Автор: Петрищева Марина Николаевна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ШКола №141
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ в соответствии с ФГОС
Раздел: дошкольное образование
Среда ДОУ как место музыкальной деятельности.
Среда организованной музыкально-творческой деятельности в ДОУ
создается на музыкальных занятиях, которые проводит музыкальный руко-
водитель, а также на занятиях в музыкальной студии, музыкальном театре и
т.п. Предполагает единство социальных и предметных условий, обеспечиваю-
щих разнообразную музыкальную деятельность ребенка. Все компоненты
среды увязываются между собой по содержанию, масштабу и художественно-
му решению. Исходное требование к среде - ее проблемность и развивающий
характер: она через свое содержание должна создавать условия для музы-
кально-творческой деятельности каждого ребенка, стимулирующие развитие
его креативности.
Информационный фактор, как известно, играет в этом значительную
роль,
поэтому
педагог
проектирует
предметно-развивающий
компонент
среды (музыкальные инструменты, музыкальное оборудование, пособия и
дидактические материалы, костюмы и т.д.). К нему относится и репертуар,
который выбирает музыкальный руководитель в соответствии с программой.
Все
эти
аудио-видео
и
тактильные
составляющие
среды
предоставляют
информацию в виде знаково-символических форм, познавая которые ребенок
конструирует свой музыкальный мир.
Социальный фактор проявляется в том, что и организатором среды, и
ее
компонентом
является
музыкальный
руководитель,
а
музыкально-
творческая
деятельность
протекает
во
взаимодействии
не
только
с
музыкальным
руководителем,
но
и
с
воспитателем.
Взрослый
является
образцом для подражания, носителем музыкальной культуры. Социальными
компонентами являются и сверстники ребенка, которые выступают в качестве
партнеров
в
совместной
деятельности,
но
могут
быть
и
образцами
для
подражания.
Эмоциональный фактор данной среды включает психологический
комфорт, настрой на активную познавательную деятельность и одновременно
требовательность, уважение к правилам, которые «любит» музыка (например,
музыка «любит» тишину). Большое значение имеет и эмоциональность ис-
полнения музыкальных произведений педагогом:
р е б е н о к
д о л ж е н
п о л у ч и т ь
э с т е т и ч е с к о е
н а с л а ж д е н и е ,
тогда ему будет понятно эмоционально-образное содержание музыкального
произведения. Нельзя заставить ребенка полюбить музыку - ею можно только
увлечь.
Среда нерегламентированной музыкально-творческой деятельности
ДОУ.
Большую часть времени ребенок проводит в группе детского сада, поэтому
она имеет - должна иметь - потенциал для музыкального воспитания и
становления его креативности.
Информационный фактор обеспечивает преемственность с
организованной
музыкальной
деятельностью.
Музыкальный
репертуар,
оборудование и инструменты, дидактические музыкальные игры и пособия
практически те же, что и для музыкальных занятий, однако эти компоненты
отличаются
большим
разнообразием,
так
как
времени
на
н е-
регламентированную деятельность у воспитателя больше.
Нерегламентированная музыкальная деятельность детей
осуществляется совместно с воспитателем в группе и в меньшей степени в
кружках
музыкального
творче ства,
организуемых
музыкальным
руководителем. Воспитатель не обучает детей - он старается заинтересовать
их
в
слушании
знакомой
музыки,
высказывает
свое
отношение
к
ней,
вовлекает детей в знакомые им музыкальные игры, упражнения, проводит
музыкальные
разминки
и
традиции
(утренняя
песня-приветствие
новому
дню, проведение раз в неделю вечера песни и т.п.).
Музыкальный репертуар воспитатель подбирает с помощью
музыкального руководителя либо сам, но по согласованию с музыкальным
руководителем.
Музыкальное сопровождение разных мероприятий, прослушивание
музыкальных произведений, сказок и т.д. позволяют познакомить детей с
разнообразными музыкальными произведениями доступными им по стилю и
оформлению способами подачи.
Организация нерегламентированной деятельности требует соблюде-
ния следующих условий.
•
Наличие у детей умений и навыков во всех видах музыкальной
деятельности,
а
также
достаточный
репертуар,
который
дети
могут
использовать в своей музыкальной деятельности.
• Наличие в группе всех наглядных пособий, которые используются на
музыкальных занятиях
(карточки для музыкальных
упражнений
и
игр,
детские музыкальные инструменты и игрушки, музыкальный конструктор и
т.п.).
• Наличие магнитофона и кассет, на которые музыкальный руководитель
специально для воспитателя записывает новый музыкальный репертуар, кас-
сет с записью инструментальной музыки и музыкальных сказок.
Музыкальные игры, пособия для музыкальной деятельности подбираются
и для совместной с воспитателем музыкальной деятельности детей, и для
самостоятельной музыкально-творческой деятельности ребенка.
Социальный фактор состоит в том, что воспитатель продолжает
педагогическую линию музыкального руководителя и является для детей
образцом музыкального восприятия и музыкального творчества.
Сверстники как часть социальной среды также имеют большое
значение: они могут быть и образцами музыкально-творческой деятельности,
и стимулом для занятий ею, и критерием оценки результатов деятельности.
Воспитателю важно опираться на детей, которые увлечены музыкально-
творческой
деятельностью:
они
становятся
своего
рода
катализаторами
данного процесса.
Эмоциональный фактор
в
виде
заинтересованности
детей
в
музыкально-творче ской
деятельно сти
должен
к ул ьтивироваться
воспитателем
различными
способами,
прежде
всего
через
собственную
эмоциональную активность и стимулирование творческой активности детей.
Эмоциональная поддержка, обеспечение психологического комфорта,
поощрение
творческих
устремлений
детей
-
такой
должна
быть
э м о ц и о н а л ь н а я
ха р а кт е р и с т и ка
с р ед ы ,
в
кото р о й
п р о т екает
нерегламентированная музыкально-творческая деятельность.
Параллельно осуществляется самостоятельная музыкальная
творческая
деятельность
детей,
обладающая
наибольшим
потенциалом
развития креативности дошкольников.
Приложение №3
Примерное содержание предметно-развивающей среды
в младшей группе.
На «музыкальной стене», оформленной в виде сюжета по сказке
«Теремок», представлены:
Блок пособий, стимулирующий развитие восприятия музыки:
-магнитофон с кассетами (разучиваемый репертуар, любимые детские песни,
колыбельные
песни;
инструментальные
произведения,
используемые
воспитателем для проведения элементов музыкотерапии);
-детские
музыкальные
инструменты:
треугольники,
бубен,
барабан,
металлофон, колокольчики и т. д.;
- музыкально- дидактические игры: «Угадай на чем играю?», «Кто в домике
живет»
(для
развития
восприятия
низкого
и
высокого
звучания)
«Найди
игрушку», «Что делают дети?», «Зайцы», «Колпачки», «Где мои детки?»,
- издающие звуки палочки, ключики, фломастеры, варежки с пуговицами
(деревянными,
металлическими,
пластмассовыми),
коробочки,
баночки
с
наполнителями (горох, пшено, камешки) и т.д.;
Блок пособий, побуждающий детей к детской исполнительской
деятельности:
-3 кубика из ватмана, на сторонах одного из них нарисовано содержание
песен, разучиваемых детьми, на другом - содержание игр, танцев, плясок,
которые дети осваивают, на третьем инструменты, на которых дети учатся
играть (кубики могут создаваться по мере необходимости);
- «Чудесный круг» с вертящейся стрелкой, в секторах которого представлено
содержание знакомых детям песен;
- атрибуты, побуждающие детей к исполнению знакомых игр и плясок.
-двухэтажный домик: на нижнем этаже живут «взрослые» звери (с низким
голосом), на втором их детки (с высоким голосом);
-дерево с птицей и птенчиками (сделано из ветки дерева);
-детские музыкальные инструменты.
Блок пособий, побуждающих детей к элементарной музыкально –
творческой деятельности:
-элементы
ряженья:
платочки,
косынки,
кепки,
ленточки,
цветы,
маски,
побуждающие к игровым и танцевальным импровизациям;
-различные детские музыкальные игрушки для импровизации («Волшебный
телевизор);
Литература
1. Мануйлов Ю.С. Персонализация среды коллективом как фактор
восприятия её личностью. Таллинн, 1983
2. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании: автореферат.дис.1998
3. Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников -
Ярославль, 2007
4. Алпаров Н.Н. Музыкально-игровой материал. Осень золотая-
Москва, 2007
5. Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду.- М.,1974
6. Зимина Н.А. Теория и методика музыкального воспитания детей
дошкольного возраста. – Шуя, 1993
7. Картушина М.Ю. Театрализованные представления для детей и
взрослых. – М. 2005
8. Михайлова М.А. развитие музыкальных способностей детей.-Ярославль
1997
9. Морева Н.М. Вопросы музыкального воспитания в психолого-
педагогической теории.- Дошкольное воспитание. 1998 №2
10. Мухина В.С. Детская психология. Учебник для студентов пед. ин-тов.
М. 1985
11. Назайкинский Е.О. Психология музыкального восприятия.- М. 1972
12. Новосёлова С.Л. Развивающая предметная среда.- М. 1997
13. Питерсон Л., О’Коннор Д. Дети на сцене: как помочь молодому таланту
найти себя.- Ростов-на-Дону. 2007
14. Радынова О.П., Палавандшвили М.Л. Музыкальное воспитание
дошкольников.- М. 1994
15. Скрипник И.С. Театр теней.- М.2005
16. Сухомлинский В.А. О воспитании.- М. 1982
17. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М. 1985
18. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания.
М. 1946