Напоминание

семинар для педагогов по формированию у дошкольников о разнообразии природного мира


Автор: Русина Валентина Геннадьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №96 г.Томска
Населённый пункт: г.Томск Томская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: семинар для педагогов по формированию у дошкольников о разнообразии природного мира
Раздел: дошкольное образование





Назад




Семинар для педагогов ДОУ по ознакомлению дошкольников с природным

разнообразием.

Русина В.Г., старший воспитатель МАДОУ № 96 г.Томск

Знакомя дошкольников с природой родного края мы, прежде всего, должны для себя

уточнить, что такое природное многообразие.

Природное разнообразие — это многообразие природных условий в пределах отдельной

территории. В сохранении природного разнообразия каждый район Земли выполняет свою

определенную роль. ... Густозаселенные районы с интенсивным освоением почвенно-

земельных ресурсов практически лишены естественных природных комплексов.

Определение биологического разнообразия отражено в Конвенции ООН по

биологическому разнообразию 1992 г. В этом документе биологическое разнообразие

определено как “вариабельность живых организмов из всех источников, включая, среди

прочего, наземные, морские и иные водные экосистемы и экологические комплексы,

частью которых они являются; это понятие включает в себя разнообразие в рамках вида,

между видами и разнообразие экосистем” (ст. 2). В преамбуле Конвенции сохранение

биоразнообразия провозглашается общей задачей всего человечества, а естественно

установившийся уровень природного разнообразия – “необходимым условием

нормального функционирования биоценозов и экосистем и биосферы в целом”.

Характеристика биоразнообразия используется как важнейший показатель в обосновании

экологической политики государств. Конвенция предусматривает решение трех

взаимосвязанных задач: 1) сохранение биологического разнообразия, 2) устойчивое

использование его компонентов (использование таким образом и такими темпами, которые

не приводят в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия), и 3)

справедливое и равноправное распределение выгод от использования генетических

ресурсов (ст. 1).

Поскольку возникают проблемы по сохранению биоразнообразия в нашей стране и в мире,

были составлены задачи на уровне государства, которые были отражены в нормативных

документах по сохранению природных ресурсов.

Задачи в сфере охраны биоразнообразия

Экономическая — включение биоразнообразия в макроэкономические показатели страны;

потенциальные экономические доходы от биоразнообразия, в их числе: прямые (медицина,

сырьё и материалы для селекции и фармации и т. д.) и косвенные (экотуризм), а также

издержки — восстановление разрушенного биоразнообразия.

Управленческая — создание сотрудничества путём вовлечения в совместную деятельность

государственных и коммерческих учреждений, армии и флота, негосударственных

объединений, местного населения и всей общественности.

Юридическая — включение определений и понятий, связанных с биоразнообразием, во

все соответствующие законодательные нормы, создание правовой поддержки сохранения

биоразнообразия.

Научная — формализация процедур принятия решений, поиск индикаторов

биоразнообразия, составление кадастров биоразнообразия, организация мониторинга.

Образовательная — разработка и реализация образовательных программ, основанных на

передовых знаниях в области охраны окружающей среды и эволюционной биологии в

целях обучения и подготовки специалистов в области охраны биоразнообразия.

Эколого-просветительская — экологическое образование населения, распространение

идей охраны биоразнообразия, как важнейшей составляющей части Биосферы.

Прежде чем прививать детям навыки культурного поведения в природе, нужно

познакомить детей с объектами живой и неживой природы, природными явлениями,

показать детям насколько разнообразен природный мир, показать детям примеры того, как

человек учится у природы, создавая предметы быта, техники и др.

Например, наблюдая за полетом птиц – человек создал самолеты, паутина паука- сеть

рыболова, семена-зонтики у цветов- парашют для летчика, крылатка клена – лопасти

вертолета, цветы чертополоха – липучки на одежде и обуви и т.д. на основе этих

наблюдений можно сделать игру для дошкольников «Ассоциации», «Найди пару».

Для планирования образовательной деятельности по формированию у детей понятия о

многообразии можно воспользоваться следующей таблицей:

РАЗНООБРАЗИЕ

Тема Дикие животные нашего края

Задачи:

-обогащать представления о многообразии разных видов диких животных и их

индивидуальность и неповторимость;

-воспитывать элементарное понимание самоценности природы (растения и животные

живут не для человека, каждое живое существо имеет право на жизнь)

Виды детской деятельности

Формы работы

Материалы

Игровая

Изобразительная

Познавательно-исследовательская

Коммуникативная

Восприятие художественной

литературы

Самообслуживание и

элементарный бытовой труд

Двигательная

Музыкальная

Конструирование

Таким образом, можно спланировать образовательную деятельность по всем живым

(растения, деревья, птицы, насекомые, лекарственные растения) и нежимым (полезные

ископаемые, планеты, времена года) объектам природы, подчеркивая уникальность и

неповторимость природного мира, необходимость сохранения и приумножения для

будущих поколений.



В раздел образования