Авторы: Булатецкая Юлия Анатольевна, Копьева Галина Ивановна
Должность: воспитатели 1 квалификационной категории
Учебное заведение: МДОУ " Детский сад комбинированного вида №221 " Росинка"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ-технологий в образовательном процессе ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
«Использование ИКТ-технологий в образовательном процессе ДОУ»
Мы живем в веке новых технологий, когда компьютер прочно входит в нашу
жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельно-
сти взрослых, но и средством обучения детей, вопрос об использовании инфор-
мационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе в
рамках введения ФГОС является очень актуальным.
У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Глав-
ным принципом при организации деятельности детей этого возраста является
принцип наглядности. Использование разнообразного иллюстративного материа-
ла, как статичного, так и динамического позволяет педагогам ДОУ быстрее до-
стичь намеченной цели во время непрерывной образовательной деятельности и
совместной деятельности с детьми. Использование Internet – ресурсов позволяет
сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и ком-
фортным.
Виды НОД с ИКТ
1. НОД с мультимедийной поддержкой.
Для проведения таких занятий необходим один ПК (ноутбук), мультимедийный
проектор, колонки, экран.
На этапе подготовки анализируются электронные и информационные ресурсы,
отбирается необходимый материал. Иногда бывает очень сложно подобрать необ-
ходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презента-
ции с помощью программы PowerPoint или других мультимедийных программ.
Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоцио-
нально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием
и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности
занятия.
С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы
зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развиваю-
щий материал как систему ярких опорных образов.
Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время, повы-
шает эффективность обучения.
Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного
восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и ме-
сто использование презентации на занятии зависят от содержания этого занятия
и цели, которую ставит педагог.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения
детей имеет следующие достоинства:
осуществление полисенсорного восприятия материала;
1
возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедий-
ного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
объединение аудио-, видео – и анимационных эффектов в единую презен-
тацию способствует компенсации объема информации, получаемого
детьми из учебной литературы;
активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для
вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в
качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками;
возможность демонстрации явлений и событий, скрытых от человеческого
взгляда (образование снежинки, круговорот воды в природе и т.д.).
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоци-
онально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес,
являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом,
что способствует хорошей результативности занятия. Например, использование
презентаций на занятиях по ФЭМП, ознакомлении сокружающем миром обеспе-
чивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выде-
лении ими признаков и свойств предметов, формируюся способы зрительного
восприятии, обследования, выделения в предметном мире качественных, количе-
ственных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зри-
тельное внимание и зрительная память.
2. Занятие с компьютерной поддержкой
Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих
программ. На таком занятии используется несколько компьютеров, за которыми
работают несколько воспитанников одновременно. Использование электронного
учебника (а игровая обучающая игра для детей это и есть электронный учебник)
– это метод программируемого обучения, основоположником которого является
Скиннер. Работая с электронным учебником, ребенок самостоятельно изучает
материал, выполняет необходимые задания и после этого проходит проверку
компетентности по данной теме.
Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для озна-
комления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, дает воз-
можность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные
герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение. Но на сегодня, к
сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных про-
грамм, которые предназначены для детей данного возраста.
Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять разви-
вающие программы для детей:
- исследовательский характер,
2
- легкость для самостоятельных занятий ребенка,
- развитие широкого спектра навыков и представлений,
- высокий технический уровень,
- возрастное соответствие,
- занимательность.
Виды обучающих программ для детей дошкольного возраста
1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.
2. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.
3. ЭУ «Говорящая ручка «Знаток»;
4. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.
5. Игры-путешествия, "бродилки".
6. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.
Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использо-
вать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, на-
ходящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креатив-
ность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует
оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; ис-
пользование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотива-
цию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с
компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может само-
стоятельно.
При организации занятий такого типа необходимо иметь стационарный или мо-
бильный компьютерный класс, соответствующий нормам САНПиН, лицен-
зионное программное обеспечение.
На сегодняшний день специальные занятия в компьютерном классе - единствен-
ный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной про-
граммой. Педагогам приходится самостоятельно изучать варианты использова-
ния компьютерных классов и внедрять их в свою педагогическую деятельность.
Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и
вычислительной техники.
Важным правилом при организации таких занятий является периодичность их
проведения. Занятия должны проводиться 1-2 раза в неделю в зависимости от
возраста детей по 10-15 минут непосредственной деятельности за ПК.
3.Диагностика.
Для проведения таких занятий требуются специальные программы, что встреча-
ется мало, или вообще не существует по некоторым общеобразовательным про-
граммам. Но разработка таких компьютерных программ – это дело времени. С
3
помощью средств, прикладных программ можно разработать тестовые задания и
использовать их для диагностики. В процессе проведения традиционных диагно-
стических занятий педагогу необходимо фиксировать уровень решения задачи
каждым ребенком по определенным показателям. Использование специальных
компьютерных программ позволит не только облегчить труд педагога и умень-
шить временные затраты (использовать несколько компьютеров одновременно),
но и позволит сохранять результаты диагностики, рассматривая их в динамике.
Таким образом, в отличие от обычных технических средств обучения информа-
ционно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка
большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом
организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способно-
сти, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобре-
тать новые знания.
Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина,
С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможно-
сти овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период
совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавлива-
ющего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению.
Внедрение информационных технологий имеют преимущества перед традицион-
ными средствами обучения:
1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обу-
чения, так как они передают информацию быстрее;
2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и
способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая ди-
намика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию па-
мяти, воображения, творчества детей;
3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запо-
минанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление
детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная,
слуховая, моторная;
4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего
мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, враще-
ние планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;
5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или
сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение
звуков природы; работу транспорта и т.д.);
6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой ис-
следовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно
или вместе с родителями;
4
7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограни-
ченные возможности.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необхо-
димо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в дошкольных
учреждениях требует тщательной организации как самой НОД, так и всего режи-
ма в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных пра-
вил.
При работе компьютеров и интерактивного оборудования в помещении создают-
ся специфические условия: уменьшаются влажность, повышается температура
воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатиче-
ское напряжение в зоне рук детей. Напряженность электростатического поля уси-
ливается при отделке кабинета полимерными материалами. Пол должен иметь
антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не до-
пускается.
Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления ста-
тического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха
необходимо: проветривание кабинета до и после занятий, влажная уборка до и
после занятий. Занятия со старшими дошкольниками проводим один раз в неде-
лю по подгруппам. В своей работе педагог должен обязательно использовать
комплексы упражнений для глаз.
Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем,
он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обуче-
ния. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в
процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого ребенка
некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления его
познавательной активности. Информационные технологии, в совокупности с
правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, со-
здают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и инди-
видуализации обучения и воспитания.
Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать
процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освобо-
дит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образова-
ния.
Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для ши-
рокого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок,
направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспита-
тельного, образовательного и коррекционного процессов. В последнее время ин-
формационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – хороший помощник педа-
гогам в организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы.
5
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуни-
кационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количе-
ством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных
знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень
актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые
знания.
Использование информационных технологий в образовании дает возможность
существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный
процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Список использованной литературы
1.
Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008.
2.
Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. До-
школьное воспитание, 1991 г., № 5.
3.
Калинина Т.В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в
дошкольном детстве”. М, Сфера, 2008.
4.
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое
пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
5.
Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошколь-
ное воспитание, 2000 г., № 11.
6.
Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997.
6