Напоминание

"Использование ИКТ-технологий в образовательном процессе ДОУ"


Авторы: Булатецкая Юлия Анатольевна, Копьева Галина Ивановна
Должность: воспитатели 1 квалификационной категории
Учебное заведение: МДОУ " Детский сад комбинированного вида №221 " Росинка"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ-технологий в образовательном процессе ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование ИКТ-технологий в образовательном процессе ДОУ»

Мы живем в веке новых технологий, когда компьютер прочно входит в нашу

жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельно-

сти взрослых, но и средством обучения детей, вопрос об использовании инфор-

мационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе в

рамках введения ФГОС является очень актуальным.

У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Глав-

ным принципом при организации деятельности детей этого возраста является

принцип наглядности. Использование разнообразного иллюстративного материа-

ла, как статичного, так и динамического позволяет педагогам ДОУ быстрее до-

стичь намеченной цели во время непрерывной образовательной деятельности и

совместной деятельности с детьми. Использование Internet – ресурсов позволяет

сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и ком-

фортным.

Виды НОД с ИКТ

1. НОД с мультимедийной поддержкой.

Для проведения таких занятий необходим один ПК (ноутбук), мультимедийный

проектор, колонки, экран.

На этапе подготовки анализируются электронные и информационные ресурсы,

отбирается необходимый материал. Иногда бывает очень сложно подобрать необ-

ходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презента-

ции с помощью программы PowerPoint или других мультимедийных программ.

Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоцио-

нально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием

и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности

занятия.

С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы

зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развиваю-

щий материал как систему ярких опорных образов.

Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время, повы-

шает эффективность обучения.

Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного

восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и ме-

сто использование презентации на занятии зависят от содержания этого занятия

и цели, которую ставит педагог.

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения

детей имеет следующие достоинства:

осуществление полисенсорного восприятия материала;

1

возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедий-

ного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

объединение аудио-, видео – и анимационных эффектов в единую презен-

тацию способствует компенсации объема информации, получаемого

детьми из учебной литературы;

активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для

вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в

качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками;

возможность демонстрации явлений и событий, скрытых от человеческого

взгляда (образование снежинки, круговорот воды в природе и т.д.).

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоци-

онально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес,

являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом,

что способствует хорошей результативности занятия. Например, использование

презентаций на занятиях по ФЭМП, ознакомлении сокружающем миром обеспе-

чивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выде-

лении ими признаков и свойств предметов, формируюся способы зрительного

восприятии, обследования, выделения в предметном мире качественных, количе-

ственных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зри-

тельное внимание и зрительная память.

2. Занятие с компьютерной поддержкой

Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих

программ. На таком занятии используется несколько компьютеров, за которыми

работают несколько воспитанников одновременно. Использование электронного

учебника (а игровая обучающая игра для детей это и есть электронный учебник)

– это метод программируемого обучения, основоположником которого является

Скиннер. Работая с электронным учебником, ребенок самостоятельно изучает

материал, выполняет необходимые задания и после этого проходит проверку

компетентности по данной теме.

Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для озна-

комления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, дает воз-

можность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные

герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение. Но на сегодня, к

сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных про-

грамм, которые предназначены для детей данного возраста.

Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять разви-

вающие программы для детей:

- исследовательский характер,

2

- легкость для самостоятельных занятий ребенка,

- развитие широкого спектра навыков и представлений,

- высокий технический уровень,

- возрастное соответствие,

- занимательность.

Виды обучающих программ для детей дошкольного возраста

1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.

2. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.

3. ЭУ «Говорящая ручка «Знаток»;

4. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.

5. Игры-путешествия, "бродилки".

6. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.

Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использо-

вать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, на-

ходящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креатив-

ность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует

оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; ис-

пользование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотива-

цию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с

компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может само-

стоятельно.

При организации занятий такого типа необходимо иметь стационарный или мо-

бильный компьютерный класс, соответствующий нормам САНПиН, лицен-

зионное программное обеспечение.

На сегодняшний день специальные занятия в компьютерном классе - единствен-

ный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной про-

граммой. Педагогам приходится самостоятельно изучать варианты использова-

ния компьютерных классов и внедрять их в свою педагогическую деятельность.

Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и

вычислительной техники.

Важным правилом при организации таких занятий является периодичность их

проведения. Занятия должны проводиться 1-2 раза в неделю в зависимости от

возраста детей по 10-15 минут непосредственной деятельности за ПК.

3.Диагностика.

Для проведения таких занятий требуются специальные программы, что встреча-

ется мало, или вообще не существует по некоторым общеобразовательным про-

граммам. Но разработка таких компьютерных программ – это дело времени. С

3

помощью средств, прикладных программ можно разработать тестовые задания и

использовать их для диагностики. В процессе проведения традиционных диагно-

стических занятий педагогу необходимо фиксировать уровень решения задачи

каждым ребенком по определенным показателям. Использование специальных

компьютерных программ позволит не только облегчить труд педагога и умень-

шить временные затраты (использовать несколько компьютеров одновременно),

но и позволит сохранять результаты диагностики, рассматривая их в динамике.

Таким образом, в отличие от обычных технических средств обучения информа-

ционно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка

большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом

организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способно-

сти, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобре-

тать новые знания.

Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина,

С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможно-

сти овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период

совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавлива-

ющего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению.

Внедрение информационных технологий имеют преимущества перед традицион-

ными средствами обучения:

1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обу-

чения, так как они передают информацию быстрее;

2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и

способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая ди-

намика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию па-

мяти, воображения, творчества детей;

3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запо-

минанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление

детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная,

слуховая, моторная;

4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего

мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, враще-

ние планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;

5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или

сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение

звуков природы; работу транспорта и т.д.);

6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой ис-

следовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно

или вместе с родителями;

4

7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограни-

ченные возможности.

Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необхо-

димо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в дошкольных

учреждениях требует тщательной организации как самой НОД, так и всего режи-

ма в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных пра-

вил.

При работе компьютеров и интерактивного оборудования в помещении создают-

ся специфические условия: уменьшаются влажность, повышается температура

воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатиче-

ское напряжение в зоне рук детей. Напряженность электростатического поля уси-

ливается при отделке кабинета полимерными материалами. Пол должен иметь

антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не до-

пускается.

Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления ста-

тического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха

необходимо: проветривание кабинета до и после занятий, влажная уборка до и

после занятий. Занятия со старшими дошкольниками проводим один раз в неде-

лю по подгруппам. В своей работе педагог должен обязательно использовать

комплексы упражнений для глаз.

Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем,

он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обуче-

ния. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в

процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого ребенка

некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления его

познавательной активности. Информационные технологии, в совокупности с

правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, со-

здают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и инди-

видуализации обучения и воспитания.

Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать

процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освобо-

дит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образова-

ния.

Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для ши-

рокого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок,

направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспита-

тельного, образовательного и коррекционного процессов. В последнее время ин-

формационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – хороший помощник педа-

гогам в организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы.

5

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуни-

кационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количе-

ством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных

знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень

актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые

знания.

Использование информационных технологий в образовании дает возможность

существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный

процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Список использованной литературы

1.

Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008.

2.

Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. До-

школьное воспитание, 1991 г., № 5.

3.

Калинина Т.В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в

дошкольном детстве”. М, Сфера, 2008.

4.

Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое

пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

5.

Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошколь-

ное воспитание, 2000 г., № 11.

6.

Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997.

6



В раздел образования