Напоминание

Использование ИКТ в соответствии с ФГОС


Автор: Петрищева Марина Николаевна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ШКола №141
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ в соответствии с ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад




Среда ДОУ как место музыкальной деятельности.

Среда организованной музыкально-творческой деятельности в ДОУ

создается на музыкальных занятиях, которые проводит музыкальный руко-

водитель, а также на занятиях в музыкальной студии, музыкальном театре и

т.п. Предполагает единство социальных и предметных условий, обеспечиваю-

щих разнообразную музыкальную деятельность ребенка. Все компоненты

среды увязываются между собой по содержанию, масштабу и художественно-

му решению. Исходное требование к среде - ее проблемность и развивающий

характер: она через свое содержание должна создавать условия для музы-

кально-творческой деятельности каждого ребенка, стимулирующие развитие

его креативности.

Информационный фактор, как известно, играет в этом значительную

роль,

поэтому

педагог

проектирует

предметно-развивающий

компонент

среды (музыкальные инструменты, музыкальное оборудование, пособия и

дидактические материалы, костюмы и т.д.). К нему относится и репертуар,

который выбирает музыкальный руководитель в соответствии с программой.

Все

эти

аудио-видео

и

тактильные

составляющие

среды

предоставляют

информацию в виде знаково-символических форм, познавая которые ребенок

конструирует свой музыкальный мир.

Социальный фактор проявляется в том, что и организатором среды, и

ее

компонентом

является

музыкальный

руководитель,

а

музыкально-

творческая

деятельность

протекает

во

взаимодействии

не

только

с

музыкальным

руководителем,

но

и

с

воспитателем.

Взрослый

является

образцом для подражания, носителем музыкальной культуры. Социальными

компонентами являются и сверстники ребенка, которые выступают в качестве

партнеров

в

совместной

деятельности,

но

могут

быть

и

образцами

для

подражания.

Эмоциональный фактор данной среды включает психологический

комфорт, настрой на активную познавательную деятельность и одновременно

требовательность, уважение к правилам, которые «любит» музыка (например,

музыка «любит» тишину). Большое значение имеет и эмоциональность ис-

полнения музыкальных произведений педагогом:

р е б е н о к

д о л ж е н

п о л у ч и т ь

э с т е т и ч е с к о е

н а с л а ж д е н и е ,

тогда ему будет понятно эмоционально-образное содержание музыкального

произведения. Нельзя заставить ребенка полюбить музыку - ею можно только

увлечь.

Среда нерегламентированной музыкально-творческой деятельности

ДОУ.

Большую часть времени ребенок проводит в группе детского сада, поэтому

она имеет - должна иметь - потенциал для музыкального воспитания и

становления его креативности.

Информационный фактор обеспечивает преемственность с

организованной

музыкальной

деятельностью.

Музыкальный

репертуар,

оборудование и инструменты, дидактические музыкальные игры и пособия

практически те же, что и для музыкальных занятий, однако эти компоненты

отличаются

большим

разнообразием,

так

как

времени

на

н е-

регламентированную деятельность у воспитателя больше.

Нерегламентированная музыкальная деятельность детей

осуществляется совместно с воспитателем в группе и в меньшей степени в

кружках

музыкального

творче ства,

организуемых

музыкальным

руководителем. Воспитатель не обучает детей - он старается заинтересовать

их

в

слушании

знакомой

музыки,

высказывает

свое

отношение

к

ней,

вовлекает детей в знакомые им музыкальные игры, упражнения, проводит

музыкальные

разминки

и

традиции

(утренняя

песня-приветствие

новому

дню, проведение раз в неделю вечера песни и т.п.).

Музыкальный репертуар воспитатель подбирает с помощью

музыкального руководителя либо сам, но по согласованию с музыкальным

руководителем.

Музыкальное сопровождение разных мероприятий, прослушивание

музыкальных произведений, сказок и т.д. позволяют познакомить детей с

разнообразными музыкальными произведениями доступными им по стилю и

оформлению способами подачи.

Организация нерегламентированной деятельности требует соблюде-

ния следующих условий.

Наличие у детей умений и навыков во всех видах музыкальной

деятельности,

а

также

достаточный

репертуар,

который

дети

могут

использовать в своей музыкальной деятельности.

• Наличие в группе всех наглядных пособий, которые используются на

музыкальных занятиях

(карточки для музыкальных

упражнений

и

игр,

детские музыкальные инструменты и игрушки, музыкальный конструктор и

т.п.).

• Наличие магнитофона и кассет, на которые музыкальный руководитель

специально для воспитателя записывает новый музыкальный репертуар, кас-

сет с записью инструментальной музыки и музыкальных сказок.

Музыкальные игры, пособия для музыкальной деятельности подбираются

и для совместной с воспитателем музыкальной деятельности детей, и для

самостоятельной музыкально-творческой деятельности ребенка.

Социальный фактор состоит в том, что воспитатель продолжает

педагогическую линию музыкального руководителя и является для детей

образцом музыкального восприятия и музыкального творчества.

Сверстники как часть социальной среды также имеют большое

значение: они могут быть и образцами музыкально-творческой деятельности,

и стимулом для занятий ею, и критерием оценки результатов деятельности.

Воспитателю важно опираться на детей, которые увлечены музыкально-

творческой

деятельностью:

они

становятся

своего

рода

катализаторами

данного процесса.

Эмоциональный фактор

в

виде

заинтересованности

детей

в

музыкально-творче ской

деятельно сти

должен

к ул ьтивироваться

воспитателем

различными

способами,

прежде

всего

через

собственную

эмоциональную активность и стимулирование творческой активности детей.

Эмоциональная поддержка, обеспечение психологического комфорта,

поощрение

творческих

устремлений

детей

-

такой

должна

быть

э м о ц и о н а л ь н а я

ха р а кт е р и с т и ка

с р ед ы ,

в

кото р о й

п р о т екает

нерегламентированная музыкально-творческая деятельность.

Параллельно осуществляется самостоятельная музыкальная

творческая

деятельность

детей,

обладающая

наибольшим

потенциалом

развития креативности дошкольников.

Приложение №3

Примерное содержание предметно-развивающей среды

в младшей группе.

На «музыкальной стене», оформленной в виде сюжета по сказке

«Теремок», представлены:

Блок пособий, стимулирующий развитие восприятия музыки:

-магнитофон с кассетами (разучиваемый репертуар, любимые детские песни,

колыбельные

песни;

инструментальные

произведения,

используемые

воспитателем для проведения элементов музыкотерапии);

-детские

музыкальные

инструменты:

треугольники,

бубен,

барабан,

металлофон, колокольчики и т. д.;

- музыкально- дидактические игры: «Угадай на чем играю?», «Кто в домике

живет»

(для

развития

восприятия

низкого

и

высокого

звучания)

«Найди

игрушку», «Что делают дети?», «Зайцы», «Колпачки», «Где мои детки?»,

- издающие звуки палочки, ключики, фломастеры, варежки с пуговицами

(деревянными,

металлическими,

пластмассовыми),

коробочки,

баночки

с

наполнителями (горох, пшено, камешки) и т.д.;

Блок пособий, побуждающий детей к детской исполнительской

деятельности:

-3 кубика из ватмана, на сторонах одного из них нарисовано содержание

песен, разучиваемых детьми, на другом - содержание игр, танцев, плясок,

которые дети осваивают, на третьем инструменты, на которых дети учатся

играть (кубики могут создаваться по мере необходимости);

- «Чудесный круг» с вертящейся стрелкой, в секторах которого представлено

содержание знакомых детям песен;

- атрибуты, побуждающие детей к исполнению знакомых игр и плясок.

-двухэтажный домик: на нижнем этаже живут «взрослые» звери (с низким

голосом), на втором их детки (с высоким голосом);

-дерево с птицей и птенчиками (сделано из ветки дерева);

-детские музыкальные инструменты.

Блок пособий, побуждающих детей к элементарной музыкально –

творческой деятельности:

-элементы

ряженья:

платочки,

косынки,

кепки,

ленточки,

цветы,

маски,

побуждающие к игровым и танцевальным импровизациям;

-различные детские музыкальные игрушки для импровизации («Волшебный

телевизор);

Литература

1. Мануйлов Ю.С. Персонализация среды коллективом как фактор

восприятия её личностью. Таллинн, 1983

2. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании: автореферат.дис.1998

3. Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников -

Ярославль, 2007

4. Алпаров Н.Н. Музыкально-игровой материал. Осень золотая-

Москва, 2007

5. Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду.- М.,1974

6. Зимина Н.А. Теория и методика музыкального воспитания детей

дошкольного возраста. – Шуя, 1993

7. Картушина М.Ю. Театрализованные представления для детей и

взрослых. – М. 2005

8. Михайлова М.А. развитие музыкальных способностей детей.-Ярославль

1997

9. Морева Н.М. Вопросы музыкального воспитания в психолого-

педагогической теории.- Дошкольное воспитание. 1998 №2

10. Мухина В.С. Детская психология. Учебник для студентов пед. ин-тов.

М. 1985

11. Назайкинский Е.О. Психология музыкального восприятия.- М. 1972

12. Новосёлова С.Л. Развивающая предметная среда.- М. 1997

13. Питерсон Л., О’Коннор Д. Дети на сцене: как помочь молодому таланту

найти себя.- Ростов-на-Дону. 2007

14. Радынова О.П., Палавандшвили М.Л. Музыкальное воспитание

дошкольников.- М. 1994

15. Скрипник И.С. Театр теней.- М.2005

16. Сухомлинский В.А. О воспитании.- М. 1982

17. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М. 1985

18. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания.

М. 1946



В раздел образования