Автор: Педай Лариса Витальевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МКОУ Тутурская СОШ
Населённый пункт: село Тутура, Жигаловский р–н, Иркутская область
Наименование материала: Конспект урока по географии
Тема: Плотность населения
Раздел: среднее образование
Открытый урок по теме «Плотность населения» учителя географии Педай Ларисы Витальевны
Планируемые образовательные результаты:
Планируемые результаты обучения:
Предметные: формирование знаний о размещении населения России.
Метапредметные: формирование умений: 1) строить логическое рассуждение и делать выводы; 2) устанавливать причинно-следственные связи;
3) находить и использовать различные источники географической
информации; 4) включаться в обсуждение проблем; 5) формулировать и
аргументировать свою точку зрения.
Личностные: осознание значимости повышения качества жизни на всей территории России.
Тип учебного занятия - урок «открытия» новых знаний
Оборудование: учебник, карта плотности населения, атласы, контурные карты, презентация, раздаточный материал – приготовленные учебные
задания
Цель урока: сформировать представления об особенностях размещения населения на территории России
Задачи:
Познавательные: познакомить с особенностями размещения населения России, установить причины неравномерного размещения населения,
дать определение понятий «плотность населения», «зоны расселения»
Личностные:
способствовать
формированию
и
развитию
умений
и
навыков
исследовательской
деятельности,
умений
анализировать
статистические данные, способствовать развитию аналитических способностей, логического мышления и пространственного воображения.
Регулятивные: обеспечение условий для самостоятельного приобретения новых знаний, возможности управления своей учебной деятельностью,
оценивание успешности усвоения учебного материала.
Коммуникативные:
умение
слушать,
слышать
и
понимать
партнера,
согласованно
выполнять
совместную
деятельность,
эффективно
сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Ценностный
компонент урока
Организационный этап
Мотивационно-
ориентировочный этап
Сегодня мы вновь продолжим свое путешествие по территории нашей
необъятной страны.
1.
Формулирование темы урока.
-Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? (о
городском и сельском населении)
- Какое население называется сельским? (то, которое живет в
сельской местности)
- Что такое город в Российской Федерации? (населенный пункт с
численностью
выше
12
тыс.
человек,
85%
из
которых
занимается несельскохозяйственной деятельностью)
-Какие
города-миллионеры
РФ
вы
знаете?(Москва,
Санкт-
Петербург,
Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород,
Казань, Самара,
Омск,
Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа,
Волгоград, Пермь, Красноярск, Воронеж, Краснодар)
Пока
ученики
отвечают,
учитель
помечает
города
на
карте
магнитами
-Посмотрите,
ребята,
что
получилось?
Где
больше
всего
городов-миллионеров? (В Европейской части России)
- А только в Европейской части России есть города-миллионеры?
(Нет.Еще на юге Сибири)
- О чем это говорит? (Там где города-миллионеры, людей живет
больше)
-Какова тема нашего урока? (Размещение населения России)Сл.1.
- Сегодня мы с вами вспомним, что такое плотность населения,
узнаем, как размещено население России по ее территории и
почему?
Учащиеся
слушают
вопросы,
отвечают.
Учащиеся отвечают.
Учащиеся отвечают, называют
города-миллионеры
Учащиеся формулируют тему
урока, цели и задачи урока
Сл. 2.Учитель: О некоторых странах говорят: «больше земли,
чем людей..» О каких странах идет речь? Почему? (Канада,
Австралия.Потому что населения мало для такой территории).
- Это выражение относится к России? (Да)
-
Как
мы
определим,
чего
больше
территории
или
людей?
(найдем плотность населения)Сл. 3
-
вспомним,
что
такое
плотность
населения/
или
найдем
определение в учебнике
- Какая численность в Российской Федерации? (146 млн. чел)
-
Давайте
вспомним,
какую
площадь
занимает
территория
Российской Федерации (17, 1 млн км²)
- Какова же плотность населения в РФ? (8,5 чел на км²)
-А как же мы узнаем это много или мало? Давайте посмотрим на
таблицу «Плотности населения других стран мира»
- Сделаем вывод, какая плотность населения в России? (Низкая)
- Но везде ли в России так мало людей? Ведь нас с вами только в
одном кабинете сейчас находится больше 10 человек. Для этого
возьмите статистический материал со своего стола и определим
плотность населения для того Федерального округа, который у вас
выделен. У вас минута на решение этой задачи.
Сл. 6.Давайте посмотрим, что у нас получилось. Дети озвучивают свой
результат, который отражается на слайде презентации. Сл. 7.
- Посмотрите, что у нас получилось. Какой вывод мы можем сделать в
результате?
(население
распределено
неравномерно
по
территории
России)
Учащиеся отвечают
Учащиеся называют
определение плотности
населения, определяют
плотность населения в России
Учащиеся сравнивают по
таблице плотность населения
в других странах по
отношению к плотности
России
Учащиеся определяют
плотность населения
Федерального округа,
работают со статистическим
материалом
Учащиеся
озвучивают свой
результат, который отражается
-Сл. 8.А вот как выглядит карта плотности РФ. Что вы можете на ней
увидеть? (Территории России с наибольшей плотностью населения, с
маленькой плотностью населения, незаселенные территории России)
-Сл. 9.Исходя из всего выше сказанного, на какие две части можно
поделить всю территорию страны? (основная зона расселения и зона
севера).
Учитель предлагает ученикам выполнить учебное задание:
ШИРОКА СТРАНА МОЯ РОДНАЯ. Территория России огромна. В
связи с большой протяжённостью территории как с севера на юг, так и с
запада на восток, природные условия и их комфортность для
проживания населения различны. Разная степень благоприятности
природных условий – одна из основных причин неравномерности
плотности населения и выделения двух зон заселения территории.
Внимательно прочитайте текст учебника (стр. 80) и рассмотрите
рисунок 35 «Плотность населения России» и рисунок 56 «Степень
благоприятности природных условий» (стр. 91). Сопоставьте с картой
административно-территориального устройства РФ (учебник, форзац
1).
Определите на рисунке учебника зоны расселения – главную полосу
расселения и зону Севера.
Заштрихуйте и подпишите на рисунке рабочего листа главную полосу
заселения и подпишите зону Севера.
Выполним следующее учебное задание. Дайте характеристику зон
расселения, пользуясь словами-помощниками. Результаты работы
на слайде презентации. Сл. 7.
Делают вывод по результатам
Работа по карте плотности
населения, с атласами
Работа с атласами
Учащиеся выполняют учебное
задание: читают текст
«Плотность населения
России», рассматривают
рисунки, сопоставляют карты,
определяют зоны расселения,
работают в рабочем листе, в
котором заштриховывают
главную полосу расселения и
зону Севера в контурной
карте.
занесите в таблицу:
Зоны расселения
России
Главная полоса
заселения
Зона Севера
Размещение
Русская
равнина (кроме
северных
окраин),
крайний юг
Сибири и
Дальнего
Востока (вдоль
Транссибирской
магистрали)
Север Русской
равнины,
почти вся
Сибирь и
Дальний
Восток (кроме
южных
окраин)
Площадь (в % от
общей площади)
Природные
условия
Численность
населения (в % от
общей ЧН)
Средняя плотность
населения (чел. /
км²)
Субъекты РФ
(области,
республики…)-по
2-3 примера
Слова-помощники: благоприятные и наиболее благоприятные; неблагоприятные и малоблагоприятные;
плотность населения -0,9 чел. / км²; плотность населения – 52 чел. / км²; более 90% населения; менее 7%
жителей; 72% от общего размера территории; 28% от общего размера территории.
Ребята,
почему
же
население
размещено
так
неравномерно?
Какие
причины
могли
этому
служить?
(природные
условия,
исторический
фактор, социально-экономические условия)
Для учащихся на закрепление предлагается выполнить задание 6 стр. 49
Учащиеся выполняют
следующее учебное задание.
Учащиеся отвечают на
заданный вопрос учителя
Учащиеся выполняют задание
№ 6 стр. 49, используя данные
Закрепление
таблицы 1 на с. 231-233
Приложения
Рефлексивно-
оценочный этап
Домашнее задание
Рефлексия.
Домашнее задание:
Параграф №12, стр. 49 № 7,8 на выбор
Учащиеся
получают
возможность
высказать
свое
мнение об уроке
Дифференцирова
нное
домашнее
задание
позволяет
реализовать
индивидуальный
подход