Напоминание

Формирование учебно–исследовательских навыков у обучающихся на уроках безопасности жизнедеятельности посредством использования ГИС–технологий


Авторы: Зязина Татьяна Васильевна, Донченко Юрий Юрьевич
Должность: доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, студент
Учебное заведение: Воронежский государственный педагогический университет
Населённый пункт: Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: Формирование учебно–исследовательских навыков у обучающихся на уроках безопасности жизнедеятельности посредством использования ГИС–технологий
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование учебно-исследовательских навыков у обучающихся

на уроках безопасности жизнедеятельности посредством

использования ГИС-технологий

Зязина Татьяна Васильевна

Доцент кафедры безопасности жижнедеятельности

Воронежский государственный педагогический университет

Донченко Юрий Юрьевич

Студент 1 курса направления «Педагогическое образование»,

профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности»

В

настоящее

время

важным

направлением

системы

образования

является формирование у обучающихся учебно-исследовательских навыков.

Учебно-исследовательские

навыки

определяют

способность

обучаемого

самостоятельно

добывать

и

перерабатывать

информацию,

формировать

у

обучающихся логическое и системное мышление. Учебно-исследовательские

навыки позволяют осуществлять учебный процесс в деятельностной форме,

что, позволяет учителю уйти от объяснительно-иллюстративной парадигмы.

Для

формирования

учебно-исследовательских

навыков,

учитель

должен

разрабатывать

специальные

методические

материалы

и

отбирать

соответствующие

средства.

В

ряду

средств,

которые

могут

быть

использованы

для

формирования

учебно-исследовательских

навыков

на

уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» могут быть использованы

ГИС-технологии.

ГИС-технологии,

представляют

собой системы

графической визуализации пространственных данных и связанной с ними

информации

о

различных

объектах,

в

том

числе

об

объектах,

которые

являются

предметом

изучения

безопасности

жизнедеятельности.

Однако,

проблема заключается в том, что ГИС – технологии в настоящее время

фрагментарно

используются

в

образовательном

процессе

безопасности

жизнедеятельности, в то время как обучающий потенциал этих технологий

для формирования учебно-исследовательских навыков, очень значительный.

Цель

нашего

исследования

научно-методическое

обоснование

и

разработка программы использования ГИС-технологий для формирования

учебно-исследовательских

навыков

обучающихся

на

уроках

безопасности

жизнедеятельности.

Объект

исследования

п р о ц е с с

ф о р м и р о в а н и я

у ч е б н о -

исследовательских

навыков

у

обучающихся

на

уроках

безопасности

жизнедеятельности

Предмет

исследования

образовательный

процесс

по

предмету

«Основы безопасности жизнедеятельности»

Гипотеза нашего исследования заключается в том, что формирование

учебно-исследовательских

навыков

у

обучающихся

будет

осуществляться

более эффективно, если обучение будет осуществляться с использованием

ГИС-технологий.

Задачи исследования

1.

Проанализировать

научные

исследования,

посвященные

проблемам формирования научно-исследовательских навыков и обосновать

механизмы использования ГИС технологий для формирования этих навыков.

2.

Разработать

программу

использования

ГИС

технологий

для

формирования учебно-исследовательских навыков у обучающихся в курсе

безопасности жизнедеятельности.

3.

Апробировать

разработанную

программу

и

проверить

ее

эффективность.

Методы

исследования

системный

анализ,

структурирование

материала, педагогический эксперимент.

Методологическую основу исследования составили труды в области

теории методики обучения, исследования посвященные использованию ГИС-

технологий в учебном процессе.

В

ходе

исследований,

нами

была

разработана

соответствующая

программа (таблица 1)

Таблица 1

Содержание программы формирования учебно-исследовательских

навыков использованием ГИС-технологий в курсе безопасности

жизнедеятельности

Название ГИС

Изучаемые

разделы

ОБЖ

Ф о р м и р у е м ы е

у ч е б н о -

исследовательские навыки

Система

мониторинга

за

состоянием

окружающей

среды

Раздел:

Опасности

природного

характера

Раздел:

Экологическая

безопасность

Анализ пространственных данных

Анализ временных данных

Пространственный

и

временной

мониторинг

Сбор и математическая обработка

статистических данных

Прогнозирование

Единая

геофизическая

служба РАН

Т е м а :

О п а с н ы е

геологические

процессы

Анализ

пространственных

и

в р е м е н н ы х

д а н н ы х

о

землетрясениях

Сбор и обработка статистических

данных

И з у ч е н и е

х а р а к т е р и с т и к

землетрясения

Космоснимки.

Мониторинг

лесных пожаров

Тема:

Природные

пожары

И з у ч е н и е

и

а н а л и з

пространственных

и

временных

данных о пожарах

Мониторинг природных пожаров

RSOE EDIS -

Emergency and

Disaster

Information Service

Раздел:

Опасности

природного

характера

Раздел:

Опасности

социального

характера

Анализ пространственных данных

о чрезвычайных ситуациях

Радиационная

обстановка.

РУСАТОМ

Тема: Радиационно-

опасные

объекты

экономики

Анализ

пространственных

и

в р е м е н н ы х

д а н н ы х

о

радиационной обстановке

Анализ пространственных данных

о

расположении

радиационно-

опасных объектах

В

ходе

исследований,

нами

научно

обоснован

алгоритм

разработки

технологических карт для формирования учебно-исследовательских навыков

обучающихся с использованием ГИС-технологий (рис. 1).

Для проведения педагогического эксперимента, нами была разработана

шкала оценки уровня сформированности учебно-исследовательских навыков

посредством ГИС технологий (таблица 2).

Навык

Низкий

Средний

Высокий

Понимает

содержание

контента ГИС

Пространственног

о анализа

Временного

Тема

Учебно-исследовательские навыки

Цели

Ожидаемы результаты

Инструкция по выполнению задания

ГИС-технологии

Методы

Межпредметные

связи

анализа

Мониторинга

Сбора

статистических

данных

Анализа

статистических

данных

Формулирования

причинно-

следственных

связей

Разработки

прогнозов

Оформления

результатов

исследования

Педагогический эксперимент по апробации программы, проводился в

МБОУ СОШ № 37 г. Воронежа. В эксперименте участвовали учащиеся 7-9

классов.

Данные

констатирующего

и

формирующего

эксперимента

были

обработаны в программе Excel, затем были построены, в которых отражена

динамика

сформированности

учебно-исследовательских

навыков

в

контрольной и экспериментальной группах (рис. 2)

Рис. 2. Результаты, полученные на этапе педагогического эксперимента:

1) экспериментальная группа; 2) контрольная группа

Результаты

опытно-экспериментальной

работы

показали,

в

экспериментальной группе формирование учебно-исследовательских навыков

происходило более эффективно, следовательно, мы смогли подтвердить нашу

гипотезу

и

сделать

вывод

о

том,

что

использование

ГИС-технологий

в

учебном процессе, способствует формированию учебно-исследовательских

навыков у учащихся.

Литература

1.

Глебова Н. ГИС для управления городами и территориями // ArcReview,

2006. - № 3(38).

2.

Крючков А.Н., Самодумкин С.А., Степанова М.Д., Гулякина Н.А. Под

науч.

ред.

В.В.

Голенкова

Интеллектуальные

технологии

в

геоинформационных системах: Учеб. пособие, с изм. — Мн.: БГУИР, 2006



В раздел образования