Автор: Фалеева Анастасия Сергеевна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "Художественная школа"
Населённый пункт: город Благовещенск, Амурская область
Наименование материала: Авторский конспект урока на тему
Тема: «Знакомство с творческим методом «Постимпрессионистов» и выполнение этюда «яблоки» с использованием приема «импасто», в технике гуашевой живописи. (3 класс художественной школы, предмет «живопись»)
Раздел: дополнительное образование
Фалеева Анастасия Сергеевна
преподаватель специальных дисциплин
МБУДО «Художественная школа»
г. Благовещенск, Амурская область
Авторский конспект урока на тему: «Знакомство с творческим методом
«Постимпрессионистов» и выполнение этюда «яблоки» с использованием
приема «импасто», в технике гуашевой живописи.
(3 класс художественной школы, предмет «живопись»)
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цель урока: Знакомство с творческим методом «Постимпрессионистов»
и выполнение этюда «яблоки» с использованием приема «импасто», в технике
гуашевой живописи.
Задачи:
-знакомство с творчеством художников-постимпрессионистов;
- проанализировать этапы жизни и творчества Ван Гога;
- изучить живописную технику письма Ван Гога;
-
развивать
в
обучающихся
потребность
к
изучению
творчества
и
художественного наследия великих художников;
- развивать практические навыки работы различными живописными
рисовальными инструментами
-формирование творческого художественно-образного мышления.
План урока:
1.
Организация,
начало
урока
(приветствие,
создание
комфортных
условий).
2.Объявление темы и задачи урока
3. Вводная беседа
а). импрессионизм, история зарождения, особенности стиля
4.Знакомство с новым материалом
5. Практическая работа
6.Подведение итогов.
7.Оценка работ учащихся.
8.Рефлексия.
9. Домашнее задание.
Новые понятия:
Постимпрессионизм – художественное течение, зародившееся в начале
80- х годов 19 XIX века и длящееся до возникновения кубизма.
Импасто - прием которым владел Ван Гог, возможно, лучше, чем другие
художники
Мастихин – инструмент для нанесения красок.
Иллюстративные ряды.
-Визуальный:
фоторепродукции картин постимпрессионистов: Поль Сезанн «Игроки в
карты»,
«Натюрморт»;
Поль
Гоген «Королева красоты»; Винсент Ван Гог
«Едоки
картофеля»,
«натюрморт
с
яблоками»,
«Папаша Танги»,
«Красные
виноградники»,
«Хижины»,
«Дорога с кипарисами и звездой»,
«Подсолнухи»,
«Пейзаж в Овере после дождя», «Звездная ночь».
-Аудиальный:
Клод Дебюсси «лунный свет», «фортепиано».
Ход урока
1.Организация урока.
Проверка готовности учащихся.
Учитель:
2. Объявление темы урока.
- Добрый день!
Сегодня речь пойдет о художественном течении
Постимпрессионизм и представителях этого течения.
3. Вводная беседа
Но, прежде, чем мы познакомимся с этим стилем в живописи, давайте
вспомним:
-Что такое импрессионизм, и кто был его основоположником?
- Где и когда зародилось это течение?
Ответы: (зародилось во Франции в конце 1860-х годов).
- Назовите имена художников-импрессионистов.
Ответы: - Ведущие представители импрессионизма
Клод Моне, Огюст Ренуар, Камиль Писсарро, Берта Моризо, Альфред
Сислей.
-
Что
отличало
работы
этих
художников
от
картин
академических
художников?
Ответы:- Молодых
художников
упрекали
в
«незаконченности»
и
«неряшливости живописи»,
отсутствии
вкуса
и
смысла
в
их
работах,
«покушении
на
истинное
искусство»,
мятежных
настроениях
и
даже
аморальности
- Каким был их взгляд на мир, каким они хотели видеть его?
Ответ:
умение
уловить
и
запечатлеть
изменчивый
о бл и к
действительности.
Включение музыки.
Звучит Прелюдия Клода Дебюсси «лунный свет» (1мин.)
4.Изучение нового материала
Учитель:
-
Импрессионизм
в
80-е
годы XIX
века
претерпевает
серьезные
изменения.
Период,
начинающийся
с
1886
года
и
длящийся
20
лет
до
возникновения кубизма, называют Постимпрессионизмом.
Главная
роль
в
определении
творческого
метода
постимпрессионизма
принадлежала П. Сезанну,
В. Ван Гогу
и П. Гогену. Каждый из этих мастеров
работал самостоятельно и искал свой собственный путь в искусстве. Они не
входили, как импрессионисты, в единую группу. Художников объединяло лишь
то, что основой их творческих поисков был импрессионизм. Почти все они
начинали свой путь в искусстве в русле этого течения, использовали открытия
импрессионистов в области цвета, композиции, техники живописи, раздельного
мазка и др. П. Сезанн неукоснительно держался метода работы с натуры. В
творчестве постимпрессионистов сохранялось жизнеподобие образов.
Главное отличие постимпрессионистов от импрессионистов состояло в
том, что они отвергали метод только зрительного наблюдения и изображения
лишь
внешности,
поверхности
явлений
жизни.
Постимпрессионисты
хотели
вернуть
искусству
то,
от
чего
отказались
импрессионисты:
содержание,
размышление, стремились восстановить связь с художественными традициями
прошлого, в том числе классическими.
Мы сегодня остановим свое внимание на знаменитом и выдающемся
художнике - постимпрессионизма Винсенте Ван Гоге.
Слайд с автопортретом
Краткая биография
Слайд с биографией
Выступление с сообщением.
Просмотр репродукций его работ
Винсент Ван Гог стремился с помощью цветовых созвучий выразить своё
отношение к изображаемому. Например, ночное кафе для него – место, «где
можно сойти с ума» или «совершить преступление». В пейзажах Ван Гога, как в
душе
человека,
происходит
«столкновение
страстей»:
скалы
содрогаются,
деревья взывают о помощи. Ван Гог писал, что он не старается изобразить то,
что перед глазами. Его целью было выразить себя. Цвет у него становится
главным выразителем эмоций. Ван Гог считал, что есть цвета, которые «любят»,
и есть такие, что «ненавидят» друг друга. Поэтому их контраст или гармония
способны выразить разнообразные духовные состояния художника. Мазок Ван
Гога
тоже
делается
носителем
эмоций.
Иногда
он
резкий,
заострённый,
отрывистый, а иногда – закруглённый, ритмически повторяющийся.
Слайды с работами
Импасто – прием масляной живописи, которой владел Ван Гог, возможно,
лучше, чем другие художники. Термин происходит от итальянского слова pasto,
это означает густо наложенный слой краски с отпечатками инструмента, которым
она наносится и как правило кисти или ножа-мастихина. Эта техника позволяет
создать
точный
объемный
эффект,
а
изображение
кажется
выпуклым
даже
выступающим из холста.
Ван Гог был гений. Гений не может служить образцом для подражания
ни в своих «взлетах», ни в своих «падениях». Гений – это символ, побуждающий
к творческим свершениям.
5.Практическая работа.
Включение музыки.
Сегодня
на
уроке
у
нас
звучат
мелодии
французского
композитора
Ашиля Клода Дебюсси́
(22 августа года, — французский композитор. Ведущий
представитель музыкального импрессионизма.
Сегодня каждый из нас почувствует себя в роли гениального художника
Винсента Ван Гога.
Я
предлагаю
выполнить
этюд
яблок
в
стиле,
в
котором
работал
постимпрессионист
с
использованием
приема импасто,
выполнить,
заранее
поставленный в мастерской натюрморт с яблоками.
Определяем расположение листа, композиционно размещаем на предметы
в
формате,
выполняем
быстрое
построение,
передача
форм
и
особенностей
предметов.
Выполняем
работу
в
цвете.
Поэтапно
накладывая
краски
по
форме
предмета,
подчеркивая
ее
особенности.
Цвета
подбираем
в
соответствии
с
колоритом натюрморта.
Работа ведется одновременно по всему формату.
Преподаватель ведет показ этапов работы над натюрмортом.
6.Подведение итогов.
Сегодня
на
уроке
мы
с
вами
познакомились
с
творческим
методом
«Постимпрессионистов» и выполнили этюд «яблоки» с использованием приема
«импасто», в технике гуашевой живописи.
Так же познакомились и проанализировали этапы жизни и творчества
Ван Гога;
Развивали практические навыки работы различными живописными
рисовальными инструментами
Сформировали творческое художественно-образное мышление.
7.Оценка работ учащихся
8. Рефлексия.
1.
В каком году родился Винсент Ван Гог?
а) 1857 б) 1853 в) 1863
2.
Как называлась первая большая картина Ван Гога?
а) «Подсолнухи» б) «Ирисы» в) «Едоки картофеля»
3.
В какой технике работал Ван Гог?
а) импасто б) сфумато в) лессировка
4.
Кто из родных поддержал Ван Гога в его стремлении стать художником?
а) сестра б) брат в) отец
5.
Сколько лет прожил Ван Гог?
а) 37 б) 43 в) 46
6.
К какому стилю относится творчество Ван Гога?
а) импрессионизм б) постимпрессионизм в) неоимпрессионизм
9. Домашнее задание
Выполнить этюд - копии работы художника - постимпрессиониста Винсента Ван
Гога.
Выбор картины на усмотрение учащегося.