Напоминание

Декоративное творчество


Автор: Яшина Светлана Викторовна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Образовательный центр "Созвездие""
Населённый пункт: г. о. Красногорск, Моковская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: Декоративное творчество
Раздел: дополнительное образование





Назад




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Декоративно – прикладное творчество»

на 2017 – 2018 учебный год

Учитель: Яшина С.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В

проекте

Федерального

компонента

государственного Образовательного стандарта

общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования,

является

гуманистическая направленность

образования.

Она

обуславливает

личностно-

ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.

Процесс

глубоких

перемен,

происходящих

в

современном

образовании,

выдвигает

в

качестве

проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой

личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Этим обуславливается актуальность

данной программы.

Младший

школьный

возраст

-

это

начало

осознанного

восприятия мира,

когда

закладываются критерии красоты эстетической и духовной. Как в прошлые годы, так и сегодня в

структуре

содержания

образования

доля эстетического воспитания более чем скромна. Поэтому

учителя - практики ищут и разрабатывают новые подходы к приобщению к искусству.

Предлагаемая

программа

имеет художественно-эстетическую направленность,

которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для

детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью,

эффективностью,

но

и

искусство

работы

с

бумагой

в

детском

творчестве

не потеряло

своей

актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

1

Программа

предполагает

развитие

у

детей

художественного

вкуса

и творческих

способностей. В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ вещи,

основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной

культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого

опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в

себя,

в

свои

способности,

предусматривает

развитие

у

обучающихся

изобразительных,

художественно-конструкторских

способностей,

нестандартного

мышления,

творческой

индивидуальности. Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить,

создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к

творчеству

из

бумаги

обуславливается

ещё

и тем, что данный материал даёт большой простор

творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором,

а самое

главное

безгранично

творческим

человеком.

Претерпевая колоссальные изменения с

древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и

белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью

бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для

подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Проектирование гуманистической образовательной среды влечет за собой организацию

особой

культурной

деятельности

в

детском

объединении,

что

обеспечивает

обучающемуся

возможность выбора деятельности, родителям - возможность увидеть перспективы и потенциал

своего ребенка.

Способы освоения содержания программы:

занимательный способ (формирование интереса к деятельности);

репродуктивный способ (овладение знаниями, умениями, навыками);

креативный способ (поисково-исследовательский).

Цель программы - формирование у учащихся художественной культуры как составной части

материальной

и

духовной

культуры,

развитие художественно-творческой активности, овладение

образным

языком декоративно-прикладного искусства, воспитывать интерес и любовь к ручному

творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения

работы с материалами различного происхождения; обучить

изготавливать поделки из различных

материалов.

Задачи программы

Обучающие:

закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии,

изобразительного искусства, математики, литературы способствовать

их систематизации;

формировать умения следовать устным инструкциям

совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и

приспособлениями при обработке различных материалов

приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

пробуждать

любознательность

в

области

народного, декоративно-прикладного

искусства, технической эстетики, архитектуры;

развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей

развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев,

совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер

развивать пространственное воображение.

Воспитывающие:

формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки, учить аккуратности,

умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее

2

место

способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные

способности детей.

Реализация данной программы основана на следующих принципах:

— приоритет интересов каждого обучающегося и учет его интеллектуальных и

психофизических особенностей;

— непрерывность образования (обучение, развитие, воспитание);

— обеспечение комфортной эмоциональной среды и развивающего общения.

Программа

предусматривает

преподавание

материала

по

«восходящей спирали»,

то

есть

периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания

соответствуют по сложности детям определенного возраста. Тематика занятий строится с учетом

интересов

учащихся,

возможности

их

самовыражения.

В

ходе

усвоения

детьми

содержания

программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности,

умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более

сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить

работу

проще.

При

этом

обучающий

и

развивающий

смысл

работы

сохраняется.

Это

дает

возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и

создавать.

В процессе работы по программе дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все

компоненты

создаваемого

образа:

материал,

изобразительное

и

цветовое

решение,

технологию

изготовления, назначение и др.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и

технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с

педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

Прогнозируемые результаты.

По окончании обучения по программе «Декоративно – прикладное творчество» обучающийся

обладает достаточным объемом знаний и умений для дальнейшего обучения в специализированных

кружках, студиях, школах; проявляет коммуникативные способности.

В результате освоения основ художественного изображения и бумажного моделирования,

обучающиеся должны получить знания по следующим параметрам:

1.

Технические знания и умения:

— правила техники безопасности;

— требования к организации рабочего места;

— использование инструментов, материалов и приспособлений;

— знание свойств и особенностей различных материалов (бумага, картон, дерево)

— умелое сочетание разных техник работы для реализации творческого замысла.

2.

Знания о средствах выразительности:

— использование цвета, как средства передачи настроения, состояния, выделения

главного;

— использование гармоничного сочетания, взаимосвязи, тонального объединения

различных цветов при создании образа.

3.

Композиция:

— выбор формата, масштаба, выразительности и правильности

компоновки.

4.

Виды художественной деятельности:

— декоративное рисование (на основе народных традиций)

выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных

техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).

5.

Уровень развития мыслительной деятельности:

образное мышление: создание ярких, выразительных образов;

3

воображение:

творческая

активность,

фантазия,

самостоятельное

создание

новых

оригинальных образов;

аналитическое мышление: умение анализировать, давать оценку;

владение понятийным аппаратом (симметрия, фактура, квилинг)

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как

одного из средств самовыражения в социальной жизни;

выраженной познавательной мотивации;

устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу;

самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения

поставленной творческой задачи;

учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях;

задавать вопросы по существу;

контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

владеть монологической и диалогической формой речи;

осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую

взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с

использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном

пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

высказываться в устной и письменной форме;

анализировать объекты, выделять главное;

осуществлять синтез (целое из частей);

проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

4

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с

использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном

учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление,

творческие способности;

расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для

прикладного творчества;

познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями

уже известных инструментов;

совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

достичь оптимального для каждого уровня развития;

сформировать навыки работы с информацией.

Программа курса предусматривает следующие способы проверки знаний и умений:

мини-конкурсы (обсуждение работ)

выставки

викторины

самостоятельное выполнение заданий

итоговая работа

5

6

Учебно - тематическое планирование 33 часа

п/п

Название разделов, темы

Дата

Плану

Факту

1.

Вводное занятие. Беседа по охране труда. Из истории

происхождения ножниц. Беседа

2.

Рассказ «Из истории бумаги».

3.

Работа с бумагой и картоном. Знакомство со

способами складывания бумаги и картона.

4.

.Художественное моделирование из бумаги путем

складывания

5.

Панно «Лесные мотивы».

6.

Знакомство с аппликацией. Изготовление

аппликаций по образцу.

7.

.Изготовление карнавальных масок.

8.

Изготовление поздравительных открыток (по

образцу).

9.

Оформление народной игрушки в технике обрывной

аппликации. «Матрешка».

10.

Цветы из бумаги.

11.

Снежинки из бумаги.

12.

Инструктаж по технике безопасности. Организация

рабочего места. Правила безопасного труда.

Знакомство с необходимыми инструментами и

оборудованием для занятий.

13.

Народная кукла. Русские обряды и традиции.

Беседа . Изготовление куклы из ниток.

14.

Изготовление салфетки с бахромой (по образцу).

15.

Из истории лоскутной техники (беседа с показом

иллюстраций).

16.

Изготовление игрушки «Снеговик из носка»

17.

Аппликация из ткани «Коврик»

18.

Беседа на тему « Что такое бросовый материал и что

можно из него сделать»

19.

Конструирование дома для сказочных героев.

20.

Конструирование игрушек из прямоугольных

коробок.

21.

Игрушки из пластмассовых бутылок.

22.

Изготовление коробочки для упаковки подарков.

23.

Оформление выставочных работ

Литература

1.

Арнхейм Р. Развитие художественного восприятия на уроках изобразительного

искусства. -М., 2006г. стр. 21.

2.

Библер В.С. Методы художественного развития. - М., 2006 г. стр. 35.

3.

Гончар В. В. Модульное оригами. — М.: Айрис, 2009.

4.

Дженкинс Джейн. Узоры и мотивы из бумажных лент. Интересные идеи. Перевод с

англ. У. Сапциной. - Тверь: «Контент». - 2010.

5.

Зайцева А.А. Искусство квилинга: Магия бумажных лент/Анна Зайцева. - М.:

Эксмо, 2010. - 64с: ил.

6.

Калинина Т.В. Концепция программы по изобразительной деятельности для

начальной школы и школ искусств // Начальное образование России, инновации и

практика - М.: Школа, 2004 .

7.

Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. - М.: АСТ-пресс. -2011.

7

0

1



В раздел образования