Авторы: Зязина Татьяна Васильевна, Донченко Юрий Юрьевич
Должность: доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, студент
Учебное заведение: Воронежский государственный педагогический университет
Населённый пункт: Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: Формирование учебно–исследовательских навыков у обучающихся на уроках безопасности жизнедеятельности посредством использования ГИС–технологий
Раздел: среднее образование
Формирование учебно-исследовательских навыков у обучающихся
на уроках безопасности жизнедеятельности посредством
использования ГИС-технологий
Зязина Татьяна Васильевна
Доцент кафедры безопасности жижнедеятельности
Воронежский государственный педагогический университет
Донченко Юрий Юрьевич
Студент 1 курса направления «Педагогическое образование»,
профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности»
В
настоящее
время
важным
направлением
системы
образования
является формирование у обучающихся учебно-исследовательских навыков.
Учебно-исследовательские
навыки
определяют
способность
обучаемого
самостоятельно
добывать
и
перерабатывать
информацию,
формировать
у
обучающихся логическое и системное мышление. Учебно-исследовательские
навыки позволяют осуществлять учебный процесс в деятельностной форме,
что, позволяет учителю уйти от объяснительно-иллюстративной парадигмы.
Для
формирования
учебно-исследовательских
навыков,
учитель
должен
разрабатывать
специальные
методические
материалы
и
отбирать
соответствующие
средства.
В
ряду
средств,
которые
могут
быть
использованы
для
формирования
учебно-исследовательских
навыков
на
уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» могут быть использованы
ГИС-технологии.
ГИС-технологии,
представляют
собой системы
графической визуализации пространственных данных и связанной с ними
информации
о
различных
объектах,
в
том
числе
об
объектах,
которые
являются
предметом
изучения
безопасности
жизнедеятельности.
Однако,
проблема заключается в том, что ГИС – технологии в настоящее время
фрагментарно
используются
в
образовательном
процессе
безопасности
жизнедеятельности, в то время как обучающий потенциал этих технологий
для формирования учебно-исследовательских навыков, очень значительный.
Цель
нашего
исследования
–
научно-методическое
обоснование
и
разработка программы использования ГИС-технологий для формирования
учебно-исследовательских
навыков
обучающихся
на
уроках
безопасности
жизнедеятельности.
Объект
исследования
–
п р о ц е с с
ф о р м и р о в а н и я
у ч е б н о -
исследовательских
навыков
у
обучающихся
на
уроках
безопасности
жизнедеятельности
Предмет
исследования
–
образовательный
процесс
по
предмету
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Гипотеза нашего исследования заключается в том, что формирование
учебно-исследовательских
навыков
у
обучающихся
будет
осуществляться
более эффективно, если обучение будет осуществляться с использованием
ГИС-технологий.
Задачи исследования
1.
Проанализировать
научные
исследования,
посвященные
проблемам формирования научно-исследовательских навыков и обосновать
механизмы использования ГИС технологий для формирования этих навыков.
2.
Разработать
программу
использования
ГИС
технологий
для
формирования учебно-исследовательских навыков у обучающихся в курсе
безопасности жизнедеятельности.
3.
Апробировать
разработанную
программу
и
проверить
ее
эффективность.
Методы
исследования
– системный
анализ,
структурирование
материала, педагогический эксперимент.
Методологическую основу исследования составили труды в области
теории методики обучения, исследования посвященные использованию ГИС-
технологий в учебном процессе.
В
ходе
исследований,
нами
была
разработана
соответствующая
программа (таблица 1)
Таблица 1
Содержание программы формирования учебно-исследовательских
навыков использованием ГИС-технологий в курсе безопасности
жизнедеятельности
Название ГИС
Изучаемые
разделы
ОБЖ
Ф о р м и р у е м ы е
у ч е б н о -
исследовательские навыки
Система
мониторинга
за
состоянием
окружающей
среды
Раздел:
Опасности
природного
характера
Раздел:
Экологическая
безопасность
Анализ пространственных данных
Анализ временных данных
Пространственный
и
временной
мониторинг
Сбор и математическая обработка
статистических данных
Прогнозирование
Единая
геофизическая
служба РАН
Т е м а :
О п а с н ы е
геологические
процессы
Анализ
пространственных
и
в р е м е н н ы х
д а н н ы х
о
землетрясениях
Сбор и обработка статистических
данных
И з у ч е н и е
х а р а к т е р и с т и к
землетрясения
Космоснимки.
Мониторинг
лесных пожаров
Тема:
Природные
пожары
И з у ч е н и е
и
а н а л и з
пространственных
и
временных
данных о пожарах
Мониторинг природных пожаров
RSOE EDIS -
Emergency and
Disaster
Information Service
Раздел:
Опасности
природного
характера
Раздел:
Опасности
социального
характера
Анализ пространственных данных
о чрезвычайных ситуациях
Радиационная
обстановка.
РУСАТОМ
Тема: Радиационно-
опасные
объекты
экономики
Анализ
пространственных
и
в р е м е н н ы х
д а н н ы х
о
радиационной обстановке
Анализ пространственных данных
о
расположении
радиационно-
опасных объектах
В
ходе
исследований,
нами
научно
обоснован
алгоритм
разработки
технологических карт для формирования учебно-исследовательских навыков
обучающихся с использованием ГИС-технологий (рис. 1).
Для проведения педагогического эксперимента, нами была разработана
шкала оценки уровня сформированности учебно-исследовательских навыков
посредством ГИС технологий (таблица 2).
Навык
Низкий
Средний
Высокий
Понимает
содержание
контента ГИС
Пространственног
о анализа
Временного
Тема
Учебно-исследовательские навыки
Цели
Ожидаемы результаты
Инструкция по выполнению задания
ГИС-технологии
Методы
Межпредметные
связи
анализа
Мониторинга
Сбора
статистических
данных
Анализа
статистических
данных
Формулирования
причинно-
следственных
связей
Разработки
прогнозов
Оформления
результатов
исследования
Педагогический эксперимент по апробации программы, проводился в
МБОУ СОШ № 37 г. Воронежа. В эксперименте участвовали учащиеся 7-9
классов.
Данные
констатирующего
и
формирующего
эксперимента
были
обработаны в программе Excel, затем были построены, в которых отражена
динамика
сформированности
учебно-исследовательских
навыков
в
контрольной и экспериментальной группах (рис. 2)
Рис. 2. Результаты, полученные на этапе педагогического эксперимента:
1) экспериментальная группа; 2) контрольная группа
Результаты
опытно-экспериментальной
работы
показали,
в
экспериментальной группе формирование учебно-исследовательских навыков
происходило более эффективно, следовательно, мы смогли подтвердить нашу
гипотезу
и
сделать
вывод
о
том,
что
использование
ГИС-технологий
в
учебном процессе, способствует формированию учебно-исследовательских
навыков у учащихся.
Литература
1.
Глебова Н. ГИС для управления городами и территориями // ArcReview,
2006. - № 3(38).
2.
Крючков А.Н., Самодумкин С.А., Степанова М.Д., Гулякина Н.А. Под
науч.
ред.
В.В.
Голенкова
Интеллектуальные
технологии
в
геоинформационных системах: Учеб. пособие, с изм. — Мн.: БГУИР, 2006