Напоминание

использование методических разработок методиста


Авторы: Каратаев Айвар Николаевич, Павлова Ульяна Валамовна
Должность: тренер –преподаватель по боксу и методист
Учебное заведение: МБУ ДО "Вилюйская ДЮСШ №1"
Населённый пункт: г.Вилюйск Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: Тренерский опыт по боксу
Тема: использование методических разработок методиста
Раздел: дополнительное образование





Назад




Республика Саха (Якутия)

Вилюйский район

МБУ ДО «Вилюйская ДЮСШ №1»

Доклад

на тему:

« Тренерский опыт по боксу»

Работы: тренера – преподавателя по боксу

МБУ ДО «Вилюйской

ДЮСШ №1»

Каратаева Айвара Николаевича

Руководителя -методиста:

Павловой Ульяны Варламовны

г.Вилюйск

Актуальность

В

стране есть потребность формирования физически здорового, социально

активного, гармонически развитого общества. Однако, здоровый образ жизни не

занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем

обществе.

Моя цель, как преподавателя, подготовка всесторонне развитых детей, готовых к

суровым реалиям жизни. Каждый должен получить знания и навыки, которые будут

востребованы ими в дальнейшей жизни. Моя же цель, как тренера-преподавателя по

боксу,

обучить

ребят

технике

бокса,

и

в

зависимости

от

таланта

и

амбиций

воспитанников, достижение ими наивысших результатов.

В

последнее

десятилетие

существенно

меняется

методика

тренировки,

совершенствуется

техническое

и

тактическое

мастерство

боксеров,

повышается

уровень развития физических и психических качеств боксеров. Бокс становится

более агрессивным, темповым, жестким и вместе с тем более универсальным, что

требует повышения уровня технико-тактической, психологической, функциональной

подготовленности

воспитанников.

В

современных

социально-экономических

условиях, для достижения успеха в боксе, нужно применять самые прогрессивные

методы тренировки, постоянно изучать передовой опыт науки и практики, творчески

осмысливать

его

и

использовать

его

в

практической

деятельности. Поэтому

успешность спортсменов зависит от совокупности нескольких факторов: знаний и

умения

тренера,

а

также

насколько

система

подготовки

боксеров

будет

соответствовать тенденциям развития современного бокса.

Условия формирования опыта

Построение

тренировки

и

ее

реализация

всегда

привлекали

внимание

специалистов, работающих в детско-юношеских спортивных школах и в спорте

высших

достижений.

В

настоящее

время

накоплены

достаточно

обширный

экспериментальный

материал

и

большой

практический

опыт,

которые

обусловливают возможность работать в данном направлении.

Решение

задач

по

вовлечению

максимального

числа

детей

и

подростков

в

систему спорта, способы их заинтересовать, с целью сохранности контингента,

воспитание гармоничного, здорового поколения – побудило меня на формирование

данного опыта.

Теоретическая база опыта

Процесс

подготовки

юных

спортсменов

подчинен

общим

закономерностям

обучения

и

воспитания.

Однако

имеется

и

ряд

характерных

особенностей

для

детского и юношеского спорта, что обусловлено особенностями их возрастного

развития. Основная цель начальной подготовки на данном базовом этапе - заложить

полноценный

фундамент

будущих

достижений,

обеспечить

всестороннее

гармоническое развитие организма, повысить общий уровень его функциональных

возможностей,

создать

богатый

фонд

разнообразных

двигательных

навыков

и

умений, сформировать начальные основы спортивного мастерства.

Процесс

подготовки

юных

спортсменов,

помимо

общих

закономерностей

обучения

и

воспитания,

должен

опираться

на

следующие

методические

принципы: 1) целевая направленность по отношению к спортивному мастерству; 2)

эффект

утилизации

качеств

в

зависимости

от

возрастных

особенностей

юных

спортсменов;

3)

соразмерность

развития

основных

физических

качеств

юных

спортсменов; 4) ведущие факторы на различных этапах многолетней подготовки; 5)

перспективное опережение в формировании технического мастерства.

Технология опыта

Заинтересовать, привлечь ребят к занятиям бокса можно лишь в том случае, если

они будут видеть пусть небольшой, но зримый результат своей работы. Добиться

этого, должен помочь им я - тренер, и в первую очередь на тренировках. И здесь

ответственнейший аспект моей деятельности -индивидуальная работа с каждым

учеником. Достичь повышения уровня физической подготовленности

слабоуспевающих учеников можно только при помощи дифференцированного

обучения. При этом, простота, доступность, оптимальное чередование нагрузок и

отдыха, правильное дозирование нагрузки обязательное условие на каждой

тренировке.

Обязательны общеразвивающие упражнения на каждой тренировке, включающие

упражнения всех групп мышц и суставов, позволяющие поднять общий тонус,

усилить кровообращение и улучшить обмен веществ. Для достижения спортивного

результата я, как тренер, постоянно совершенствую техническую и тактическую

подготовку боксера.

Рассмотрим основные этапы подготовки боксеров:

1.Этап начальной подготовки (НПГ- начальная подготовительная группа): Основная

цель

учебно-тренировочного

занятия

овладение

основами

техники.

Основная

задача – обучение технике бокса.

2.Учебно-тренировочный этап (УТГ- учебно-тренировочная группа):

Основная цель учебно-тренировочного занятия – углубленное овладение технико-

тактическим арсеналом бокса.

Основная

задача

обучение

и

совершенствование

техники.

Преимущественная

направленность

тренировочного

процесса:

совершенствование

техники

бокса,

повышение технической и тактической подготовки.

Таким образом, вопросы совершенствования технико-тактической подготовки

в

боксе

я

решаю

на

учебно-тренировочном

этапе,

т.е.

после

овладения

занимающимися всего объема технико-тактического арсенала.

На

начальном

этапе

подготовки,

я

закладываю

фундамент

общей

и

специальной

физической

подготовленности,

формирую

основы

технико-

тактического мастерства.

В тренировке детей большое внимание уделяю совершенствованию основных

боевых движений и действий, их рациональности и эффективности.

Изучив в процессе тренировки индивидуальные особенности своих учеников,

их склонности к определенным средствам при выполнении упражнений в вольном

бою, я стараюсь индивидуализировать манеру боя своих учеников с тем, чтобы они с

наибольшим успехом использовали свои качества и навыки в бою. Продолжая вести

воспитательную

работу

по

развитию

боевых

качеств

боксеров,

я,

учитывая

особенности занимающихся, выделяю из пройденных средств техники те, которые,

как мне кажется, наиболее подходит к индивидуальности отдельного боксера с

учетом его характерных особенностей. Конечно процесс индивидуализации манеры

боя не может ограничиваться каким-то определенным отрезком времени, поэтому

важно боксеру всесторонне владеть боевыми навыками.

В процессе учебно-тренировочного занятия я совместно с боксером проверяю

весь

комплекс

технических

средств

боксера,

чтобы

наиболее

целесообразно

использовать их в предстоящих соревнованиях.

К основным техническим навыкам своих воспитанников, в первую очередь,

отношу: умение легко и маневренно передвигаться по рингу, точно рассчитывая

время и дистанцию; точно, быстро и внезапно атаковать; хорошо и своевременно

защищаться; сочетать защиту с контрударами, развивать атаки и контратаки сериями

ударов.

Под тактикой в боксе понимаю рациональное использование боевых средств

для достижения победы. Как бы ни было техническое совершенство боксера, умение

организовать бой, правильно используя технику, применительно к особенностям

противника, определяет степень боевого мастерства боксера.

Тактика

в

боксе

целиком

зависит

от

особенностей

боя

на

ринге.

В

ограниченном

пространстве

ринга

встречаются

два

соперника.

Оба

противника

сознательно пользуются всеми боевыми средствами, т.е. строят бой тактически

продуманно. Опыт подготовки и участия боксеров в соревнованиях подсказывает

мне,

что

успех

тактики

боя

находиться

в

прямой

зависимости

от

морального

превосходства, технического разнообразия, быстроты темпа боя и действия ударов.

Таким

образом,

я

работаю

с

ребятами

над

тактической

подготовкой,

предусматривающей развитие и совершенствование способности боксера быстро

анализировать обстановку и находить правильное тактическое решение.

Способность сознательно и целенаправленно использовать боевые средства

бокса воспитывается у боксеров в вольном бою, в котором я указываю им на

возможные варианты тактического использования боевых средств.

При подготовки боксера к соревнованиям с неизвестными противниками,

делаю упор на развитие большой тактической разносторонности, подготавливающей

спортсмена к различным условиям боя. При этом следует сохранять основную

установившуюся направленность тактических действий боксера. Если же противник

заранее известен, задачи тактической подготовки я определяю средствами, которыми

боксер может добиться именно над этим противником.

Придерживаясь

общепринятой групповой формы занятий боксом, мне как

тренеру, в виду различных индивидуальных возможностей каждого воспитанника,

необходимо

акцентировать

внимание

на

индивидуализации

тренировочного

процесса.

Индивидуализация – это акцентированное развитие «сильных» и устранение,

а чаще компенсация «слабых» сторон и звеньев подготовки занимающихся.

Период непосредственной подготовки боксера к соревнованиям длится около

20-30

дней.

Содержание

таких

тренировок

заключается

в

совершенствование

техники,

развитие

боевых

качеств

и

тактическая

подготовка

в

соответствии

с

индивидуальной

манерой

боя

и

особенностями

будущего

противника,

если

он

известен заранее.

Занятия,

направленные

на

совершенствование

техники,

я

провожу

в

размеренном

темпе,

так

как

действия

должны

быть

точными,

интенсивность

в

упражнениях средняя, не требующая большого напряжения и выносливости.

Учебно-т ренировочно е

занятие

я

провожу

в

с л ед у ю щ е й

последовательности:

Вводная часть.

Исходя

из

общей

направленности

тренировки,

недостатков

и

достоинств

боксера, выявившихся в процессе предыдущих занятий, кратко напоминаю о них

боксеру, направляя его внимание на выполнение поставленных задач.

Подготовительная часть.

В данную часть занятия включаю упражнения, содействующие постепенному

переходу организма к интенсивной нагрузке, «разогревающие» нервно-мышечную

систему

и

усиливающие

деятельность

сердечно-сосудистой

системы,

также

применяю упражнения, структурно сходные с боевыми движениями боксера. Таким

образом

нервно-мышечная

система

боксера

подготавливается

к

специфическим

боевым движениям. К таким упражнениям относятся: упражнения в равновесии,

заключающиеся в свободных передвижениях по залу, с произвольным и слитным

сочетанием приставных шагов; ритмические упражнения в ударах по воздуху и

движениях

защиты

в

сочетании

с

передвижением

по

залу;

упражнения

на

растягивание и быстроту, подготавливающие мышцы и связки к резким боксерским

движениям.

Постепенно ускоряя темп упражнений и усиливая их интенсивность боксёры

повышают

общую

деятельность

своего

организма,

подготавливаясь

к

основной

части занятия.

Основная часть.

В начале включаю упражнения, предназначенные для совершенствования

боевых движений.

1.Например – «бой с тенью» – где боксер, не связанный ни партнером, ни снарядом,

имеет возможность действовать произвольно и сосредоточить свое внимание на

особенностях своих движений. Перед началом упражнений стараюсь сфокусировать

внимание

боксера

на

его

«прошлых»

ошибках,

объясняю

их

причины

и,

в

соответствии с этим, ставлю боксеру определенные задачи. Например, если боксер

недостаточно

подвижен,

то

основное

его

внимание

стараюсь

сосредоточить

на

маневрировании; если боксер, развивая атаки и контратаки, не овладел сочетанием

ударов в сериях, то перед ним ставлю задачу развить специальную координацию

движений в слитном сочетании ударов; если защитные движения боксера в бою

недостаточно рациональны, я даю задание

упражняться в движениях защиты; если

боксер плохо сочетает движения защиты с контрударами, рекомендую исполнять

различные движения защиты, соединяя их со встречными ударами, и наносить

ответные удары из конечных положений защитных движений.

2.Далее,

в

зависимости

от

частных

задач,

включаю

упражнения

в

условном,

вольном, условно-вольном бою с партнером («отработка в парах», «спарринг»),

упражнения

«на

лапах»

со

мной,

упражнения

на

боевых

снарядах.

Такие

упражнения помогают разнообразить средства атаки и контратаки боксёра. Боксёр,

независимо от его манеры боя, должен одинаково хорошо владеть этими двумя

основными тактическими действиями.

3.«Отработка в парах», «лапы», «снаряды» могут применяться как в отдельных

занятиях, так и на одной тренировке.

Реализовав

в

перечисленных

выше

упражнениях

основные

задачи

тренировочного

занятия,

я,

в

зависимости

от

физического

состояния

боксера,

посвящаю остаток учебно-тренировочного занятия общеразвивающим упражнениям

(на скакалке, с теннисным мячом, на перекладине, на укрепление вестибулярного

аппарата и др.).

В

заключительной

части занятия

даю

упражнения,

способствующие

успокоению деятельности нервной, сердечно-сосудистой систем и расслаблению

мышц: спокойная ходьба, дыхательная гимнастика, встряхивание, растяжка и др.

Для

лучшего

умственного

усвоения

изучаемого,

либо

закрепляемого

материала подвожу итог занятия.

Организация занятий боксом не зависит от сезона. Соревнования могут

проходить как в зимнее, так и в летнее время. В планировании тренировочного

процесса предусматриваю, чтобы боксер на основе неуклонного повышения своего

мастерства был бы в наилучшей форме к началу каждого соревнования.

В моей группе есть воспитанник-левша, мы надеемся с ним добиваться

больших успехов. А пока он лишь неудобный спарринг-партнер для остальных в

группе, и хороший пример для отработки технических средств при подготовки

боксеров к соревнованиям.

Анализ результативности опыта

Анализ

соревновательной

деятельности

показал,

что

использование

универсальной

технической

и

тактической

подготовки

боксера

приводит

к

достижению

высоких

результатов.

На

современном

этапе

развития

бокса

от

спортсмена

требуется

«универсальность»

тактических

действий,

что

предусматривает

наличие

достаточного

количества

«домашних

тактических

заготовок»,

высокую

степень

владения

техническим

арсеналом

и

различными

формами

ведения

боя.

Всё

это

позволяет

боксеру

в

экстремальных

условиях

поединка менять тактическую схему соревновательной борьбы.

Адресность опыта

Методика совершенствования технической и тактической подготовки боксеров

тесно

связана

с

индивидуализацией

технико-тактической

подготовки

боксера,

с

опорой на универсальность применения боевого арсенала боксера. Считаю, что

материалы моей работы могут служить в качестве методических рекомендаций для

тренеров-преподавателей

и

спортсменов,

интересующихся

проблемой

совершенствования технической и тактической подготовки боксеров.

Список используемой литературы:

1.Георгий Балакшин «Анатомия бокса» М.:2014.

2.Баландин В.И. «Прогнозирование в спорте» М.: 1983.

3.Белкин А.А. «Идеомоторная подготовка в спорте» М.: 1996.

4.Вяткин Б.А. «Роль темперамента в спортивной деятельности» М.: 1987.

5.Горбунов Г.Д. «Учитесь управлять собой» Л.:1979.

6.Родионов А.В. «Спортсмен прогнозирует решение» М.: ФиС, 1971.

7.Толочек В.А. «Стили деятельности: модель стилей с изменчивыми условиями

деятельности» М.: 1992 .

8.Сафонов В.К. «Бокс- агрессивный вид спорта» СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003.



В раздел образования