Автор: Доровских Лариса Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ №4 Детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: П.Новосергиевка Оренбургская область
Наименование материала: статья
Тема: Описание опыта инновационной деятельности на тему: «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада».
Раздел: дошкольное образование
Описание опыта инновационной деятельности
на тему: «Гендерное
воспитание дошкольников в условиях детского сада».
Воспитание и обучение ребёнка в соответствии с его полом является
актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к
разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
Есть конкретная личность мальчик или девочка. Исходя из этого, начало
полоролевого
воспитания
следует
отнести
к
дошкольному
возрасту.
В
противном случае неизбежны отклонения. К чему они могут привести? К
эмоциональному неблагополучию среди сверстников. А в дальнейшем – стать
препятствием к выполнению семейных и общественных функций.
Просмотрев
фильм
про
Шведский
детский
сад,
где
педагогам
запрещено
употреблять
гендерное
местоимение
он,
она,
все
люди
оно,
считаю важным - социальное осознанное воспитание необходимо начинать с
детского сада, с момента, когда ребёнок начинает различать пол. Беседы с
родителями,
их
анкетирование
и
тестирование
показало,
что
знания
родителей об особенностях воспитания мальчиков и девочек минимальны.
О т с юд а
в о з н и ка е т п р о б л ем а : потеря
чувства
гендерной
принадлежности,
повышение
неадекватности
форм
поведения
среди
молодежи.
Всё это позволило мне сделать вывод о необходимости создания в ДОУ
условий для гендерной социализации дошкольников.
Цель моего опыта- создание условий для естественного развития
ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье с учетом гендерной
идентичности.
Инновационность опыта в том, что он:
- раскрывает работу по гендерному воспитанию детей дошкольного
возраста в условиях детского сада и семьи;
- помогает сформировать у родителей
гендерную компетентность в
вопросах полоролевого воспитания детей в семье.
Для работы с детьми дошкольного возраста использую личностно-
ориентированные технологии полоролевого воспитания:
- технологии, способствующие формированию представлений детей о
различиях
полов
(специально
организованные
проблемные
ситуации,
моделирование, модель поведения для мальчиков и девочек);
-
технологии,
способствующие
овладению
способами
мужского
и
женского
поведения
(игры-занятия
с
куклами,
подвижные
и
сюжетно-
ролевые игры, схемы-действия);
- технологии, развивающие нравственные качества, характерные для
мальчиков
и
девочек
(совместная
трудовая
деятельность,
символические
игры).
Работа ведётся в 4 направлениях:
-
знакомство
педагогов
с
теоретическими
знаниями
о
психосоциальных
различиях
мальчиков
и
девочек,
особенностями
их
воспитания и обучения;
- построение соответствующей развивающей среды;
- построение модели педпроцесса;
- пропаганда педагогических знаний по этому вопросу с родителями и
привлечение их к участию в педпроцессе;
Реализация
1
направления
в
ДОУ:
знакомство
педагогов
с
теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и
девочек, особенностями их воспитания и обучения
На начальном этапе главной целью было заинтересовать членов
педагогического коллектива данной работой и предоставить возможность
для творческого отношения к воспитанию мальчиков и девочек. Провела
анкетирование
педагогов
для
выявления
их
отношения
к
проблеме
гендерного
воспитания.
Подбирала
и
анализировала
теоретический
и
практический материал по данной теме, такихучёных, как Л.И. Божович,
Л.А.
Венгер,
Л.С.
Выготский,
А.Н.
Леонтьев,
Д.Б.
Эльконин.
Изучала
психолого - педагогическую литературу по теме «Гендерное воспитание
дошкольников в условиях детского сада»: Е.В. Кудрявцевой «Полоролевое
воспитание
девочек»,
Н.К.
Ледовских,
М.А
Радзивиловой
программа
«Мальчики и девочки- кто они?», С. А. Козловой «Я человек», технологии
Т. Н. Дороновой «Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду», В. Н.
Нохриной
«Гендерное
развитие
детей
дошкольного
возраста»,
Е.
Н.
Татаринцевой «Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ».
Для педагогов был проведён мастер - класс: «Нетрадиционные формы
р а б о т ы
с
д е т ь м и
и
р о д и т е л я м и c
учетом
ге н д е р н о го
воспитания»(Приложение4),семинар
-
практикум
по
гендерному
воспитанию дошкольников «Планета Гендер» (Приложение 4),консультации
для родителей «Девочки и мальчики»; для педагогов «Игры мальчиков и
девочек», «Использование народного фольклора в гендерном воспитании
детей дошкольного возраста».
Реализация 2 направления: построение развивающей среды.
Предметно - пространственная среда не только обеспечивает разные
виды активности дошкольников, но и является основой для самостоятельной
деятельности с учётом гендерных
особенностей. Свою
работу строю на
основе
дифференцированного подхода в развитии мальчиков и девочек в
разных видах деятельности.Для вхождения ребёнка в социокультурную среду
современного
общества
провожу
различные
экскурсии:
на
предприятия
поселка, культурно - спортивные объекты, (в ДЮСШ на спортивные секции,
в
швейный
цех,
парикмахерскую),
встречи
с
интересными
людьми
(многодетными
матерями,
заслуженными
учителями,
пожарными,
участниками
боевых
действий).
В
формировании
гражданской
принадлежности помогают нам социальные партнеры: библиотеки, музеи,
МЧС и другие. Тесный контакт поддерживаю со школами, района.
Все это
способствует формированию готовности и успешной адаптации ребенка к
школе. На основе их организую сюжетно-ролевые игры, которые являются
значимым
условием
формирования
позитивной
гендерной
идентичности.
Так,
как
игровая
деятельность
занимает
большую
часть
времени
дошкольников, стараюсь правильно сформировать модель поведения между
мальчиками и девочками. В сюжетно - ролевой игре происходит усвоение
детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в
соответствии с принятой ролью.
Для мальчиков игровые уголки пополнены
атрибутами
для
сюжетно-ролевых
игр
«Железная
дорога»,
«Гаражи»,
«Военные», «Космонавты». Настольные спортивные игры: футбол, хоккей,
волейбол,
транспорт,
в
том
числе
машины
специального
назначения,
строительная
техника. Для девочек: пополнены атрибуты для организации
сюжетно-ролевых
игр
бытовой
направленности
«Семья»,
«Больница»,
«Магазин» и др. интересные наборы бытовой техники, коляски, гладильные
доски,
домик
с
красивой
мебелью,
одеждой
для
кукол.
Развивающие
настольно-печатные игры «Наши поступки», «Эмоции», «Оденем мальчика и
девочку.Для
обеспечения
системности
в
работе,
мною
разработан
«Перспективный
план
по
ознакомлению
детей
старшего
до
школьного
возраста
с
профессиями
взрослых
с
учетом
гендерной
направленности»
(Приложение 3).
Гендерный
подход
находит
своё
отражение
и
при
воспитании
культурно - гигиенических навыков, при подборе наглядного материала в
организации
образовательной
деятельности.
Наполнение
уголка
по
художественному
творчеству
произвожу
в
зависимости
от
интересов
и
гендерных особенностей детей. Разные по форме и цвету стаканчики: для
мальчиков - в виде ракеты, самолета и др., для девочек - в виде цветка,
бабочки
и
др.
Салфетки
с
изображением
мужских
видов
спорта,
героев
мультфильмов,
сказок
или
с
изображением
кукол,
сказочных
принцесс,
трафареты, рамочки для рисунков, схемы для мальчиков и девочек.
Реализация 3 направления: построение модели педпроцесса
Модель педагогического процесса выстроена таким образом, чтобы при
обучении и воспитании мальчиков и девочек в разных видах деятельности
использовать дифференцированный подход.
Мною были разработаны проекты: «Игровая деятельность старшего
дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей,
проект направлен
на создание условий воспитания и развития мальчиков, девочек старшего
дошкольного возраста в детском саду и семье с акцентом на становление у
них гендерной идентичности в процессе игровой деятельности.Составила
комплексно – тематическое планирование игровой деятельности и картотеку
игр
с
акцентом
на
гендер
для
детей
разного
дошкольного
возраста
(Приложение1).
Информационно-
исследовательский
проект
«Как
растет
хлеб» познакомил детей с зерновыми культурами, с процессом выращивания
хлеба, с содержанием мужского и женского труда людей. (Приложение1 ).
Провела ряд занятий по данной теме (Приложение 3). Я считаю, что
накопленная
народом
педагогическая
мудрость,
которая
содержится
в
сказках, играх, пословицах, традициях и обрядах способствует овладению
ребёнком ценностями и способами полоролевого поведения. Используя в
педагогическом процессе народные игры,
повышаю интерес к народной
культуре Новосергиевского района Оренбургской области (танец «Казачата»,
«Новосергиевские
пуховницы»,
знакомлю
с
творчеством
поэтессы
Н.Князевой, композитора В.В.Литвинова, художника А.Н.Овчинникова), что
важно в реализации регионального компонента образовательной программы.
Одним
из
приоритетных
направлений
развития
нашего
ДОУ,
является
осуществление
художественно-эстетического
развития
воспитанников.
Осуществляя гендерный подход в рисовании, можно избежать нарушения
свободы
творческого
и
личностного
самовыражения
каждого
мальчика
и
девочки. Именно в процессе рисования видно, что мальчики осваивают
художественный мир в целом, а девочек интересует конкретика. Мальчики в
рисунке используют меньшее количество цветов, чем девочки. Поэтому с
детьми старшего дошкольного возраста составили альбом «О себе и о тебе»,
в котором представлена подборка рисунков детей на различные темы: «Моя
семья», «Какой я сейчас и каким бы я хотел быть», «Мой друг», «Моя
любимая
игрушка»,
и
др.
У
своих
дошколят
развиваю
эстетические
способности
и
творческие
задатки,
через
нетрадиционные
способы
рисования:
«Воздушными
красками,
жидким
тестом»,
рисование
манкой,
зубной пастой «Цветным песком».На занятиях использую разнообразные
педагогические приемы художественного творчества,
создаю
условия,
чтобы
девочки
и
мальчики
могли
выразить
то,
что
для
каждого
из
них
интересно
или
эмоционально
значимо. Результаты
художественно-
творческой деятельности оформляются в виде выставок, презентаций.
Невозможно
представить
работу
с
детьми
в
наше
время
без
использования
информационных
технологий.
Подбор
различных
презентаций, компьютерных игр
осуществляю по интересам девочек и
мальчиков. В режимных моментах гендерный подход осуществляется путём
использования приёмов: утренней гимнастики, с прогулки, после дневного
сна,
дети
помогают
друг
другу
следить
за
своим
внешним
видом.
С
целью изучения
уровня
полоролевого
воспитания
детей
дошкольного
возраста
провела
тестовые
задания,
беседы,
наблюдения.
Исследуя
поведение мальчиков и девочек в обществе с детьми разных полов, пришла к
выводу,
девочки более социально - активнее,
чем мальчики. Мальчики в
незнакомом обществе детей замкнуты, ведут себя тихо. Девочки быстрее
приспосабливаются и адаптируются (Приложение 5).
Реализация 4 направления:пропаганда педагогических знаний по
данной
проблеме
с
родителями
и
привлечение
их
к
участию
в
педпроцессе.
Для полноценного воспитания ребёнка важно, чтобы родители были
грамотными
в
вопросе
гендерного
воспитания
детей.
Поэтому
мною
разработана
программа
взаимодействия
с
родителями
по
гендерному
воспитанию
(Приложение
2).
Родительские
собрания
«Гендерные
роли
членов семьи и их взаимодействие», «Роль отца в воспитании детей», «Из
чего же, из чего же сделаны наши детишки»- где использовала технологию
коммуникативный бой на тему: «Мужчина воспитатель в детском саду»;
консультации,
беседы,
оформление
стенда
«Мальчики
и
девочки
–
два
разных
мира»,
«Мир
движений
мальчиков
и
девочек».
Для
повышения
педагогического мастерства и гендерной компетенции родителей, составила
перспективный план работы по гендерному воспитанию детей младшего
дошкольного возраста .
Для того чтобы помочь становлению нравственных
представлений
дошкольников о внутрисемейных отношениях, сплотить
детей и родителей, на одном из родительских собраний было предложено о
создании
портфолио и буклеты семей,
под девизом:
«Познакомимся
поближе».Приобщая
к
истокам
русской
народной
культуре,
провела
беседу на тему: «Семейные обычаи русского народа», провела совместное
мероприятие с родителями и детьми
«Чайные традиции народов мира» .
Оформлены фотоальбомы « Лучшая в мире семья - моя!», «Моя дружная
семейка», проведёны конкурсы среди родителей « Руки папы, ручки мамы
и
мои
ручонки»;
«Трудятся
–мальчики,
трудятся
девочки»,
«Лучший
физкультурный уголок». Проводятся культурно - досуговые мероприятия,
спортивные
праздники.
Родители
помогли
изготовить
детскую
метеорологическую площадку, интересные пособия на участке ДОУ.
Работа по созданию в детском саду условий, способствующих
гендерной
социализации
детей
принесла
положительные
результаты.
Повысился
уровень
психолого-
педагогической
компетентности
воспитателей и вырос их творческий потенциал. Родители воспитанников
приобрели
знания
об
особенностях
воспитания
детей
разного
пола.
Выросла культура поведения
и общения детей, мальчики стали более
внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными
по
отношению
к
мальчикам.
Наработанный
опыт
будет
углубляться,
и
совершенствоваться,
ведь
данная
тема
очень
актуальна
на
современном
этапе и имеет интересные перспективы для дальнейшего развития в работе
с детьми дошкольного возраста.