Автор: Могуш Екатерина Игоревна
Должность: педагог
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования “Детская школа искусств города Югорска”
Населённый пункт: Югорск
Наименование материала: Первые шаги домриста
Тема: Основные задачи музыкального воспитания
Раздел: начальное образование
Первые шаги домриста. Основные задачи
музыкального воспитания
Автор: Могуш Екатерина Игоревна
педагог
муниципального бюджетного
учреждения дополнительного образования
«Детская школа искусств города Югорска»
Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музы-
кально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний
сердечнососудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя
рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Музыкой можно влиять на эмоциональ-
ное самочувствие человека. Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочета-
ний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительно-
стью. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творче-
ский потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше
заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художе-
ственным ценностям мировой культуры. Понимание музыкального искусства, как це-
лостного духовного мира, дающего ребенку представление о действительности, о ее за-
кономерностях, о нем самом, возможно через формирование музыкальных способно-
стей, развитие которых остается актуальным в современном музыкальном воспитании.
Обостренное слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яр-
кие и глубокие тона. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных
способностей, чем детство, трудно представить. Развитие музыкального вкуса, эмоцио-
нальной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры че-
ловека, как части его общей духовной культуры в будущем. Педагоги, музыканты при-
шли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого.
Именно они составляют основу музыкальных способностей. Считается доказанным, что
если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые
условия, то это дает более значительный эффект в формировании его музыкальности.
Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть,
ощущать, чувствовать окружающий мир. Все от природы музыкальны. Об этом необхо-
1
димо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в даль-
нейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Музыка
детства - хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Ранее проявление музы -
кальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребен-
ка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта,
творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо. Специальные
или основные способности включают в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство,
чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку
новым содержанием, именно они позволяют подняться на «вершины более глубокого
познания тайн музыкального искусства». Развитие музыкальных способностей – одна
из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальный для педагогики яв-
ляется вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой вро-
жденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей сре-
ды обучения и воспитания. На разных исторических этапах становления музыкальной
психологии и педагогики, и в настоящее время в разработке теоретических, а, следова-
тельно, и практических аспектов проблемы развития музыкальных способностей суще-
ствуют различные подходы. Б.М.Теплов в своих работах дал глубокий всесторонний
анализ
проблемы
развития
музыкальных
способностей.
Музыкальные
способности,
необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, по мнению
Теплова, объединяются в понятие «музыкальность». А музыкальность, это «комплекс
способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельности в отличие
от всякой другой, но в тоже время связанных с любым видом музыкальной деятельно-
сти». У человека есть и общие способности, проявляющиеся в разных видах деятельно-
сти. Качественное сочетание общих и специальных способностей образует более широ-
кое по сравнению с музыкальностью понятие музыкальная одаренность. Как показала
практика, систематическое применение пособий и игр вызывает у детей активный ин-
терес к музыке, способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.
Основные задачи музыкального воспитания
детей младшего школьного возраста
1. Главная задача - развитие интереса и любви к музыке, желание слушать и ис-
полнять ее.
2. Необходимо дать первые, пока еще элементарные представление о связи музы-
ки с жизнью, о том, что музыка своими, только ей присущими средствами передает
м ы с л и
и
ч у в с т в а
ч е л о в е к а ,
т о ,
ч т о
е г о
р а д у е т
и
печалит, что его окружает. Именно поэтому музыкальные произведения такие разные:
веселые и грустные, спокойные и задорные; под музыку люди маршируют, танцуют,
2
п о ю т
р а з л и ч н ы е
п е с н и ,
р а з л и ч н ы е
п о
содержанию и характеру.
3. Ученики должны приобрести некоторые сведения о том, как же, какими сред-
ствами передает композитор содержание, характер произведения. К концу первого года
о б у ч е н и я ,
п о
у с м о т р е н и ю
у ч и т е л я
м о ж н о
н а ч а т ь
приучать ребят к тому, чтобы звучание той или иной исполняемой мелодии ассоцииро-
валось в их сознании с внешним рисунком записи ее на доске - на нотном стане.
4. На основе получаемых детьми музыкальных впечатлений в процессе накопле-
ния
музыкального
опыта
необходимо
систематически
развивать
их
музыкальные
способности: эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальный слух, чувство рит-
ма и лада, музыкальную память, творческое отношение к музыке.
Беседа с родителями
Правильные взаимоотношения педагога с родителями - одно из необходимых
условий успешного обучения ребенка. Следует сразу же с ними договориться с ними о
соблюдении единства педагогических требований. Возникающие между ними взаимоот-
ношения строятся на основе обоюдного уважения. Первый разговор должен происхо-
дить в присутствии ребенка. При этом выясняется и уточняется расписание, объясняет-
ся, что необходимо приобрести для занятий.
О домре. Для детей шести - семи лет лучше приобрести домру с уменьшенной
мензурой. Так же ученику понадобятся медиаторы, для удобства их можно хранить в не-
большие коробочки. Для правильной и удобной посадки необходимо приобрести гитар-
ную подставку под ноги, а для удобства держания инструмента понадобится кусочек по-
ролона, охватывающий весь корпус домры.
Уход за инструментом. Домра хранится в футляре или в теплом чехле. Там же по-
мещается коробочка с медиаторами, запасные струны и кусочек поролона. После заня-
тий, домра аккуратно кладется в футляр.
Приступать к занятиям на инструменте необходимо с чисто вымытыми руками и
коротко подстриженными ногтями. Дома, во время перерыва в занятиях, домру следует
класть в футляр (а не на стол, поверхность которого может оказаться загрязненной).
Дневник. Ведение записей в дневнике ученика является одной из форм воспита-
тельной работы. Дневник заполняется педагогом на каждом уроке: подробно и четко он
заносит в него свои замечания и указания к следующему занятию. В дневник педагог
может вписать индивидуальный план ученика на полугодие, а также план ежедневных
домашних занятий для более целесообразного распределения времени.
3
Такие меры воздействия, как поощрение или наказание, сведения о дисциплине
учащегося и выполнении им задания отражаются в дневнике в форме оценок или соот-
ветствующих записей. Таким образом, дневник помогает учащемуся фиксировать все
замечания и задания педагога, а родителям предоставляет возможность контролировать
выполнение ребенком этих заданий.
Одежда ученика. Во время занятий одежда не должна стеснять движений учени-
ка. Рукава не должны быть узкими и тесными. Все вышеизложенное необходимо дове-
сти до сведения родителей при первой же беседе с ними в присутствии ученика.
Первая встреча педагога с учеником и ее значение.
Педагог должен хорошо подготовиться к первой встрече с учеником, так как для
ребенка эта встреча представляет большое событие. Когда начинающий ученик впервые
приходит на урок в музыкальную школу, он ждет чего-то необычного, интересного. Его
внимание обострено новыми впечатлениями, которых на первом уроке бывает много;
они-то, как правило, являются наиболее сильными и прочнее закрепляются в памяти.
В зависимости от характера впечатлений, у ученика складывается определенное
отношение к своему педагогу и к занятиям - положительное или отрицательное. Эмо-
ции, как известно, являются мощным стимулом в любой деятельности, поэтому следует
с первой же встречи вызвать в ребенке только положительную эмоциональную реакцию,
добиться того, чтобы он чувствовал себя в классе свободно, непринужденно, стал бы ак-
тивно интересоваться предложенной ему музыкальной работой.
Какая же форма музыкальных занятий может быть использована на первом уроке?
Как ни странно, для этой цели менее всего подходит занятие на домре. Не умея держать
ее в руках, на первом уроке ученик не сможет извлечь на ней ни одного звука. Некото -
рые педагоги начинают с объяснения, как устроена домра, как называются ее части и за-
тем
приступают
к
посадке
и
постановке
рук.
Такие
занятия
не
особенно
заин-
тересовывают ученика и, кроме того, не налагают на него никаких обязанностей в отно-
шении следующего урока, так как задание в таких случаях на дом не дается.
Однако не следует забывать при этом, что ребенок пришел учиться музыке, и еще
не настолько сознателен, чтобы терпеливо ждать месяц и больше, пока будут освоены
необходимые постановочные навыки, позволяющие ему извлекать музыкальные звуки
на домре. Поэтому нужно заинтересовать ученика именно музыкальным процессом, в
котором он мог бы активно участвовать.
Дети быстрее привыкают к новой обстановке, друг к другу и полнее раскрывают
себя при педагоге, находясь в коллективе. Этим надо воспользоваться и организовать
первую встречу учеников нового приема одновременно. Можно провести коллективное
4
занятие: марширование под музыку со сменой темпа, музыкальные игры или разучива-
ние хором короткой песенки (хлопая в такт ладошами), а затем подобрать ее с каждым
учеником на рояле.
Если первый урок почему-либо не может быть коллективным, то все равно с каж-
дым учеником в отдельности рекомендуется поработать в том же плане. Кроме разучи-
вания песенки и подбора ее на рояле одним пальцем, следует заняться развитием слуха
и изучением нотной грамоты. Если ученик принес с собой домру, можно в общих чертах
объяснить ее устройство, но заниматься посадкой и постановкой рук не следует. Первый
урок имеет также и большое воспитательное значение: он должен проходить в атмосфе-
ре доброжелательного и одновременно требовательного отношения к ученику. Педагогу
необходимо уметь сразу направить, организовать все внимание и поведение ученика та-
ким образом, чтобы последнему стало ясно, какие на него налагаются обязанности в от-
ношении дисциплины и поведения в классе и своих занятий.
Педагог должен постараться заинтересовать ученика перспективами занятий, по-
казав ему, какие возможности открываются перед ним при овладении инструментом.
Было бы очень хорошо, - если бы педагог сам поиграл на домре, а еще лучше, если это
сделают старшие ученики. От такого показа интерес к обучению на домре у ученика
сильно возрастает, и его будет радовать каждый урок, приближающий его к освоению
инструмента. Заинтересованность и устремленность ученика к занятиям нужно суметь
поддерживать и на всех последующих уроках. От этого во многом будет зависеть сте-
пень его продвижения.
К сожалению, в педагогической практике бывают и другие «первые» встречи с на-
чинающими учениками. Допустим, что на первый урок пришло несколько детей од-
новременно (что вполне возможно, пока нет расписания). С одним из них педагог зани-
мается в классе, другие пока ждут своей очереди в коридоре. Следующий ученик входит
в класс уже утомленный ожиданием, желание и интерес к первому занятию у него зна-
чительно снижается. Если же у ученика есть с собой домра, педагог объясняет ученику,
как называется каждая из ее частей, после чего приступает к посадке. Ученик напря-
женно держит в руке инструмент, а педагог пытается освободить руку и придать паль-
цам необходимое положение. Проходит несколько секунд, ученик уже устал. После от-
дыха все начинается сначала. Ученик отсутствующим взором смотрит по сторонам, ему
скучно, он тяжело вздыхает. Вздох - признак усталости. Педагогу следовало бы заняться
чем-нибудь другим, но он с большим старанием хочет добиться хоть каких-нибудь ре-
зультатов на первом же уроке и снова возвращается к посадке и постановке. Когда кон-
чается такой урок, ребенок оживляется и спешит покинуть класс. Второй и третий уро-
ки не сулят ничего более интересного: опять держать домру, а играть не дают.
Если педагог «сжалится» и позволит ученику немного поиграть медиатором по
открытой струне, то прибавляются только лишние замечания, относящиеся к постанов-
ке сразу обеих рук. Ученику неинтересно ходить на такие уроки, и, промучившись так
месяц-два, он бросает занятия на домре и в музыкальной школе больше не появляется.
5
Постановка рук – самый неинтересный, утомительный и сложный период в обуче-
нии начинающего домриста, поэтому педагогу нужно хорошо продумать всю свою мето-
дику первоначального обучения, начиная с первой встречи с учеником, чтобы не только
не отбить у него охоту учиться на домре, но заинтересовать его и заставить полюбить
его эту работу.
Первые уроки.
Уроки в начальных классах во всей системе музыкально воспитания имеет особое
значение. Здесь происходит знакомство учителя с учеником и преподаваемым предме-
том; здесь закладываются основы желаемого отношения ребенка к урокам музыки, а,
следовательно, к самой музыке - фундамент для последующей музыкальной работы.
Так же учителю музыки следует учесть некоторые особенности первоклассников:
Несформированность, хрупкость всего организма; быстрая утомляе-
мость от однообразного положения, однообразной деятельности, монотон-
ной речи, шаблонного поведения учителя.
Отсутствие навыков систематической, целенаправленной умственной
работы, но цепкая память.
Небольшой объем произвольного внимания; преобладание непроиз-
вольного внимания, что вызывает необходимость его постоянной активиза-
ции путем переключения на разные «объекты».
Яркое образное воображение, его конкретность.
Склонность к игре; через игровые формы легко усваивается даже
сложный
материал.
Игра
активизирует
воображение,
внимание,
память,
способствует развитию творческих способностей детей. Важно с первых
уроков вызвать у детей интерес и желание заниматься музыкой, помощь в
этом может оказать опора на опыт музыкально воспитания и опыта, приоб-
ретенного детьми в детском саду, и раскрытие перед ними дальнейшей пер-
спективы.
Приступая к планированию урока в школе, учитель должен иметь в виду некото-
рые общие моменты, характерные именно для этого возраста. В музыкальном воспита-
нии детей младшего школьного возраста можно выделить еще такой момент как разви-
тие чувства ритма у детей. Чтобы развить у детей чувство ритма, выразительность дви-
жения, фантазию и воображение, в занятиях можно использовать и такой педагогиче-
6
ский материал, как музыкально - дидактические игры. Основное назначение музы-
кально-дидактических игр и пособий – формирование у детей музыкальный способно-
стей; в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по вы-
соте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к само-
стоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Музыкально-дидактические игры и пособия обогащают детей новыми впечатлениями,
развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различе-
нию
основных
свойств
музыкального
звука.
Педагогическая
ценность
музыкально-
дидактических игр и пособий в том, что они открывают перед ребенком путь примене-
ния полученных знаний в жизненной практике. В основе дидактического материала ле-
жат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие помогает ре-
бенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства
музыки, а затем и действовать с ними. Музыкально-дидактические игры должны быть
просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся
своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.
Музыкальные занятия строятся с учетом общих задач музыкально-эстетического
воспитания детей и проводятся по заранее намеченному плану. При этом принимается
во внимание то, что содержание и структура занятий должны быть вариативными и ин-
тересными, с использованием разнообразных приемов, помогающих детям восприни-
мать музыкальное произведение, понять элементарные основы музыкальной грамоты.
Музыкально-дидактические пособия включают зрительную наглядность (карточки, кар-
тинки с передвижными деталями). Различение свойств музыкальных звуков (высота, ди-
намика, тембр) лежит в основе музыкально-сенсорных способностей. Развитие музы-
кально-сенсорных способностей является средством активизации слухового внимания
детей, накопления первичных ориентировок в языке музыки.
Построение урока при работе с начинающим учеником.
Нужно учесть малый возраст, легко отвлекающееся внимание, быструю утомляе-
мость, отсутствие музыкальных навыков, неумение обращаться с инструментом и
многое другое. Чтобы добиться наилучших результатов в обучении начинающего,
необходимо обеспечить заинтересованность его в работе, соблюдать последователь-
ность в изучении каждого нового навыка и добиваться осмысленного его усвоения.
Эти условия должны служить основой при построении каждого урока. Кроме того, в
каждом отдельном случае должны учитываться индивидуальные особенности, харак-
тер ребенка. Особенности у детей бывают самые различные. Но всех их объединяет
одно свойство: в возрасте шести-семи лет продолжительность внимания, сосредото-
ченного на одном объекте, равна в среднем пяти-шести минутам, после чего резко
снижается их восприимчивость. Если соответственно указанному времени менять
7
объект внимания в работе, то заинтересованность и внимание у ребенка возобнов-
ляются. Таким образом, эти свойства нервной системы сами подсказывают, как эф-
фективнее строить урок с начинающими учениками.
Первоначальные уроки предполагают решение пяти ближайших задач (услов-
но):
1. Посадка. Посадка является организующим исполнительским началом. Сидеть
следует на половине стула, слегка наклонившись вперед. Левая нога ставится на пол
под прямым углом на полную ступню. Правую ногу следует положить на левую сво-
бодно, не напрягая мышцы, как в обычном состоянии покоя. Большое значение для
правильной посадки исполнителя имеет высота стула. При стандартной его высоте в
начальной стадии обучения игре на домре нужно подкладывать под стопу левой ноги
ученика дощечку или низенькую скамеечку, что обеспечит правильное положение
инструмента и корпуса исполнителя. Важно чтобы плечи учащегося находились на
одном уровне. Неправильная посадка может привести к искривлению позвоночника.
Домра имеет две основные точки удержания. Корпус ее слегка зажат между гру-
дью и ногой, на которую опирается. Это обеспечивает устойчивость инструмента.
Третья дополнительная точка удержания - правая рука, положенная плоской стороной
предплечья на край деки, немного выше нижнего порожка и представляющая собой
противовес грифу. Противовес не дает грифу опускаться и обеспечивает положение
его головки на уровне левого плеча. Нельзя допускать вялости мышц спины, они
должны находиться в легком тонусе. Учитель должен распознать и определить уро-
вень тонусной активности мышц и всего тела каждого ученика и в работе мудро при-
спосабливать природный тонус к необходимому. Каждый человек имеет свой, приро-
дой заложенный тонус мышц сообразно типам нервной системы: люди группы флег-
матиков - пониженный, сангвиники - нормальный, приподнятый, радостный, холери-
ки - повышенный, жесткий и т.д. Как проверить тонус? Положив свою руку, педагог
может варьировать тонусное состояние ученика, попросив то расслабить ее, то вновь
облегчить ее до состояния невесомости, то, напрягая мышцы, пригибать руку препо-
давателя. Тренировка подвижности смены тонуса заключается в выключении и вклю-
чении активного тонуса в легкий либо пассивный, расслабленный и затем в мгновен-
ном включении актива различного уровня. Существуют три фазы мышечного состоя-
ния:
- Расслабленность - неигровое состояние.
- Легкий тонус - доигровое состояние, готовность к игре.
- Игровой тонус - активное состояние мышц.
(Приложение №1)
8
2. Постановка правой руки. Внутренняя сторона середины предплечья правой
руки должны опираться на нижний край овала деки, находится на нижнем порожке
инструмента, так чтобы удары медиатора по струнам производились примерно в том
месте, где кончается гриф (или лады). После того как произведена опора середины
предплечья руки, производится естественный сгиб руки в запястном суставе. Перво-
начальное положение кисти - на одном уровне с предплечьем, которое при работе ки-
сти должно оставаться на месте, а не двигаться в одном направлении с нею. Между
нижней внутренней частью запястного сустава кисти правой руки и точками сопри-
косновения струн с подставкой должно быть расстояние от двух до трех сантиметров.
Ни в коем случае нельзя опираться рукой на подставку или прикасаться струн краем
ладони. Кисть должна иметь опору, а не находится во время исполнения на весу. Для
этого мизинец слегка разгибается в суставе первой и 2ой фаланг, внешним краем ног-
тя скользит по панцирю и служит подвижной точкой опоры.
О держании медиатора: Все пальцы согнуты, все их суставы выступают наружу.
Плоскость медиатора располагается под прямым углом к ногтю указательного пальца,
сбоку его. Указательный, средний, безымянный пальцы правой руки плотно прилега-
ют один к другому всеми тремя фалангами таким образом, что ногти, как и подушеч-
ки, образуют одну прямую линию. Мизинец весьма плотно прилегает к третьему
пальцу, но его ногтевая фаланга располагается не на одной линии с ногтевыми фалан -
гами остальных пальцев, а выступает вперед и вверх.
(Приложение №2)
3. Постановка левой руки. Постановку левой руки ребенка нужно начинать с
объяснения принципов держания грифа, и в ходе рассказа применять все действия на
практике. Следует сесть напротив ученика, чтобы было удобней, так как часто при-
дется показывать постановку на собственном примере.
1. Линия кисти и предплечья должна быть ровной или несколько изогнутой за
счет изгиба в кистевом суставе. (При этом подробно ученику объясняется расположе-
ние этих частей тела).
2. Гриф слегка поддерживается ровным большим пальцем и основанием указа-
тельного пальца. Вследствие того, что гриф не ложится на седловину, возникающую
между большим и указательным пальцами, между грифом и седловиной должен об-
разоваться просвет. Ровное положение должно до некоторой степени нейтрализовать
его энергию и отучить его от хватательных движений, почти совершенно не нужных в
игре на домре. Большой палец может более или менее выдаваться над грифом в зави-
симости от положения остальных пальцев; он должен находится против указательно-
го пальца, между указательным и средним чуть выше указательного.
3. Между плоскостью ладони и линей струн, должен быть угол примерно в 35
градусов.
9
4. Пальцы левой руки полусогнуты, готовы коснутся струн так, чтобы она раз-
делила площадь подушечки пополам. Благодаря установленному углу между плоско-
стью ладони и линией струн, подушечки располагаются над струнами.
5. Расположение ногтевых фаланг относительно струн при падении – ударе
пальцами должно быть вертикальным. Округленность пальцев придаст и силу, и гиб-
кость. Основное движение кисти и пальцев левой руки обеспечить точность, быстро -
ту и силу падения пальцев на струну, а также быстроту снятия их со струны, каче-
ственное интонирование быстро чередующихся звуков разной высоты.
(Приложение №3)
4. Развитие слуха. Одной из важнейших музыкальных способностей ребенка
является музыкальный слух. Врожденные задатки для развития музыкального слуха
имеются у каждого человека, следовательно, все дело в том, как реализуются эти воз-
можности. Большое значение в направленности любых интересов ребенка имеет
окружающая его среда, она воспитывает в нем соответствующие вкусы и стремления.
Обычно принято считать, что для развития музыкального слуха ученика посвя-
щены уроки сольфеджио, но педагог, прежде чем приступить с учеником к игре на
инструменте, должен выработать у него необходимый минимум в развитии музыкаль-
ного слуха, который обеспечит более легкое освоение чистой интонации, восприятие
звуков в их ладовой взаимосвязи при помощи мелодического и гармонического слуха
в самом начальном периоде. В основу занятий по развитию слуха должен быть поло-
жен принцип ладового восприятия музыкального слуха, и преподаватель, прежде
всего, должен познакомить ученика с мажорным ладом (большинству детей подходит
до – мажорный звукоряд первой октавы) и на примере детских песен дает понятие об
устойчивых и неустойчивых звуках.
Самый простой слуховой навык – повторять голосом данный звук. Ученику
нужно давать звуки до мажора в разных последовательностях с разрешением неустой-
чивых звуков в устойчивые. Полезно также упражнение на определение количества
звуков, взятых на рояле одновременно (терция, трезвучие, секстаккорд), и воспроиз-
ведение их голосом. Затем можно разучить с ребенком на рояле легкую песенку (один
– два такта), после чего он должен эту песенку спеть со словами без инструмента.
Процесс игры на рояле и слова песенки обычно заинтересовывают ребенка и активи-
зируют его внимание. Далее нужно добиться, чтобы учащийся пел до – мажорный
тетрахорд. Труднее всего дети различают и воспроизводят звуки на расстоянии полу-
тона, так как они требуют более точного дифференцирования, как в слуховом анали-
заторе, так и в сокращении голосовых связок; упорной тренировкой этот навык мож-
но выработать. Усвоение голосом полутона позволяет постепенно расширять диапа-
зон.
Ученик должен научиться представлять себе звучание следующей ноты. Для
10
этого нужно дать ему отправной звук, например, до, предложив спеть ми; ре должен
представить себе мысленно, пропеть про себя, а м и воспроизвести вслух. Если он
научился мысленно представлять требуемый звук, можно приступать к освоению гри-
фа. Открытую струну р е ученик возьмет щипком, м и споет и после этого поставит
первый палец на лад соответствующему звуку ми, воспроизведя его щипком. Этим же
способом осваивается весь тетрахорд. Представление о каждом изученном интервале
дается ученику пока в упрощенно, как расстояние между двумя звуками, в котором за-
ключено определенное количество промежуточных ступеней лада, расположенных в
последовательности, знакомой ученику мажорной гамме.
5. Изучение потной грамоты. Во время работы над музыкальным слухом,
ученик должен выучить все ноты, которые используются в первой позиции, и уметь
их писать. Песенку, которую он пел со словами, теперь можно петь с названием нот
вместо слов, то есть сольфеджировать. Для этого ее надо написать на доске или в нот-
ной тетради.
Фрагмент фортепианной клавиатуры. Нота до первой октавы на находится посе-
редине клавиатуры.
Немного теории. В нотной записи музыкальное произведение делится на маленькие
равные части, которые называются тактами. Один такт от другого отделяется тактовой
чертой. Каждый такт имеет равное количество долей, что указывается цифрами, постав-
11
ленными в начале пьесы около ключа. Верхняя цифра показывает количество долей в
такте, а нижняя - длительность этих долей. Эти цифры указывают размер такта.
Первая доля такта называется сильной долей. В конце пьесы ставится двойная черта. А
двойная черта с двумя точками (реприза) указывает, что вся пьеса или ее часть исполня-
ется два раза. Две или несколько одинаковых нот, связанные друг с другом дугами
(лигами), составляют один непрерывный звук, длительность которого
равняется сумме длительности всех этих нот.
Например:
В начале пьесы указывается, в каком темпе или в каком характере надо исполнять
это произведение. Например: неторопливо, умеренно, скоро, весело, легко и т.д.
Поскольку эти задачи некоторое время решаются отдельно, желательно каж-
дой из них отводить на каждом уроке приблизительно пять минут. Следовательно,
весь урок будет длиться 20-25 минут. Практика показала, что такое распределение
времени способствует лучшему усвоению навыка.
Полагающиеся 45 минут урока для начинающего слишком утомительны, а зна-
чит - и не продуктивны. Поэтому гораздо эффективнее в первое время заниматься по
20 минут четыре раза в неделю, а не два.
Уделяя, на уроке каждой из поставленных задач по пять минут, педагог достига-
ет двойной цели: ребенок постоянно заинтересован новым в работе и не устает. А оба
эти условия в свою очередь обеспечивают прочное и быстрое усвоение навыков.
Кроме распределения урока по времени, очень важно найти нужный темп работы
с учеником. Начинающий педагог не всегда ясно представляет себе последователь-
ность усложнения каждого навыка, что за чем, следует. Например, ученик уже пра-
вильно держит домру, а преподаватель в это время старается вспомнить, как надо на-
чать освоение грифа. Во избежание подобных задержек педагог должен заранее гото-
виться к каждому уроку, продумать систему, по которой он будет заниматься с каж-
дым учеником, хотя все заранее предвидеть, конечно, невозможно. В процессе заня-
тия неизбежно возникнут необходимые поправки, а так как два разных замечания, как
12
правило, делать одновременно не следует, то необходимо на ходу решать, какие тре-
бования в каждый данный момент являются главными, какие второстепенными, и до-
биваться их выполнения по очереди, а не сразу.
Выполнение последовательной, поэтапной работы с учеником младшего школь-
ного возраста, приведет к полной реализации его внутреннего потенциала, заложен-
ным ему самой природой. Дать возможность ученику раскрыться, относиться к нему
с пониманием, занять должный авторитет; уметь слушать, а самое главное слышать
учащегося; увлечь миром музыки, и его инструментом – вот основные задачи педаго-
га, выполнение которых приведет к закладке фундамента музыкальной деятельности
учащегося.
13