Напоминание

"Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством включения в опытно-экспериментальную деятельность"


Авторы: Копьева Галина Ивановна, Булатецкая Юлия Анатольевна
Должность: воспитатели 1 квалификационной категории
Учебное заведение: МДОУ " Детский сад комбинированного вида №221 " Росинка"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством включения в опытно-экспериментальную деятельность"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сообщение из опыта работы

«Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного

возраста посредством включения в опытно-экспериментальную

деятельность»

С самого раннего возраста ребёнок выступает в роли исследователя, познавая

окружающий мир: предметы, их свойства, действия с ними, а также природу

и природные явления. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают

возможности познавательной активности ребенка, которая находит выраже-

ние в форме опытно-экспериментальной

деятельности. Такая активность

обеспечивает продуктивные формы мышления и развитие познавательного

интереса.

Классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский

писал: «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он зна-

ет, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он рас-

полагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных

условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».

Технология исследовательской деятельности предоставляет возможность ре-

бенку самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?». Но для этого

необходимо не только обеспечить оборудование для исследования, но и со-

здать проблемную ситуацию, решение которой приведет к открытию каких-

либо закономерностей, явлений, свойств.

Для этих целей в нашей группе оборудован уголок экспериментирования.

В уголке экспериментальной деятельности выделены:

1)

место для постоянной выставки, где размещают различные коллекции,

экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.);

2)

место для хранения приборов;

3)

место для хранения оборудования;

4)

место для хранения материалов (природного, "бросового");

5)

место для полочки «Умных книг».

Для ведения фиксации детского экспериментирования хранятся:

дневники;

картотека опытов;

схемы проведения опытов;

карточки подсказки.

При

оборудовании

уголка

экспериментирования

учитывались

следующие

требования:

- безопасность для жизни и здоровья детей;

- достаточность;

- доступность расположения;

- мобильность.

В нашем распоряжении имеются обычные оптические микроскопы фирмы

ЛЕВЕНГУК,

а среди инновационного оборудования, которое позволило

расширить возможности традиционного средства обучения, особое место за-

нимает цифровой микроскоп. Привычное средство с новыми возможностями.

Цифровой микроскоп – это разновидность традиционного оптического ми-

кроскопа, который использует оптику и цифровую камеру для вывода изобра-

жения на экран.

Существуют

определенные

преимущества

в

ис-

пользование

того

и

другого

микроскопов.

Так,

цифровой микроскоп EVA обеспечивает:

-

3 диапазона главных оптических увеличений

50х-100х, 100х -200х, 200х-400х.

2

- возможность передачи в компьютер в реальном времени изображения ми-

крообъекта и микропроцессов, его хранения, отображения на экране, распе-

чатка;

- главный корпус микроскопа Eva можно отделить от основания и использо-

вать в качестве переносного микроскопа, это даёт возможность более каче-

ственно и интересно проводить опытно-исследовательскую деятельность;

-возможность изучать объект не одному ребенку, а группе детей одновремен-

но;

- изучать объект в динамике, то есть проводить видеосъемку для отображения

промежуточных стадий превращений (например: процесс прорастания се-

мян);

-создавать видеофильмы, фотоальбомы по изучаемой лексической теме.

Но в тоже время не будем забывать, что дети по своей природе естествоиспы-

татели,

стремящиеся

постигнуть

тайны

мироздания,

поэтому

актуальным

остаётся и обычный световой микроскоп, так как для детей вся суть микро-

скопа именно в том, что бы заглянуть в окуляр, самостоятельно вглядеться

одним глазом в неведомый и удивительный окружающий мир.

Мы выделили лексические темы, в рамках которых применение цифрового

микроскопа наиболее интересно и целесообразно.

№ Тема

Материал для исследований

1.

Луговые и комнатные растения

Части растения: цветы, плоды и т.д.

2.

Фрукты и овощи

Кожура, семена, мякоть, листья и т.д.

3.

Деревья

Листья, цветы, плоды, кора, древесина и т.д.

4.

Продукты питания

Кристаллы соли, сахарного песка, горошины

перца и т. д.

5.

Моё тело

Кожа, волосы, ногти и т.д.

6.

Одежда, обувь

Различные виды тканей и материалов.

7.

Дикие и домашние животные

Шерстинки, мех и т.д.

8.

Птицы

Перья.

9.

Насекомые

Различные виды насекомых, части тела насеко-

3

мого

10

Рыбы

Живые рыбки в аквариуме, части тела рыбы,

чешуя

11.

Профессии и инструменты

Различные виды материалов: дерево, железо и

т.д.

Дети имеют возможность самостоятельно рассмотреть образцы препаратов с

помощью микроскопа, а также увидеть картинку на экране, выведенную с по-

мощью цифрового микроскопа.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирова-

ния способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельно-

сти, способам действий, обследованию объектов, расширению познаватель-

ного опыта. Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для де-

тей, поэтому у нас нет четкой границы между обыденной жизнью и экспери-

ментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ

ознакомления детей с окружающим миром.

У детей появилась большая заинтересованность в опытно-эксперименталь-

ной деятельности, они с нетерпением ждут новых открытий и ещё одну воз-

можность заглянуть в тайны микромира.

4

Кожица помидора

Хлопок

Песок



В раздел образования