Напоминание

Семейные ценности как фактор духовно-нравственного воспитания


Авторы: Долгих Татьяна Викторовна, Мальцева Людмила Ивановна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Основная общеобразовательная Курская школа"
Населённый пункт: город Старый Оскол
Наименование материала: статья
Тема: Семейные ценности как фактор духовно-нравственного воспитания
Раздел: начальное образование





Назад




Семейные ценности как фактор духовно-нравственного воспитания

Долгих Татьяна Викторовна,

учитель начальных классов,

МБОУ «Основная общеобразовательная Курская школа»

Мальцева Людмила Ивановна,

учитель начальных классов,

МБОУ «Основная общеобразовательная Курская школа»

Духовно-нравственные основы личности зарождаются и произрастают в семье. В

меру своих сил и педагогических возможностей семья руководит становлением ребенка.

Это характеризует семью как фактор духовно-нравственного воспитания. То есть, каковы

семейные ценности, таков и уровень нравственного воспитания.

Никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда

в воспитании детей, сколько может сделать семья [1, с. 314].

Но

говорить

сегодня

о

духовно-нравственном

воспитании

значит

говорить

о

проблемах, связанных с кризисом современного российского общества.

Общество должно покоиться на нравственных основах человеческой души, которые

закладываются

в

семье,

в

ней

и

формируются.

Следовательно,

кризис

в

обществе

порожден кризисом в семье. Главная причина – пренебрежение духовными законами.

Опыт

работы

в

школе,

диагностика

взаимоотношений

в

семье

дала

нам

возможность разделить семьи на несколько типов.

1. Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная

атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Это семьи, где

знают классическую литературу, посещают театры, проводят с детьми досуговое время.

2. Семьи со средним уровнем духовно-нравственных отношений. Семьи, в которых

родители озабочены, прежде всего, добыванием средств к существованию, что сводит

общение с ребенком к минимуму. Но личный пример родителей – главный критерий в

поведении детей. Нет высоких идеалов, но есть нравственный стержень. Работа с такими

семьями

по

повышению

уровня

духовной

культуры

может

давать

положительный

результат.

3. Семьи, где внимание родителей к детям гипертрофировано, где ребенок – центр

забот. Это внешне благополучные семьи, в которых, к сожалению, отсутствуют истинные

нравственные ценности. Дети в таких семьях эгоистичны, избалованы.

4. Семьи, где родителям не до детей. Все пущено на самотек, нет разумного

воспитания. Семьи, где часто происходят конфликты, социокультурный уровень низок.

5. Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное

поведение. Это семьи, от которых нужно защищать детей.

Можно приводить много доводов и аргументов в пользу того, что семейные

ценности – один из самых первых и важных факторов духовно-нравственного воспитания

детей.

При

разумном

и

рациональном

подходе

к

вопросу

о

привитии

правильного

понимания, осознания и родителями и детьми, что такое духовные ценности, можно будет

говорить о духовно-нравственном росте личности ребенка. Очень важно, чтобы система

ценностей

не

была

навязана

извне,

а

была

бы

осознанно

принята

и

выражалась

в

стремлении жить по духовно- нравственным законам.

Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с

младенцем. Когда говорится о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми

и родителями. Имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребёнка и взрослого друг с

другом [3, с. 68].

Отец и мать дают первые образцы поведения. Ребенок подражает и стремится быть

похожим

на

родителей.

И

уже

хорошо,

если

родители

это

понимают

и

стремятся

контролировать свое поведение. От стиля взаимоотношений в семье, от понимания того,

что если есть проблема, то ее надо решать, зависит и успешность в воспитании. Семейное

воспитание – это, прежде всего, самовоспитание родителей.

Проблема многих родителей состоит в том, что они пытаются воспитывать в

детях те качества, которыми сами не обладают. Курящий, пьющий или сквернословящий

родитель вряд ли убедит своего ребенка не делать того, что делает сам. Это не значит, что

родители должны быть идеальными в духовном и нравственном содержании, но они

должны

всегда

работать

над

собой,

В

духовной

жизни

важно

не

то,

насколько

ты

совершенен, а то, насколько ты способен работать над собой.

Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у

ребёнка уверенности в том, что его любят и о нём заботятся. Никогда, ни при каких

условиях

у

ребенка

не

должно

возникнуть

сомнений

в

родительской

любви.

Самая

естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относится к

ребенку в любом возрасте любовно и внимательно. [2, с. 158]

Список литературы:

1. Лазарев А. А. «Семейная педагогика» Учебное пособие М.: Академия,

2005. с. 314

2.

Лесгафт П. Ф.

«Семейное

воспитание

ребенка

и

его

значение»

М.:

Педагогика, 1991. с. 158

3. Сатир В. «Как строить себя и свою семью» М.: Педагогика – пресс, 1992.

с. 68



В раздел образования