Напоминание

"Как разговорить неговорящего ребенка"


Автор: Маслова Ираида Владимировна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 31"
Населённый пункт: город Ачинск, Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Как разговорить неговорящего ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Как разговорить неговорящего ребенка

(рекомендации учителя – логопеда)

П р о с т ы е

и

э ф ф е к т и в н ы е

п р и е м ы

р а б о т ы

с

м а л ы ш а м и .

1. Секрет прост – играйте и во время игры озвучивайте то, что делаете:

Вот кукла Ляля идет по дорожке: топ-топ-топ. Вот как Ляля топает». Слова

должны быть простыми, а фразы – максимально короткими.

«Паровозик гудит «ЧУ-Чу-у-у-у-у! Садись, Саша, прокачуууууу!!!»

Эмоциональность – хороший способ привлечь кроху к игре. Используйте в речи

разные интонации, меняйте тембр (окраску) голоса и добавляйте междометия

– так кроха не только научится повторять за Вами простые слоги и слова, но и

будет делать это очень выразительно!

«Будем строить дом. Возьмем кубик. Вот этот, большой кубик. Вот какой

большой! Теперь возьмем вот этот кубик – маленький. У тебя какой кубик?» -

непременно делайте паузу - дайте малышу почувствовать себя полноправным

участником диалога – «Да! Это маленький кубик. Давай его сюда поставим.

Вот! Готово! Получился дом! Кто в доме будет жить? – пауза – Котик! Вот

здОрово! Заходи, котик. – пауза – Добро пожаловать!»

Вопросы задавайте ненавязчиво, без требовательных ноток в голосе. Малыш не

должен чувствовать подвох и давление с Вашей стороны. Если карапуз не захотел

или пока не может Вам ответить, после короткой паузы ответьте сами – так Вы даете

ребёнку речевой эталон, который поможет ему в дальнейшем правильно строить

фразы!

Пройдет день, два, может быть и месяц – и малыш начнет повторять за Вами!

Главное

спокойно

общаться

и

играть,

вовлекать

кроху

в

диалог,

хотя

бы

формальный (сами задаете вопрос и после короткой паузы – отвечаете).

Если карапуз не хочет играть в предложенную Вами игру – присоединитесь к той,

которая его в настоящий момент увлекает. Катает машинку? Превосходно! Попросите

прокатить на машинке зайчика или съездить в магазин за продуктами и т.д.

2. «Ти-ти! ПТИчка, леТИ» или как использовать в речи лепетные слова

Возьмите за правило записывать «речевую продукцию» ребёнка. Пусть это будет

тетрадка, блокнот или просто листок, в который Вы будете заносить все те звуки,

слоги, слова, которые малыш уже может произносить. Это даст Вам представление

об артикуляционных возможностях малыша и отличный материал для выдумывания и

введения в игры простых и доступных крохе слов. Например:

«Ти-ти». На их основе вводим слова «пТИчка» и «леТИ». На прогулке насыпьте

зернышки и позовите птичек: «Птичка, леТИ, покушай. Вот, леТИт птичка.

Кушай!». Потом просите малыша позвать птичек.

«Мяу» и «ми». Если есть кошечка дома – отлично. Поиграйте так: «Киска, где

твоя

МИска?

Давай

молочка

нальем!

Вот,

киса,

молоко.

Лакай!»

Можете

передразнить,

как

киска

лакает

язычком

-

это

хорошее

артикуляционное

упражнение. «Вот, киса, МЯсо, кушай!»

«Ня-ня» превращаем в слово «няня» Придумайте игру со словом НЯНЯ:

куколку возьмите и попросите малыша покачать, успокоить, спать уложить.

«Куколка устала, хочет спать. Давай её укачаем! А-а-а-а, Бааай-баааай, спи,

куколка (или по имени, если таковое имеется), засыпай! Спи. Вот, Саша, какая

НЯНЯ хорошая! Куколка быстро уснула!»

«Пи» превращаем в глагол «пить» (появление в речи ребёнка глаголов –

добрый

вестник!!!

Он

очень

хорошо

притягивает

к

себе

существительные,

прилагательные

и

все

прочие

части

речи).

«Пойдем»

и

дальше

нужное

присоединяете — «чай пить», «сок пить», «морс пить», «молоко пить», «кисель

пить», «компот пить». «Быстро», «медленно» — «Быстро не надо пить. Надо

пить медленно». «Пей маленькими глотками». «Я пью чай. Ты (дотроньтесь

рукой до крошкиного плеча) пьешь - сок. Папа пьет кофе».

3. «Даёшь контакт!»

Этот

рецепт

простой

и

очень

естественный

во

взаимоотношениях

взрослого

и

малыша – рекомендуйте маме больше обнимать малыша! Танцы, где Вы берётесь за

р у к и ,

п р о с т ы е

о бъ я т и я

п о с л е

и г р ы :

« К а к

х о р о ш о

п о л у ч и л о с ь ! » .

Для чего всё это нужно? Как тактильный контакт влияет на развитие речи? Очень

хорошо влияет!

1. Возникает взаимное доверие, ощущение защищенности и комфорта.

Малыш доверяет и поэтому открыт ко всем Вашим затеям, не боится осуждения и

критики. А Вы лучше понимаете кроху, его возможности и желания, становитесь менее

требовательной и более расслабленной, что очень хорошо для равноправного и

развивающего общения.

2. Игры проходят более естественно и комфортно, доставляют массу удовольствия и

Вам и крохе. А если что-то нам очень приятно, хочется это повторить, так ведь?

3. Малыш на Вашем примере учится выражать свои чувства словами и делами,

проявлять внимание к близким и оказывать им поддержку. Помните закон объятий?

Четыре объятия в день нужны для выживания, восемь — для поддержания здоровья

и

хорошего

самочувствия,

двенадцать

объятий

в

день

для

роста

и

чувства

собственного достоинства. Обнимайтесь чаще!

4. «Игрушки, на помощь!»

Игрушки – наши незаменимые помощники в развитии речи малыша. Они помогут

внимание

привлечь

и

познакомят

с

новыми

словами

существительными,

прилагательными,

глаголами,

местоимениями,

научат

пользоваться

предлогами

и

строить фразы. Как?

С 1 года до 3 лет крохе для развития НЕОБХОДИМА манипуляция с предметами.

Однако важно помнить, что развивает не сама по себе игрушка, предмет, а те

действия и манипуляции, которые малыш с ними производит. А делает он это с Вашей

помощью!

Как правильно играть с предметами, чтобы в речи крохи появлялись новые слова?

1. Существительные

Возьмите

машинку,

покажите

крохе,

назовите,

что

это:

«Смотри

машина!»

Продемонстрируйте все те разнообразные действия, которые с ней можно выполнять:

катать, нагружать и высыпать кубики, катать любимую игрушку. Первоначально новое

слово тесно связывается с тем предметом, который так назвали. Машинка – это

именно вот эта – с желтой кабиной и красным кузовом! Когда кроха усвоит это понятие

– «машина», покажите ему машинку другую – скажем, зелёную. Это тоже машина! И

вот эта маленькая – тоже машина! И эта – с большими колесами! Так произойдет

расширение понятия «машина», а малыш начнет лучше понимать речь окружающих.

2. Глаголы

Просите кроху совершить с игрушкой какие-либо действия: «Кати машинку. Вот так!»,

«Накладывай кубики. Вот, много кубиков положили». Кубики можно СКЛАДЫВАТЬ,

СТРОИТЬ, СТУЧАТЬ, ПЕРЕКЛАДЫВАТЬ, СОБИРАТЬ, РАЗБИРАТЬ, ВОЗИТЬ – вот

сколько глаголов можно присоединить только к одному существительному – КУБИКИ.

3. Прилагательные

Рассказывайте малышу в игре о различных качествах того предмета, которым вы в

настоящий момент играете. Машинка может быть красная и синяя, большая или

маленькая,

тяжелая

или

легкая.

Любимая

мягкая

игрушка

малыша

мягкая,

пушистая, бархатистая, нежная, ласковая, тёплая. Кубики твердые, жесткие, красные-

желтые-синие, звонкие, деревянные, пластмассовые! «Потрогай, какая киска у нас

мягонькая.

Вот

какая!

Пушистая!

Шкурка

красивая,

серенькая.

Давай

кисоньку

погладим. Вот так, вот так - смотри, как кисе приятно, она глазки закрыла и песенку

поёт».

4. Наречия

Мячик летит высоко, далеко; машинка едет быстро; игрушечная киска тоже бежит

быстро, а черепашка ползет – медленно. У мишки каши много, а собачки – мало,

дудочка играет тихо, грустно, а барабан – громко, радостно! В комнате игрушки

прибрали: «Вот как стало чисто!». Озвучивайте эти и другие признаки предметов и

действий, и малыш тоже начнет использовать их в речи.

5. Местоимения

В игре просите кроху: «Дай мне» и местоимение «тебе»: «Это мне кубик, а это –

тебе», «Мне ложку (к примеру, играете в кухню и приготовили «кашу» из кубиков) и

тебе ложку». «Моя очередь, твоя очередь». «Вот моя любимая куколка. А где твоя?»,

«Давай

мишку

укачаем.

Он

устал».

Так

легко

и

незаметно

местоимения

займут

прочное место в словарике Вашего карапуза.

6. Предлоги.

Предлоги помогают ребёнку лучше понять пространственно-временные отношения и

правильно строить фразы. Усвоение их происходит отлично и в игре, и в ходе уборки

после неё. «Принеси мячик. Он В коробке. Спасибо!», «Ой! Кубики упали НА пол!

Давай соберем!». Посади куколку ЗА стол. Будем чай пить». Давай игрушки уберем.

Машинку поставим В гараж. Кубики положим В коробку. Мячики положим В ведро. А

куколку куда посадим? Вот сюда – НА диванчик. Вот как хорошо стало!»

Чтобы слова появились и закрепились в речи крохи необходимо МНОГОКРАТНОЕ

повторение.

Вводимые

Вами

новые

слова

должны

быть

понятными

ребёнку,

«осязаемыми»,

такими, которые он сможет прочувствовать на реальном опыте. Фразы, которые Вы

используете в игре, являются для малыша эталоном. Поэтому не усложняйте их.

Простое предложение из 2-4 слов – то, что нужно.

5. как реагировать на жестовую речь

Этот

рецепт

для

мам

деток,

предпочитающих

жестовую

форму

общения.

Как

реагировать,

если

кроха

СОВСЕМ

не

хочет

говорить,

но

очень

выразительно

жестикулирует?

1. Начните работу с себя: проанализируйте, как Вы реагируете на такое поведение

малыша.

В том случае, если Вы бросаетесь выполнять желание крохи ещё до того момента, как

оно успело оформиться у него в голове – речи ждать придется довольно долго. Зачем

ребёнку говорить, ведь и так всё хорошо, все потребности удовлетворены и желания

выполнены. А бывает ещё и так: нервы у мамы не железные. Уже в предвкушении

истерики, многие готовы дать малышу всё, что угодно, лишь бы не плакал. Узнали

себя? Нет? Замечательно. Значит, можно перейти к шагу 2.

2. «Оречевляем» жест ребёнка.

Что ты хочешь? – пауза — Ты хочешь рисовать! Да! Будем рисовать!

Такое построение фразы даёт малышу уверенность в том, что мама его понимает (в

отличие

от

игнорирования

жестовых

просьб),

мама

поможет.

А

вслед

за

уверенностью, появятся и попытки самостоятельного высказывания.

3. Провоцируем малыша на просьбу или отказ.

Правила

формального

диалога

те

же,

что

и

описаны

выше:

«Хочешь

покатать

машинку?

Да

(кивок

головой).

На»,

«Будешь

пить

сок?

Не

будешь

(покачиваем

головой из стороны в сторону). Нет».

Поддержите малыша, похвалите за попытку сказать что-либо, пусть даже и не совсем

удачную. Озвучивать жест необходимо всегда до того момента, пока малыш не начнет

д е л а т ь

п о п ы т к и

з а г о в о р и т ь

с а м о с т о я т е л ь н о .

6.

«Взрослый,

говори!»

оречевление

в

повседневной

ж и з н и

Проговаривайте всё, что делаете: манипулируя игрушками, называйте их цвет и те

действия, которые можно с ней производить: «Вот какой мячик! Красный! Яркий!

Большой! Лёгкий! Давай его покатаем: вот так! Теперь мне кати – вот как здорово

катится! Лови мячик (легонько бросаете его в ручки малыша так, чтобы поймал) – вот

как ловко поймал!»

Давайте малышу простые поручения:

Убери игрушку на полочку и т.д. Уложи куколку спать…убери кубики в коробку..Вот

спасибо! Мне очень помог!

Все предложения должны быть короткими и простыми. Делайте паузы, если задаёте

вопрос – давайте малышу возможность ответить. Даже если кроха произнес что-то

непонятное или вовсе молчит – непременно ответьте ему: «Куда положим кубики? –

«пауза или ответ малыша» - Я тоже так думаю! Положим в коробку!»

Со временем называние действий замените вопросами: «Что сначала сделаем? Куда

положим

кубики?

Куда

поставим

машинку?

и

т.д.Если

ребёнок

предпочитает

в

общении использовать жесты – озвучивайте все его «слова»: Куда мяч укатился? Да!

Вот он! Под кроваткой! Достань, пожалуйста. Как ловко ты его достал! Спасибо»

Малышам нравится такое выражение понимания со стороны взрослого! Со временем

они

и

сами

охотнее

начинают

озвучивать

свои

желания

и

действия

сами.

Важно достаточно много говорить с ребенком и при ребенке. Хорошо если ваши

беседы-диалоги отражают бытовую ситуацию, в которой ребенок находится именно

сейчас.

2. Следует чаще обращаться непосредственно к самому малышу (даже, если

кажется, что он еще ничего не понимает). Старайтесь говорить с малышом о том, что

интересно именно ему. Это касается всех сторон общения с ребенком в игре, быту, на

прогулке. К примеру, когда вы идете мыть руки, скажите ребенку: «Давай умоем

личико! Это водичка. Теплая вода!». Не ждите, что ребенок тут же ответит вам. Важно

уже то, что он вас услышал и понял.

3. Позаботьтесь о том, чтобы во время общения и занятий ваше лицо было

хорошо освещено, а губы находились на уровне глаз малыша. Если ребенок хорошо

видит ваше лицо, губы и артикуляцию, это поможет ему лучше воспринимать вашу

речь,

запомнить

сказанные

слова

и

легче

их

воспроизводить

самому.

4. Полезно рассказывать ребенку о предметах и действиях с ними во время

самого действия. К примеру, катая машинку, скажем «Машинка едет! Поехали!» или

«Садись, Зайка, поехали!». Одеваясь на прогулку, называйте вещи: «Вот футболка!

Ванина футболка!» или «Наденем носки – вот так!». Не забывайте повторять эти

простые фразы по нескольку раз и произносить их четко.

5. Сделайте свою речь эмоциональной, радостной, доброжелательной! Помните

о том, что ребенок не только (и не столько) подражает вашим действиям, но более

того — вашим эмоциям, их проявлению в улыбке, в интонации, в жестах.

6. Следите за реакцией ребенка: если он пытается повторить за вами какое-то

простое слово, смотрит на ваше лицо, произнесите это слово еще раз. Важно, чтобы

ваш разговор с ребенком не был слишком длинным, малышу будет трудно это

запомнить и произнести в дальнейшем.

7. Очень полезно говорить нараспев, иногда пропевать слова или фразы. Поэтому

так важны в ваших играх с малышом небольшие песенки и потешки, где много

повторов, что тоже способствует запоминанию.

Применяйте следующие игры для развития мелкой моторики:

Все игры, где мы держим мелкие предметы (колечки пирамиды, бумажные

снежинки и т.д)

Рисование

Конечно же, аппликация и особенно лепка

Игры с пуговицами и петельками

Игры с ленточками

Игры-шнуровки

Игры с палочками (поддеваем палочкой картонную рыбку – ловим ее)

Игра на клавишных инструментах

Простые пальчиковые игры (капает дождик — стучим пальчиками)

Игры с прищепками

Игры с горохом для развития мелкой моторики мы не рекомендуем, так как это очень

опасно. Очень внимательно нужно проводить и игры с ленточками, шнуровками, не

пришитыми пуговицами.

Занятия и игры с ребенком-молчуном – как разговорить малыша,

который в 2-3 года не говорит

Занимаемся артикуляционной гимнастикой. Гимнастика для мышц лица крайне

важна!

Артикуляционная гимнастика:

1.

«Открываем-закрываем ворота». Предложите малышу открыть ротик и на несколько секунд

задержать эту позу.

2.

«Покажи забор». Когда вы предлагаете крохе показать «забор», он должен сомкнуть свои

зубки и широко улыбнуться.

3.

«Чистим-чистим зубки». Вместе с малышом откройте широко рот и языком проводите по

внутренней и внешней части зубов.

4.

«Художник». Это упражнение более сложное. Предложите крохе язычком как бы рисовать на

небе любые элементы. А затем, можно как маляр полностью закрасить все небо.

Обязательно проводите занятия вместе. Эти упражнения вырабатывают подвижность органов речевого

аппарата. Артикуляционная гимнастика – залог красивого и правильного звукопроизношения у деток в

раннем возрасте.

Рекомендации по проведению речевой гимнастики:

Выполняйте упражнения регулярно, ибо любой навык нужно закреплять постепенно.

Не предлагайте малышу сразу больше 2-3 упражнений.

Каждое занятие должно длиться 5-10 минут.

Обязательно закрепляйте пройденные упражнения по несколько раз.

Проводите гимнастику в игровой форме, так как малышу будет неинтересно выполнять

статичные, монотонные движения.

Развитие мелкой моторики. Этот момент также важен для развития речи, потому

как центр мозга, отвечающий за моторику, граничит с центром, что отвечает за речь. В

качестве

упражнений

подойдут

игры

с

просеиванием

и

пересыпанием,

лепка,

рисование

пальцами,

поиск

игрушек,

«утонувших»

в

крупе,

плетение

косичек,

«пальчиковый

театр»

том

числе,

театр

теней

на

обоях),

строительство

из

конструктора лего, и пр.

Читайте книги! Как можно больше, чаще и с выражением. Малыш должен быть

активным участником вашей сказки или стихотворения. При прочтении коротких

стишков давайте возможность своему крохе окончить фразу.

Танцуйте с ребенком под детские песни, пойте вместе. Игра и музыка, как правило

— лучшие помощники для вашего молчуна.

Если ваш ребенок разговаривает с вами жестами, мягко поправляйте малыша и

просите озвучить желание словами.

Зарядка для язычка.

Лучшие упражнения для речевых мышц — делаем вместе со взрослым!

Имитируем

голоса

животных! Расставляем

плюшевых

зверей

вдоль

стены

и

знакомимся с каждым из них. Важное требование — только на их «языке»!

Учимся улыбаться! Чем шире улыбка, чем активнее мышцы лица, и тем проще

говорить букву «ы».

Берем 4 музыкальных игрушки, по очереди «включаем» каждую, чтобы ребенок

запомнил звуки. Затем прячем игрушки в коробке и включаем по одной — малыш

должен отгадать, какой инструмент или игрушка звучала.

Угадай, кто! Взрослый издает звук, который ребенок знает (мяу, гав-гав, жжж,

кукареку и пр.), а малыш должен угадать, чей это был «голос».

Укладывайте игрушки спать каждый день (да и дневной сон куклам тоже не

помешает). Перед сном обязательно пойте куклам песенки.

Ежедневно делайте с ребёнком миогимнастику. Это «поцелуйчики» — вытягивание губок,

с последующим чмоканьем; надувание щёчек и медленный выдох через сжатые губки

кулачками; цоканье язычком; произнесение повторяющихся согласных «д-д-д», «в-в-в»,

«т-т-т» и др. Ежедневно выполняйте пальчиковую гимнастику.

При занятиях творчеством, используйте натуральные природные материалы: камешки,

шишки, листики деревьев, крупы. Тактильные ощущения напрямую влияют на развитие

речи.

Старайтесь задавать ребенку как можно больше вопросов. Но не экзаменовать его

на

какую-то

определенную

тему,

а

реально

интересоваться

его

проблемами,

впечатлениями от посещения того или иного места, мнением по поводу того или иного

предмета, явления. Обязательно подключите в этот процесс папу. Пусть малыш каждый

вечер рассказывает ему о том, что произошло за день, во что он играл, что видел, что ему

понравилось,

а

что

нет.

Но

сам

ребенок,

конечно,

еще

не

способен

на

вдумчивый

последовательный

рассказ,

поэтому

помогайте

ему

наводящими

вопросами.

В

процессе

сюжетно-ролевой

игры

куклами,

зверушками,

солдатиками

или

машинками), задавайте от лица «своего» персонажа массу вопросов персонажу ребенка.

Спрашивайте, как будет проистекать игра дальше, куда пойдет или поедет дальше тот или

иной персонаж и зачем, что возьмет с собой, во что оденется, что будет есть и так далее.

Секрет прост – играйте и во время игры озвучивайте то, что делаете:

Вот кукла Ляля идет по дорожке: топ-топ-топ. Вот как Ляля топает». Слова должны

быть простыми, а фразы – максимально короткими.

«Паровозик

гудит

«ЧУ-Чу-у-у-у-у!

Садись,

Саша,

прокачуууууу!!!»

Эмоциональность – хороший способ привлечь кроху к игре. Используйте в речи

разные интонации, меняйте тембр (окраску) голоса и добавляйте междометия – так

кроха не только научится повторять за Вами простые слоги и слова, но и будет делать

это очень выразительно!

«Будем строить дом. Возьмем кубик. Вот этот, большой кубик. Вот какой большой!

Теперь возьмем вот этот кубик – маленький. У тебя какой кубик?» — непременно

делайте паузу — дайте малышу почувствовать себя полноправным участником диалога

– «Да! Это маленький кубик. Давай его сюда поставим. Вот! Готово! Получился дом!

Кто в доме будет жить? – пауза – Котик! Вот здОрово! Заходи, котик. – пауза – Добро

пожаловать!»



В раздел образования