Напоминание

Фея музыки


Автор: Мелихова Анна Ивановна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СШ № 1
Населённый пункт: Гуково, Ростовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Фея музыки
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1.

СЦЕНАРИЙ

МУЗЫКАЛЬНОГО ПРАЗДНИКА

для учащихся 1-3 классов

«Фея музыки»

Подготовил:

Учитель музыки - Мелихова Анна Ивановна

Звучит легкая мелодичная музыка.

На фоне учитель говорит слова.

Учитель: Человек стал человеком, когда услышал шелест листьев, пение

кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных

колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе,

шепот снежинок, ласковый плеск волны и торжественную

тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и

тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту

музыку, умей наслаждаться красотой звуков.

Учитель поет: Добрый день, добрый день! Здравствуйте!

Дети отвечают: Добрый день, добрый день! Здравствуйте!

Учитель: Сегодня мы с вами встретимся в музыкальной гостиной, чтобы поговорить о

музыке, попытаться понять, о чем музыка рассказывает. Ведь Музыка- это язык чувств!

Итак! Сделали пиано!

Дети показывают знак молчания.

Звучит тема «Феи Драже»

Из балета П.Чайковского «Щелкунчик»

Появляется Фея Музыки, танцуя.

Фея Музыки: Здравствуйте, ребята! А почему у вас на лицах – пиано?. Сегодня у нас

необычная встреча – встреча с красивой музыкой. Поэтому у нас в душе форте, радость.

Покажите свои улыбки.

Вот теперь вы молодцы! И настроение у нас отличное на веселом характере. А в музыке

это называется в мажорном ладу.

А теперь давайте познакомимся. Меня зовут Фея. Но я не простая фея. Я – фея

удивительного искусства звуков. Я – фея Музыка. Поэтому я и появилась под звуки

прекрасной музыки, которую написал великий русский композитор П.И. Чайковский.

Звучит вновь тема «Феи Драже»

На фоне идет показ портрета композитора.

Фея Музыки: Вот такую красоту звуков сочиняют и придумывают для вас самые

настоящие волшебники. И зовут их композиторами. Так называют людей, которые

сочиняют музыку. Посмотрите и запомните этого композитора. Кто это ребята?.

Дети: Композитор П.И. Чайковский. Он сочиняет музыку.

Фея Музыки: Вот видите, у меня в руках волшебный жезл. Это палочка дирижера. С

помощью этой палочки дирижер управляет целым оркестром. Стоит только взмахнуть

палочкой, как зазвучит красивая музыка. Только у меня есть одна просьба.

Музыка – очень хрупкий предмет. Если зашуметь в то время, когда звучит музыка, все ее

волшебство исчезнет.

Учитель: Мы тебя не подведем, уважаемая Фея.

Ребята, выполним просьбу, Феи? Будем слушать музыку на пиано, чтобы помочь самим

себе услышать все то, о чем станет нам рассказывать музыка. Какую музыку мы будем

слушать, Фея?

Фея Музыки: По взмаху моей волшебной палочки зазвучит замечательная пьеса

композитора Сен-Санса «Лебедь». Композитор Сен-Санс написал очень много пьес о

животных и птицах. Он изучал их повадки и изобразил это в своей музыке. Послушаем

пьесу «Лебедь»

Фея Музыки взмахивает жезлом

Звучит «Лебедь» Сен-Санса.

Фея Музыки: Ну, как? Вам понравилась пьеса «Лебедь» композитора Сен-Санса?

ФЕЯ Музыки: Знаете, как много прекрасных музыкальных мелодий сочинено

композиторами всего мира? И для того, чтобы записать свою музыку, они использовали

необычные значки, которые называются нотами. Вот посмотрите, как выглядят эти ноты.

Показ рисунка нотоносца

с изображением нот

Фея Музыки: Ноты записываются на необычной строке, состоящей из пяти линеек.

Правда, эти пять линеек похожи на человеческую ладонь? Посмотрите на свою ладошку.

На ней пять пальцев, словно на нотной строчке. Нотки пишутся на линейках, между

линейками и даже на специальных дополнительных линейках. А вот в самом начале

нотной строчки нарисован еще один удивительный знак, похожий на веселого червячка,

видите?

Строчки в пять линеек, как пальцы у реки

И на каждой линии написаны значки.

А в начале строчки - знак необычный.

В музыке известный – это ключ скрипичный

Командир скрипичный ключ всеми управляет

Потому ключ и этот и ноты уважают.

Фея Музыки: Давайте позовем скрипичный ключ. Пусть придет он сегодня к нам в гости.

Фея вместе с ребятами несколько раз

произносит: « Скрипичный ключ»

Затем взмахивает жезлом.

Фея Музыки: Крибле, крабле, бумс! Ну-ка, ребята, закройте на минутку глаза. Раз, два,

три!

Вбегает Скрипичный Ключ.

Скрипичный ключ: А вот и я! Кто меня ждал, кто меня к себе в гости звал?

Фея Музыки: Посмотрите, ребята. Вот так гость! Мы только что о тебе говорили, дорогой

гость. Мы с ребятами даже имя твое выучили.

Скрипичный ключ: Правда? Здорово! Ребята, правда, вы помните мое имя?

Фея музыки: Правда. Ребята, как зовут нашего гостя?

Дети повторяют вместе с Феей:

«Скрипичный ключ».

Фея Музыки. Я рассказывала о том, что ты над нотами командир.

Скрипичный ключ. Верно, командир. Можно уважаемая Фея, я расскажу ребятам про то,

как называются эти нотки

Звучит вступление к песне

«До, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Появляется группа «До, МИ, СОЛЬ-ка»

В руках у них нотный стан с нотами.

Нотки поют песню.

Нотки поочередно: Уважаемый Скрипичный ключ, мы верные твои помощницы. Давайте,

ребята вместе с нами выучим название нот. Повторяйте все за нами. И чтобы вам легче

было запомнить наши имена, попробуем выучить несложный стишок.

До: До, Ре, Ми, Фа, СОЛЬ, Ля, СИ.

Ре: Кошка едет на такси

Ми: Заплатила сто рублей

Фа: И поехала в музей

Соль: А веселые котята

Ля: К ней уселись позади

Си: И поехали бесплатно

До, Ре, Ми, ФА, Соль, Ля, Си.

Скрипичный ключ: Запомнили? Давайте повторим еще раз вместе с нами

Фея Музыки: Вот видите, какой веселый человек наш Скрипичный ключ

Нотки поочередно: Только скажет нотам он:

Быстро стройтесь в ряд

И бегут к нему все ноты

И встают подряд

Ключ Скрипичный ноты строит

По порядку тесно

Тот, кто их потом споет,

Тот получит песню

Дети поют вместе с «До, МИ,Соль-кой» гамму.

Скрипичный Ключ: Вот видите, ребята, какие вы молодцы! Вы быстро выучили названия

нот. Теперь вы будете всегда дружить с музыкой.

До, Ми, Соль-ка: Ребята, давайте споем все вместе песенку о музыке.

Звучит «Мы дружим с музыкой».

Скрипичный Ключ: Нотами можно записать не только песни, но и любой другой музыки.

Например, танца.

Фея Музыки: Верно. Давай познакомим ребят с первым танцем – веселой полькой. Она

звучит в хорошо известном мультфильме «Приключение Буратино». Ее исполняют куклы

на представлении, которое показывают в кукольном театре Карабаса-Барабаса. И поэтому

сама полька так и называется – «Полька-Карабас».

Скрипичный Ключ: Полька – танец с прыжками. Сейчас его нам покажут участники

нашего ансамбля. А если ребята хотят, они могут помогать исполнению этой польки,

хлопая в ладоши в лад музыке.

Фея Музыки: Послушайте, какой легкий, шуточный характер у этой польки.

Идет исполнение «Полька-Карабас»

Скрипичный Ключ: А теперь – второй танец. Он называется – «Лирический вальс». Его

автор – композитор Д.Шостакович.

Фея Музыки: Композитор Д.Шостакович написал целый сборник под названием «Танцы

кукол». Есть у него там и смешная пьеса под названием «Шарманка», Есть и другие танцы.

А вот для этого танца – «Лирического Вальса» - он написал такую красивую музыку, что

даже трудно представить, кто под нее мог бы танцевать.

Скрипичный Ключ: А вот раньше выпускали красивых кукол, сделанных из фарфора.

Помните, в той сказке «Золотой ключик» главная красавица кукольного театра, кукол по

имени Мальвина, была сделана из фарфора. Вот и представьте себе, что этот вальс танцует

одна или несколько прекрасных кукол. Из-за того, что фарфор – очень хрупкий материал,

куколки ведут себя очень осторожно, они плавно поворачиваются и покачиваются.

Поэтому и музыка танца получилась такая необычная.

Прослушивание «Лирического вальса»

Фея Музыки: Последняя музыка, с которой мы познакомимся сегодня, это марш.

Скрипичный Ключ: О, я очень люблю марши. Когда они звучат, всем сразу становится

весело. Труба играет – пам-пам-пам, барабаны бьют – бум-бум-бум.

Фея Музыки: Верно. И сейчас мы познакомимся с одним таким маршем. Это настоящий

военный марш, и его исполнит военный духовой оркестр. Его играют на параде, когда

главный командир приветствует войска. Поэтому он называется «Встречный марш»

Скрипичный Ключ: Только я думаю, что наши ребята уже немного устали вести себя, как

в концертном зале. Пусть они тоже немного подвигаются.

Фея Музыки: Я согласна. Пусть ребята почувствуют себя, словно на военном параде:

дружно промаршируют под музыку. А ты ими покомандуй, Скрипичный Ключ. Ты же

командир.

Скрипичный Ключ: С удовольствием. Ребята, осторожно поднялись, вытянулись. Сейчас

под музыку мы с вами пошагаем, словно солдаты на параде.

«Встречный марш» С.Чернецкого. Дети маршируют.

Скрипичный Ключ: Я очень люблю такую музыку – военную, героическую, громкую,

сильную.

Фея Музыки: А последний наш музыкальный номер – сюрприз. К нам в гости пришли

военные. Но не обычные военные, а сказочные. Это сказочные деревянные солдатики. Их

пригласили в гости к куклам. Они едут на лошадках и грустно думают о том, что на балу

надо танцевать, а они умеют только маршировать.

Скрипичный Ключ: Теперь нашим ребятам надо будет сначала показать, как скачут

солдатики на своих лошадках. Ну-ка, вытяните руки вперед и возьмите в них

воображаемые вожжи. Покажите, как сидят наездники, когда скачут на конях.

Ребята выполняют пружинистые полуприседания.

Верно. Так мы будем двигаться во время звучания первой и третьей части музыки. А в

середине попробуем изобразить ручки деревянных кукол-барабанщиков. Возьмите в руки

воображаемые деревянные палочки. Их надо держать не кулаками, только пальчиками.

Теперь несколько раз поочередно поднимите каждую руку, будто ударяете в барабан.

Фея Музыки: Итак, звучит «Марш деревянных солдатиков» композитора П.И.Чайковского.

Его исполнит наш хор. А чтобы вы не забыли танцевальные движения, их вместе с вами

станут исполнять ребята из танцевального кружка и Скрипичный ключ.

Исполнение «Марша деревянных солдатиков».

Скрипичный Ключ. Ну вот, ребята послушали музыку, подвигались. Усаживайтесь

поудобнее. А теперь что скажете нам вы, уважаемая Фея?

Фея: Я думаю, что на этом нашу первую встречу с музыкой мы завершим. Но сначала

вспомним, что нового мы узнали.

Скрипичный Ключ: Ребята запомнили названия нот. Как зовут ноты?

А как меня зовут?

Фея Музыки: А еще ребята узнали, кто такой композитор, - это тот, кто пишет музыку. На

первый раз вполне достаточно.

До свидания, ребята! До скорых встреч



В раздел образования