Автор: Федореева Татьяна Валерьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ № 11 Приморского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Читайте детям, читайте вместе с детьми
Раздел: дошкольное образование
ЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ, ЧИТАЙТЕ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ
Создание рукописных книг как средства развития интереса к книге
и чтению у дошкольников
В нашем обществе становится всё меньше людей, взрослых и детей,
читающих книги. Отношения к книге изменились, интерес к чтению стал
падать. А современные гаджеты – телевизор, компьютер, мобильный телефон
всё больше снимают у детей, в том числе дошкольного возраста, интерес к
общению с книгой.
Поэтому
актуальным
стоит
вопрос,
как
же
возродить
и
укрепить
интерес детей к книге, чтению.
Один
из
интересных
методов
–
это
работа
с
детьми
по
созданию
рукописных книг разного оформления и содержания.
В
процессе
работы
над
созданием
детской
рукописной
книги
дошкольники
становятся
настоящими
писателями,
художниками-
иллюстраторами, работниками типографии, проживают рождение «книжного
шедевра от начала до конца».
В работе педагог может использовать создание книг разной тематики и
содержания:
1. Книги, отражающие календарные праздники: «Новый год», «8 марта», «1
апреля», «День космонавтики», «День города», «День Победы!».
2.
Книги
тематического
содержания:
«Осень»,
«Мы
на
веточке
растём»,
«Едем, летаем, плывём».
3. Книги на основе детского словотворчества: весёлые истории, рассказы,
продолжение авторских сказок, стихов «до» и «после».
4. Книги с рассказами из личного опыта семьи и детского сада: «Как мы
ходим в поход», «Наши традиции», «Детский сад: день за днём» и др.
5.
«Умные
книжки»:
«Интересное
рядом»,
«Пословицы,
поговорки»,
«Правила безопасности», «Сохранить здоровье чтоб».
Чтобы воспитать читателя в ребёнке, взрослый сам должен проявлять
интерес
к
книге,
понимать
её
роль
в
жизни
человека,
уметь
интересно
беседовать с детьми и помогать при анализе произведения. Не читая, человек
не
совершенствует
свой
интеллект,
память,
внимание,
воображение,
не
учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Книги
дают
возможность
домыслить,
пофантазировать.
Книги
учат
размышлять
над
информацией.
Создание
необычных
книг
развивает
креативность, учит думать самостоятельно.
Работа с родителями по приобщению детей к чтению
Работа педагогов и семьи по приобщению детей к книге должна быть
систематической,
грамотно
организованной,
методически
разнообразной,
посвящённой одной цели – воспитанию настоящего читателя.
В ходе работы воспитателя с родителями решаются следующие задачи:
- знакомить родителей с возрастными особенностями дошкольников-
читателей;
- расширять их представления о детской литературе;
- учить руководить воспитанием детей как читателей;
- привлекать их к взаимодействию с ДОУ.
Работа
с
родителями
может
проводиться
в
форме
индивидуальных
бесед, консультаций, лектория, участия в проводимых ДОУ мероприятиях.
В нашем ДОУ вот уже на протяжении нескольких лет оформляется
«вернисаж», где родители, по заданной теме, вместе с ребёнком оформляют
рисунок или аппликацию, а с обратной стороны пишут небольшой текст со
слов
ребёнка.
В
последствии
педагоги
оформляют
детско-родительские
работы
в
один
тематический
альбом
и
получается
книжка-самоделка,
которую дети сами читают своим друзьям, передают в младшие группы для
рассматривания.
Также
организуются
открытые
занятия
по
ознакомлению
с
художественной литературой для родителей.
Педагоги проводят выставки книг для детей разного возраста, чтобы
родителям было легче в выборе книг для своего ребёнка.
Как бы не была неоспорима роль библиотек, воспитателей в начальном
приобщении детей к чтению, первым и основным руководителем чтения
является семья.
Именно
родители
во
многом
определяют
круг
читательских
и
зрительских
интересов
дошкольников,
потому
необходимо
расширять
представления родителей о детской литературе.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Наполните день ребёнка потешками, прибаутками, приговорками.
Каждый вечер читайте своему ребёнку. Дети не очень хотят ложиться
спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить отход
ко сну. Со временем это станет своеобразным ритуалом укладывания спать.
Если ребёнок просит почитать, никогда не отказывайте ему. Даже если
у вас совсем мало времени, читайте хоть пару страничек в день.
Не бойтесь читать детям большие произведения, хотя бы по главе в
день. Такое чтение «с продолжением» развивает память и внимательность, а
также поддерживает интерес к чтению. Ведь ребёнку очень хочется узнать,
что же произойдёт дальше с любимыми героями.