Автор: Баранов Спартак Викторович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Дворец Детского Творчества"г.о.Навашинский
Населённый пункт: Нижегородская область, городской округ Навашинский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект занятия по программе "Белая ладья"
Раздел: дополнительное образование
Конспект занятия по шахматам «Ладья»
План конспект по шахматам.
Педагог дополнительного образования
Баранов С.В.
Тема занятия: Ладья.
Цель занятия:
— Познакомить с шахматной фигурой – ладья, с правилами хода ладьи, с
правилами взятия. Учить ориентироваться на шахматной доске.
Задачи.
1. Вырабатывать навык узнавать и правильно называть шахматные фигуры;
2. Заинтересовать учащихся начального этапа обучения, игрой в шахматы с помощью
дидактических игр и заданий разного уровня сложности, в наиболее доступной,
занимательной форме подачи материала.
3. Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление учащихся
младшего школьного возраста.
4. Воспитывать
усидчивость,
внимательность,
самостоятельность,
терпеливость,
изобретательность.
Оборудование:
шахматные доски с фигурами;
демонстрационная шахматная доска;
дидактический материал.
1. Организационный момент (5 мин)
1.Повторение прошлого материала
2.Проверка домашнего задания
3.Проверка присутствующих
2. Знакомство с новым материалом. (15 мин)
— С этой шахматной фигурой будем знакомиться на занятии.
— Покажите эту фигуру.
— Где стоит ладья на шахматной доске?
Сегодня мы познакомимся с ходами шахматной ладьи. Ты сделаешь свои первые
шаги по будущему полю сражения. Погуляешь по прямым линиям.
Возьмём ладью и поставим её на любую клетку на шахматной доске. Несмотря на то
что ладья очень похожа на башню, она может быстро передвигаться, как маленький танк.
Ладья ходит по прямым линиям вперёд и назад, вправо и влево на столько клеток, на
сколько захочет. И когда хочет, может остановиться.
Ладья ходит по прямым линиям: горизонталям и вертикалям. (показать макет горизонтали
и вертикали)
— Ладья считается тяжелой фигурой (ценность ладьи – 5 пешек)
Если у ладьи встретится на пути какая-нибудь фигура другого цвета, то ладья может эту
фигуру взять (съесть, побить). При этом фигура снимается, а ладья ставится на её место.
Такой шахматный ход будем называть «взятием».
Расставь на доске побольше пешек и фигур чёрного цвета и белой ладьёй уничтожь
их все по очереди.
2. Физкультминутка
Раз – поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
3. Решение дидактических задач и заданий. ( 10 мин)
1) Игра «Один в поле воин»
(Дети работают с раздаточным материалом в парах.)
— Белая ладья должна побить все черные фигуры, уничтожая каждым ходом по
фигуре.
2) Игра «Кратчайший путь»
— Как белой ладье быстрее всего добраться до ракеты? Посчитайте, сколько ходов
вы сделали
4. Закрепление знаний. (10 мин)
Игра «ДА – НЕТ»
Ходит ли ладья по белым и черным полям?;
Может ли ладья пойти с белого поля на белое? С белого поля на черное? С черного
поля на черное? С черного поля на белое?
Может ли ладья перепрыгнуть через одно поле? Через 2 поля? Через 3 поля? Через
4 поля? Через 5 полей? Через 6 полей?
Может ли белая ладья перепрыгнуть через черную ладью? А черная ладья через
белую?
Может ли одна белая ладья побить другую белую ладью?
Сколько различных ходов по горизонтали может сделать ладья из углового поля? А
из центрального? Сколько ходов по вертикали может сделать ладья из углового
поля? А из центрального?
Сколько различных ходов по диагонали может сделать ладья из углового поля? А из
центрального?
На сколько сторон может пойти ладья из углового поля? А из центрального?
Может ли в начальном положении ладья сделать хотя бы один ход?
5. Итог урока. (5 минут)
— Что нового узнали?
— Что понравилось на занятии?
6. Домашнее задание.
— Расставь на шахматной доске 8 ладей так, чтобы ни одна из них не стояла на пути
другой.