Авторы: Копьева Галина Ивановна, Булатецкая Юлия Анатольевна
Должность: воспитатели 1 квалификационной категории
Учебное заведение: МДОУ " Детский сад комбинированного вида №221 " Росинка"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством включения в опытно-экспериментальную деятельность"
Раздел: дошкольное образование
Сообщение из опыта работы
«Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного
возраста посредством включения в опытно-экспериментальную
деятельность»
С самого раннего возраста ребёнок выступает в роли исследователя, познавая
окружающий мир: предметы, их свойства, действия с ними, а также природу
и природные явления. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают
возможности познавательной активности ребенка, которая находит выраже-
ние в форме опытно-экспериментальной
деятельности. Такая активность
обеспечивает продуктивные формы мышления и развитие познавательного
интереса.
Классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский
писал: «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он зна-
ет, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он рас-
полагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных
условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».
Технология исследовательской деятельности предоставляет возможность ре-
бенку самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?». Но для этого
необходимо не только обеспечить оборудование для исследования, но и со-
здать проблемную ситуацию, решение которой приведет к открытию каких-
либо закономерностей, явлений, свойств.
Для этих целей в нашей группе оборудован уголок экспериментирования.
В уголке экспериментальной деятельности выделены:
1)
место для постоянной выставки, где размещают различные коллекции,
экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.);
2)
место для хранения приборов;
3)
место для хранения оборудования;
4)
место для хранения материалов (природного, "бросового");
5)
место для полочки «Умных книг».
Для ведения фиксации детского экспериментирования хранятся:
дневники;
картотека опытов;
схемы проведения опытов;
карточки подсказки.
При
оборудовании
уголка
экспериментирования
учитывались
следующие
требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- достаточность;
- доступность расположения;
- мобильность.
В нашем распоряжении имеются обычные оптические микроскопы фирмы
ЛЕВЕНГУК,
а среди инновационного оборудования, которое позволило
расширить возможности традиционного средства обучения, особое место за-
нимает цифровой микроскоп. Привычное средство с новыми возможностями.
Цифровой микроскоп – это разновидность традиционного оптического ми-
кроскопа, который использует оптику и цифровую камеру для вывода изобра-
жения на экран.
Существуют
определенные
преимущества
в
ис-
пользование
того
и
другого
микроскопов.
Так,
цифровой микроскоп EVA обеспечивает:
-
3 диапазона главных оптических увеличений
50х-100х, 100х -200х, 200х-400х.
2
- возможность передачи в компьютер в реальном времени изображения ми-
крообъекта и микропроцессов, его хранения, отображения на экране, распе-
чатка;
- главный корпус микроскопа Eva можно отделить от основания и использо-
вать в качестве переносного микроскопа, это даёт возможность более каче-
ственно и интересно проводить опытно-исследовательскую деятельность;
-возможность изучать объект не одному ребенку, а группе детей одновремен-
но;
- изучать объект в динамике, то есть проводить видеосъемку для отображения
промежуточных стадий превращений (например: процесс прорастания се-
мян);
-создавать видеофильмы, фотоальбомы по изучаемой лексической теме.
Но в тоже время не будем забывать, что дети по своей природе естествоиспы-
татели,
стремящиеся
постигнуть
тайны
мироздания,
поэтому
актуальным
остаётся и обычный световой микроскоп, так как для детей вся суть микро-
скопа именно в том, что бы заглянуть в окуляр, самостоятельно вглядеться
одним глазом в неведомый и удивительный окружающий мир.
Мы выделили лексические темы, в рамках которых применение цифрового
микроскопа наиболее интересно и целесообразно.
№ Тема
Материал для исследований
1.
Луговые и комнатные растения
Части растения: цветы, плоды и т.д.
2.
Фрукты и овощи
Кожура, семена, мякоть, листья и т.д.
3.
Деревья
Листья, цветы, плоды, кора, древесина и т.д.
4.
Продукты питания
Кристаллы соли, сахарного песка, горошины
перца и т. д.
5.
Моё тело
Кожа, волосы, ногти и т.д.
6.
Одежда, обувь
Различные виды тканей и материалов.
7.
Дикие и домашние животные
Шерстинки, мех и т.д.
8.
Птицы
Перья.
9.
Насекомые
Различные виды насекомых, части тела насеко-
3
мого
10
Рыбы
Живые рыбки в аквариуме, части тела рыбы,
чешуя
11.
Профессии и инструменты
Различные виды материалов: дерево, железо и
т.д.
Дети имеют возможность самостоятельно рассмотреть образцы препаратов с
помощью микроскопа, а также увидеть картинку на экране, выведенную с по-
мощью цифрового микроскопа.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирова-
ния способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельно-
сти, способам действий, обследованию объектов, расширению познаватель-
ного опыта. Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для де-
тей, поэтому у нас нет четкой границы между обыденной жизнью и экспери-
ментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ
ознакомления детей с окружающим миром.
У детей появилась большая заинтересованность в опытно-эксперименталь-
ной деятельности, они с нетерпением ждут новых открытий и ещё одну воз-
можность заглянуть в тайны микромира.
4
Кожица помидора
Хлопок
Песок