Автор: Страхова Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №12 имени Г.Р.Державина"
Населённый пункт: г. Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: Контрольно - оценочная деятельность
Раздел: начальное образование
Приемы, средства и организационные формы формирования
контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников
Становление
контрольно-оценочной
самостоятельности
младших
школьников
связана
прежде
всего
с
формированием индивидуального
учебного
действия.
Индивидуальное
учебное
действие
прежде
всего
понимается
как
инициативное
и
ответственное
учебное
действие.
Это
действие, в котором существует или осуществляется собственное отношение
ребенка к средствам и способам понимания учебного содержания. В связи с
этим,
одна
из
задач
учителя
начальной
школы
организовать
в
классе
деятельность так, чтобы учащиеся могли работать в разных образовательных
пространствах и свободно переходить из одного в другое. Подобный переход
должен стать общим способом работы в классе.
В своей педагогической практике я пользуюсь педагогическими приемами,
которые помогают формировать учебные действия контроля и оценки у
младших школьников в начальной школе. Для первоклассников самым
удобным инструментом для оценки являются «волшебные линеечки»
(изобретение оценочных шкал школьниками). В качестве примера приведу
несколько учебных ситуаций оценки и самооценки учащихся в 1 классе на
уроках обучения грамоте и русского языка.
1 ситуация. Выполнить звуко- буквенный анализ слова . Какие действия
надо совершить?Ученики предлагают 1-ый шаг- составить звуковую запись,
2-ой шаг обозначить звуки буквами. На доске появляются «волшебные
линеечки».
[ ] з-б
-на 1-ой линеечке оценивается умение составлять звуковую запись
- на 2-ой линеечке оценивается умение обозначать звуки буквами.
Ученик выполняет задание, затем после проверки работы другими
учащимися с помощью знаков «+» или «-» и обсуждения возможных ошибок
сам оценивает свою работу. Ученик может рассуждать так: У меня была одна
ошибка при составлении звуковой записи, поэтому я оценю себя чуть ниже
вершинки. Буквенную запись я выполнил правильно, и я оценю себя на самой
вершинке. Чтобы не ошибаться при составлении звуковой записи мне нужно
интонировать каждый звук.
2 ситуация. Запись слов с изученными орфограммами. Какие шаги нам
помогут написать слово без ошибок?
1-ый-шаг- записать слово,
2-ой шаг- проверить слово дужками под словами,
3-ий шаг- проверить написание орфограммы. На доске появляется шкала.
З п Ор.
Записывая слово чайка, ученик рассуждает и выполняет пошаговый
контроль. После записи слова и выделение орфограмм, шкала может
выглядеть таким образом.
З п Ор.
+
-
+
Возможен вариант , когда допущена ошибка, которую ученик не заметил
самостоятельно. В этом случае очень важна оценка класса с помощью знаков
«+» или «-».
3 ситуация. Самостоятельная запись слов с изученными орфограммами-
щука, чудо, шина, лыжи, чаща. После того как дети запишут слова
предлагается выбрать критерий, по которому учащиеся могут оценить свою
работу. Дети могут предложить разные варианты. Все варианты выносятся
на доску: умею писать слова, пишу красиво, умею писать слова с
орфограммами. После обсуждения всех вариантов, приходят к выводу, что
основным критерием является- умение писать слова с орфограммами. В
тетрадях на полях чертят шкалу. Можно подвести класс к тому, что
оценивать эту работу будет удобнее по каждой орфограмме отдельно.
Дети ставят под шкалой «+», если орфограмма записана без ошибок или «-»,
если с ошибкой. После этого можно оценить работу по критерию «умение
писать слова с орфограммами».
Ор
чу-щу жи- ши ча-ща
+
-
+
+
- -
Таким образом на одном задании показаны два способа самооценки
учащихся своей работы.
К педагогическим средствам, направленных на решение задачи контрольно-
оценочной самостоятельности, можно также отнести работу с оценочными
листами. Основная цель оценочных листов – выделение основных умений,
формируемых в конкретной теме, и способов проверки уровня их
сформированности самими учениками. Помимо перечня умений, оценочные
листы содержат результаты самооценки учащихся по каждому из них и их
оценку учителем. Оценке учителя должна предшествовать самооценка
ученика, поэтому нужно предложить учащимся после выполнения работы
самостоятельно проанализировать проверочную работу. В колонке « Оценка
ученика» учащиеся фиксируют свою оценку. Это могут быть знаки :
« +» - « Я умею и выполняю без трудностей это задание»,
« v» - « Я испытываю трудности при выполнении этого задания»,
« -» - « Я не знаю как выполнять это задание».
Так же можно фиксировать оценку ученика в цвете.
Зелёный цвет-« Я умею и выполняю без трудностей это задание»,
Жёлтый цвет-« Я испытываю трудности при выполнении этого
задания»,
Красный цвет-« Я не знаю как выполнять это задание».
4 ситуация. Проверочная работа в 1-м классе (первое полугодие), которая
ориентирована не только на проверку знаний учащихся программного
материала, но и на начало формирования действий контроля и оценки
учащихся- работа с оценочным листом.
Проверочная работа
1. Выдели в тексте отдельные высказывания:
Проходитжаркоелетоднистановятсякорочелистьяосыпа-
ютсяптичкиулетают.
2. Напиши по одной строчной и заглавной букве, которые ты уже умеешь
писать правильно и красиво
3. Правильно ли разделено слово на слоги ? Если есть ошибки, исправь их.
4. Определите мягкость или твердость согласных в следующих схемах:
5. Первоклассники написали первый свой диктант из 6 имен:
Алена, Люся, Никита, Леня, Лена, Андрюша
По каким критериям ты можешь оценить эту работу.
Оценочный лист
№ пМои умения
Оценка
ученика
Оценка
учителя
1.
Умею делить текст на отдельные высказывания
2.
Умею делить слова на слоги
3.
Умею определять мягкость и твёрдость
согласных
4.
Умею записывать слова под диктовку
5.
Знаю орфограмму – имя собственное
Тестово-диагностическая работа
Тема: «Формирование действий письма и чтения».
1. Уточни звуковые модели слов
зажим тащу чайка запиши
2. Выбери и соедини линией подходящую звуковую модель к слову
Я
А
У
Ю
О
Е
риск ча́
йка жест ше́
йка ши́
на ча́
ща
3. Покажи стрелками "работу" гласных букв
Ж и р н ы е ч а с ы м а ш и н а щ у ч и й
4. Переведи звуковые записи в буквенные записи
[л ۥу́
с ۥа] ___________ [с ۥэ́
ва] _________________________
[л ۥо́
ва] [й ۥа́
на] _________________________
По каким критериям ты можешь оценить эту работу
Оценочный лист
№
Мои умения
Оценка
ученика
Оценка
учителя
1.
Умею составлять звукобуквенные модели
+
2.
Умею обозначать звук [Й] буквами Я Е Ё Ю
v
3.
Умею определять работу гласных букв
+
4.
Умею писать заглавную букву в именах
+
5.
Умею заисывать слова по транскрипции
_
6.
Знаю орфограммы жи-ши, ча-ща, чу-щу
+
Сформированное действие оценки - это способность ученика точно знать
о своём знании и незнании, умение отличать то, что известно, от, того, что
неизвестно, умение с просить о недостающем знании не в форме призыва «я
не знаю, что делать», в форме «что ещё нужно узнать, чтобы решить эту
задачу? Поэтому одной из главных задач, которую я ставлю перед собой –
это формирование у детей действия
самооценки и самоконтроля. Важно,
чтобы
учитель
учил
детей
содержательной
оценочной
деятельности
и
прививал им сугубо личностные качества.
Страхова Е.В. учитель начальных классов
МАОУ «Гимназия №12имени Г.Р.Державина» г. Тамбова