Автор: Жалбэ Валентина Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МОУ д⁄с №242
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Формирование экологической культуры детей среднего дошкольного возраста посредством кружковой работы
Раздел: дошкольное образование
Формирование экологической культуры детей среднего
дошкольного возраста посредством кружковой работы
«Мир
окружающий
ребенка
-
это,
прежде
всего
мир
природы,
с
безграничным
богатством
явлений,
с
неисчерпаемой
красотой.
Здесь
в
природе, вечный источник детского разума» В. Сухомлинский
Экология,
в
современном
понимании,
-
это
новая
область
науки,
появившаяся
во
второй
половине
двадцатого
века,
в
связи
с
широко
распространенным беспокойством за состоянием окружающей среды.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Кружок « Лесовичок», который я веду на протяжении трех лет, имеет
экологическую направленность, которая определена особой актуальностью
экологического
образования
в
современных
условиях.
Так
как
проблемы
экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо
углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической
культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего
приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. С младшей
группы дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и
делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний
навыками,
знаниями
о
природных
явлениях.
Это
воспитывает
у
них
любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше.
При
изучении
тем,
предусмотренных
кружком,
развивается
образное
и
конкретное
мышление,
зрительная
и
слуховая
память
,
расширяется
словарный запас.
Умение
«смотреть»
и
«видеть»,
«слушать»
и
«слышать»
не
развивается
само
собой,
не
дается
от
рождения
в
готовом
виде,
а
воспитывается. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе,
окружающему миру возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы
элементарными
знаниями
о
природе,
овладеют
несложными
способами
выращивания растений, ухода за ними, научатся наблюдать природу, видеть
ее красоту. Основной целью кружка «Лесовичок», который я веду - является
формирование
у
детей
элементов
экологического
сознания,
способности
понимать и любить окружающий мир и природу.
В кружке занимается 12 детей. Занятия проходят 1 раз в неделю , 4 раза
в месяц во вторую половину дня, продолжительностью 20 минут. Методы,
используемые
для
реализации
работы
кружка:
игровые
ситуации,
наблюдения, беседа, исследовательская деятельность, экспериментирование.
В
качестве
подведения
итогов
планирую
проведение
открытых
занятий,
игровых конкурсов, развлечений , экологических вечеров. Каждое четвертое
занятие месяца это развлечение.
Развлечение
как
итог
занятий
месяца
оказывает
сильнейшее
воздействие на эмоциональную сферу личности ребенка. В таких праздниках
важно
не
столько
воспроизведение
знакомых
стихотворений,
игр,
песен,
отгадывание
загадок
на
темы
природы,
сколько
включение
детей
в
переживание
событий,
в
осознании
экологических
проблем,
доступных
пониманию детей.
В
своей
работе
большое
внимание
уделяю
использованию
дидактических игр: « Узнай на вкус», « Найди растение», « За каким деревом
спрятался зайчик», « Кто что любит», « Найди по описанию», « Чья тень», «
Собери цветок из частей», « Что где зреет», « Какая птица поет», « Сад-
огород»,
« Времена года» и т.п. Предметно - развивающая среда максимально
насыщена,
доступна
и
безопасна.
Согласно
этим
требованиям
в
группе
оформлен
уголок
природы,
который
знакомит
детей
с
комнатными
растениями, условиями необходимыми для их роста и развития. Здесь мы
наблюдаем за цветущими растениями, за ростом лука на подоконнике, за
рассадой
цветов.
Огород
на
подоконнике
стимулирует
интерес
к
исследовательской
деятельности,
дает
наглядное
представление
о
необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений. В уголке
природы также имеется каталог « научных» игр и материалы для опытов и
экспериментов.
Помимо
работы
в
уголке
природы
наблюдаем
за
изменениями
природы
по
сезонам.
Организую
игры
с
природными
материалами ( песок, вода, снег, листья, плоды). Для игр на участке имеется
различное оборудование: песочница, ведерки, совочки, формочки, печатки,
мельнички,
небольшая
емкость
с
водой,
плавающие
игрушки.
Для
наблюдений
за
ветром
выносим
на
улицу
различные
вертушки.
Для
систематизации
полученных
знаний
использую
чтение
художественных
произведений, беседы, рассматривание картин и иллюстраций, рисование,
просмотр фильмов. Все это помогает детям вновь испытать и переосмыслить
увиденное
в
природе,
расширить
свои
представления
о
ней.
Родители
-
полноправные участники образовательного процесса. Только опираясь на
семью, совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного
человека. Одной из интересных форм работы кружка являются совместные
акции. Родители и дети изготавливали скворечники и кормушки, рисовали
тематические
рисунки,
создавали
коллажи,
в
которых
отражали
свое
положительное отношение к природе. Совместно с родителями посадили и
ухаживали за цветником на участке детского сада.
В природе ничто не существует обособленно, все ее элементы тесно
связаны между собой, влияют друг на друга, и ущерб нанесенный одному,
немедленно вызывает ухудшение других. Каждый должен по возможности
обогащать природу и ни при каких обстоятельствах не обеднять ее.
Пусть будет в человеке все прекрасно
И мысли, и поступки, и душа.
В гармонии с природой и с собою
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души.
Хочется верить в то, что любовь и бережное отношение к окружающей
природе останется в сердцах наших воспитанников и поможет им жить в
гармонии с окружающим миром.