Автор: Антипина Татьяна Алекандровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 74
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: Что нужно дереву для жизни
Раздел: дошкольное образование
Сценарный
план
образовательной
деятельности
с
детьми
старшего
дошкольного возраста исследовательская деятельность в природе
Тема: «Что нужно дереву для жизни».
Цель: Формирование представлений у детей о жизни дерева, как живого
существа, посредством выполнения проблемно-поисковых ситуаций.
Образовательная задача: Систематизировать представления у детей о жизни
дерева, как живого существа, посредством выполнения проблемно-поисковых
ситуаций.
Развивающая задача: Закрепить конкретные представления, что растения
живые организмы: питаются, дышат, нуждаются в тепле и солнце.
Воспитательная
задача:
воспитывать
бережное
отношение
к
объектам
природы.
Материалы и оборудование:
Иллюстрации погибшего дерева на экране проектора (после выполнения
задания
детьми,
происходит
преобразование
дерева
от
засохшего
к
цветущему зеленому),
иллюстрация солнца, модели - картинки, колба с
окрашенной
водой,
волшебный
сундук,
модель
дерева,
корни
которого
имитированы марлей.
Ход деятельности:
Воспитатель с детьми находится в группе. Приносят конверт от Лесовичка.
Воспитатель:
- Сегодня у нас будет необыкновенно - интересное занятие.
А знаете почему?
(Выдерживает паузу выслушивает ответы детей)
Воспитатель:
-я получила письмо-приглашение в лес.
(Читает письмо).
«Здравствуйте дети. Пишет вам старичок -Лесовичок .Хочу попросить вас о
помощи. В моем лесу растёт много деревьев, но есть одно мое любимое и оно
погибает.
Приглашаю вас в мои лесные владения и прошу вас о помощи».
Воспитатель:
- Ну, что вы готовы отправиться в лес на помощь Лесовичку!
(Выслушивает ответы детей)
Воспитатель:
-Хорошо. Отправляемся дружно в лес, а по пути, чтобы нам было веселей мы
споем песенку про друзей.
( Дети, с воспитателем идут с группы в зимний сад, где их ждет Лесовичок,
во время того как они идут, звучит музыка «По дороге с облаками».)
Пришли в зимний сад. Воспитатель прячется за ширму, в дальнейшем его
голосом будет говорить солнце.
Детей встречает второй воспитатель в роли Лесовичка.
Лесовичок:
-Здравствуйте ребята! Вы попали в мои владения –
это мой волшебный лес.
(Звучит музыка «Утро в лесу»).
Лесовичок:
-А вы сможете объяснить, что означает слово лес?
(Выслушивает ответы детей , дополняет их. «Лес – это место, где растет
много разнообразных деревьев, живут различные дикие животные, растут
грибы и ягоды».)
Лесовичок:
- В моем лесу очень много деревьев, но одно погибает, я очень хочу спасти
свое любимое дерево. Вот оно.
(Обращает
внимание
детей
на
экран
проектора,
где
изображено
погибающее дерево).
Лесовичок:
-Что вы можете про него сказать?
(Выслушивает ответы детей).
Лесовичок:
-Я прячу его от палящих лучей солнца, от дождя. Но ничего не помогает.
И тогда я решил попросить помощи у тётушки Совуньи.
Она у нас самая умная в лесу и знает все, что нужно дереву для жизни.
И вот она прислала мне сундук с загадочными конвертами с заданиями,
сказав, что после их выполнения дерево оживет.
Хотел выполнить их самостоятельно, но, к сожалению, не смог. Именно
поэтому, я пригласил вас.
Попробуем выполнить задания вместе?
(Ответы детей).
Лесовичок:
Сейчас достанем из сундучка конверты.
(Сундучок накрыт скатертью на журнальном столике там 4 конверта с
цифрами 1,2,3,4)
Лесовичок:
-Дети, здесь 4 конверта. Как вы думаете, какой конверт нам открыть первым?
(Дожидается ответов детей).
Лесовичок:
-Открываем первый конверт. Читает.
«Дорогие ребята, когда вы соберете
картинку, узнаете первый источник
жизни дерева. Картинка вам поможет
справиться с другими заданиями.
Тетушка Совунья».
Из
конверта
достаем
разрезанную
картинку
и
собираем
ее.
(Солнце)
Лесовичок
обращает
внимание
детей
на
экран
проектора
,где
уже
изображено солнце.
Лесовичок:
-Давайте послушаем , что нам скажет солнце.
(Говорит солнце - воспитатель: Я
– источник света. Дерево не может
жить без света. Я, как художник, окрашиваю листики в зеленый цвет. В
них находиться особая «пища» для дерева (зернышки хлорофилла, которые
делают лист зеленым).
Лесовичок:
- Что же является источником жизни для дерева?
(Дожидается ответа детей и вместе подводят итог)
Лесовичок:
-Посмотрим, что во втором конверте.
Задание 2
(Карточки с изображением сосульки, солнце,
подснежники, проталина ,
птицы вьют гнезда, дерево с маленькими почками. Встаём в круг, возле
магнитной доски, для выполнения задания).
Лесовичок:
-Что же это за картинки.
(Выслушивает ответы детей).
Лесовичок:
- Признаки, какого времени года характеризуют эти картинки?
(Выслушивает ответы детей).
Лесовичок:
-Весна. А что весной происходит с солнышком.
(Выслушивает ответы детей).
Лесовичок:
-Какой можем сделать вывод?
(Ответы детей.)
Лесовичок обращает внимание детей на экран проектора. Говорит солнце-
воспитатель: Я источник тепла. Если зимой бывают очень сильные морозы,
растение может погибнуть, замерзнуть. От количества тепла зависит и
начала появления листьев.
После этих слов на экране, где изображено погибшее дерево, отображается
дерево, которое чуть-чуть подняло ветви. Под звуки музыки
После выполнения второго задания Лесовичок предлагает детям размяться.
Выдерживает паузу, ждет ответы детей.
Встают в круг и выполняют под музыку.
«Наступило утро,
Солнышко проснулось,
И березки к солнцу потянулись. (руки вверх, встать на носочки)
Поздоровались друг с другом,
Наклонившись в стороны. (наклоны в стороны)
С солнцем поздоровались,
Радуясь дню новому. (руки вверх, помахать ими).
Лесовичок
поощряет
детей
за
двигательную
активность
и
предлагает
продолжить выполнять задания от тетушки Совуньи..
Задание 3
Лесовичок:
-Открываем следующий конверт.
Читаем описание:
«Вода обладает очень важным свойством - давать жизнь всему живому. И
вы в этом сейчас убедитесь, когда вспомните строение дерева. Тетушка
Совунья».
Лесовичок:
-Вспомните строение дерева
(Выслушивает ответы детей).
Лесовичок:
- А для чего дереву корни?
(Выслушивает ответы детей, если они затрудняются, проговаривает сам).
Лесовичок:
-Вот и тетушка Совунья предлагает нам посмотреть, как же движется вода по
стволу дерева.
Для
этого
она
нам
и
прислала
сосуд
с
окрашенной
водой.
Сейчас
мы
попробуем окунуть корни нашего дерева в воду и посмотрим,
что же
произойдет.
Подождав несколько минут, мы увидим, как по марле начнет подниматься
вода, потом перейдет в ствол,
затем
к листочкам. Дав дереву влагу, а
соответственно и жизнь.
Лесовичок:
- Что же произошло.
( Выслушивает ответы детей: вода поднялась по стволу.)
Лесовичок обращает внимание детей на экран проектора.
- Давайте послушаем, что же скажет нам солнце?
Говорит солнце-воспитатель: Деревья пьют воду, как и люди. Воду дерево
получает с дождем, кроме дождей бывают и другие виды осадков: снег,
роса, иней, град.
После этих слов на экране, где изображено погибшее дерево, отображается
дерево, которое чуть-чуть подняло ветви и на них появились почки. (Под
звуки музыки)
Задание 4.
Лесовичок достает из конверта картинку цветка в горшке, у которого
листья обернуты целлофаном.
Лесовичок:
- Что случилось с растением.
(Выдерживает паузу, ждет ответы детей).
Лесовичок:
- Почему его листья погибли?
(Ответы детей).
Лесовичок:
- А что разве растению нужно дышать, может у него есть нос?
(Выдерживает паузу, дожидается ответов детей.)
Лесовичок:
- Давайте, попробуем закрыть наш нос и рот. Посмотрим, что случится!!!
( Ответы детей).
Лесовичок:
- Мы дышим ртом и носом, а чем же тогда дышит дерево?
(Выслушивает ответы детей).
Лесовичок:
- Какой можем сделать вывод?
(Выслушивает ответы детей и совместно с ними делает вывод)
Лесовичок обращает внимание детей на экран проектора.
Говорит
солнце-воспитатель:Деревья,
как
и
люди
должны
дышать.
Растениям, как и нам нужен чистый воздух. От грязного - они погибают.
Дерево вдыхает в себя грязный воздух, а отдает кислород - это чистый
воздух, необходимый для жизни людей и растений.
После этих слов на экране, где изображено погибшее дерево, отображается
дерево, которое из погибшего превратилось в цветущее.
(Под звуки музыки).
Лесовичок:
- Мы выполнили с вами задания, которые прислала тётушка Совунья.
Давайте посмотрим, изменилось ли моё дерево.
Мы верно справились с моими заданиями и мое дерево вновь ожило.
(Демонстрация на экране: дерево из засохшего, превращается в сияющее,
зеленое . Посредством: солнца, тепла, воды, дыхания.)
Давайте вспомним,что помогает дереву жить.
(Ответы детей).
Лесовичок:
Уважайте природу, берегите , ведь мы – частичка её.
Лесовичок прощается с детьми.
В награду им за помощь дарит лукошко со сладким сюрпризом.
Фотоотчет по сценарному плану:
«Что нужно дереву для жизни».
Выполняем задание № 1
Двигательная активность
Выполняем задание № 3