Напоминание

Использование художественного слова на занятиях по изобразительной деятельности


Автор: Филоненко Елена Федоровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр внешкольной работы"
Населённый пункт: г. Норильск
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Использование художественного слова на занятиях по изобразительной деятельности
Раздел: дополнительное образование





Назад




Использование художественного слова

на занятиях по изобразительной деятельности

Филоненко Е.Ф., педагога д/о МБУ ДО

«Центр внешкольной работы»

Художественное слово широко применяется на занятиях изобразительной

деятельности. Оно вызывает интерес к теме, содержанию изображения, создает

эмоциональный

настрой,

оживляет

образ.

помогает

привлечь

внимание,

эмоционально

воспринимать

окружающий

мир,

расширять

и

углублять

представления

о

предметах

и

происходящих

явлениях.

Кроме

этого,

художественное слово способствует развитию инициативы ребенка, проявлению

творчества

в

рисунках

и

всех

видах

деятельности.

Образы

литературных

произведений будят детскую фантазию, развивают творческое воображение.

Основной целью использования художественного слова является создание

благоприятного

психологического

настроя

учащихся

на

работу,

активизация

внимания детей. Практически на любом занятии изобразительного искусства от

детей требуется выполнение действий, в которых активно участвуют речь и

мышление.

Прежде

всего,

необходимо

заранее

определить

целевое

назначение

использования художественного слова и связать с программным содержанием

конкретного занятия. Как методический прием художественное слово можно

применять в ходе всего занятия – в начале или в конце деятельности детей.

Рифмованное начало занятия является одним из средств организационного

момента.

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

Наши ушки на макушке.

Глазки шире открываем,

Слушаем и запоминаем.

Ни минуты не теряем.

Быть должны всегда в порядке:

Альбомы, кисточки и краски.

А девиз у нас такой:

«Все что надо, - под рукой!»

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

Отдых наш кончается,

Работа начинается.

Мы сюда пришли учится,

Усердно будем мы трудиться,

Чтобы чему-то научится.

Сообщение

темы

занятия

также

может

быть

посредством

загадки,

потешки или отрывка из стихотворения. Пред детьми ставится задача отгадать,

кого (или что) они будут сегодня рисовать.

Художественный

текст

может

быть

дан

как

основная

тема

для

изображения. Художественное произведение может быть использовано с целью

активизации впечатлений, полученных во время предварительных наблюдений.

Реже художественное слово используется в процессе выполнения задания.

Однако и здесь можно найти возможность его применения в коллективной и

индивидуальной работе с детьми. Например, ребенок изобразил зимний пейзаж и

не знает, что ему делать дальше. Можно прочитать ребенку стих, не мешая

другим.

Тихо, тихо снег идет

Белый снег мохнатый.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает ложится.

Ребенок оживляется: он представляет, как идет снег и начинает дополнять

рисунок. Целесообразно использовать художественное слово и в конце занятия.

Потешки, стихи, загадки помогут эмоционально закончить занятие, подвести

работу к логическому завершению.

Успех

литературного

слова

зависит

от

возрастных

особенностей,

от

художественной речи педагога, от соответствия воспроизведения изображенному

объекту.

Требования:

1.

Художественное качество воспроизведения поэзии.

2.

Доступность воспроизведения.

3.

Смысловая завершенность литературного объекта.

4.

Раскрывать незнакомые слова.

Правильное использование на занятиях изо сказок, стихов, потешек т.д.

открывает большие возможности для обогащения детских работ. Конкретность и

эмоциональность

литературных

образов,

их

живость

способствуют

возникновению не только более четких представлений об окружающем, но и

определенных индивидуальных ассоциаций. Загадки - это превосходное средство

для развития!



В раздел образования