Напоминание

Возможность выбора темы композиции как условие творческого развития учащихся подготовительной группы художественной школы


Автор: Демченко Елена Николаевна
Должность: кандитат педагогических наук, заместитель директора по УВР
Учебное заведение: МБУДО "Художественная школа"
Населённый пункт: город Благовещенск, Амурская область
Наименование материала: статья
Тема: Возможность выбора темы композиции как условие творческого развития учащихся подготовительной группы художественной школы
Раздел: дополнительное образование





Назад




Демченко Елена Николаевна

кандидат педагогических наук,

заместитель директора по УВР

МБУДО «Художественная школа»

г. Благовещенск, Амурская область

Возможность выбора темы композиции как условие творческого

развития учащихся подготовительной группы художественной школы

Сегодня художественная школа должна помочь ребенку не только

познать объективные законы природы и общества, но и способствовать его

самовыражению в этом мире, стремлению ощутить свою эстетическую и

нравственную

сопричастность

современности.

Здесь

вполне

уместно

обратиться

именно

к

помощи

искусства,

так

как

функции

его

и

цели

образования

во

многом

совпадают.

Это,

прежде

всего,

содействие

нравственному, духовному становлению личности. Формой воспитания этой

цели

является,

в

частности,

формирование

творческого

начала

ребенка.

Искусство

способствует

накоплению

эмоционального

опыта,

воспитанию

чувств, вкуса, формирует понятие красоты, представление об эстетическом

идеале

(вкусе),

формирует

творческое

начало,

наконец,

дает

образцы

нравственного взаимодействия человека с миром.

Все это невозможно, если ребенок будет заключен в жесткие рамки

одномерных программ, если будет лишен права творческого выбора. Выбора

в широком смысле, предполагающего избирательное отношение к различным

материалам,

техникам,

к

разнообразным

темам.

Он

предполагает

и

избирательное

отношение

к

личности

учителя.

Право

на

оценочное

восприятие

своего

«собрата»

по

педагогическому

«таинству»

имеет

не

только преподаватель, но и обучающийся.

Отечественная

педагогическая

наука

последних

десятилетий

значительно

изменила

оценку

роли

художественной

культуры

в

целом,

изобразительного искусства в частности, в деле нравственного, духовного

воспитания

детей.

Возрастает

роль

и

значение

школ

дополнительного

образования

и,

в

частности,

школ

искусств.

Сегодня

эстетическое

образование

уже

не

рассматривается

одномерно,

например,

как

лишь

общеразвивающее

или

же

только

предполагающее

дальнейшее

профессиональное становление ученика, как это было принято ранее.

Общение с искусством в меру сил, свойственной конкретному ученику

– индивидууму порождает в нем потребность во все новом, более тонком

осмыслении

не

только

предстоящей

жизни,

что

вполне

естественно

для

начинающего жизнь. Но художественное восприятие предполагает личность,

обладающую определенной культурой, то есть имеющую эстетические и

художественные

потребности,

владеющую

в

той

или

иной

мере

языком

искусства, могущую свободно и творчески мыслить, владеющую принципом

избирательности. Именно по этой причине и приводят родители своих детей

обучаться

азам

изобразительной

грамоты

в

школы

дополнительного

образования.

Для младшего школьного возраста, а именно в 7-9 лет дети начинают

посещать

подготовительные

группы

в

художественных

школах,

следует

избирать

методы

свободного

рисования

при

минимальном,

косвенном

воздействии

на

творческий

настрой

ребенка,

дающий

оригинальное

и

целостное развитие его художественно-творческого дарования, обеспечивая

индивидуальную

направленность

художественного

воспитания

каждого

ученика и условия максимального развития его творческих начал.

Поскольку

целостная

организация

творческого

развития

возможна

лишь в условиях предоставления детям свободы творческого выбора темы

как

одного

из

слагаемых

компонентов,

в

начале

работы

с

детьми

подготовительной

группы

им,

например,

можно

предоставить

свободный

выбор темы и право ее конкретизации. Например, рисуя на тему «Осень»,

ученики сами определяют для себя подтему композиции: «Осенний лес»,

«Золотая поляна», «Осенний дождик» и др. Это позволит учащимся подойти

к решению предложенной темы более творчески, свободно и с интересом

анализировать поставленные перед ними задачи.

Свободный выбор более эффективен в случае владения учащимися

азами грамоты в изобразительном искусстве. Поэтому детям с первых уроков

необходимо раскрывать основные законы, правила, приемы композиционного

построения любого произведения – от учебной постановки в мастерской до

произведения искусства известного мастера.

Преподаватель подготовительной группы художественной школы, при

развитии творческого начала

учащихся, должен помнить о следующем: 1.

Научить учащегося моделировать в своем сознании образно-пластическое

композиционное

решение,

формальная

структура

которого

основана

на

передаче трехмерного изображения на двухмерной основе (плоскости). Иначе

говоря,

должен

создаваться

в

сознании

рисующего

своеобразный

пластический образ при восприятии плоскости, котрая по определенному

плану в сознании, потом с помощью рисовального материала подразделяется

на соответственно взаимосвязанные части. 2. Все признаки глубины должны

четко

и

ярко

указывать,

какой

быть

стереометрической

форме

объекта,

которая

таится

в

аспектах

третьего

измерения.

Должны

быть

четкими

контуры

фигур,

внутреннее

моделирование

их

тел,

соответственно

выраженной

должна

быть

перспектива,

т.е.

перспективное

уменьшение

предметов и расстояний, отклонение идущих вглубь линий, многообразное

пересечение лучей света и форм и т.д.

Почти

все

различия

и

изменения

в

стилях

живописи,

графики,

скульптуры и архитектуры можно объяснить с учетом того, как решается

проблема

пространства.

Поэтому

восприятие,

оценка

проблемы

пространства,

правильное

понимание

соотношения

объекта

и

зрителя

является важным элементом критерия развития творческого начала ребёнка.

Структура

творческого

начала

не

будет

полной,

если

в

неё

не

включить мотивирующего элемента. Творчество для личности становится не

только

позицией

оценок

и

переживаний,

не

только

установкой

для

направленной

оценки

художественных

творений,

в

целом

человеческих

отношений, но и собственной деятельности и поведения, художественных

опытов

и

произведений.

Он

является

критерием

практико-эстетической

деятельно сти,

спо собствующей

художе ственному

в ы р а же нию

действительности. Поэтому судить о творческом развитии учащихся следует,

прежде

всего,

по

их

рисункам

и

другим

попыткам

художественного

отражения окружающего.

Свободное определение темы ребенком предполагает внимательное

его отношение к теоретическим и практическим занятиям под руководством

преподавателя

специальных

дисциплин,

во

время

которых

изучаются,

анализируются такие изначальные, многомерные понятия, как композиция

художественного произведения, ее составляющие (цветовой, ритмический

настрой, в целом смысловая и формальная взаимопредопределенность).

Свобода творческого выбора темы композиции – это «живое» общение

учащегося

с

преподавателем,

с

проблемой,

предполагающее

во

многом

интуитивное,

неподвластное

объяснению

в

данный

конкретный

момент

действо,

поступок,

мысль,

суждение,

умозаключение.

Свобода

выбора

включает в себя наличие всего жизненного опыта учащегося во множестве

его проявлений. Роль преподавателя в этом вопросе сводится к пробуждению

в учащемся стремления к свободному выбору, в создании тех материальных и

духовных условий, когда этот выбор рождается в сознании и душе ребенка.

Свободный

творческий

выбор

учащегося

есть

и

результат

мастерства

преподавателя,

обладающего

глубокой

профессиональной

подготовкой,

примером

своего

художественного

творчества

убеждающего

детей

к

творчеству.

Такой

преподаватель,

свободно

ориентирующийся

во

всех

вопросах своей профессии, способен заметить ростки подобного и в своих

учениках.



В раздел образования