Автор: Чотчаева Залина Тохтаровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №10 "Орленок"
Населённый пункт: КЧР, г. Черкесск
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие музыкального руководителя с педагогическим коллективом и семьей
Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие музыкального руководителя с
педагогическим коллективом и семьей
Основная задача музыкального руководителя заключается в том, чтобы
приобщать ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им,
развивать музыкально-творческие способности, формировать нравственно-
эстетическое
отношение
к
нему,
стремление
активно,
творчески
сопереживать воспринимаемому.
Успеха в данной работе можно достигнуть только при правильном
взаимодействии педагогов детского сада и семьи, так как знания полученные
ребенком в детском саду, должны подкрепляться в домашних условиях. В
виду этого очень важным является вызвать интерес у родителей, сделать их
союзниками
в
работе
по
музыкальному
воспитанию
детей.
Но
здесь
возникает актуальный для современного общества вопрос взаимодействия
ребенка и родителей – ведь изменения ритма жизни современных родителей
приводит к тому, что эмоциональный контакт взрослого с ребенком сводится
к минимуму. Безусловно, внутрисемейные отношения и отношение к ребенку
в семье оказывают колоссальное влияние на становление его как личности.
Поэтому взаимодействие семьи и специалистов дошкольного учреждения
является одной из первостепенных задач.
Воспитатель
и
музыкальный
руководитель
непосредственно
взаимодействуют с ребенком в процессе организации его общения с музыкой.
От уровня их профессиональной компетентности во многом зависит качество
музыкального
образования
ребенка,
его
отношение
к
музыкальному
искусству.
В
деятельности
музыкального
руководителя
дошкольного
образовательного учреждения можно выделить три основных направления:
1) музыкальный руководитель отвечает за правильную постановку и
выполнение задач музыкального образования детей;
2)
в
перечень
обязанностей
музыкального
руководителя
входит
оказание методической помощи педагогическому коллективу по организации
музыкального образования детей;
3)
важным
направлением
деятельности
музыкального
руководителя
является его взаимодействие с воспитателями и родителями детей.
Взаимодействие
музыкального
руководителя
с
педагогическим
коллективом ДОУ включает:
-
ознакомление
воспитателей
с
теоретическими
вопросами
музыкального образования детей;
-
разъяснение
содержания
и
методов
работы
по
музыкальному
образованию детей в каждой возрастной группе; - обсуждение сценариев
праздников и развлечений;
-
участие
в
изготовлении
праздничного
оформления,
декораций,
костюмов,
в
оформлении
интерьера
дошкольного
образовательного
учреждения к праздникам;
-
участие
в
организации
предметно-пространственной
музыкальной
развивающей среды ДОУ;
-
оказание
методической
помощи
педагогическому
коллективу
в
решении задач музыкального образования детей;
- участие в педагогических советах ДОУ.
Качество реализации программы музыкального образования детей в
ДОУ зависит от уровня профессиональной компетентности и музыкальной
культуры воспитателей, которые непосредственно общаются с детьми на
протяжении всего времени их пребывания в ДОУ.
Формы взаимодействия музыкального руководителя и педагогического
коллектива ДОУ включают:
- индивидуальные и групповые консультации, в ходе которых должны
обсуждаться
вопросы
индивидуальной
работы
с
детьми,
музыкально-
воспитательная работа в группах, используемый на занятиях музыкальный
репертуар,
вопросы
организации
музыкальной
среды
ДОУ;
должна
осуществляться
работа
по
освоению
и
развитию
музыкально-
исполнительских умений воспитателей;
-
практические
занятия
педагогического
коллектива,
включающие
разучивание музыкального репертуара;
- проведение вечеров досугов и развлечений с последующим анализом
и
обсуждением
с
точки
зрения
взаимодействия
всего
педагогического
коллектива в решении задач музыкального развития детей.
Работа
по
привлечению
родителей
к
участию
в
музыкальном
воспитании детей предполагает несколько этапов:
-
знакомство
с
родителями
–
на
данном
этапе
устанавливаются
доверительные отношения;
-
педагогический
мониторинг
–
знакомство
с
жизнью
семьи,
её
интересами,
проблемами;
на
данном
этапе
проводится
анкетирование
родителей и диагностика детей;
- формирование установки на сотрудничество – знакомство родителей с
результатами
диагностирования
детей,
выявляются
проблемы
и
пути
их
решения;
-
педагогическая
поддержка
и
помощь
–
проводятся
групповые
и
индивидуальные
консультации,
даются
рекомендации,
организуются
выставки, проводятся открытые занятия;
- организация совместных мероприятий – привлечение родителей к
участию в различных видах деятельности совместно с детьми.
Наибольшая результативность проявляется в ходе использования таких
форм работы как:
-
проведение
совместных
с
родителями
праздников,
развлечений,
семейных гостиных, конкурсов;
- изготовление совместно с родителями нетрадиционных музыкальных
инструментов;
- организация творческих вечеров;
- организация совместных детско-родительских проектов;
- привлечение родителей к участию детей в городских мероприятиях;
- выступления на родительских собраниях.
С
целью
выявления
эффективности
проведения
той
или
иной
деятельности
необходимо
проводить
анкетирования
на
рефлексию
среди
родителей.
Заинтересованность
родителей
в
музыкальных
видах
деятельности повышает у детей интерес к музыке, вызывает проявление у
детей музыкальных способностей, вызывает эмоциональный всплеск у всей
семьи,
способствует
развитию
традиций
домашнего
музицирования,
оказывает положительное влияние на мотивационную сферу музыкально-
о б р а з о в а т е л ь н о й
д е я т е л ь н о с т и .