Напоминание

Социально–коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС. (агрессия.)


Автор: Колесник Ирина Юрьевна
Должность: Педагог–психолог
Учебное заведение: МБДОУ "детский сад №360 г.Челябинск"
Населённый пункт: ЧЕЛЯБИНСК
Наименование материала: Статья
Тема: Социально–коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС. (агрессия.)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в

условиях введения ФГОС.

(агрессия.)

Детство – уникальный, самоценный период становления личности, имеющий

яркую специфику возрастного развития, требующий особого психолого –

педагогического сопровождения и условий.

Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы,

они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую

неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в

общении с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом

социально-псхологических проблем (агрессивностью, застенчивостью,

гиперактивностью, пассивностью ребенка)

Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить

типичные особенности:

-несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются

детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-

ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с

современными головоломками, конструкторами);

-произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они

стали более информированными и любознательными, свободно

ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему

способствует насыщенность среды в детском саду и дома;

-отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии

детей, в их поведении, общении.

Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе

неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для

гармоничной социализации ребенка, ослаблением преемственных связей

между семейным и дошкольным воспитанием.

1

В ФГОС предусматривается развитие дошкольников по усвоению норм и

ценностей.

ФГОС дошкольного образования представляет собой совокупность

государственных гарантий получения бесплатного доступного качественного

образования посредствам:

*расширения возможностей развития личностного потенциала и

способностей каждого ребенка дошкольного возраста;

* обеспечения условий здорового образа жизни и безопасности ребенка;

*приобщения детей через соответствующие их индивидуально-возрастным

особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям

семьи, общества и государства;

*развития интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству;

*реализации вариативных программ;

*соблюдения прав ребенка, родителей и других участников

образовательного процесса.

Цели:

*Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в

получении дошкольного образования.

*Сохранение единства образовательного пространства Российской

Федерации относительно уровня дошкольного образования.

*Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на

основе единства обязательных требований к условиям реализации основных

образовательных программ, их структуре и результатам их освоения.

Задачи:

*Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том

числе их эмоционального благополучия).

*Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развития

индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка

2

как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.

*Формирование общей культуры воспитанников, развития их нравственных,

интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности,

самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной

деятельности.

*Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных

программ и организационных форм уровня дошкольного образования,

возможности формирования образовательных программ различных уровней

сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и

способностей воспитанников.

Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет 5

направлений развития и образования детей:

- социально коммуникативное развитие;

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

-художественно-эстетическое;

-физическое развитие

ФГОС определено социально-коммуникативное направление, задачами

которого являются:

-усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и

нравственные ценности;

-развитие общения и взаимодействие ребенка с взрослым и сверстником;

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции

собственных действий;

-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной

отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной

деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и

чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в

Организации;

3

-формирование позитивных установок к различным видам труда и

творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме,

природе.

Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка.

Уже с момента рождения малыш является социальным существом,

требующим для удовлетворения своих потребностей участия другого

человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта

невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через

коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических

функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно

жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает

другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя (Л. С.

Выготский, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Т. А. Репина, Е. В. Субботский, С.

Г. Якобсон и др.).

В социальном развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют

коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные

ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и

на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.

В качестве социальных навыков могут выступать определенные правила

поведения, которые вырабатываются в общении детей друг с другом и никак

не соотносятся с моральными нормами, принятыми в мире взрослых.

Исследования показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве,

остаётся устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей

жизни человека (Olweus, 1977; Huesmann, 1984). Можно полагать, что уже в

дошкольном возрасте складываются определённые внутренние

предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, что дети,

склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых

сверстников не только по внешнему поведению, но и по своим

психологическим характеристикам.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное

поведение, обычно выделяют недостаточное развитие интеллекта и

коммуникативных навыков, сниженный уровень саморегуляции,

неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нарушения в

4

отношениях со сверстниками (Р.Бэрон и Д.Ричардсон, 2000).

Агрессия, насилие есть средство подавить и победить соперника. И все же:

почему применяющий силу не оставляет противника в покое после того, как

тот потерпел явное поражение? Что такое агрессия? Как можно

предотвратить или взять под контроль агрессивное поведение?

В настоящее время большинством принимается следующее определение:

Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или

причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного

обращения.

Это определение предполагает, что агрессию следует рассматривать как

модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку.

Агрессия - мотивационное поведение, акт, который может часто наносить

вред объектам атаки-нападения или же физический ущерб другим

индивидуумам вызывающий у них депрессию, психодискомфорт, не

уютность, напряженность, страх, боязнь, состояние подавленности

аномальные психопереживания; можно дифференцировать, физическая

агрессия (атака нападение), когда используется физическая сила против

другого объекта или субъекта.

Речевая агрессия, когда выражаются отрицательные чувства, эмоции через

коммуникативную форму (конфликт ссора крик вербальная перепалка), а так

же через предикаты – содержание вербально – эмотивных реакций (угроза

инвективы остракизмы вербальная ругань, мат, формы проклятья)

Косвенная агрессия, действия не прямым путем интенционированны на

другого индивидуума (инсинуации, насмешки, шутки, ирония).

Прямая агрессия, непосредственно прямо интенцируется против какого либо

индивида или объекта.

Инструментальная агрессия, эксплицируется, как средство - методы –

приемы, спроецированные на достижении какой либо значимой цели,

результирование какой либо утилитарной задачи.

Враждебная агрессия, проявляется в акциях целью коих является

непосредственное причинение вреда объекту самой агрессии, эскалации.

5

Аутоагрессия – выражается в аутообвинении, аутоуничтожении,

самопринижении (своих достоинств, качеств личности), может

детерминировать даже акции самоубийства, причинении самому себе

телесных травм, повреждений.

Агрессивное поведенческие акт являющийся одной из матриц реагирования

на дифференциальные неблагоприятные, отрицательные в психическом и

физическом параметре, жизненные обстоятельства вызывающие в психике

социоиндивида депрессию, стресс, фрустрации; агрессивные поведенческие

акты часто бывают одним из функциональных способов решения проблем с

сохранением индивидуальности, чувства собственной ценности значимости,

это механизм, который усиливает контроль субъекта над обстоятельствами,

окружающими его индивидами; таким образом, агрессивные акты

выступают в придатке.

1.Способа психологической защиты.

2.Способа удовлетворения определенной потребности.

3.Способа самореализации, самоутверждаемости, самореализуемости.

4.Средство для достижения какой либо значимой цели.

5.Способа помогающего оказать психологическое воздействие на другого

индивидуума с целью подавить его волевые стимулы, деструктировать -

метаболизировать присущее другому индивиду устойчивые в его психике

поведенческие реакции.

Таким образом, можно сказать, что у каждого из нас в характере присутствует

агрессивность. У кого-то она имеет оборонительные, доброкачественные

формы, у кого-то, возможно, уже перешла и в деструктивную,

злокачественную область. Но как бы это ни было, человеку предоставляется

возможность, как существу разумному предотвращать появление агрессии и

контролировать её.

6



В раздел образования