Автор: Блистанова Елена Александровна
Должность: преподаватель физики
Учебное заведение: ГАПОУ Профессиональный колледж "Московия"
Населённый пункт: Видное
Наименование материала: статья
Тема: Общие принципы решения задач по физике
Раздел: среднее профессиональное
Общие принципы решения задач по физике
Несмотря на различия в видах задач, их решение можно проводить в
соответствии с общим планом(некоторые пункты плана могут выпадать в
каждом конкретном случае, может меняться и порядок их выполнения):
1.
Прочитать внимательно условие задачи.
2.
Посмотреть, все ли термины в условии задачи известны и понятны
( если что-то не ясно, следует обратиться к учебнику,
посмотреть
решения предыдущих задач, теоретическую часть раздела).
3.
Записать
в
сокращенном
виде
условие
задачи
(когда
введены
стандартные обозначения, легче вспомнить формулы,
четче видно
какие характеристики заданы, все ли они выражены в одной системе
единиц и т.д.)
4.
Сделать чертеж, если это необходимо (делая чертеж, нужно стараться
представить
ситуацию
в
наиболее
общем
виде:
например,
если
решается задача о колебании маятника, его следует изобразить не в
положении равновесия, а отклоненным)
5.
Провести анализ задачи, вскрыть ее физический смысл ( нужно четко
понимать, в чем будет заключаться решение задачи: так если требуется
найти траекторию движения точки, то ответом должна служить запись
уравнения линии, описывающей эту траекторию)
6.
Установить, какие физические законы, свойства и формулы могут быть
использованы для решения этой задачи
7.
Составить
уравнения,
связывающие
физические
величины,
которые
характеризуют рассматриваемые явления с количественной стороной (
полезно сопоставить количество уравнений с числом неизвестных) и
решить их относительно неизвестных величин, получив ответ в общем
виде.
8.
Проанализировать
ответ:
продумать,
соответствует
ли
полученное
выражение здравому смыслу: выяснить, как изменяется полученная
величина
при
изменении
других
величин,
функцией
которых
она
является;
когда
полученный
результат
невозможен;
исследовать
предельные случаи.
9.
Перевести
количественные
характеристики
в
стандартную
систему
единиц (СИ), найти числовой результат.
И в ходе решения и в ответе необходимо следить за правильностью
размерностей,
входящих
в
состав
формул.
Размерности
обоих
частей
равенства
должны
быть
одинаковы
(
не
может
иметь
правая
часть
уравнения размерность скажем массы, а левая – размерность длины.);
выражения стоящие под знаком тригонометрических функций, логарифма
и
т.д.
а
также
в
показателе
степени,
в
экспоненте
должны
быть
безразмерными.
Кроме
проверки
на
правильность
размерностей,
полезно
проводить
исследование
предельных
случаев
не
только
конечного
но,
иногда,
и
промежуточных
выражений:
например,
устремить
время
к
нулю
и
сравнить
результат
с
известными
начальными
условиями;
увеличить
расстояние между заряженными телами так, чтобы их можно было считать
точечными, и сравнить результат с законом Кулона и т.д.
Проводя
приближенные
вычисления,
сохраняйте
последним
тот
знак
после
запятой,
единица
которого
еще
превышает
погрешность
этой
величины. Например, считая ускорение силы тяжести равным 9,8 м/с
2
не
имеет смысла выражать силу с точностью до сотых долей ньютона.
Делая
преобразования
формул,
проводя
вычисления,
не
старайтесь
делать это в уме. Возможность ошибки при этом довольно велика, а найти
ее трудно.
Если в задаче поставлено несколько вопросов, отыскивать ответы на
них не обязательно в том порядке, в котором они поставлены.
Когда вы приступаете к решению задачи, не забывайте о принципах,
указанных выше, которые относятся ко всем разделам физики. Кроме того,
в каждой конкретной задаче могут быть свои конкретные ситуации, о
которых говориться в теоретической части каждого конкретного раздела
физики.
Почти любая задача может быть решена разными способами. Иногда
это варианты математических приемов (например, пути решения системы
уравнений), что с физической точки зрения не очень существенно. В
некоторых случаях используются разные физические законы (например, в
некоторых задачах механики вместо нахождения закона движения можно
воспользоваться законами сохранения). Тот факт, что идя разными путями,
вы получили одно и то же решение, придает большую уверенность в
правильности результата. Рекомендации, которые здесь даются, обычно
соответствуют
наиболее
естественному,
наиболее
логичному
пути
решения. Однако не исключено, что предложенное вами решение окажется
более оригинальным, более коротким и даже более обобщенным.