Напоминание

конспект занятия по программе "Белая ладья"


Автор: Баранов Спартак Викторович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Дворец Детского Творчества"г.о.Навашинский
Населённый пункт: Нижегородская область, городской округ Навашинский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект занятия по программе "Белая ладья"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Конспект занятия по шахматам «Ладья»

План конспект по шахматам.

Педагог дополнительного образования

Баранов С.В.

Тема занятия: Ладья.

Цель занятия:

— Познакомить с шахматной фигурой – ладья, с правилами хода ладьи, с

правилами взятия. Учить ориентироваться на шахматной доске.

Задачи.

1. Вырабатывать навык узнавать и правильно называть шахматные фигуры;

2. Заинтересовать учащихся начального этапа обучения, игрой в шахматы с помощью

дидактических игр и заданий разного уровня сложности, в наиболее доступной,

занимательной форме подачи материала.

3. Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление учащихся

младшего школьного возраста.

4. Воспитывать

усидчивость,

внимательность,

самостоятельность,

терпеливость,

изобретательность.

Оборудование:

шахматные доски с фигурами;

демонстрационная шахматная доска;

дидактический материал.

1. Организационный момент (5 мин)

1.Повторение прошлого материала

2.Проверка домашнего задания

3.Проверка присутствующих

2. Знакомство с новым материалом. (15 мин)

— С этой шахматной фигурой будем знакомиться на занятии.

— Покажите эту фигуру.

— Где стоит ладья на шахматной доске?

Сегодня мы познакомимся с ходами шахматной ладьи. Ты сделаешь свои первые

шаги по будущему полю сражения. Погуляешь по прямым линиям.

Возьмём ладью и поставим её на любую клетку на шахматной доске. Несмотря на то

что ладья очень похожа на башню, она может быстро передвигаться, как маленький танк.

Ладья ходит по прямым линиям вперёд и назад, вправо и влево на столько клеток, на

сколько захочет. И когда хочет, может остановиться.

Ладья ходит по прямым линиям: горизонталям и вертикалям. (показать макет горизонтали

и вертикали)

— Ладья считается тяжелой фигурой (ценность ладьи – 5 пешек)

Если у ладьи встретится на пути какая-нибудь фигура другого цвета, то ладья может эту

фигуру взять (съесть, побить). При этом фигура снимается, а ладья ставится на её место.

Такой шахматный ход будем называть «взятием».

Расставь на доске побольше пешек и фигур чёрного цвета и белой ладьёй уничтожь

их все по очереди.

2. Физкультминутка

Раз – поднялись, потянулись.

Два – согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

3. Решение дидактических задач и заданий. ( 10 мин)

1) Игра «Один в поле воин»

(Дети работают с раздаточным материалом в парах.)

— Белая ладья должна побить все черные фигуры, уничтожая каждым ходом по

фигуре.

2) Игра «Кратчайший путь»

— Как белой ладье быстрее всего добраться до ракеты? Посчитайте, сколько ходов

вы сделали

4. Закрепление знаний. (10 мин)

Игра «ДА – НЕТ»

Ходит ли ладья по белым и черным полям?;

Может ли ладья пойти с белого поля на белое? С белого поля на черное? С черного

поля на черное? С черного поля на белое?

Может ли ладья перепрыгнуть через одно поле? Через 2 поля? Через 3 поля? Через

4 поля? Через 5 полей? Через 6 полей?

Может ли белая ладья перепрыгнуть через черную ладью? А черная ладья через

белую?

Может ли одна белая ладья побить другую белую ладью?

Сколько различных ходов по горизонтали может сделать ладья из углового поля? А

из центрального? Сколько ходов по вертикали может сделать ладья из углового

поля? А из центрального?

Сколько различных ходов по диагонали может сделать ладья из углового поля? А из

центрального?

На сколько сторон может пойти ладья из углового поля? А из центрального?

Может ли в начальном положении ладья сделать хотя бы один ход?

5. Итог урока. (5 минут)

— Что нового узнали?

— Что понравилось на занятии?

6. Домашнее задание.

— Расставь на шахматной доске 8 ладей так, чтобы ни одна из них не стояла на пути

другой.



В раздел образования