из важнейших проблем советского женского
дзюдо того периода была слабая тактическая и техническая подготовленность
спортсменок,
которые
пришли
в
основном
из
других
видов
спорта
и,
естественно, не обладали глубокими базовыми знаниями в дзюдо. Это были
бывшие
легкоатлеты,
гимнастки
и
представители
игровых
видов
спорта.
Первые тренеры столкнулись с еще одной проблемой - нестабильностью в
составе
команды.
После
очередного
Всесоюзного
чемпионата
сборная
команда
обновлялась
на
55-60%,
что
создавало
огромные
сложности
в
комплектовании состава для участия в чемпионатах Европы и Мира, очень
трудно было определить лидеров для подготовки к Олимпийским играм.
Похожие
проблемы
и
на
сегодняшний
день
встречаются
в
Российском
женском дзюдо. Я работаю тренером-преподавателем на отделении дзюдо с
учебно-
тренировочными
группами,
а
так
же
группами
начальной
подготовки.
Анализируя
динамику
развития
женского
дзюдо
в
России,
выступления
сборных
команд
России
по
дзюдо,
оказалось
очевидным
заметное отставание в этой дисциплине от Мировых спортивных держав.
Так, например на Первенстве Мира 2018 года среди юниорок до 21 года, из 8
участниц от РФ призовых мест не удостоилась не одна спортсменка. На
Олимпийских играх 2012 года, лицензию получили 5 спортсменок, 3 из
которых являются представительницами УрФО, однако ни одна дзюдоистка
не смогла завоевать медаль). А на Олимпийских Играх 2016г. Лицензию
получили
только
4
спортсменке,
однако,
российская
дзюдоистка
Наталья
Кузютина сумела завоевать бронзовую медаль в весовой категории 52кг.
Исследуя
статистические
данные,
число
занимающихся
дзюдо
в
России
составляет около 200 000 человек и лишь 22-26% из них представительницы
прекрасного пола, аналогичный показатель в Европе выше на 7-11%. Из этого
вытекает необходимость, разрабатывать новые подходы в 3 работе с женским
полом,
максимально
привлекая
девочек
к
занятиям
дзюдо,
тем
самым,
увеличивая будущий олимпийский резерв. В современном дзюдо на учебно-
тренировочном
этапе,
практически
всегда
девочки
тренируются
в
одной
группе с мальчиками, на мой взгляд, это не совсем верный подход так как,
существует боязнь или стеснение соперничества с более сильным полом, по
этой причине происходит отток на раннем этапе становления спортсменок.
Для
решения
данной
проблемы
было
принято
решение
отказаться
от
разнополых групп, и экспериментальным путем апробировать разработанную
методику работы с дзюдоистками на учебно-тренировочном этапе.
Объектом исследования явился процесс физической подготовки юных
дзюдоисток, а предметом - методика реализации стандартной тренировочной
программы.
Цель
исследования
-
определение
влияния
экспериментальной
методики на сохранность контингента и развитие физических способностей
дзюдоисток 10- 12 лет.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение, что
сохранность контингента будет выше на занятиях в исключительно женской
группе, а включение в стандартную тренировочную программу специально
подобранных фитнес-упражнений позволит качественно повысить уровень
развития физических способностей.
Для
реализации
разработанной
методики
в
ст андартную
тренировочную
программу
были
включены
специально
подобранные
упражнения,
которые
позволят
качественно
повысить
уровень
подготовленности дзюдоисток, содействующие мотивации к занятиям дзюдо.
В
работе
использовались:
анализ
материалов
научно–методической
литературы,
метод
контрольных
испытаний,
педагогический
эксперимент,
математико-статистический метод. Исследование проводилось на базе МАУ
«ДЮСШ «Ак Буре» г.Казани в период с сентября 2017года. В нем приняли
участие
24
дзюдоистки
с
равным
на
начало
эксперимента
уровнем
физической
подготовленности,
которые
были
разделены
на
две
группы:
экспериментальная
и
контрольная.
За
время
исследования
были
4
проанализированы
литературные
источники,
подобраны
тесты
для
определения уровня физической подготовленности, проведено тестирование
в контрольной и экспериментальной группах. В обеих группах занятия велись
в
соответствии
с
учебной
программой
ДЮСШ.
В
контрольной
группе
подготовка
осуществлялась
по
ранее
принятой
методике,
в
которой
преобладали
средства
специальной
подготовки,
занятия,
проводились
совместно с группой мальчиков. В экспериментальной группе тренировочный
процесс, направленный на развитие физических качеств, осуществлялся по
специально разработанной методике. Так, в подготовительной части занятия,
юным
спортсменкам
предлагалось
несколько
фитнес-упражнений,
воздействующих на группы мышц верхнего плечевого пояса, ног. Основная
часть занятия включала средства как общей, так и специальной подготовки.
Содержанием
общей
физической
подготовки
являлись
упражнения,
направленные, прежде всего, на развитие разгибателей мышц ног и спины, на
которые выпадает основная нагрузка. Здесь широко применялись элементы
степ-аэробики,
упражнения
с
фитболами,
акробатические
упражнения,
подвижные
игры,
силовые
упражнения
с
партнером.
В
качестве
средств
специальной подготовки использовались упражнения, развивающие наиболее
значимых
для
дзюдо
мышечных
групп.
Основная
направленность
таких
упражнений
-
преодоление
сопротивления
партнера
с
одновременным
развитием
устойчивости
при
изменении
центра
тяжести.
Комплексные
упражнения носили характер элементов техники дзюдо. Кроме того, в парах и
группах
применялись
упражнения
с
использованием
игрового
метода:
различные сопротивления, перетягивания, выталкивания, «петушиные» бои и
другие.
Предлагаемые
упражнения
менялись
на
каждом
тренировочном
занятии.
В
планировании
недельного
тренировочного
цикла
один
день
отводился на игровую тренировку.
Выводы по результатам проведенного исследования:
1. Анализ и обобщение материалов литературных источников показал,
что
наиболее
эффективному
развитию
способностей
юных
дзюдоистов
способствуют методы: повторного выполнения упражнения, двигательных
усилий, круговой тренировки, сопряженного воздействия, игровой метод.
2.
У
девочек
в
возрасте
10–11
лет,
занимающихся
дзюдо
при
целенаправленном
применении
средств
фитнеса,
элементов
хореографии
отмечается рост показателей физической подготовленности. Так, в челночном
беге 3 ×10 м. в экспериментальной группе, результат повысился в среднем на
8 %, в контрольной группе на 5 %, в тесте бег на 30 м. в экспериментальной
группе прирост показателей составляет 11%, в контрольной группе 7 %, в
тесте сгибание рук в упоре лежа прирост показателей в экспериментальной
группе составил 19 %, в контрольной группе 14 %, в тесте сгибание туловища
лежа на спине за 20 с. .в экспериментальной группе результаты повысились
на 26 %, в контрольной группе на 17 %, в тесте наклон вперед из положения
стоя в экспериментальной группе прирост составил 96 %, а в контрольной
группе 48 %, в прыжке в длину с места средний результат улучшился в
экспериментальной группе на 8 %, в КГ на 5 %, в тесте бросок набивного
мяча вперед в экспериментальной группе на 8 %, в контрольной группе на 5
%.
3. Занятия исключительно в женской команде создают благоприятный
психологический климат. Методика проведения занятий, направленная на
развитие физических способностей у дзюдоисток 10-12 лет, применяемая в
экспериментальной
группе,
оказалась
более
эффективна,
чем
методика,
применяемая контрольной группе.
Список литературы
1. Иванова О.А. Аэробика плюс сила и гибкость: физкультура для всех /
Дикаревич Л.М. // Здоровье. - 2005. - № 1. - С.42-43.
2. Башина В.С. Воспитывать девочку.... как?.; / Азаровой Л.Н.-Фокс.-
127с.
3. Берштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Берштейн. – M. :
Медицина, 1991. – 46 c.
4. Благуш, П. К. О теории тестирования двигательных способностей /
П. К. Благуш. – M. : Медицина, 1991. – 46 c.
5. Боген, М. М. «Учите детей танцевать» -М.:Феникс. – 246 c.
6. Бойко, В. Ф., Данько, Г. В. Физическая подготовка борцов / В. Ф.
Бойко, Г. В, Данько. – Киев: Олимпийская литература, – 2004. – 224 с.
7. Варнова Н.К., Дьяконов М.Б Фитнес: Учебник,., 2006, 454 стр.
8. Бутчер, М. В. Дзюдо. Практическое руководство по достижению
мастерства / М. В. Бутчер. – М. : ФАИР - ПРЕСС, 2006. – 96 с.
9. Вахун, М. Г. Дзюдо: Основы тренировки / М. Г. Вахун. – Минск:
Полымя, - 1998. – 193 с.
10. Васькина А.Ю Анатомия фитнеса. 2-е издание, 2007.-224 с.,
11. Виес Ю.Б. «Фитнес для всех», Минск: 2006г.- 121 с.
12.
Волков,
В.
М.
Идеальная
фигура.
Энциклопедия
современного
фитнеса , Локид 2006, - 280 с.
13. Вольф, И. А. Дзюдо. Техника самообороны / И. А. Вольф. – М. :
Фаир пресс, 2001. – 208 с.
14.
Вопросы
психологии
спорта
/
Под.
Ред.
А.
У.
Пуни.
–
М.
:
Физкультура и спорт, 1995. – 190 c.
15. Гаткин, Е. Я. Букварь самбиста / Е. Я. Гаткин. – М. : Физкультура и
спорт, - 1997. – 176 с.
16.
Годик,
М.
А.,
Шанина,
Т.
А.,
Шитикова,
Г.
Ф.
О
методике
тестирования физического состояния детей М. А. Годик, Т. А. Шанина, Г. Ф.
Шитикова. – М.: Тренер, 2007. – 260 c.
17. Горцев Г. Аэробика. Фитнесс. Шейпинг. - М.: Вече, 2007.