Напоминание

Описание опыта инновационной деятельности на тему: «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада».


Автор: Доровских Лариса Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ №4 Детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: П.Новосергиевка Оренбургская область
Наименование материала: статья
Тема: Описание опыта инновационной деятельности на тему: «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Описание опыта инновационной деятельности

на тему: «Гендерное

воспитание дошкольников в условиях детского сада».

Воспитание и обучение ребёнка в соответствии с его полом является

актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к

разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.

Есть конкретная личность мальчик или девочка. Исходя из этого, начало

полоролевого

воспитания

следует

отнести

к

дошкольному

возрасту.

В

противном случае неизбежны отклонения. К чему они могут привести? К

эмоциональному неблагополучию среди сверстников. А в дальнейшем – стать

препятствием к выполнению семейных и общественных функций.

Просмотрев

фильм

про

Шведский

детский

сад,

где

педагогам

запрещено

употреблять

гендерное

местоимение

он,

она,

все

люди

оно,

считаю важным - социальное осознанное воспитание необходимо начинать с

детского сада, с момента, когда ребёнок начинает различать пол. Беседы с

родителями,

их

анкетирование

и

тестирование

показало,

что

знания

родителей об особенностях воспитания мальчиков и девочек минимальны.

О т с юд а

в о з н и ка е т п р о б л ем а : потеря

чувства

гендерной

принадлежности,

повышение

неадекватности

форм

поведения

среди

молодежи.

Всё это позволило мне сделать вывод о необходимости создания в ДОУ

условий для гендерной социализации дошкольников.

Цель моего опыта- создание условий для естественного развития

ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье с учетом гендерной

идентичности.

Инновационность опыта в том, что он:

- раскрывает работу по гендерному воспитанию детей дошкольного

возраста в условиях детского сада и семьи;

- помогает сформировать у родителей

гендерную компетентность в

вопросах полоролевого воспитания детей в семье.

Для работы с детьми дошкольного возраста использую личностно-

ориентированные технологии полоролевого воспитания:

- технологии, способствующие формированию представлений детей о

различиях

полов

(специально

организованные

проблемные

ситуации,

моделирование, модель поведения для мальчиков и девочек);

-

технологии,

способствующие

овладению

способами

мужского

и

женского

поведения

(игры-занятия

с

куклами,

подвижные

и

сюжетно-

ролевые игры, схемы-действия);

- технологии, развивающие нравственные качества, характерные для

мальчиков

и

девочек

(совместная

трудовая

деятельность,

символические

игры).

Работа ведётся в 4 направлениях:

-

знакомство

педагогов

с

теоретическими

знаниями

о

психосоциальных

различиях

мальчиков

и

девочек,

особенностями

их

воспитания и обучения;

- построение соответствующей развивающей среды;

- построение модели педпроцесса;

- пропаганда педагогических знаний по этому вопросу с родителями и

привлечение их к участию в педпроцессе;

Реализация

1

направления

в

ДОУ:

знакомство

педагогов

с

теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и

девочек, особенностями их воспитания и обучения

На начальном этапе главной целью было заинтересовать членов

педагогического коллектива данной работой и предоставить возможность

для творческого отношения к воспитанию мальчиков и девочек. Провела

анкетирование

педагогов

для

выявления

их

отношения

к

проблеме

гендерного

воспитания.

Подбирала

и

анализировала

теоретический

и

практический материал по данной теме, такихучёных, как Л.И. Божович,

Л.А.

Венгер,

Л.С.

Выготский,

А.Н.

Леонтьев,

Д.Б.

Эльконин.

Изучала

психолого - педагогическую литературу по теме «Гендерное воспитание

дошкольников в условиях детского сада»: Е.В. Кудрявцевой «Полоролевое

воспитание

девочек»,

Н.К.

Ледовских,

М.А

Радзивиловой

программа

«Мальчики и девочки- кто они?», С. А. Козловой «Я человек», технологии

Т. Н. Дороновой «Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду», В. Н.

Нохриной

«Гендерное

развитие

детей

дошкольного

возраста»,

Е.

Н.

Татаринцевой «Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ».

Для педагогов был проведён мастер - класс: «Нетрадиционные формы

р а б о т ы

с

д е т ь м и

и

р о д и т е л я м и c

учетом

ге н д е р н о го

воспитания»(Приложение4),семинар

-

практикум

по

гендерному

воспитанию дошкольников «Планета Гендер» (Приложение 4),консультации

для родителей «Девочки и мальчики»; для педагогов «Игры мальчиков и

девочек», «Использование народного фольклора в гендерном воспитании

детей дошкольного возраста».

Реализация 2 направления: построение развивающей среды.

Предметно - пространственная среда не только обеспечивает разные

виды активности дошкольников, но и является основой для самостоятельной

деятельности с учётом гендерных

особенностей. Свою

работу строю на

основе

дифференцированного подхода в развитии мальчиков и девочек в

разных видах деятельности.Для вхождения ребёнка в социокультурную среду

современного

общества

провожу

различные

экскурсии:

на

предприятия

поселка, культурно - спортивные объекты, (в ДЮСШ на спортивные секции,

в

швейный

цех,

парикмахерскую),

встречи

с

интересными

людьми

(многодетными

матерями,

заслуженными

учителями,

пожарными,

участниками

боевых

действий).

В

формировании

гражданской

принадлежности помогают нам социальные партнеры: библиотеки, музеи,

МЧС и другие. Тесный контакт поддерживаю со школами, района.

Все это

способствует формированию готовности и успешной адаптации ребенка к

школе. На основе их организую сюжетно-ролевые игры, которые являются

значимым

условием

формирования

позитивной

гендерной

идентичности.

Так,

как

игровая

деятельность

занимает

большую

часть

времени

дошкольников, стараюсь правильно сформировать модель поведения между

мальчиками и девочками. В сюжетно - ролевой игре происходит усвоение

детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в

соответствии с принятой ролью.

Для мальчиков игровые уголки пополнены

атрибутами

для

сюжетно-ролевых

игр

«Железная

дорога»,

«Гаражи»,

«Военные», «Космонавты». Настольные спортивные игры: футбол, хоккей,

волейбол,

транспорт,

в

том

числе

машины

специального

назначения,

строительная

техника. Для девочек: пополнены атрибуты для организации

сюжетно-ролевых

игр

бытовой

направленности

«Семья»,

«Больница»,

«Магазин» и др. интересные наборы бытовой техники, коляски, гладильные

доски,

домик

с

красивой

мебелью,

одеждой

для

кукол.

Развивающие

настольно-печатные игры «Наши поступки», «Эмоции», «Оденем мальчика и

девочку.Для

обеспечения

системности

в

работе,

мною

разработан

«Перспективный

план

по

ознакомлению

детей

старшего

до

школьного

возраста

с

профессиями

взрослых

с

учетом

гендерной

направленности»

(Приложение 3).

Гендерный

подход

находит

своё

отражение

и

при

воспитании

культурно - гигиенических навыков, при подборе наглядного материала в

организации

образовательной

деятельности.

Наполнение

уголка

по

художественному

творчеству

произвожу

в

зависимости

от

интересов

и

гендерных особенностей детей. Разные по форме и цвету стаканчики: для

мальчиков - в виде ракеты, самолета и др., для девочек - в виде цветка,

бабочки

и

др.

Салфетки

с

изображением

мужских

видов

спорта,

героев

мультфильмов,

сказок

или

с

изображением

кукол,

сказочных

принцесс,

трафареты, рамочки для рисунков, схемы для мальчиков и девочек.

Реализация 3 направления: построение модели педпроцесса

Модель педагогического процесса выстроена таким образом, чтобы при

обучении и воспитании мальчиков и девочек в разных видах деятельности

использовать дифференцированный подход.

Мною были разработаны проекты: «Игровая деятельность старшего

дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей,

проект направлен

на создание условий воспитания и развития мальчиков, девочек старшего

дошкольного возраста в детском саду и семье с акцентом на становление у

них гендерной идентичности в процессе игровой деятельности.Составила

комплексно – тематическое планирование игровой деятельности и картотеку

игр

с

акцентом

на

гендер

для

детей

разного

дошкольного

возраста

(Приложение1).

Информационно-

исследовательский

проект

«Как

растет

хлеб» познакомил детей с зерновыми культурами, с процессом выращивания

хлеба, с содержанием мужского и женского труда людей. (Приложение1 ).

Провела ряд занятий по данной теме (Приложение 3). Я считаю, что

накопленная

народом

педагогическая

мудрость,

которая

содержится

в

сказках, играх, пословицах, традициях и обрядах способствует овладению

ребёнком ценностями и способами полоролевого поведения. Используя в

педагогическом процессе народные игры,

повышаю интерес к народной

культуре Новосергиевского района Оренбургской области (танец «Казачата»,

«Новосергиевские

пуховницы»,

знакомлю

с

творчеством

поэтессы

Н.Князевой, композитора В.В.Литвинова, художника А.Н.Овчинникова), что

важно в реализации регионального компонента образовательной программы.

Одним

из

приоритетных

направлений

развития

нашего

ДОУ,

является

осуществление

художественно-эстетического

развития

воспитанников.

Осуществляя гендерный подход в рисовании, можно избежать нарушения

свободы

творческого

и

личностного

самовыражения

каждого

мальчика

и

девочки. Именно в процессе рисования видно, что мальчики осваивают

художественный мир в целом, а девочек интересует конкретика. Мальчики в

рисунке используют меньшее количество цветов, чем девочки. Поэтому с

детьми старшего дошкольного возраста составили альбом «О себе и о тебе»,

в котором представлена подборка рисунков детей на различные темы: «Моя

семья», «Какой я сейчас и каким бы я хотел быть», «Мой друг», «Моя

любимая

игрушка»,

и

др.

У

своих

дошколят

развиваю

эстетические

способности

и

творческие

задатки,

через

нетрадиционные

способы

рисования:

«Воздушными

красками,

жидким

тестом»,

рисование

манкой,

зубной пастой «Цветным песком».На занятиях использую разнообразные

педагогические приемы художественного творчества,

создаю

условия,

чтобы

девочки

и

мальчики

могли

выразить

то,

что

для

каждого

из

них

интересно

или

эмоционально

значимо. Результаты

художественно-

творческой деятельности оформляются в виде выставок, презентаций.

Невозможно

представить

работу

с

детьми

в

наше

время

без

использования

информационных

технологий.

Подбор

различных

презентаций, компьютерных игр

осуществляю по интересам девочек и

мальчиков. В режимных моментах гендерный подход осуществляется путём

использования приёмов: утренней гимнастики, с прогулки, после дневного

сна,

дети

помогают

друг

другу

следить

за

своим

внешним

видом.

С

целью изучения

уровня

полоролевого

воспитания

детей

дошкольного

возраста

провела

тестовые

задания,

беседы,

наблюдения.

Исследуя

поведение мальчиков и девочек в обществе с детьми разных полов, пришла к

выводу,

девочки более социально - активнее,

чем мальчики. Мальчики в

незнакомом обществе детей замкнуты, ведут себя тихо. Девочки быстрее

приспосабливаются и адаптируются (Приложение 5).

Реализация 4 направления:пропаганда педагогических знаний по

данной

проблеме

с

родителями

и

привлечение

их

к

участию

в

педпроцессе.

Для полноценного воспитания ребёнка важно, чтобы родители были

грамотными

в

вопросе

гендерного

воспитания

детей.

Поэтому

мною

разработана

программа

взаимодействия

с

родителями

по

гендерному

воспитанию

(Приложение

2).

Родительские

собрания

«Гендерные

роли

членов семьи и их взаимодействие», «Роль отца в воспитании детей», «Из

чего же, из чего же сделаны наши детишки»- где использовала технологию

коммуникативный бой на тему: «Мужчина воспитатель в детском саду»;

консультации,

беседы,

оформление

стенда

«Мальчики

и

девочки

два

разных

мира»,

«Мир

движений

мальчиков

и

девочек».

Для

повышения

педагогического мастерства и гендерной компетенции родителей, составила

перспективный план работы по гендерному воспитанию детей младшего

дошкольного возраста .

Для того чтобы помочь становлению нравственных

представлений

дошкольников о внутрисемейных отношениях, сплотить

детей и родителей, на одном из родительских собраний было предложено о

создании

портфолио и буклеты семей,

под девизом:

«Познакомимся

поближе».Приобщая

к

истокам

русской

народной

культуре,

провела

беседу на тему: «Семейные обычаи русского народа», провела совместное

мероприятие с родителями и детьми

«Чайные традиции народов мира» .

Оформлены фотоальбомы « Лучшая в мире семья - моя!», «Моя дружная

семейка», проведёны конкурсы среди родителей « Руки папы, ручки мамы

и

мои

ручонки»;

«Трудятся

–мальчики,

трудятся

девочки»,

«Лучший

физкультурный уголок». Проводятся культурно - досуговые мероприятия,

спортивные

праздники.

Родители

помогли

изготовить

детскую

метеорологическую площадку, интересные пособия на участке ДОУ.

Работа по созданию в детском саду условий, способствующих

гендерной

социализации

детей

принесла

положительные

результаты.

Повысился

уровень

психолого-

педагогической

компетентности

воспитателей и вырос их творческий потенциал. Родители воспитанников

приобрели

знания

об

особенностях

воспитания

детей

разного

пола.

Выросла культура поведения

и общения детей, мальчики стали более

внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными

по

отношению

к

мальчикам.

Наработанный

опыт

будет

углубляться,

и

совершенствоваться,

ведь

данная

тема

очень

актуальна

на

современном

этапе и имеет интересные перспективы для дальнейшего развития в работе

с детьми дошкольного возраста.



В раздел образования