Автор: Ситникова Любовь Григорьевна
Должность: воспитатель в дошкольных учреждениях
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №4" с.Объячево
Населённый пункт: Республика Коми, Прилузский район, с.Объячево
Наименование материала: Краткосрочный проект
Тема: «Поможем нашим пернатым друзьям»
Раздел: дошкольное образование
Проект «Поможем нашим пернатым друзьям»
Проект подготовила и провела воспитатель Ситникова Любовь Григорьевна.
Тип проекта: познавательный, краткосрочный.
Актуальность проекта:
в
современных
условиях
проблема
экологического
воспитания
детей
приобретает
особую
остроту
и
актуальность.
Именно
в
период
дошкольного
детства
происходит
становление
человеческой
личности,
формирование
начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой
природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Проблема:
- Недостаток знаний детей о зимующих птицах
- Нет навыка в умении подкормки птиц в зимнее время года
На основании проведенного изучения поставленной проблемы, мы выделяем цель
исследования.
Цель: формирование ответственности и бережного отношения к птицам.
Задачи:
1. Учить детей доброте, бережному отношению к природе.
2. Знакомить с особенностями их жизни в зимний период.
3. Воспитывать бережное отношение к птицам.
4. Привлечь воспитанников, воспитателей и родителей к природоохранной акции.
5.
Способствовать
развитию
творческих
и
интеллектуальных
способностей
воспитанников.
Срок реализации проекта: декабрь 2018 года.
Участники проекта: дети младшей группы, родители воспитанников, воспитатели
группы.
Формы работы с детьми:
Наблюдения,
сбор
информации,
игры,
беседы,
рассказывание,
рассматривание,
рисование, лепка, аппликация, экскурсия.
Трудно переоценить значение птиц в природе, их роль в жизни человека, ту пользу,
которую они оказывают лесам, садам и огородам. Без птиц существование последних
было бы почти невозможным.
Птицы
защищают
человека
и
животных
от
докучливых,
а
порой
невыносимых
насекомых, резко снижают численность быстро размножающихся вредителей.
Чтобы
понять
значение
птиц
в
природе,
достаточно
указать
на
всем
известную
большую синицу, которая за один день съедает до 6 тысяч различных насекомых, среди
которых преобладают вредители леса.
Многие птицы улетают от нас в теплые края. Когда у нас наступает зима, то там цветут
цветы. Отлет большинства птиц, связан с отсутствием необходимого количества корма.
Зимующие птицы - это пернатые, умеющие приспосабливаться к разным условиям.
Чтобы помочь зимой птицам, надо знать какие птицы зимуют и чем они кормятся? Туго
приходится братьям нашим меньшим - против них объединяются холод и голод. На дворе
стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным покровом. Речка покрыта льдом.
Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших
краях.
Многие
птицы
погибают,
но
очень
часто
не
от
мороза,
а
от
холода.
Самое
неприятное для птиц в это время года недостаток корма. При наличии пищи птицы
переносят даже сильные морозы.
Наблюдая за птицами на своем участке, мы с детьми решили повесить кормушки и
подкармливать птиц, которые прилетали к нам. За помощью обратились к родителям, с
их помощью были изготовлены и развешены кормушки на территории детского сада.
Кроме того, дети вместе с родителями повесили кормушки и около своих домов.
Чем кормить птиц зимой? Этот вопрос беспокоит многих из нас с наступлением
холодов. Как правильно кормить птиц зимой, советуют орнитологи. Они рекомендуют
составлять
смесь,
семьдесят
пять
процентов
которой
будет
состоять
из
семян
подсолнечника.
В
связи
с
высокой
калорийностью
этот
продукт
станет
основным
энергетическим источником для мелких пернатых. Выжить в условиях зимних холодов
позволяет большое количество тех растительных жиров, которые содержатся внутри семян
этой культуры. В качестве подкормки в голодный для пернатых период в меню можно
включить мясо, сало, а также говяжий или куриный жир. Однако следует иметь в виду, что
мясо и сало должно быть несоленым.
Этапы работы:
1 этап (теоретический):
- Выставка картинок, фотографий, детских работ на тему: «Птицы наши друзья»;
- Подбор детской и педагогической литературы, дидактических и подвижных игр,
материалов для творческой деятельности детей.
Задачи:
учить
детей
доброте,
бережному
отношению
к
природе,
знакомить
с
особенностями жизни птиц зимой.
2 этап (практический):
- Рисование, аппликация и лепка птиц;
- Загадки про птиц;
-Чтение стихотворений и рассказов о птицах;
- Решение проблемных ситуаций;
- Рассматривание иллюстраций о птицах;
- Дидактические игры;
-Постройка кормушек для птиц.
Задачи:
Воспитывать умение определять, узнавать птицу по внешнему виду. Формировать у
детей
обобщенное
представление
о
птицах
как
о
живых
существах.
Развивать
познавательный интерес к зимующим птицам. Воспитывать сочувствие, желание помочь
птицам, заботиться о них. Воспитывать умение рассуждать и делать выводы.
1 неделя
1. ООД Ознакомление с птицами «Зимующие и перелетные птицы нашего края»
Цель: дать детям представление о причинах отлета птиц. Учить классифицировать
птиц на зимующих и перелетных на основе установления связи между характером корма и
возможности его добывания. Воспитывать желание заботиться о птицах
2. Беседа «Птицы-наши младшие друзья»
Цель: формировать у детей представление о жизни птиц, их приспособленности к
условиям леса и города, воспитывать познавательный интерес.
3. Дидактические игры: «Угадай птицу по описанию?», «Подбери птице гнездо», «От
какой птички перышко?».
Цель: закреплять знания детей о названиях птиц.
4. Разрешение проблемных ситуаций: «Что бы вы сделали, если бы увидели упавшего
птенца, который учился летать?», «Кота, который крадется к птичьему гнезду?».
Цель: воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим – птицам.
5. Разучивание поговорок: «Всякая птица своим пером гордится», «У каждой пташки
свои замашки».
Цель: разучить с детьми поговорки, развивать память.
6. Пальчиковая игра «Перелет птиц».
7. Чтение рассказа С. Михалкова «Птичья столовая».
Цель: систематизировать знания детей о птицах, вызвать желание помогать им.
8. Рисование «Птичья столовая».
Цель:
передавать
характерные
особенности
птиц
в
рисунке,
закрепить
знания
о
перелетных птицах, воспитывать желание помогать птицам.
9. Подвижные игры «Сова и мыши», «Воробьи и вороны».
Цель: развивать двигательную активность.
2 неделя
1. ООД «Поможем птицам зимой».
Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах, развивать
познавательный интерес к жизни зимующих птиц, воспитывать заботливое отношение,
желание помогать им в трудных зимних условиях
2. Беседа «Птицы нашего края»
Цель: познакомить детей с птицами нашего края, особенностями их проживания,
воспитывать уважительное уважение к окружающей природе.
3.
Дидактические
игры «Кто
где
зимует?», «Раздели
птиц
на
перелетных
и
зимующих».
Цель: закрепить умения классифицировать птиц на перелетных и зимующих.
4. Наблюдение за птицами на нашем участке.
Цель: учить детей делать выводы на основе наблюдений.
5. Чтение рассказа К. Ушинского «Ласточка»
Цель: расширить представления детей о птицах, особенностях поведения, воспитывать
желание помогать птицам.
6. Лепка «Птичка-невеличка».
Цель: учить детей передавать форму и строение птиц, ее характер, закреплять навыки
лепки разными приемами, формировать любовь к природе.
7. Вечер загадок и отгадок.
Цель: закрепить знания детей о зимующих птицах.
3 неделя
1. ООД «Пернатые соседи нашего леса».
Цели: познакомить детей с птицами, которые живут в лесу, обобщить знания детей о
перелетных птицах, о кормлении птиц в зимний период, формировать уважительное
отношение к братьям нашим меньшим- птицам».
2. Экологическая беседа «Учитесь жалеть и беречь».
Цель: формировать ответственное и бережное отношение к родной природе.
3. Дидактические игры «Кто где зимует», «Зоологическое лото».
Цель: закрепить знания о птицах, развивать логическое мышление
4. Аппликация «Прилетели гости к нам»
Цели:
учить
детей
с помощью аппликации
передавать
форму
и
строение
птиц,
закреплять навыки пользования ножницами, закреплять названия птиц.
5. Работа с родителями. Изготовление кормушек.
Цель:
воспитывать
бережное
отношение
ко
всему
живому,
желание
заботиться,
развивать творческие умения, фантазию в придумывании кормушек.
6. Фотовыставка кормушек. Совместная деятельность детей и родителей.
Цель:
создать
атмосферу
общности
интересов
детей
и
родителей,
прививать
желание помогать птицам в трудное для них время.
3 этап (Результат):
• Дети научились проявлять интерес к окружающему миру, иметь реалистические
представления о природе.
• У детей появилось желание пополнять знания о зимующих птицах нашего края, об
особенностях их жизни.
•
Умеют
сравнивать,
анализировать,
устанавливать
простейшие
причинно
–
следственные связи, делать обобщения.
• Проявляют желание заботиться о птицах.
•
Дети
контролируют
свое
поведение,
поступки,
чтобы
не
причинять
вреда
окружающей среде.
Продукты проекта:
Кормушки для птиц.
Итоги проекта:
Участие детей и родителей в следующих мероприятиях:
- Международная акция «Кормушка для пичужки»
-
Районная
выставка-конкурс
детского
творчества
(номинации
«Кормушки»),
проводимого
МУК
«Районный
центр
изобразительного
искусства
и
прикладного
творчества при Главе МР «Прилузский».