Напоминание

Общие принципы решения задач по физике


Автор: Блистанова Елена Александровна
Должность: преподаватель физики
Учебное заведение: ГАПОУ Профессиональный колледж "Московия"
Населённый пункт: Видное
Наименование материала: статья
Тема: Общие принципы решения задач по физике
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Общие принципы решения задач по физике

Несмотря на различия в видах задач, их решение можно проводить в

соответствии с общим планом(некоторые пункты плана могут выпадать в

каждом конкретном случае, может меняться и порядок их выполнения):

1.

Прочитать внимательно условие задачи.

2.

Посмотреть, все ли термины в условии задачи известны и понятны

( если что-то не ясно, следует обратиться к учебнику,

посмотреть

решения предыдущих задач, теоретическую часть раздела).

3.

Записать

в

сокращенном

виде

условие

задачи

(когда

введены

стандартные обозначения, легче вспомнить формулы,

четче видно

какие характеристики заданы, все ли они выражены в одной системе

единиц и т.д.)

4.

Сделать чертеж, если это необходимо (делая чертеж, нужно стараться

представить

ситуацию

в

наиболее

общем

виде:

например,

если

решается задача о колебании маятника, его следует изобразить не в

положении равновесия, а отклоненным)

5.

Провести анализ задачи, вскрыть ее физический смысл ( нужно четко

понимать, в чем будет заключаться решение задачи: так если требуется

найти траекторию движения точки, то ответом должна служить запись

уравнения линии, описывающей эту траекторию)

6.

Установить, какие физические законы, свойства и формулы могут быть

использованы для решения этой задачи

7.

Составить

уравнения,

связывающие

физические

величины,

которые

характеризуют рассматриваемые явления с количественной стороной (

полезно сопоставить количество уравнений с числом неизвестных) и

решить их относительно неизвестных величин, получив ответ в общем

виде.

8.

Проанализировать

ответ:

продумать,

соответствует

ли

полученное

выражение здравому смыслу: выяснить, как изменяется полученная

величина

при

изменении

других

величин,

функцией

которых

она

является;

когда

полученный

результат

невозможен;

исследовать

предельные случаи.

9.

Перевести

количественные

характеристики

в

стандартную

систему

единиц (СИ), найти числовой результат.

И в ходе решения и в ответе необходимо следить за правильностью

размерностей,

входящих

в

состав

формул.

Размерности

обоих

частей

равенства

должны

быть

одинаковы

(

не

может

иметь

правая

часть

уравнения размерность скажем массы, а левая – размерность длины.);

выражения стоящие под знаком тригонометрических функций, логарифма

и

т.д.

а

также

в

показателе

степени,

в

экспоненте

должны

быть

безразмерными.

Кроме

проверки

на

правильность

размерностей,

полезно

проводить

исследование

предельных

случаев

не

только

конечного

но,

иногда,

и

промежуточных

выражений:

например,

устремить

время

к

нулю

и

сравнить

результат

с

известными

начальными

условиями;

увеличить

расстояние между заряженными телами так, чтобы их можно было считать

точечными, и сравнить результат с законом Кулона и т.д.

Проводя

приближенные

вычисления,

сохраняйте

последним

тот

знак

после

запятой,

единица

которого

еще

превышает

погрешность

этой

величины. Например, считая ускорение силы тяжести равным 9,8 м/с

2

не

имеет смысла выражать силу с точностью до сотых долей ньютона.

Делая

преобразования

формул,

проводя

вычисления,

не

старайтесь

делать это в уме. Возможность ошибки при этом довольно велика, а найти

ее трудно.

Если в задаче поставлено несколько вопросов, отыскивать ответы на

них не обязательно в том порядке, в котором они поставлены.

Когда вы приступаете к решению задачи, не забывайте о принципах,

указанных выше, которые относятся ко всем разделам физики. Кроме того,

в каждой конкретной задаче могут быть свои конкретные ситуации, о

которых говориться в теоретической части каждого конкретного раздела

физики.

Почти любая задача может быть решена разными способами. Иногда

это варианты математических приемов (например, пути решения системы

уравнений), что с физической точки зрения не очень существенно. В

некоторых случаях используются разные физические законы (например, в

некоторых задачах механики вместо нахождения закона движения можно

воспользоваться законами сохранения). Тот факт, что идя разными путями,

вы получили одно и то же решение, придает большую уверенность в

правильности результата. Рекомендации, которые здесь даются, обычно

соответствуют

наиболее

естественному,

наиболее

логичному

пути

решения. Однако не исключено, что предложенное вами решение окажется

более оригинальным, более коротким и даже более обобщенным.



В раздел образования