Автор: Казакова Наталья Михайловна
Должность: Учитель–логопед
Учебное заведение: МАОУ СОШ №213 "Открытие"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Разработка урока
Тема: Работа логопеда с детьми со статусом ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Раздел: начальное образование
Форма занятия: групповое логопедическое.
Класс: 1 класс
Логопедическая тема: Коррекция языкового анализа и синтеза, коррекция
аграмматизмов в устной речи учащихся, согласование слов в предложении.
Лексическая тема: “Зима”.
Грамматическая тема: Развитие словоизменения и словообразования.
Тип занятия: изучение нового материала и систематизация знаний, умений и навыков
.
Задачи занятия.
Образовательные:
активизация и обогащение атрибутивного словаря по теме “Зима”;
формирование учить образовывать непродуктивные формы имени прилагательного
и использовать их в речи;
обучение звукового анализа, составление предложений.
Развивающие:
совершенствование навыка словообразования и словоизменения (образование
прилагательных);
формирование навыка связного высказывания;
развитие познавательного интереса;
развитие внимания, зрительной и слуховой памяти;
развитие межполушарных связей;
развитие фонематического слуха.
Коррекционные:
коррекция аграмматизмов в устной речи учащихся;
коррекция языкового анализа и синтеза;
коррекция и развитие связной речи;
коррекция и развитие мыслительной деятельности учащихся;
коррекция временных представлений.
Воспитательные:
способствовать развитию любить природу и наблюдать за ней.
Оборудование: компьютер, экран, презентация “Зима”, индивидуальные карточки.
1.
Организационный момент.
Ребята у нас сегодня гости! Давайте поздороваемся с гостями.
Сделайте, пожалуйста, большой круг. Постарайтесь говорить чётко и правильно.
Прекрасно всё на небе, (руки вверх)
Прекрасно на земле, (руки вниз)
Прекрасно всё вокруг, (руки в сторону)
Прекрасно во мне! (обнять себя).
Улыбнитесь друг другу, подарите мне свои улыбки. Спасибо.
Сейчас вспомним массаж лица.
Вот в денек морозный
Солнышко проснулось,
Лобика коснулось
Поморозило, поморозило (гладим, растираем лоб)
Бегает пальчик по дорожке,
Вверх - вниз, вверх – вниз,
Будут розовыми щёчки,
Вверх - вниз, вверх – вниз. (Стучим пальчиками по щекам и трем)
Солнышко проснулось,
Ушки наши греет,
Солнышко погладило, погладило.
Чтобы наши ушки не замерзли пощипали, пощипали. (Уши трем и растираем)
2.
Актуализация темы.
Сделаем дыхательную гимнастику. Помним, что струя воздуха продолжительная, сильная.
Щечки не надуваем, плечики не поднимаем.
Упражнение на дыхание:
Тазик с мыльной водой. (Дети дуют воздух через трубочку).
Что у нас получилось? (Пена)
Давайте пофантазируем, на что похожа пена? (………..на снег)
Какой снег? (белый, пушистым, легкий…….)
В какое время года бывает это явление? (зимой)
Попробуйте определить тему урока, о чем мы будем говорить? (о ЗИМе)
3.
Постановка учебной цели.
К нам пришла Волшебница Зима (Слайд).
Послушайте внимательно стихотворение.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…
- Кто автор этого стихотворения? (стихотворение Александра Сергеевича
Пушкина)
Это стихотворение Пушкин назвал «Зимнее утро».
-Какое небо в этом стихотворение? (голубое) Под голубыми небесами
-Какие ели? (зеленая) И ель сквозь иней зеленеет
Что делает речка? (блестит) И речка подо льдом блестит…
Зима предлагает Вам выполнить задания.
Прочитаем эти задания на доске: (зарядка, лепка снежков, волшебные слова,
прогулка по дорожке, волшебный кубик).
Подумайте и выберите какое задание, будем выполнять?
4.Работа по теме.
Задание №1 Зарядка:
1.Зима поёт 5-6 раз. Открываем широко рот и поем А.
2.Зима удивляется 5-6 раз. (для укрепления губ) Поднять бровь вверх, широко
раскрыв глаза, произносить гласную [o].
3.Зима улыбается 5-6 раз. (на развитие мимико- артикуляторных мышц). Зубки
вместе, улыбаемся до ушей, произносим звук и.
4.Зима качается 5- 6 раз. (на развитие языка) Рот открыт, язык вверх, вниз.
5. Зима шалит 5-6 раз. (на развитие языка) бл-бл-бл-бл….
Задание №2 Лепка снежков. Из ваты сделать снежки. Катаем комочки.
-Когда снежный ком заносим в помещение, что происходит со снежками?
Метание снежков в корзину правой и левой рукой.
Задание №3 Волшебные слова.
Прочитай слово по первым звукам.
Составь с этими словами предложения.
Задание № 4. Найди лишнее.
Прочитай слова найди лишнее.Почему?
Снег, дождь, снежинки, пурга.
Задание № 5. Игра Прогулка по дорожке.
Дети выполняют звуковой анализ слова (из пробок):
МОРОЗ
(М а р о с) Цветовая схема:
мороз
-
Давайте сначала мы произнесем это слово.
Сколько звуков в этом слое? 5
Сколько гласных звуков?
Сколько согласных звуков?
зима́
→[з'има]
Давайте сначала мы произнесем это слово.
Сколько звуков в этом слое? 4
Сколько гласных звуков в этом слове?
Сколько согласных звуков?
Игра Волшебный кубик. Играем кубик и выбираем слова с картинками, в которых
столько слогов, сколько у вас выпадет.
1 слог- снег, пар, лед.
2 слога- ау, санки, лыжи, снежок, пальто, снегирь, пингвин
3 слога- дерево, холода, снеговик
4 слога – рукавица, Снегурочка, метелица,
Ребята, вам Зима передала письмо. Прочитайте его внимательно и исправьте
ошибки..
Письмо о зиме.
Ночи зимой короче, чем осенью. Еще зимой стоят солнечные и жаркие деньки.
Поля, пригорки, дома – все покрыто черным снегом. А дети зимой катаются на
велосипедах, роликах, гироскутере, и играют в мяч. От морозов щеки ребятишек
становятся бледными.
Часто ребята ходят на озеро, чтобы загорать и купаться. Все озеро покрыто тонким
льдом.
Грустное и скучное время – зима!
7.Рефлексия деятельности.
Наше занятие подошло к концу.
Какое задание было интересное?
Спасибо за урок.