Авторы: Каратаев Айвар Николаевич, Павлова Ульяна Валамовна
Должность: тренер –преподаватель по боксу и методист
Учебное заведение: МБУ ДО "Вилюйская ДЮСШ №1"
Населённый пункт: г.Вилюйск Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: Тренерский опыт по боксу
Тема: использование методических разработок методиста
Раздел: дополнительное образование
Республика Саха (Якутия)
Вилюйский район
МБУ ДО «Вилюйская ДЮСШ №1»
Доклад
на тему:
« Тренерский опыт по боксу»
Работы: тренера – преподавателя по боксу
МБУ ДО «Вилюйской
ДЮСШ №1»
Каратаева Айвара Николаевича
Руководителя -методиста:
Павловой Ульяны Варламовны
г.Вилюйск
Актуальность
В
стране есть потребность формирования физически здорового, социально
активного, гармонически развитого общества. Однако, здоровый образ жизни не
занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем
обществе.
Моя цель, как преподавателя, подготовка всесторонне развитых детей, готовых к
суровым реалиям жизни. Каждый должен получить знания и навыки, которые будут
востребованы ими в дальнейшей жизни. Моя же цель, как тренера-преподавателя по
боксу,
обучить
ребят
технике
бокса,
и
в
зависимости
от
таланта
и
амбиций
воспитанников, достижение ими наивысших результатов.
В
последнее
десятилетие
существенно
меняется
методика
тренировки,
совершенствуется
техническое
и
тактическое
мастерство
боксеров,
повышается
уровень развития физических и психических качеств боксеров. Бокс становится
более агрессивным, темповым, жестким и вместе с тем более универсальным, что
требует повышения уровня технико-тактической, психологической, функциональной
подготовленности
воспитанников.
В
современных
социально-экономических
условиях, для достижения успеха в боксе, нужно применять самые прогрессивные
методы тренировки, постоянно изучать передовой опыт науки и практики, творчески
осмысливать
его
и
использовать
его
в
практической
деятельности. Поэтому
успешность спортсменов зависит от совокупности нескольких факторов: знаний и
умения
тренера,
а
также
насколько
система
подготовки
боксеров
будет
соответствовать тенденциям развития современного бокса.
Условия формирования опыта
Построение
тренировки
и
ее
реализация
всегда
привлекали
внимание
специалистов, работающих в детско-юношеских спортивных школах и в спорте
высших
достижений.
В
настоящее
время
накоплены
достаточно
обширный
экспериментальный
материал
и
большой
практический
опыт,
которые
обусловливают возможность работать в данном направлении.
Решение
задач
по
вовлечению
максимального
числа
детей
и
подростков
в
систему спорта, способы их заинтересовать, с целью сохранности контингента,
воспитание гармоничного, здорового поколения – побудило меня на формирование
данного опыта.
Теоретическая база опыта
Процесс
подготовки
юных
спортсменов
подчинен
общим
закономерностям
обучения
и
воспитания.
Однако
имеется
и
ряд
характерных
особенностей
для
детского и юношеского спорта, что обусловлено особенностями их возрастного
развития. Основная цель начальной подготовки на данном базовом этапе - заложить
полноценный
фундамент
будущих
достижений,
обеспечить
всестороннее
гармоническое развитие организма, повысить общий уровень его функциональных
возможностей,
создать
богатый
фонд
разнообразных
двигательных
навыков
и
умений, сформировать начальные основы спортивного мастерства.
Процесс
подготовки
юных
спортсменов,
помимо
общих
закономерностей
обучения
и
воспитания,
должен
опираться
на
следующие
методические
принципы: 1) целевая направленность по отношению к спортивному мастерству; 2)
эффект
утилизации
качеств
в
зависимости
от
возрастных
особенностей
юных
спортсменов;
3)
соразмерность
развития
основных
физических
качеств
юных
спортсменов; 4) ведущие факторы на различных этапах многолетней подготовки; 5)
перспективное опережение в формировании технического мастерства.
Технология опыта
Заинтересовать, привлечь ребят к занятиям бокса можно лишь в том случае, если
они будут видеть пусть небольшой, но зримый результат своей работы. Добиться
этого, должен помочь им я - тренер, и в первую очередь на тренировках. И здесь
ответственнейший аспект моей деятельности -индивидуальная работа с каждым
учеником. Достичь повышения уровня физической подготовленности
слабоуспевающих учеников можно только при помощи дифференцированного
обучения. При этом, простота, доступность, оптимальное чередование нагрузок и
отдыха, правильное дозирование нагрузки обязательное условие на каждой
тренировке.
Обязательны общеразвивающие упражнения на каждой тренировке, включающие
упражнения всех групп мышц и суставов, позволяющие поднять общий тонус,
усилить кровообращение и улучшить обмен веществ. Для достижения спортивного
результата я, как тренер, постоянно совершенствую техническую и тактическую
подготовку боксера.
Рассмотрим основные этапы подготовки боксеров:
1.Этап начальной подготовки (НПГ- начальная подготовительная группа): Основная
цель
учебно-тренировочного
занятия
–
овладение
основами
техники.
Основная
задача – обучение технике бокса.
2.Учебно-тренировочный этап (УТГ- учебно-тренировочная группа):
Основная цель учебно-тренировочного занятия – углубленное овладение технико-
тактическим арсеналом бокса.
Основная
задача
–
обучение
и
совершенствование
техники.
Преимущественная
направленность
тренировочного
процесса:
совершенствование
техники
бокса,
повышение технической и тактической подготовки.
Таким образом, вопросы совершенствования технико-тактической подготовки
в
боксе
я
решаю
на
учебно-тренировочном
этапе,
т.е.
после
овладения
занимающимися всего объема технико-тактического арсенала.
На
начальном
этапе
подготовки,
я
закладываю
фундамент
общей
и
специальной
физической
подготовленности,
формирую
основы
технико-
тактического мастерства.
В тренировке детей большое внимание уделяю совершенствованию основных
боевых движений и действий, их рациональности и эффективности.
Изучив в процессе тренировки индивидуальные особенности своих учеников,
их склонности к определенным средствам при выполнении упражнений в вольном
бою, я стараюсь индивидуализировать манеру боя своих учеников с тем, чтобы они с
наибольшим успехом использовали свои качества и навыки в бою. Продолжая вести
воспитательную
работу
по
развитию
боевых
качеств
боксеров,
я,
учитывая
особенности занимающихся, выделяю из пройденных средств техники те, которые,
как мне кажется, наиболее подходит к индивидуальности отдельного боксера с
учетом его характерных особенностей. Конечно процесс индивидуализации манеры
боя не может ограничиваться каким-то определенным отрезком времени, поэтому
важно боксеру всесторонне владеть боевыми навыками.
В процессе учебно-тренировочного занятия я совместно с боксером проверяю
весь
комплекс
технических
средств
боксера,
чтобы
наиболее
целесообразно
использовать их в предстоящих соревнованиях.
К основным техническим навыкам своих воспитанников, в первую очередь,
отношу: умение легко и маневренно передвигаться по рингу, точно рассчитывая
время и дистанцию; точно, быстро и внезапно атаковать; хорошо и своевременно
защищаться; сочетать защиту с контрударами, развивать атаки и контратаки сериями
ударов.
Под тактикой в боксе понимаю рациональное использование боевых средств
для достижения победы. Как бы ни было техническое совершенство боксера, умение
организовать бой, правильно используя технику, применительно к особенностям
противника, определяет степень боевого мастерства боксера.
Тактика
в
боксе
целиком
зависит
от
особенностей
боя
на
ринге.
В
ограниченном
пространстве
ринга
встречаются
два
соперника.
Оба
противника
сознательно пользуются всеми боевыми средствами, т.е. строят бой тактически
продуманно. Опыт подготовки и участия боксеров в соревнованиях подсказывает
мне,
что
успех
тактики
боя
находиться
в
прямой
зависимости
от
морального
превосходства, технического разнообразия, быстроты темпа боя и действия ударов.
Таким
образом,
я
работаю
с
ребятами
над
тактической
подготовкой,
предусматривающей развитие и совершенствование способности боксера быстро
анализировать обстановку и находить правильное тактическое решение.
Способность сознательно и целенаправленно использовать боевые средства
бокса воспитывается у боксеров в вольном бою, в котором я указываю им на
возможные варианты тактического использования боевых средств.
При подготовки боксера к соревнованиям с неизвестными противниками,
делаю упор на развитие большой тактической разносторонности, подготавливающей
спортсмена к различным условиям боя. При этом следует сохранять основную
установившуюся направленность тактических действий боксера. Если же противник
заранее известен, задачи тактической подготовки я определяю средствами, которыми
боксер может добиться именно над этим противником.
Придерживаясь
общепринятой групповой формы занятий боксом, мне как
тренеру, в виду различных индивидуальных возможностей каждого воспитанника,
необходимо
акцентировать
внимание
на
индивидуализации
тренировочного
процесса.
Индивидуализация – это акцентированное развитие «сильных» и устранение,
а чаще компенсация «слабых» сторон и звеньев подготовки занимающихся.
Период непосредственной подготовки боксера к соревнованиям длится около
20-30
дней.
Содержание
таких
тренировок
заключается
в
совершенствование
техники,
развитие
боевых
качеств
и
тактическая
подготовка
в
соответствии
с
индивидуальной
манерой
боя
и
особенностями
будущего
противника,
если
он
известен заранее.
Занятия,
направленные
на
совершенствование
техники,
я
провожу
в
размеренном
темпе,
так
как
действия
должны
быть
точными,
интенсивность
в
упражнениях средняя, не требующая большого напряжения и выносливости.
Учебно-т ренировочно е
занятие
я
провожу
в
с л ед у ю щ е й
последовательности:
Вводная часть.
Исходя
из
общей
направленности
тренировки,
недостатков
и
достоинств
боксера, выявившихся в процессе предыдущих занятий, кратко напоминаю о них
боксеру, направляя его внимание на выполнение поставленных задач.
Подготовительная часть.
В данную часть занятия включаю упражнения, содействующие постепенному
переходу организма к интенсивной нагрузке, «разогревающие» нервно-мышечную
систему
и
усиливающие
деятельность
сердечно-сосудистой
системы,
также
применяю упражнения, структурно сходные с боевыми движениями боксера. Таким
образом
нервно-мышечная
система
боксера
подготавливается
к
специфическим
боевым движениям. К таким упражнениям относятся: упражнения в равновесии,
заключающиеся в свободных передвижениях по залу, с произвольным и слитным
сочетанием приставных шагов; ритмические упражнения в ударах по воздуху и
движениях
защиты
в
сочетании
с
передвижением
по
залу;
упражнения
на
растягивание и быстроту, подготавливающие мышцы и связки к резким боксерским
движениям.
Постепенно ускоряя темп упражнений и усиливая их интенсивность боксёры
повышают
общую
деятельность
своего
организма,
подготавливаясь
к
основной
части занятия.
Основная часть.
В начале включаю упражнения, предназначенные для совершенствования
боевых движений.
1.Например – «бой с тенью» – где боксер, не связанный ни партнером, ни снарядом,
имеет возможность действовать произвольно и сосредоточить свое внимание на
особенностях своих движений. Перед началом упражнений стараюсь сфокусировать
внимание
боксера
на
его
«прошлых»
ошибках,
объясняю
их
причины
и,
в
соответствии с этим, ставлю боксеру определенные задачи. Например, если боксер
недостаточно
подвижен,
то
основное
его
внимание
стараюсь
сосредоточить
на
маневрировании; если боксер, развивая атаки и контратаки, не овладел сочетанием
ударов в сериях, то перед ним ставлю задачу развить специальную координацию
движений в слитном сочетании ударов; если защитные движения боксера в бою
недостаточно рациональны, я даю задание
упражняться в движениях защиты; если
боксер плохо сочетает движения защиты с контрударами, рекомендую исполнять
различные движения защиты, соединяя их со встречными ударами, и наносить
ответные удары из конечных положений защитных движений.
2.Далее,
в
зависимости
от
частных
задач,
включаю
упражнения
в
условном,
вольном, условно-вольном бою с партнером («отработка в парах», «спарринг»),
упражнения
«на
лапах»
со
мной,
упражнения
на
боевых
снарядах.
Такие
упражнения помогают разнообразить средства атаки и контратаки боксёра. Боксёр,
независимо от его манеры боя, должен одинаково хорошо владеть этими двумя
основными тактическими действиями.
3.«Отработка в парах», «лапы», «снаряды» могут применяться как в отдельных
занятиях, так и на одной тренировке.
Реализовав
в
перечисленных
выше
упражнениях
основные
задачи
тренировочного
занятия,
я,
в
зависимости
от
физического
состояния
боксера,
посвящаю остаток учебно-тренировочного занятия общеразвивающим упражнениям
(на скакалке, с теннисным мячом, на перекладине, на укрепление вестибулярного
аппарата и др.).
В
заключительной
части занятия
даю
упражнения,
способствующие
успокоению деятельности нервной, сердечно-сосудистой систем и расслаблению
мышц: спокойная ходьба, дыхательная гимнастика, встряхивание, растяжка и др.
Для
лучшего
умственного
усвоения
изучаемого,
либо
закрепляемого
материала подвожу итог занятия.
Организация занятий боксом не зависит от сезона. Соревнования могут
проходить как в зимнее, так и в летнее время. В планировании тренировочного
процесса предусматриваю, чтобы боксер на основе неуклонного повышения своего
мастерства был бы в наилучшей форме к началу каждого соревнования.
В моей группе есть воспитанник-левша, мы надеемся с ним добиваться
больших успехов. А пока он лишь неудобный спарринг-партнер для остальных в
группе, и хороший пример для отработки технических средств при подготовки
боксеров к соревнованиям.
Анализ результативности опыта
Анализ
соревновательной
деятельности
показал,
что
использование
универсальной
технической
и
тактической
подготовки
боксера
приводит
к
достижению
высоких
результатов.
На
современном
этапе
развития
бокса
от
спортсмена
требуется
«универсальность»
тактических
действий,
что
предусматривает
наличие
достаточного
количества
«домашних
тактических
заготовок»,
высокую
степень
владения
техническим
арсеналом
и
различными
формами
ведения
боя.
Всё
это
позволяет
боксеру
в
экстремальных
условиях
поединка менять тактическую схему соревновательной борьбы.
Адресность опыта
Методика совершенствования технической и тактической подготовки боксеров
тесно
связана
с
индивидуализацией
технико-тактической
подготовки
боксера,
с
опорой на универсальность применения боевого арсенала боксера. Считаю, что
материалы моей работы могут служить в качестве методических рекомендаций для
тренеров-преподавателей
и
спортсменов,
интересующихся
проблемой
совершенствования технической и тактической подготовки боксеров.
Список используемой литературы:
1.Георгий Балакшин «Анатомия бокса» М.:2014.
2.Баландин В.И. «Прогнозирование в спорте» М.: 1983.
3.Белкин А.А. «Идеомоторная подготовка в спорте» М.: 1996.
4.Вяткин Б.А. «Роль темперамента в спортивной деятельности» М.: 1987.
5.Горбунов Г.Д. «Учитесь управлять собой» Л.:1979.
6.Родионов А.В. «Спортсмен прогнозирует решение» М.: ФиС, 1971.
7.Толочек В.А. «Стили деятельности: модель стилей с изменчивыми условиями
деятельности» М.: 1992 .
8.Сафонов В.К. «Бокс- агрессивный вид спорта» СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003.