Автор: Русина Валентина Геннадьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №96 г.Томска
Населённый пункт: г.Томск Томская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: семинар для педагогов по формированию у дошкольников о разнообразии природного мира
Раздел: дошкольное образование
Семинар для педагогов ДОУ по ознакомлению дошкольников с природным
разнообразием.
Русина В.Г., старший воспитатель МАДОУ № 96 г.Томск
Знакомя дошкольников с природой родного края мы, прежде всего, должны для себя
уточнить, что такое природное многообразие.
Природное разнообразие — это многообразие природных условий в пределах отдельной
территории. В сохранении природного разнообразия каждый район Земли выполняет свою
определенную роль. ... Густозаселенные районы с интенсивным освоением почвенно-
земельных ресурсов практически лишены естественных природных комплексов.
Определение биологического разнообразия отражено в Конвенции ООН по
биологическому разнообразию 1992 г. В этом документе биологическое разнообразие
определено как “вариабельность живых организмов из всех источников, включая, среди
прочего, наземные, морские и иные водные экосистемы и экологические комплексы,
частью которых они являются; это понятие включает в себя разнообразие в рамках вида,
между видами и разнообразие экосистем” (ст. 2). В преамбуле Конвенции сохранение
биоразнообразия провозглашается общей задачей всего человечества, а естественно
установившийся уровень природного разнообразия – “необходимым условием
нормального функционирования биоценозов и экосистем и биосферы в целом”.
Характеристика биоразнообразия используется как важнейший показатель в обосновании
экологической политики государств. Конвенция предусматривает решение трех
взаимосвязанных задач: 1) сохранение биологического разнообразия, 2) устойчивое
использование его компонентов (использование таким образом и такими темпами, которые
не приводят в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия), и 3)
справедливое и равноправное распределение выгод от использования генетических
ресурсов (ст. 1).
Поскольку возникают проблемы по сохранению биоразнообразия в нашей стране и в мире,
были составлены задачи на уровне государства, которые были отражены в нормативных
документах по сохранению природных ресурсов.
Задачи в сфере охраны биоразнообразия
Экономическая — включение биоразнообразия в макроэкономические показатели страны;
потенциальные экономические доходы от биоразнообразия, в их числе: прямые (медицина,
сырьё и материалы для селекции и фармации и т. д.) и косвенные (экотуризм), а также
издержки — восстановление разрушенного биоразнообразия.
Управленческая — создание сотрудничества путём вовлечения в совместную деятельность
государственных и коммерческих учреждений, армии и флота, негосударственных
объединений, местного населения и всей общественности.
Юридическая — включение определений и понятий, связанных с биоразнообразием, во
все соответствующие законодательные нормы, создание правовой поддержки сохранения
биоразнообразия.
Научная — формализация процедур принятия решений, поиск индикаторов
биоразнообразия, составление кадастров биоразнообразия, организация мониторинга.
Образовательная — разработка и реализация образовательных программ, основанных на
передовых знаниях в области охраны окружающей среды и эволюционной биологии в
целях обучения и подготовки специалистов в области охраны биоразнообразия.
Эколого-просветительская — экологическое образование населения, распространение
идей охраны биоразнообразия, как важнейшей составляющей части Биосферы.
Прежде чем прививать детям навыки культурного поведения в природе, нужно
познакомить детей с объектами живой и неживой природы, природными явлениями,
показать детям насколько разнообразен природный мир, показать детям примеры того, как
человек учится у природы, создавая предметы быта, техники и др.
Например, наблюдая за полетом птиц – человек создал самолеты, паутина паука- сеть
рыболова, семена-зонтики у цветов- парашют для летчика, крылатка клена – лопасти
вертолета, цветы чертополоха – липучки на одежде и обуви и т.д. на основе этих
наблюдений можно сделать игру для дошкольников «Ассоциации», «Найди пару».
Для планирования образовательной деятельности по формированию у детей понятия о
многообразии можно воспользоваться следующей таблицей:
РАЗНООБРАЗИЕ
Тема Дикие животные нашего края
Задачи:
-обогащать представления о многообразии разных видов диких животных и их
индивидуальность и неповторимость;
-воспитывать элементарное понимание самоценности природы (растения и животные
живут не для человека, каждое живое существо имеет право на жизнь)
Виды детской деятельности
Формы работы
Материалы
Игровая
Изобразительная
Познавательно-исследовательская
Коммуникативная
Восприятие художественной
литературы
Самообслуживание и
элементарный бытовой труд
Двигательная
Музыкальная
Конструирование
Таким образом, можно спланировать образовательную деятельность по всем живым
(растения, деревья, птицы, насекомые, лекарственные растения) и нежимым (полезные
ископаемые, планеты, времена года) объектам природы, подчеркивая уникальность и
неповторимость природного мира, необходимость сохранения и приумножения для
будущих поколений.