Автор: Желябова Наталья Владимировна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ "Школа № 709" ДО-5
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие познавательной мотивации на занятиях по РЭМП с детьми с ОВЗ на основе индивидуальных особенностей"
Раздел: дошкольное образование
СЕМИНАР
по теме :
« Развитие познавательной мотивации на занятиях по
РЭМП с детьми с ОВЗ на основе индивидуальных
особенностей».
В современной педагогике определено множество технологий, направленных на
воспитание и обучение
дошкольников. Но без развития мотивации у ребенка к
обучению
результата может и не быть. Развитие познавательной мотивации на
занятиях
по
математике
с
детьми
с
ОВЗ
обязательно
проходит
на
основе
индивидуальных особенностей.
Об актуальности проблемы не нужно много говорить, потому, что еще Михаил
Ломоносов
сказал «Математику
уже
затем
учить
надо
,
что
она
ум
в
порядок
приводит». Однако, серьезность проблемы такова, что современный ребенок много
знает и умеет, но беда его в том, что он не хочет.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования определяет основные направления работы с дошкольниками, по которым
мы должны не просто дать набор знаний детям, а вызвать
устойчивый интерес в
получении
этих
знаний
.
Стандарт
дошкольного
образования
говорит
об
необходимости
развития
у
дошкольников
самостоятельности,
активности,
любознательности и познавательной инициативы.
Как же сформировать у дошкольников мотивы и желания познавать реальность?
В
самом
общем
виде
познавательная
мотивация –
процесс
побуждения
к
деятельности, представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих
сил ребенка, которые заставляют действовать.
Впервые для объяснения поведения человека термин «мотивация» применил
А. Шопенгауэр.
Он отмечал, что
у ребенка
существуют
по отношению к
деятельности два разнонаправленных мотива:
мотив достижение успеха и
мотив избегание неудачи
.
Однако, мотив достижения успеха возможен только тогда, когда реализуется
принцип педагогической поддержки, Что это значит? Это значит:
нам необходимо верить в каждого ребенка и его возможности; и принимать
ребенка такого, какой он есть;
в своей работе необходимо оцениваем не личность, а действия, поступки
ребенка ;
но ненужно не торопиться с выводами;
не хвалить за то, что достигнуто не собственным трудом (красота, сила,
ловкость, ум, талант – все врождённые способности);
а если хвалите, необходимо использовать опережающую похвалу (ты это
сможешь! у тебя обязательно получится!);
если мы хотим научить ребёнка делать что-то самостоятельно, начинать надо
всегда с похвалы, но использовать при этом «непрямую похвалу» –
а
попросить помощи или совета у него, как у равного. Это один из самых
эффективных видов похвалы.
Для развития детской мотивации, при осуществлении принципа педагогической
поддержки, необходима совокупность выполнения
трех
основных направлений в
работе с ребенком:
удовлетворение потребности в признании, уважении и любви к ребенку;
свобода выбора ребенка ( о чем мы поговорим ниже);
ощущение успешности.
Они остаются основополагающими в работе со всеми дошкольниками , и
особенно
с детьми с ОВЗ,
а вот условия для достижения результата разных
категорий детей нужно отличать…. Почему?
Дети с ОВЗ отличаются незрелостью познавательной сферы, недостаточным
развитием
психических
функций
(внимания,
восприятия,
памяти,
словесно
–
логического мышления…), повышенной импульсивностью, низкой продуктивностью,
несформированность способов самоконтроля и планирования своей деятельности.
По данным специалистов количество дошкольников с ЗПР составляет 25% от детской
популяции. То есть каждый 4-ый ребенок.
Какие это условия?
1.
Основой в развитии образовательной мотивации детей с ЗПР является
возможность самостоятельного выбора (т.е мы должны ориентироваться на
эмоциональное состояние ребенка; есть необходимость спрашивать , что ему
хочется делать сейчас: считать шары или флажки,…с чем что он хочет
заниматься? Тем самым уже создавая ситуацию успеха.
2.
Взрослый должен передать свое отношение и желание к детской деятельности,
чтобы это почувствовал ребенок. Необходима эмоциональная вовлеченность
взрослого. Дети очень чутки…. Только в том случае, если ребёнок видит
заинтересованность взрослого, понимает и ощущает ее, он может получать
удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать за решение проблемы.
3.
Условие безоценочности, которое очень важно. Так, как оценка взрослого
(как положительная, так и отрицательная) способствует фиксации на
успехах и недостатках. Поэтому нам, педагогам, нужно акцентировать внимание
на самой деятельности и ее эффективности: для чего это нужно сделать? и зачем
он это делает?
Дети с ЗПР остро нуждаются в наглядно – практической опоре при выполнении
любых учебных заданий, в нашей помощи в организации собственной деятельности.
Возникает вопрос: какие способы необходимо применять для развития мотивации и
желания работать у наших детей ?
Создать
у
ребенка
ощущение
продвижения
вперед.
Для
этого
первоначально
необходимо
подбираю
задания,
которые
он
может
сравнительно легко выполнить и получить заслуженную похвалу.
Специально нарушить привычную организацию деятельности, где ребенку
отводится роль главного, ведущего лица. Самое простое общение с игровыми
персонажами, которым нужна помощь, или отвести ребенка роль ответствен -
ного в обучении.
Эффективным считается «появление» препятствий или особых условий в
процессе
осуществления
деятельности,
чтобы
они
требовали
от
детей
некоторых умственных усилий, направленных на выяснение причин, связей,
уяснение простейших закономерностей. При этом возникают вопросы : «Как
ты узнал?», «Почему ты так думаешь?», «Как проверить?»
Хорошая мотивация появляется у ребенка, когда в занятие вводится
ситуации поиска рациональных решений. Почему кубик не катится в ворота?
Что можно прокатить? Как проверить, равны ли части геометрических фигур?
Предложите детям смоделировать проблемную ситуацию, используя
модели – заместители. Сколько сделали покупок, если купили каждый 2-ой
предмет? Результат радует детей, потому что дает уверенность в правильности
решения.
С детьми старшего возраста используют модели и схемы с закодированной
информацией. Это развивает стремление к действию. Например, у инопланетн-
ных существ на картинке нет ни «лева», ни «права», ни «впереди», ни «сзади».
Почему? Потому что они круглые. Поэтому, как им двигаться по схеме, можно
показать головой. При этом дать детям возможность попасть в ситуацию
и решить проблему, тем самым развивать мышление, воображение и
восприятие ребенка.
Большую возможность ребёнку самому найти решение поставленной задачи
даёт возможность перенесение акцентов детской деятельности на поисковую
деятельность и экспериментирование, где можно подтвердить или
опровергнуть свои выводы. При этом решаются задачи развития логического
мышления.
Задачи на сообразительность помогают разнообразить и оживить занятия.
Например : У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 - сзади.
Сколько ног у животного? (4 ноги.) Хотя в таких задачах есть исковые данные,
производить арифметические действия не надо. Однако найти ответ не так уж
просто. Ребёнок пытается думать, рассуждать, выдвигая различные варианты
решения. Взрослый должен лишь помочь ему нащупать правильный путь
рассуждения. Такой прием лучшим образом обеспечивает осмысление
воспринимаемого материала.
Как основой заинтересованности детей в познавательной деятельности,
хорошо использовать серии занятий с одними и теми же героями. В моей
практике я разработала и реализовала серию занятий « Веселые человечки».
Целью работы было поставлено развития любознательности у детей младшего
дошкольного возраста при ознакомлении с геометрическими фигурами .
Все предложенные методические способы и приемы в работе с детьми ОВЗ
на
занятиях
по
математике
в
индивидуальной
и
подгрупповой
работе
способствуют
развитию
мыслительных
операций,
которые
развивают
интеллектуальные
способности
и
логико-математическое
мышление
у
дошкольников,
а
также
помогают
сделать
процесс
обучения
интересным,
увлекательным
и
содержательным,
а
значит
способствуют
развитию
познавательной мотивации наших дошкольников.
Литература.
1.
Божович
Л.И.
Проблемы
развития
мотивационной
сферы
ребенка.
В
кн.:
Изучение мотивации поведения детей и подростков/ Под ред. Л.И. Божович,
Л.В. Благонадежной – М., 1972.
2.
Виноградова
Е.Л.
«Мотивационные
предпочтения
различных
форм
познавательной деятельности старших дошкольников».// Журнал прикладной
психологии № 2 - М., 2003 г.
3.
Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.
4.
Запорожец
А.В.
Развитие
логического
мышления
у
детей
в
дошкольном
возрасте. Сб. статей под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца, М.-Л., 1948.
5.
Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М., 1977 .
Фотосессия по теме
: Способы развития мотивации у детей с ЗПР:
У меня получается….
Слушай и запоминай…
Что сделать, чтобы сосчитать
без ошибок ? Равны ли части квадратов?
Сколько предметов купили Сколько раз повторяется цифра?
в магазине?
Проверим, у кого длиннее? У кого и почему свернулась
лента быстрее?
Сколько ног у 2-х,у 3-х коров? Я отгадал, они похожи ..