Напоминание

«Методы воспитания личностных деятельностных качеств ученика»


Автор: Скрипова Ирина Геннадьевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 41
Населённый пункт: Томская область, город Томск
Наименование материала: Методические рекомендации по психологии организации педагогического процесса
Тема: «Методы воспитания личностных деятельностных качеств ученика»
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

«Методы воспитания личностных деятельностных качеств ученика»

(методические рекомендации по психологии организации педагогического процесса)

Автор:

Скрипова Ирина Геннадьевна

педагог дополнительного образования

МАОУ СОШ № 41 г. Томска

Содержание:

Введение ……………………………………………………………………………………2

1.

Методы развития творческих способностей у детей…………………………………2

2.

Д е я т е л ь н о с т н ы й

п о д х о д

п р и

р а з в и т и и

с п о с о б н о с т е й

р е б е н к а

……………………………………………….................................................................4

3.

Организация творческой деятельности учащихся……………………………………5

Заключение …………………………………………………………………………………6

Список литературы ………………………………………………………………………..6

Томск-2019

2

Введение

Одна

из

особенностей

современного

мира

ускорение

изменений,

стремительный

рост

знаний.

По

некоторым

данным,

объем

информации

в

мире

удваивается за каждые 18 месяцев. Ускорение научно-технического прогресса будет

зависеть от количества и качества умов, способных к творческой деятельности, от их

способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что

теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа.

Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть, одни в меньшей

степени,

а

другие

в

большей,

но обязательно

все.

Откуда

же

взять

столько

талантливых и способных? Природа, все знают, не щедра на таланты. Они как алмазы,

встречаются

редко,

но способности

познавать

мир

и

воздействовать

на

него,

заложены

в

человеке

изначально.

Разглядеть,

воспитать,

сформировать

пути

саморазвития и самореализации – это основная задача педагогической деятельности.

При организации работы по развитию деятельностных (творческих) способностей

учащихся используются методы проблемно-эвристической и проектно-исследовательской

деятельности. Главным системообразующим фактором в данной классификации является не

столько компонент получения знаний, сколько компонент приобретения способов

деятельности.

1. Методы развития творческих способностей у детей

Есть

великая

формула

«дедушки»

космонавтики

К.Э.

Циолковского,

приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал

истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым,

и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Видимо, это и есть

путь

становления

творческих

способностей,

путь

развития

изобретательского

и

исследовательского таланта. Обязанность педагога – помочь ребенку встать на этот

путь.

Одним из основных принципов обучения является принцип «от простого к

сложному».

Этот

принцип

заключается

в

постепенном

развитии

творческих

способностей.

В

процессе

дальнейшей

организации

обучения,

способствующего

3

развитию

творческих

способностей

детей,

большое

значение

придается обще

дидактическим

принципам:

научности,

систематичности,

последовательности,

доступности, наглядности, активности, прочности, индивидуального подхода».

Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого

нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем

разнообразии

объединены

под

общим

названием

не

случайно. Все

правила

игры

исходят

из

общей

идеи

и

обладают

характерным

целеполаганием

развития

творческих способностей.

Каждая игра представляет собой набор задач:

Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомят его с разными

способами передачи информации.

Задачи расположены в порядке возрастания сложности.

Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей, поэтому игры могут возбуждать

интерес в течение многих лет.

Постепенное возрастание трудности задач способствует развитию творческих

способностей.

Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо

соблюдать условия:

развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;

задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;

творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают

атмосферу свободного и радостного творчества.

Наряду с принципами используют и методы деятельностной педагогической

технологии (приемы

и

средства,

с

помощью

которых

осуществляется

развитие

творческих способностей): практические, наглядные, словесные.

К практическим методам относятся: упражнения, игры, моделирование:

Упражнения -

многократное

повторение

ребенком

практических

и

умственных

з а д а н н ы х

д е й с т в и й

(упражнения подразделяются

на

конструктивные,

подражательно-исполнительские, творческие).

Игровой

метод предполагает

использование

различных

компонентов

игровой

деятельности в сочетании с другими приемами.

4

Моделирование - это процесс создания моделей и их использования.

К наглядным методам относится наблюдение: рассматривание рисунков, картин,

просмотр видеофильмов, мультипликации (визуализация процесса).

Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.

В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.

2. Деятельностный подход при развитии способностей ребенка

«Важная роль в развитии творческих способностей принадлежит педагогу.

Педагог является инициатором идей и проводником обучения».

(Ключевые принципы системы Занкова Л.В. и их интерпретация).

Обучение на высоком уровне трудности.

Педагог должен ориентироваться в работе не на зону актуального развития ребенка,

а на зону его ближайшего развития. Естественное полагание того, что нужно

соблюдать меру трудности, иначе ребенок может потерять интерес к учению. Не в

меру

усложнённое

обучение

перестанет

приносить

радость

преодоления,

положительные

эмоции

от

процесса

познания

транспортируются

в

процесс

замкнутости

и

отстранённости.

Учебные

задачи

должны

строиться,

согласно

степени понимания и прилагаемых усилий обучающимися.

Ведущая роль теоретических знаний.

Ученик, прежде всего, должен изучить явление, осмыслить понятия, установить их

связи

-

это

поможет

избежать

многих

ошибок.

Только

потом

приступать

к

формированию навыков и умений, тогда обучение займет меньше времени и будет

более эффективным.

Быстрый темп обучения.

Этот принцип предлагает не спешку на уроке, а отказ от многократного повторения

и

даёт

возможность

для

более

глубокого

изучения

материала,

для

выявления

большего количества его связей и аспектов.

Принцип осознания школьниками процесса учения.

5

Этот принцип означает то, что ученик должен осознавать как, за счет чего учебная

деятельность

приводит

к

новым

знаниям.

Объектом

пристального

наблюдения

должен стать сам процесс познания и его анализ.

Учитель должен вести работу над общим развитием всех учащихся класса, в

том числе и слабых.

Дети находятся на разных уровнях развития. Нельзя подгонять развитие учащихся

под

одну

среднюю

мерку.

Нужно

стремиться

к

тому,

чтобы

раскрылись

возможности ребенка, ярко выразилась его индивидуальность. То есть стремиться к

продвижению каждого ученика по его собственной шкале развития.

3. Организация творческой деятельности учащихся

В

современном

образовании

методика

преподавания

укладывается

в формулу

«драматургия урока» (создание технологической карты):

форма урока должна быть интересной, урок необходимо красиво оформить;

спланировать работу так, чтобы шел диалог учителя с учениками;

обязательно учитывать индивидуальные особенности учащихся;

урок

должен

развивать

креативные

способности

учащихся,

помогать

в

преодолении трудностей;

разумно дозировать объем знаний;

добиваться результативности урока («незаконченный урок»: консультации, зачёты,

факультативы).

Выбор

структурных

элементов

урока

и

организация

творческой

деятельности

учащихся обеспечивают достижение поставленных задач:

Постановка проблемного вопроса или создание проблемной ситуации.

Выбор учениками оптимального варианта решения данной проблемы.

Деятельность учащихся по решению проблемного вопроса.

Обсуждение мнений.

Выводы по уроку.

Заключение

Ученые выделяют следующие качества, определяющие возможность творчества, как

созидательной деятельности:

6

определенный уровень интеллектуальных способностей;

аналитические умения;

быстрота реакции и легкость ассоциирования;

нестандартность мышления;

творческое воображение;

развитие интуиции;

развитие самостоятельности и потребности самоактуализации и расширения своих

социальных возможностей.

Методы

деятельностной

технологии,

направленные

на

развитие

познавательного

интереса

школьников,

исследовательских

уме ний,

самостоятельного

мышления,

решения

проблемных

задач,

-

это

методы

воспитания личностных движенческих качеств ученика, саморегуляция творческих

мыслительных

процессов

по

переработке

полученной

информации

в

целях

развития и укрепления продуктивного обучения.

Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности,

качества

человека,

которые

определяют

успешность

выполнения

их

творческой

деятельности различного рода.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании

определенных

условий

обучения

и

воспитания,

благоприятствующих

их

формированию.

Список литературы:

1. Гузеев В.В. Методы обучения и организационные формы уроков, Москва, 1999.

2. Немов Р.С., общие основы психологии, книга 1, М., Владос, 2003.

3. Никитин Б. Развивающие игры. - М.: 3нание, 1994.

4. Очерки по педагогике и психологии. Учебное пособие. Благовещенск, 2003.

5. Рубинштейн С.Л., Психологическая наука и дело воспитания, М., 1976.

6. Станиславский К.С. «Работа актёра над ролью», Издательство «АСТ», 2010, «Работа актёра над

собой», Издательство «Азбука», М., 2015.

7. Эльконин Д.Б. Психология игры. — Педагогика, 1976.



В раздел образования