Автор: Сергеева Елена Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 133
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "Помоги зимующим птицам" для детей первой младшей группы
Раздел: дошкольное образование
Проект на тему: «Помоги зимующим птицам»
Возраст детей: младший дошкольный (2-3г.).
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители детей.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Вид проекта: групповой.
Срок реализации проекта: краткосрочный, 1 неделя.
Актуальность проекта: Начала экологической культуры закладываются еще в раннем детстве и
первоначально связаны с познанием множества конкретных и общих представлений об объектах и
явлениях природы. У малышей недостаточно знаний о птицах. Поэтому задача взрослых -
воспитывать интерес у детей к живым существам - птицам, желание заботиться о них. Дать детям
элементарные знания о том, как правильно вести себя в природе.
Цель проекта: Дать детям знания о жизни птиц в зимнее время.
Задачи:
- учить детей различать и называть птиц (воробей, синица, ворона, сорока);
- расширять представления об особенностях внешнего вида птиц (размер, окраску, наличие
отдельных органов – голова, ноги, хвост, крылья);
- воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях –
подкармливать их;
-воспитывать интерес к природе.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного
представления о жизни зимующих птиц.
2. Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в
зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
3. Развитие у детей любознательности, обогащение и стимулирование эмоциональной
отзывчивости, познавательной активности, коммуникативных навыков (интенсивное обогащение
словаря).
4. Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений.
5. Активное участие родителей в реализации проекта.
6. Изготовление книжки - самоделки о птицах.
Методы и приемы:
- моделирование игровых ситуаций;
- беседы о птицах;
- наблюдения за жизнью птиц;
-ведение календарей природы;
- игры (дидактические, подвижные, пальчиковые);
- ознакомление с художественной литературой;
- рассматривание иллюстраций, картин, игрушек;
- продуктивная деятельность.
Этапы реализации проекта:
I этап – Организационно-подготовительный
1. Подбор методической литературы по данной теме.
2. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
3. Обеспечение дидактическим материалом.
II этап – Практический
1. Представляет собой внедрение в воспитательно-образовательный процесс на основе интеграции
эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о птицах, их повадках,
особенностях жизни в зимний период.
2. Заготовка корма для птиц.
3. Подкормка и наблюдение за птицами.
4. Апробирование на практике – проведение НОД.
5. Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта.
Комплексно-тематическое планирование
Образовательные
области
Мероприятия
Задачи
Социально –
коммуникативное
развитие
Беседа «Чем мы угощаем
птиц»
Поговорить с детьми о важности их работы по
подкормке птиц. Воспитывать бережное отношение
к птицам, ответственность; поощрять стремление
помогать птицам зимой.
Наблюдение за воробьями
во время прогулки.
Уточнить представления детей о повадках
воробьёв, отметить, в какое время года они
прилетают к кормушке, какой корм предпочитают,
как долго находятся на кормушке.
Дидактическая игра «Кто
как кричит?»,
«Сложи птичку»
Учить различать зимующих птиц по голосам.
Формировать умение составлять целое из частей.
Беседы: «Что ты знаешь о
птичках?», «Зимние гости»,
«Зачем помогать птицам
зимой»
Воспитать бережное отношение к живой природе,
выявить уровень знания детей о зимующих птицах,
расширить представления детей о зимующих
птицах.
Художественно –
эстетическое
развитие
Рисование «Корм для
птичек»
Расширять представление детей о зимующих
птицах. Учить передавать свои наблюдения за
живой природой в художественно-изобразительной
деятельности. Воспитывать любознательность,
самостоятельность.
Коллективная аппликация
«Птички на прилетели»
Учить наклеивать птиц на большом листе;
закрепить их название, особенностях строения,
форме тела, крыльев, хвосте; воспитывать любовь
и заботливое отношение к птицам.
Развивать мелкую моторику пальцев.
Слушание и подпевание
песен о птичках: «Села
птичка на ветку»,
«Воробышки»
Развивать умение слушать и слышать пение птиц (в
записи), песенки о птичках, развивать
наблюдательность, внимание; упражнять в
правильном звукопроизношении; вырабатывать
реакцию на словесный сигнал.
Закрашивание «Вороны»
Продолжать формировать представление детей о
птицах. Закреплять знания о приспособленности
птиц к зимним условиям. Передавать в рисунке
особенности внешнего облика вороны, не выходя за
контуры. Воспитывать у детей заботливое
отношение к птицам. Развивать композиционные
умения и навыки.
Лепка «Покормите птиц»
Продолжать знакомить детей с пластилином и его
свойствами; умение отщипывать маленькие
кусочки от большого куска; формировать интерес к
работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Аппликация «Птички из
ладошек».
Учить детей изображать в аппликации предметы,
состоящие из обведенных ладошек, умение их
украшать. Уточнить знание цветов, развивать
цветовое восприятие.
Речевое развитие
Рассматривание сюжетных
картин про птиц и игрушек-
птичек.
Уточнить представления о зимующих птицах,
активизировать словарный запас детей,
формировать связную речь.
Составление описательного
рассказа совместно с
воспитателем «Вот, какие
птички».
Вызвать интерес у детей к составлению
описательных рассказов о зимующих птицах.
Различать зимующих птиц по внешнему виду;
согласовывать прилагательные с
существительными в роде, числе и падеже.
Чтение художественной
литературы (фольклор,
поэзия, рассказы). В.
Берестов «О чем поют
воробышки», «Птичка»
А.Барто, «Воробей», «Ее
питомцы» И.В.Северянин
Формирование умения внимательно слушать
литературный текст, привлечение к знакомству с
различными формами художественной литературы.
Продолжать формировать умение поддерживать
беседу по содержанию прочитанного, воспитывать
у детей любовь к окружающему, желание помочь
птицам.
Познавательное
развитие
НОД по экологическому
воспитанию «Зимующие
птицы»
Закрепить понятие - птицы; Дать детям
представление о видах питания зимующих птиц.
Упражнять в установлении сходства и различия
между птицами. Активизировать в речи детей
слова: хвост, крылышки, голова, лапки, клюв,
перышки, корм, кормушка, холодно, голодно,
клюет, щебечет, посвистывает, воркует, прыгает и т.
д. Развивать воображение, внимание, мышление,
целостное восприятие предметов. Продолжать
учить детей составлять описательные рассказы о
птицах по схеме. Учить детей отгадывать загадки о
зимующих птицах. Воспитывать доброту,
заботливое и доброжелательное отношение к
птицам. Развивать умение играть вместе со
сверстниками.
Моделирование игровых
ситуаций по теме «Птицы»
Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Закрепить знания о приспособленности птиц к
зимнему периоду. Учить устанавливать причинно-
следственные связи между природными явлениями
и жизнью птиц.
Физическое
развитие
Утренняя гимнастика «Мы
как птички».
Подвижные игры:
«Птички», «Воробушки и
автомобиль», «Воробьи и
кошка».
Формировать представление о птицах и их
повадках. Упражнять в прыжках на двух ногах.
Развивать координацию движений, умение
ориентироваться на площадке.
Работа с
родителями
Памятка для родителей:
«Покормите птиц зимой"»
Наглядная пропаганда.
Консультация по теме
«Зимующие птицы».
Дать рекомендации родителям по проведению
занятий по тематике «Зимующие птицы».
Конкурс «Лучшая
кормушка».
Привлечение родителей к участию в проекте,
укрепление детско-родительских отношений.
Воспитание нравственных чувств.
Сбор корма для птиц.
Привлечение родителей к проблеме подкормки
птиц в зимний период. Укрепление детско-
родительских отношений.
III этап – Заключительный
1. Выставка детских работ.
2. Изготовление кормушек.
Выводы: