Напоминание

Экспериментирование во второй младшей группе


Автор: Орлова Светлана Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" с.п. д⁄с "Сказка"
Населённый пункт: с. Сергиевск
Наименование материала: Теоретические основы проведения опытно–экспериментальной деятельности во второй младшей группе ДОУ
Тема: Экспериментирование во второй младшей группе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей

группе детского сада

На четвёртом году жизни ребёнок начинает отчётливо ощущать собственное

«Я» и стремится к самостоятельности. Он готов к открытиям и активно

исследует окружающее пространство, расширяет представления о свойствах

знакомых

объектов.

Однако

младшие

дошкольники

не

всегда

уверены

в

правильности своих действий и выборе исследовательского метода, поэтому

так часто взрослые слышат вопросы трёхлетних «почемучек».

Теоретические основы проведения опытно-экспериментальной деятельности

во второй младшей группе ДОУ

В возрасте трёх лет ребёнок испытывает один из кризисов личностного

становления. Ребёнок жаждет проявлять самостоятельность, а сталкивается с

гиперопекой взрослых или испытывает недостаток накопленных умений и

навыков, чтобы быть независимым во всех видах деятельности. На занятиях в

детском саду педагог помогает в создании новых отношений между ребёнком

и взрослыми, в основе которых лежит элемент сотрудничества. Детям не

передаётся

опыт

в

готовой

форме,

а

показывается

возможность

его

получения.

Развитие познавательной деятельности детей является одним из основных

направлений

работы

педагога

согласно

Федеральному

государственному

образовательному

стандарту.

Расширение

кругозора,

усвоение

знаний

о

предметах

окружающего

мира,

их

качествах

и

свойствах

должно

осуществляться через формирование опытно-экспериментальных навыков.

Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но

открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми

красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы

ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал.

В. А. Сухомлинский

Возрастные особенности детей 3–4 лет

В

младших

дошкольниках

кипит

любознательность,

в

совместной

с

педагогом исследовательской деятельности у воспитанников формируются

умения и навыки опытной деятельности, на самостоятельных занятиях ребята

будут их совершенствовать. Открытие информации постигается методом

проб

и

ошибок,

важно

не

оставлять

без

похвалы

успехи

маленьких

экспериментаторов

и

научить

не

останавливаться,

если

что-то

не

получилось с первой попытки.

Для

организации

экспериментирования

педагог

учитывает

возрастные

особенности воспитанников второй младшей группы (3–4 года):

Любознательность. Дети активно изучают новые предметы и с

интересом расширяют представления о знакомых явлениях и объектах.

Проявление самостоятельности. Педагог должен поощрять стремление

детей к приобретению новых знаний.

Образность и непроизвольность памяти. Дети лучше всего запоминают

то, что вызвало наибольший интерес и положительные эмоции. Однако

долго удерживать внимание пока сложно, поэтому педагог учитывает

потребность дошкольников в частой смене исследуемых предметов или

видов изучения.

Формирование образного мышления. Способность воспроизведения

образов вне прямого контакта с объектами исследования даёт

возможность привлекать новые для детей виды обучения во время

занятия: прослушивание тематических стихотворений и сказок,

отгадывание загадок, проведение бесед.

Высокая эмоциональность. Ребёнку важно получать одобрение и

похвалу. Педагог прогнозирует ситуацию успеха при подготовке

будущего занятия.

Активное развитие речевой деятельности. Во время исследования

предметов и наблюдений проводится работа по развитию речи и

пополнению словарного запаса.

Проводя опыты, воспитанники расширяют представления о свойствах того

или иного объекта действительности

Цель и задачи опытно-экспериментальной деятельности

Целью

опытно-экспериментальной

деятельности

во

второй

младшей

группе является формирование и расширение представлений у детей об

о б ъ е к т а х

о к р у ж а ю щ е г о

м и р а

ч е р е з

п р а к т и ч е с к и е

действия. Экспериментирование

способствует

активному

развитию

мыслительных

способностей:

наблюдая

за

объектами

опыта,

ребёнок

анализирует,

обобщает

полученные

сведения,

сравнивает

их,

делает

элементарные выводы. Исследовательские качества проявляются в различных

режимных моментах (на занятиях, во время прогулок, в самостоятельной

деятельности), дети 3–4 лет стремительно познают мир.

Проводить наблюдения и эксперименты можно и во время прогулок

Опытно-экспериментальная

деятельность

во

второй

младшей

группе

направлена на решение ряда задач:

Образовательные:

o

расширение

представлений

о

свойствах

и

качествах

объектов

живой и неживой природы;

o

формирование

способности

самостоятельного

исследования

предметов;

o

обучение умению использовать приборы в исследованиях (лупу,

лампу, весы, магниты).

Развивающие:

o

совершенствование мелкой моторики и координации движений;

o

развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия;

o

развитие внимания и памяти;

o

развитие речевых способностей.

Воспитательные:

o

создание положительной мотивации к самостоятельному

экспериментированию;

o

создание дружеской атмосферы в группе во время проведения

исследований, воспитание взаимопомощи внутри коллектива;

o

развитие самоконтроля и саморегуляции, воспитание

усидчивости и аккуратности;

o

развитие умения следовать поручениям взрослого.

Во время проведения опытов в группе создаётся благоприятная атмосфера,

укрепляются дружеские взаимоотношения

Виды опытно-экспериментальной деятельности

Виды

детского

экспериментирования

во

второй

младшей

группе

можно

выделить по характеру познавательной деятельности воспитанников:

Иллюстративное

экспериментирование:

детям

известен

результат

какого-либо процесса или действия над предметом, и опыт подтверждает

знакомые факты. Например, дети знают, что снег тает на улице весной,

когда

воздух

начинает

прогреваться.

Опыт

«Что

такое

снег?»

иллюстрирует

переход

воды

из

твёрдого

состояния

в

жидкое

при

плюсовой температуре.

Ребята наблюдают процесс таяния снега в помещении, значит, снег

тает не просто под воздействием солнечных лучей, но и при плюсовой

температуре воздуха

Поисковое экспериментирование: результат названных действий над

объектами неизвестен, его предлагается получить опытным путём. Дети

могут не знать, из каких материалов предметы точно утонут, а какие

останутся на поверхности воды. Опыт «Поплывёт или утонет» покажет,

что металлические и каменные изделия пойдут ко дну, а деревянные и

пластиковые способны плавать.

Результат опыта заранее неизвестен детям или известен частично

Решение познавательных задач: на занятии создаются такие учебные

условия, при которых воспитанники подбирают способы исследования

для поиска ответов. В начале занятия в группу приходит Ёжик и жалуется

ребятам, что в сказочном лесу поселилась фея дождя. Ливни по прогнозу

будут идти до конца месяца. Ёжик хочет смастерить новый большой зонт,

чтобы гулять под ним с ежатами, но он не знает, какой материал можно

использовать для зонта. Перед ребятами — образцы бумаги, тканей,

полиэтилена,

клеёнки,

они

должны

придумать

способ

проверки

водонепроницаемости материалов.



В раздел образования