Автор: Орлова Светлана Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" с.п. д⁄с "Сказка"
Населённый пункт: с. Сергиевск
Наименование материала: Теоретические основы проведения опытно–экспериментальной деятельности во второй младшей группе ДОУ
Тема: Экспериментирование во второй младшей группе
Раздел: дошкольное образование
Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей
группе детского сада
На четвёртом году жизни ребёнок начинает отчётливо ощущать собственное
«Я» и стремится к самостоятельности. Он готов к открытиям и активно
исследует окружающее пространство, расширяет представления о свойствах
знакомых
объектов.
Однако
младшие
дошкольники
не
всегда
уверены
в
правильности своих действий и выборе исследовательского метода, поэтому
так часто взрослые слышат вопросы трёхлетних «почемучек».
Теоретические основы проведения опытно-экспериментальной деятельности
во второй младшей группе ДОУ
В возрасте трёх лет ребёнок испытывает один из кризисов личностного
становления. Ребёнок жаждет проявлять самостоятельность, а сталкивается с
гиперопекой взрослых или испытывает недостаток накопленных умений и
навыков, чтобы быть независимым во всех видах деятельности. На занятиях в
детском саду педагог помогает в создании новых отношений между ребёнком
и взрослыми, в основе которых лежит элемент сотрудничества. Детям не
передаётся
опыт
в
готовой
форме,
а
показывается
возможность
его
получения.
Развитие познавательной деятельности детей является одним из основных
направлений
работы
педагога
согласно
Федеральному
государственному
образовательному
стандарту.
Расширение
кругозора,
усвоение
знаний
о
предметах
окружающего
мира,
их
качествах
и
свойствах
должно
осуществляться через формирование опытно-экспериментальных навыков.
Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но
открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми
красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы
ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал.
В. А. Сухомлинский
Возрастные особенности детей 3–4 лет
В
младших
дошкольниках
кипит
любознательность,
в
совместной
с
педагогом исследовательской деятельности у воспитанников формируются
умения и навыки опытной деятельности, на самостоятельных занятиях ребята
будут их совершенствовать. Открытие информации постигается методом
проб
и
ошибок,
важно
не
оставлять
без
похвалы
успехи
маленьких
экспериментаторов
и
научить
не
останавливаться,
если
что-то
не
получилось с первой попытки.
Для
организации
экспериментирования
педагог
учитывает
возрастные
особенности воспитанников второй младшей группы (3–4 года):
Любознательность. Дети активно изучают новые предметы и с
интересом расширяют представления о знакомых явлениях и объектах.
Проявление самостоятельности. Педагог должен поощрять стремление
детей к приобретению новых знаний.
Образность и непроизвольность памяти. Дети лучше всего запоминают
то, что вызвало наибольший интерес и положительные эмоции. Однако
долго удерживать внимание пока сложно, поэтому педагог учитывает
потребность дошкольников в частой смене исследуемых предметов или
видов изучения.
Формирование образного мышления. Способность воспроизведения
образов вне прямого контакта с объектами исследования даёт
возможность привлекать новые для детей виды обучения во время
занятия: прослушивание тематических стихотворений и сказок,
отгадывание загадок, проведение бесед.
Высокая эмоциональность. Ребёнку важно получать одобрение и
похвалу. Педагог прогнозирует ситуацию успеха при подготовке
будущего занятия.
Активное развитие речевой деятельности. Во время исследования
предметов и наблюдений проводится работа по развитию речи и
пополнению словарного запаса.
Проводя опыты, воспитанники расширяют представления о свойствах того
или иного объекта действительности
Цель и задачи опытно-экспериментальной деятельности
Целью
опытно-экспериментальной
деятельности
во
второй
младшей
группе является формирование и расширение представлений у детей об
о б ъ е к т а х
о к р у ж а ю щ е г о
м и р а
ч е р е з
п р а к т и ч е с к и е
действия. Экспериментирование
способствует
активному
развитию
мыслительных
способностей:
наблюдая
за
объектами
опыта,
ребёнок
анализирует,
обобщает
полученные
сведения,
сравнивает
их,
делает
элементарные выводы. Исследовательские качества проявляются в различных
режимных моментах (на занятиях, во время прогулок, в самостоятельной
деятельности), дети 3–4 лет стремительно познают мир.
Проводить наблюдения и эксперименты можно и во время прогулок
Опытно-экспериментальная
деятельность
во
второй
младшей
группе
направлена на решение ряда задач:
Образовательные:
o
расширение
представлений
о
свойствах
и
качествах
объектов
живой и неживой природы;
o
формирование
способности
самостоятельного
исследования
предметов;
o
обучение умению использовать приборы в исследованиях (лупу,
лампу, весы, магниты).
Развивающие:
o
совершенствование мелкой моторики и координации движений;
o
развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия;
o
развитие внимания и памяти;
o
развитие речевых способностей.
Воспитательные:
o
создание положительной мотивации к самостоятельному
экспериментированию;
o
создание дружеской атмосферы в группе во время проведения
исследований, воспитание взаимопомощи внутри коллектива;
o
развитие самоконтроля и саморегуляции, воспитание
усидчивости и аккуратности;
o
развитие умения следовать поручениям взрослого.
Во время проведения опытов в группе создаётся благоприятная атмосфера,
укрепляются дружеские взаимоотношения
Виды опытно-экспериментальной деятельности
Виды
детского
экспериментирования
во
второй
младшей
группе
можно
выделить по характеру познавательной деятельности воспитанников:
Иллюстративное
экспериментирование:
детям
известен
результат
какого-либо процесса или действия над предметом, и опыт подтверждает
знакомые факты. Например, дети знают, что снег тает на улице весной,
когда
воздух
начинает
прогреваться.
Опыт
«Что
такое
снег?»
иллюстрирует
переход
воды
из
твёрдого
состояния
в
жидкое
при
плюсовой температуре.
Ребята наблюдают процесс таяния снега в помещении, значит, снег
тает не просто под воздействием солнечных лучей, но и при плюсовой
температуре воздуха
Поисковое экспериментирование: результат названных действий над
объектами неизвестен, его предлагается получить опытным путём. Дети
могут не знать, из каких материалов предметы точно утонут, а какие
останутся на поверхности воды. Опыт «Поплывёт или утонет» покажет,
что металлические и каменные изделия пойдут ко дну, а деревянные и
пластиковые способны плавать.
Результат опыта заранее неизвестен детям или известен частично
Решение познавательных задач: на занятии создаются такие учебные
условия, при которых воспитанники подбирают способы исследования
для поиска ответов. В начале занятия в группу приходит Ёжик и жалуется
ребятам, что в сказочном лесу поселилась фея дождя. Ливни по прогнозу
будут идти до конца месяца. Ёжик хочет смастерить новый большой зонт,
чтобы гулять под ним с ежатами, но он не знает, какой материал можно
использовать для зонта. Перед ребятами — образцы бумаги, тканей,
полиэтилена,
клеёнки,
они
должны
придумать
способ
проверки
водонепроницаемости материалов.