Напоминание

Контрольно - оценочная деятельность


Автор: Страхова Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №12 имени Г.Р.Державина"
Населённый пункт: г. Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: Контрольно - оценочная деятельность
Раздел: начальное образование





Назад




Приемы, средства и организационные формы формирования

контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников

Становление

контрольно-оценочной

самостоятельности

младших

школьников

связана

прежде

всего

с

формированием индивидуального

учебного

действия.

Индивидуальное

учебное

действие

прежде

всего

понимается

как

инициативное

и

ответственное

учебное

действие.

Это

действие, в котором существует или осуществляется собственное отношение

ребенка к средствам и способам понимания учебного содержания. В связи с

этим,

одна

из

задач

учителя

начальной

школы

организовать

в

классе

деятельность так, чтобы учащиеся могли работать в разных образовательных

пространствах и свободно переходить из одного в другое. Подобный переход

должен стать общим способом работы в классе.

В своей педагогической практике я пользуюсь педагогическими приемами,

которые помогают формировать учебные действия контроля и оценки у

младших школьников в начальной школе. Для первоклассников самым

удобным инструментом для оценки являются «волшебные линеечки»

(изобретение оценочных шкал школьниками). В качестве примера приведу

несколько учебных ситуаций оценки и самооценки учащихся в 1 классе на

уроках обучения грамоте и русского языка.

1 ситуация. Выполнить звуко- буквенный анализ слова . Какие действия

надо совершить?Ученики предлагают 1-ый шаг- составить звуковую запись,

2-ой шаг обозначить звуки буквами. На доске появляются «волшебные

линеечки».

[ ] з-б

-на 1-ой линеечке оценивается умение составлять звуковую запись

- на 2-ой линеечке оценивается умение обозначать звуки буквами.

Ученик выполняет задание, затем после проверки работы другими

учащимися с помощью знаков «+» или «-» и обсуждения возможных ошибок

сам оценивает свою работу. Ученик может рассуждать так: У меня была одна

ошибка при составлении звуковой записи, поэтому я оценю себя чуть ниже

вершинки. Буквенную запись я выполнил правильно, и я оценю себя на самой

вершинке. Чтобы не ошибаться при составлении звуковой записи мне нужно

интонировать каждый звук.

2 ситуация. Запись слов с изученными орфограммами. Какие шаги нам

помогут написать слово без ошибок?

1-ый-шаг- записать слово,

2-ой шаг- проверить слово дужками под словами,

3-ий шаг- проверить написание орфограммы. На доске появляется шкала.

З п Ор.

Записывая слово чайка, ученик рассуждает и выполняет пошаговый

контроль. После записи слова и выделение орфограмм, шкала может

выглядеть таким образом.

З п Ор.

+

-

+

Возможен вариант , когда допущена ошибка, которую ученик не заметил

самостоятельно. В этом случае очень важна оценка класса с помощью знаков

«+» или «-».

3 ситуация. Самостоятельная запись слов с изученными орфограммами-

щука, чудо, шина, лыжи, чаща. После того как дети запишут слова

предлагается выбрать критерий, по которому учащиеся могут оценить свою

работу. Дети могут предложить разные варианты. Все варианты выносятся

на доску: умею писать слова, пишу красиво, умею писать слова с

орфограммами. После обсуждения всех вариантов, приходят к выводу, что

основным критерием является- умение писать слова с орфограммами. В

тетрадях на полях чертят шкалу. Можно подвести класс к тому, что

оценивать эту работу будет удобнее по каждой орфограмме отдельно.

Дети ставят под шкалой «+», если орфограмма записана без ошибок или «-»,

если с ошибкой. После этого можно оценить работу по критерию «умение

писать слова с орфограммами».

Ор

чу-щу жи- ши ча-ща

+

-

+

+

- -

Таким образом на одном задании показаны два способа самооценки

учащихся своей работы.

К педагогическим средствам, направленных на решение задачи контрольно-

оценочной самостоятельности, можно также отнести работу с оценочными

листами. Основная цель оценочных листов – выделение основных умений,

формируемых в конкретной теме, и способов проверки уровня их

сформированности самими учениками. Помимо перечня умений, оценочные

листы содержат результаты самооценки учащихся по каждому из них и их

оценку учителем. Оценке учителя должна предшествовать самооценка

ученика, поэтому нужно предложить учащимся после выполнения работы

самостоятельно проанализировать проверочную работу. В колонке « Оценка

ученика» учащиеся фиксируют свою оценку. Это могут быть знаки :

« +» - « Я умею и выполняю без трудностей это задание»,

« v» - « Я испытываю трудности при выполнении этого задания»,

« -» - « Я не знаю как выполнять это задание».

Так же можно фиксировать оценку ученика в цвете.

Зелёный цвет-« Я умею и выполняю без трудностей это задание»,

Жёлтый цвет-« Я испытываю трудности при выполнении этого

задания»,

Красный цвет-« Я не знаю как выполнять это задание».

4 ситуация. Проверочная работа в 1-м классе (первое полугодие), которая

ориентирована не только на проверку знаний учащихся программного

материала, но и на начало формирования действий контроля и оценки

учащихся- работа с оценочным листом.

Проверочная работа

1. Выдели в тексте отдельные высказывания:

Проходитжаркоелетоднистановятсякорочелистьяосыпа-

ютсяптичкиулетают.

2. Напиши по одной строчной и заглавной букве, которые ты уже умеешь

писать правильно и красиво

3. Правильно ли разделено слово на слоги ? Если есть ошибки, исправь их.

4. Определите мягкость или твердость согласных в следующих схемах:

5. Первоклассники написали первый свой диктант из 6 имен:

Алена, Люся, Никита, Леня, Лена, Андрюша

По каким критериям ты можешь оценить эту работу.

Оценочный лист

№ пМои умения

Оценка

ученика

Оценка

учителя

1.

Умею делить текст на отдельные высказывания

2.

Умею делить слова на слоги

3.

Умею определять мягкость и твёрдость

согласных

4.

Умею записывать слова под диктовку

5.

Знаю орфограмму – имя собственное

Тестово-диагностическая работа

Тема: «Формирование действий письма и чтения».

1. Уточни звуковые модели слов

зажим тащу чайка запиши

2. Выбери и соедини линией подходящую звуковую модель к слову

Я

А

У

Ю

О

Е

риск ча́

йка жест ше́

йка ши́

на ча́

ща

3. Покажи стрелками "работу" гласных букв

Ж и р н ы е ч а с ы м а ш и н а щ у ч и й

4. Переведи звуковые записи в буквенные записи

[л ۥу́

с ۥа] ___________ [с ۥэ́

ва] _________________________

[л ۥо́

ва] [й ۥа́

на] _________________________

По каким критериям ты можешь оценить эту работу

Оценочный лист

Мои умения

Оценка

ученика

Оценка

учителя

1.

Умею составлять звукобуквенные модели

+

2.

Умею обозначать звук [Й] буквами Я Е Ё Ю

v

3.

Умею определять работу гласных букв

+

4.

Умею писать заглавную букву в именах

+

5.

Умею заисывать слова по транскрипции

_

6.

Знаю орфограммы жи-ши, ча-ща, чу-щу

+

Сформированное действие оценки - это способность ученика точно знать

о своём знании и незнании, умение отличать то, что известно, от, того, что

неизвестно, умение с просить о недостающем знании не в форме призыва «я

не знаю, что делать», в форме «что ещё нужно узнать, чтобы решить эту

задачу? Поэтому одной из главных задач, которую я ставлю перед собой –

это формирование у детей действия

самооценки и самоконтроля. Важно,

чтобы

учитель

учил

детей

содержательной

оценочной

деятельности

и

прививал им сугубо личностные качества.

Страхова Е.В. учитель начальных классов

МАОУ «Гимназия №12имени Г.Р.Державина» г. Тамбова



В раздел образования