Напоминание

Формирование экологической культуры детей среднего дошкольного возраста посредством кружковой работы


Автор: Жалбэ Валентина Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МОУ д⁄с №242
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Формирование экологической культуры детей среднего дошкольного возраста посредством кружковой работы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование экологической культуры детей среднего

дошкольного возраста посредством кружковой работы

«Мир

окружающий

ребенка

-

это,

прежде

всего

мир

природы,

с

безграничным

богатством

явлений,

с

неисчерпаемой

красотой.

Здесь

в

природе, вечный источник детского разума» В. Сухомлинский

Экология,

в

современном

понимании,

-

это

новая

область

науки,

появившаяся

во

второй

половине

двадцатого

века,

в

связи

с

широко

распространенным беспокойством за состоянием окружающей среды.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

Кружок « Лесовичок», который я веду на протяжении трех лет, имеет

экологическую направленность, которая определена особой актуальностью

экологического

образования

в

современных

условиях.

Так

как

проблемы

экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо

углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической

культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего

приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. С младшей

группы дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и

делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний

навыками,

знаниями

о

природных

явлениях.

Это

воспитывает

у

них

любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше.

При

изучении

тем,

предусмотренных

кружком,

развивается

образное

и

конкретное

мышление,

зрительная

и

слуховая

память

,

расширяется

словарный запас.

Умение

«смотреть»

и

«видеть»,

«слушать»

и

«слышать»

не

развивается

само

собой,

не

дается

от

рождения

в

готовом

виде,

а

воспитывается. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе,

окружающему миру возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы

элементарными

знаниями

о

природе,

овладеют

несложными

способами

выращивания растений, ухода за ними, научатся наблюдать природу, видеть

ее красоту. Основной целью кружка «Лесовичок», который я веду - является

формирование

у

детей

элементов

экологического

сознания,

способности

понимать и любить окружающий мир и природу.

В кружке занимается 12 детей. Занятия проходят 1 раз в неделю , 4 раза

в месяц во вторую половину дня, продолжительностью 20 минут. Методы,

используемые

для

реализации

работы

кружка:

игровые

ситуации,

наблюдения, беседа, исследовательская деятельность, экспериментирование.

В

качестве

подведения

итогов

планирую

проведение

открытых

занятий,

игровых конкурсов, развлечений , экологических вечеров. Каждое четвертое

занятие месяца это развлечение.

Развлечение

как

итог

занятий

месяца

оказывает

сильнейшее

воздействие на эмоциональную сферу личности ребенка. В таких праздниках

важно

не

столько

воспроизведение

знакомых

стихотворений,

игр,

песен,

отгадывание

загадок

на

темы

природы,

сколько

включение

детей

в

переживание

событий,

в

осознании

экологических

проблем,

доступных

пониманию детей.

В

своей

работе

большое

внимание

уделяю

использованию

дидактических игр: « Узнай на вкус», « Найди растение», « За каким деревом

спрятался зайчик», « Кто что любит», « Найди по описанию», « Чья тень», «

Собери цветок из частей», « Что где зреет», « Какая птица поет», « Сад-

огород»,

« Времена года» и т.п. Предметно - развивающая среда максимально

насыщена,

доступна

и

безопасна.

Согласно

этим

требованиям

в

группе

оформлен

уголок

природы,

который

знакомит

детей

с

комнатными

растениями, условиями необходимыми для их роста и развития. Здесь мы

наблюдаем за цветущими растениями, за ростом лука на подоконнике, за

рассадой

цветов.

Огород

на

подоконнике

стимулирует

интерес

к

исследовательской

деятельности,

дает

наглядное

представление

о

необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений. В уголке

природы также имеется каталог « научных» игр и материалы для опытов и

экспериментов.

Помимо

работы

в

уголке

природы

наблюдаем

за

изменениями

природы

по

сезонам.

Организую

игры

с

природными

материалами ( песок, вода, снег, листья, плоды). Для игр на участке имеется

различное оборудование: песочница, ведерки, совочки, формочки, печатки,

мельнички,

небольшая

емкость

с

водой,

плавающие

игрушки.

Для

наблюдений

за

ветром

выносим

на

улицу

различные

вертушки.

Для

систематизации

полученных

знаний

использую

чтение

художественных

произведений, беседы, рассматривание картин и иллюстраций, рисование,

просмотр фильмов. Все это помогает детям вновь испытать и переосмыслить

увиденное

в

природе,

расширить

свои

представления

о

ней.

Родители

-

полноправные участники образовательного процесса. Только опираясь на

семью, совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного

человека. Одной из интересных форм работы кружка являются совместные

акции. Родители и дети изготавливали скворечники и кормушки, рисовали

тематические

рисунки,

создавали

коллажи,

в

которых

отражали

свое

положительное отношение к природе. Совместно с родителями посадили и

ухаживали за цветником на участке детского сада.

В природе ничто не существует обособленно, все ее элементы тесно

связаны между собой, влияют друг на друга, и ущерб нанесенный одному,

немедленно вызывает ухудшение других. Каждый должен по возможности

обогащать природу и ни при каких обстоятельствах не обеднять ее.

Пусть будет в человеке все прекрасно

И мысли, и поступки, и душа.

В гармонии с природой и с собою

Воспитывайте в детях, берегите,

Храните экологию души.

Хочется верить в то, что любовь и бережное отношение к окружающей

природе останется в сердцах наших воспитанников и поможет им жить в

гармонии с окружающим миром.



В раздел образования