Напоминание

Проектная деятельность


Автор: Киреева Фания Ахметхатимовна
Должность: преподаватель биологии
Учебное заведение: АФ ГБПОУ "ЧМК"
Населённый пункт: с.Аргаяш
Наименование материала: статья Атомный след на Урале
Тема: Проектная деятельность
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Люди погибнут от неумения пользоваться

силами природы и от незнания истинного мира»

(Иероглифическая надпись на пирамиде Хеопса)

СТАТЬЯ

«АТОМНЫЙ СЛЕД НА УРАЛЕ»

Урал- природная крепость и сокровищница России.

От каменных стрел до атомных ракет – все делалось на УРАЛЕ.

Кому много дано, с того и много берется. Мы, южноуральцы, много взяли от природы, и

жить нам труднее, чем в других краях России.

Природа мстит нам. Воздух, реки и озера загрязнены дымом и стоками заводов, «МАЯК»

оставил не заживляющий след атомной аварии…

Сохраним же природу для себя и для потомков.

В переводе с греческого языка слово «Экология» означает «дом», «место», «учение

о жилище». Как сделать наше жилище уютным, комфортными и, главное, безопасным для

здоровья? Ответ на этот вопрос и является главным в нашем проекте. Всё начиналось с

научно – исследовательского кружка.

И не случайно выбрано именно это направление в работе. Мы проживаем вблизи от места,

где произошла одна из самых страшных аварий в мире, которая занесена в «Книгу

рекордов Гиннеса»1987г.

И цель работы студентов- не запугать, а понять, объяснить и не повторять ошибок.

Природа этого не прощает!

Теплым

и

солнечным

сентябрьским

воскресным

днем

60

лет

назад

на

химкомбинате «МАЯК» произошел взрыв, который практически никто

из населения

«сороковки» не услышал. Знали лишь заводчане, да и то не все. Об этом еще долго-долго

не знали в стране. Это была тайна из тайн.

Дорого же заплатил народ уральский, в том числе и наш, Аргаяшский, за это

молчание. Сколько людей ушло из жизни, у скольких отнято здоровье, а будущее наших

детей, их здоровье под большим – большим вопросом.

Событие на ПО «МАЯК» 29 сентября 1957 года называют по-разному: авария,

трагедия, стихийное бедствие. И этому есть основания. Это событие повлияло на жизнь и

судьбы многих людей Уральского региона. С тех пор прошло уже 60 лет, но в памяти

многих

участников

-

ликвидаторов

последствий

этой

аварии

навсегда

остались

воспоминания событий тех лет, которые можно сравнить с фронтовыми сводками с полей

сражения.

Радиация коварна: она не имеет ни запаха, ни цвета, мы её не чувствуем. В

больших дозах радиация приводит к поражению тканей, живой клетки, в малых —

вызывает раковые явления и способствует генетическим изменениям. Облучение может

вызвать нарушения обмена веществ, инфекционные осложнения, бесплодие. Последствия

облучения сильнее сказываются на делящихся клетках, поэтому для детей облучение

гораздо опаснее.

Радиоактивное

загрязнение территории

Челябинской

области

сложилось

в

результате

выполнения

«ядерной

программы»

бывшего

СССР

и

определяется

деятельностью

крупнейшего

предприятия

атомной

промышленности

России-

производственного объединения Маяк».

1

Так 1948 году в Челябинской области в районе Кыштыма начало работу оборонное

предприятие по производству плутония, необходимого для создания атомного оружия. Был

реализован атомный проект под руководством академика И.В. Курчатова.

В связи с функционированием ПО «Маяк», в период деятельности которого имели

место

три

серьезные

аварийные

ситуации,

произошло

облучение

части

населения

в

Челябинской, Курганской и Свердловской областях.

Увеличение мощности предприятия и отсутствие хранилищ жидких радиоактивных

отходов все более и более загрязняло реку Теча.

Люди,

проживающие

в

прибрежных

селах,

подвергались

постоянному

как

внешнему

облучению за счет пребывания на реке, так внутреннему при поступлении радионуклидов

с питьевой водой и другими продуктами питания.

Река Теча – правый приток Исети. Вытекает она из озера Иртяш. Это большой

водоем

с

твердым

песчаным

и

каменистым

дном

водой,

содержащей

небольшое

количество взвеси, солей и минералов. Через два километра Теча впадает в озеро

Кызылташ. В связи с функционированием ПО «Маяк», в период деятельности которого

имели место три серьезные аварийные ситуации, произошло облучение части населения в

Челябинской, Курганской и Свердловской областях.

Первая аварийная ситуация сложилась в результате сброса в 1949-57 гг. жидких

радиоактивных отходов в речную систему ТЕЧА-ИСЕТЬ-ТОБОЛ. Всего по берегам этой

водной системы радиационному воздействию подверглись 500 тыс. человек, которые

проживали на берегах реки ТЕЧА в Челябинской и Курганской областях. Наибольшие

дозы получили жители села МЕТЛИНО и МУСЛЮМОВО.

Река содержала часть радионуклидов. Они сконцентрировались в природном иле,

поглотились водорослями, оказались в рыбьих костях. Без воды не могут жить ни люди,

ни животные, ни растения. А где ее взять? Конечно, в Тече. Поили скотину, поливали

огороды, ели зараженное мясо и овощи. Пили зараженное молоко, получили внутреннее

облучение. Местные жители, особенно татары и башкиры, систематически употребляли

много чая, жаловались на ухудшение качества воды из реки, что было вполне вероятным,

так как при выбросах происходило увеличение концентрации сульфатов.

В речную систему с радиоактивными отходами попадали и различные химические

соединения, например, органические растворители. Жители прибрежных сел отмечали,

что речная вода имела запах керосина .

Вторая радиационная авария это взрыв в хранилище радиоактивных отходов 29

сентября 1957 года на ПО «МАЯК».

Основная причина аварии – самопроизвольный взрыв сухих солей нитрата и ацетата

натрия, количество которых в поврежденной емкости достигало несколько десятков тонн.

Третья аварийная радиационная ситуация образовалась в 1967 г, Она связана с

пылевым ветровым переносом радионуклидов с обсохшей стороны береговой полосы

озера Карачай, привела к разносу радионуклидов в основном цезия -137.

КАРАЧАЙ – это не озеро, а болото, которые выросло от 26 гектар до 50 гектаров,

после того как стали сливать жидкие отходы с 1951 года.

В настоящее время, в водоеме КАРАЧАЙ содержится около 20 млн. Кюри бета – активных

нуклидов, из них 40% стронция -90. Опасность представляет загрязнение грунтовых и

подземных вод в результате миграции радионуклидов. Под водоемом сформировалась

линза загрязненных подземных вод площадью до 10 квадратных километров. Скорость

перемещения этих вод достигает 80 метров в год. В настоящее время в опасности река

МИШЕЛЯК.

Озеро Карачай может скоро стать источником загрязнения больших территорий.

В начале 70- х годов было принято решение о ликвидации озера КАРАЧАЙ, о

засыпке этого водоема. Сегодня водоем напоминает большую лужу, разбитую на сектора с

искусственно насыпанными каменными дамбами.

2

Студенты с руководителем Киреевой Ф.А. восстановили по годам всю историю

возникновения производственного комбината «Маяк». Затем расширили границы своей

работы: посетили наиболее пострадавшие поселения, общались и брали интервью с их

жителями и участниками- ликвидаторами аварии, делали видеосъёмки.(Старое Асанова,

Муслюмово, Калининское, Худайбердинское, Янгиюл).

Работая

над

проектом,

ребята

составляют

графики,

таблицы

и

диаграммы

полученных

данных по

исследованию

воды

и

почвы.

Много

собрано

студентами

видеофильмов об Атомном следе на Урале.

15

мая

кружковцы

вместе

с

преподавателем

«Гигиены

и

экологии

человека»

Киреевой

Ф.А.

посетили

музей

ПО

«МАЯК»

в

городе

Озерске,

где

студенты

познакомились с этапами развития П.О. «Маяк».

В

апреле

была

поездка

студентов

в

Новое

Муслюмово,

с

целью

накопления

фотоматериала

и

оформления

стенда

«Информационный

бюллетень».

Студенты

знакомились с жителями и брали у них интервью.

В сентябре студенты по специальности «Фармация» оформили буклеты и памятки

на

тему

«Растения,

выводящие

радионуклеиды»,

«Витаминные

чаи»,

представили

презентации.

Возникающее эмоциональное сопереживания и внутренний протест приводит к

необходимости действий по изменению ситуации - к экологическим акциям - действиям.

Именно

в

акциях

экологическое

сознание

и

мышление

приобретают

конкретную

практическую направленность, что проявляется в виде определенных поступков.

И

мы

со

студентами

кружка

«АТОМНЫЙ

СЛЕД

НА

УРАЛЕ»

параллельно

с

исследованиями

ежегодно

с

1

по

30

сентября

проводим

в

своей

Альма

Матер

Молодёжную экологическую акцию «Экологический сезон»

Акция(лат)- это ряд действий, актов, предпринимаемых для достижения какой либо цели.

Цель всех экологических акций важна и благородна: сохранить живую природу, заставить

задуматься, о грозящей катастрофе, об истощении окружающей среды.

Акция проводилась в 4 этапа в конкурсной форме:

1 этап: озеленение аудиторий медицинского колледжа

2 этап: конкурс экологических плакатов и стенгазет между группами студентов на темы

«Атомный след на Урале» и «Мир вокруг нас».

3 этап: конкурс стихов, песен, а также интервью , взятые студентами у переселенцев и

ликвидаторов ПО « МАЯК». Это дает толчок к созданию собственного творчества в

написании стихов, частушек и рефератов, оформление стенгазет и плакатов на темы:

«Атомный след на Урале» и «Мир вокруг нас».

Создан сборник стихов студентов разных лет на экологическую тему.

4 этап: Завершала Акцию конференция «АТОМНЫЙ СЛЕД НА УРАЛЕ».

Большое воспитательное значение в мероприятии имеет встреча студентов с

участниками трагических событий- ликвидаторами последствий аварий на ПО «Маяк» и

переселенцами, которые ежегодно приходят в колледж, чтобы встретиться со студентами.

В

разные

годы

своими

воспоминаниями

о

деревне

Асаново

поделились

Александра

Теплова, Байгужа Рахимов, Табрис Мингазин, Луиза Аминева. Они рассказывали об

эвакуации асановцев, о своей жизни. Со слов ликвидаторов и переселенцев Ахметхатима

Сунагатуллина, Розы Шмелевой, Антонины Глазыриной составлена карта деревни Старое

Асаново.

Экологическая викторина была проведена среди студентов 3- 5 курсов колледжа 21

октября. Преподавателями были подготовлены вопросы по темам: «Атомный след на

Урале»,

«Экология

наш

дом»,

«Экология

и

здоровье»,

«Жизнь

в

стиле

Эко»,

«Лекарственные растения».

Участвовали и участвуют студенты кружка колледжа в районных мероприятиях.

3

Ежегодно студенты убирают территории улиц и парка села Аргаяш от бытового

мусора, была проведена акция «За здоровый образ жизни». Студенты заранее оформили

плакаты, призывающие к чистоте улиц и парков в селе Аргаяш.

Участвуют студенты и в ежегодном районном экологическом семинаре «Круглый

стол»

в

районном

доме

культуры

с

представителями

районной

администрации

и

ликвидаторами ПО «МАЯК»

Ежегодно в колледже проводятся экологические конференции среди студентов первого

курса по Биологии: «ЖИВАЯ ВОДА» и «ЗЕМЛЯ-НАШЕ БОГАТСТВО»

22 марта объявлен как всемирный день ВОДЫ, а 22 апреля объявлен как ДЕНЬ ЗЕМЛИ.

Студенты рисуют плакаты, газеты, пишут стихи, оформляют презентации. Проводится

демонстрация фотографий, газет и рисунков студентов в холле колледжа. Студенты сами

подготавливают загадки, сообщения, презентации, вопросы , пословицы и приметы для

проведения викторины по этим темам.

Вывод:

Человек

и

природа

неотделимы

друг

от

друга

и

тесно

взаимосвязаны.

Для

человека, как и для общества в целом, окружающая среда-эта среда жизни и единственный

источник необходимых для существования ресурсов. Возникла ситуация, крайне опасная

для

людей.

Человечество

оказалось

перед

выбором:

либо

сохранить

способ

взаимодействия с природой и тогда неизбежна экологическая катастрофа, либо радикально

изменить сложившийся тип деятельности и сохранить биосферу в состоянии, пригодным

для жизни.

Иными словами, предстоит выработка у каждого человека новых критериев, новой

этики в понимании принципов самоограничения в использовании природных ресурсов.

Необходимо, чтобы каждый медицинский работник и специалист любого профиля,

деятельность которого прямо или косвенно влияет на состояние природной среды, имел

экологические

знания

и

определенные

практические

навыки,

зная

природоохранное

законодательство, умело применял их в повседневной деятельности.

«…… .Атомный след на Урале,

Черная лента беды,

Ада неслышная поступь,

Смерть для земли и воды.

Мёртвая зона природы,

Боль от ошибок людей

И ядовитые будни

Наших уральских детей………

Крепко задуматься нужно,

Стать на частичку мудрей,

Чтоб атом мирным остался

В летописях наших дней.» (Из стихотворения Дмитрия Тузова )

4

5



В раздел образования