Напоминание

Богатыри - Защитники земли русской


Автор: Гох Ирина Вадимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Частное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №145 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: Курганская область, Кетовский район, п.Введенское
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Богатыри - Защитники земли русской
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Богатыри — Защитники земли русской» — конспект занятия для детей

подготовительной группы

Цель:

Приобщение

детей

старшего

дошкольного

возраста

к

истокам

русской

народной культуры.

• Развитие патриотических и гражданских чувств.

Задачи:

- Познакомить детей с традицией защиты Отечества в нашей стране.

- Продолжать формировать представление о героическом прошлом русского

народа, великих русских богатырях - защитниках земли русской;

активизировать

словарь:

Русь,

богатыри,

былины;

доспехи

богатырей

(кольчуга, щит, шлем, латы) ; оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами,

булава-палица), русский, испокон веков.

Чтение художественной литературы.

- Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских

богатырях, пословицам и поговоркам о защите Родины.

- Воспитывать в детях гордость за своих предков – защитников своей Родины,

уважение к русским воинам, желание продолжать традиции по защите своего

Отечества.

- Учить понимать необходимость и святую обязанность защищать Родину.

Предварительная работа:

Чтение

К.

Д.

Ушинский

"Наше

Отечество",

русских

народных

сказок

«Никита Кожемяка», «Змей Горыныч».

• Рассматривание иллюстраций о богатырях к произведениям А. С. Пушкина:

“Сказка о царе Салтане… ”, “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”.

• Материалы к занятию: иллюстрации с изображением самолёта, самострела,

коня, меча, кольчуги, шлема богатырского, булавы, три макета коня.

• Материалы для аппликации: модели щита, кольчуги, шлема, сапог, рукавиц,

рисунка с изображением богатыря;

• звукозапись песни «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой на стихи Н.

Добронравова, песни “Наша Армия” в исполнении группы “Непоседы”.

Ход занятия:

Дети заходят в группу с воспитателем.

На экране – 1 слайд “9 Мая”.

Ход занятия:

Воспитатель:

Дети, скоро наша страна отметит великий праздник «

День Победы». Чем знаменателен этот день?

Дети: Это праздничный день в честь победы наших солдат над немецкими

войсками.

Воспитатель: А что означает слово "Отечество"?

Дети: Это наша Родина, Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в

ней жили испокон веков отцы наши и деды.

Воспитатель: Кто такие "защитники Отечества"?

Дети: Это воины, которые защищают и охраняют нашу Родину от врагов.

Воспитатель: Правильно, это воины, которые охраняют нашу страну,

оберегают её от врагов, чтобы защитить нашу Россию, наш русский

народ, богатства нашей страны. О чём можно сказать?

“Русский” - храм, человек, мороз.

“Русская” – душа, земля, песня, река.

“Русские” – реки, поля, дороги, сказки.

“Русское” – слово, поле, раздолье…

Воспитатель: предлагаю вам посмотреть на экран.

2 слайд. Видеосюжет “Моя Армия” (музыка Э. Ханок, слова И. Резник, в

исполнении группы “Непоседы” – 1 минута) .

Воспитатель: Для чего нашей армии нужны военно-морские силы?

Дети: Военно-морские силы нужны для того, чтобы защищать наши моря и

океаны.

Воспитатель: Для чего нашей армии нужны военно-воздушные силы?

Дети: Они защищают нашу Родину в воздухе.

Воспитатель: Для чего нашей армии нужны сухопутные войска?

Дети: Сухопутные войска нужны для того, чтобы защищать нашу землю.

Воспитатель: Какая современная техника помогает Российской Армии?

Дети:

Танки,

самолёты,

корабли,

вертолёты,

подводные

лодки,

ракетные

установки.

Воспитатель: Кто управляет:

танком – танкист;

самолётом, вертолётом – лётчик;

подводной лодкой – подводник;

военным кораблём – капитан.

Воспитатель: Традиция защиты Отечества существует с давних пор.

Давайте вспомним, кто в давние времена защищал нашу Родину? В

давние-давние времена наша страна называлась Русь. Когда на Русь

нападали враги, на её защиту вставали самые смелые, самые отважные,

самые храбрые, решительные, мужественные защитники. Посмотрите,

пожалуйста, на экран.

3 слайд: картина “Три богатыря”.

Воспитатель:

Эту

картину

написал

художник

Виктор

Михайлович

Васнецов. Кого мы здесь видим?

Дети: Мы видим трёх богатырей.

Воспитатель:

Правильно.

Так

выглядели

защитники

земли

русской.

Каким должен быть богатырь, как вы думаете?

Дети:

Богатырь

должен

быть

сильным,

отважным,

бесстрашным,

решительным,

героическим,

храбрым,

мужественным,

доблестным,

справедливым, мудрым, стойким, суровым и беспощадным к врагам, умным,

смекалистым и т. д.

Воспитатель: Верно, именно таким и должен быть богатырь. Вспомните,

пожалуйста, как их зовут?

Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.

Воспитатель: Что делали богатыри?

Дети: Богатыри защищали нашу Родину от врагов.

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, внимательно на Илью Муромца.

Куда он так внимательно смотрит, как вы думаете?

Дети: Он смотрит, не идёт ли где враг.

Воспитатель:

Правильно.

Давайте

рассмотрим,

что

на

них

надето.

Называете.

Дети: Шлем, кольчуга,

Воспитатель: Что в руках у богатырей?

Дети: У Добрыни Никитича – меч и щит, у Алёши Поповича – лук, у Ильи

Муромца – палица.

Воспитатель: Правильно. Почему они так одеты?

Дети: Они готовы к бою, готовы защищать.

Воспитатель: Я приготовила для вас иллюстрации. Сейчас я вам их

раздам. Посмотрите, пожалуйста, что на них изображено и зачем это

богатырю.

(Иллюстрации

шлема

богатырского,

коня,

щита,

копья,

меча,

палицы, кольчуги, самострела) .

Дети: Это шлем. Он нужен богатырю для того, чтобы защитить голову от

ударов (и так далее) .

Гимнастика для глаз «Солнышко»

Воспитатель: Из каких произведений вы узнали о богатырях?

Дети: Из былин, русских народных сказок, мультфильмов.

Воспитатель: Да, но раньше мультфильмов и сказок не было, и мы

узнавали о богатырях из былин. Былины – это сказания о том, что было

давным-давно.

Воспитатель: В старинных былинах говорится о том, что перед тем, как

отправиться

в

дальний

путь,

богатырю

предстояло

выбрать

дорогу.

Богатырь

стоял

на

распутье

у

камня,

на

котором

были

написаны

направления и препятствия в пути.

4 слайд. Изображение камня с надписью.

(чтение надписи)

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, у нас на пути тоже камень. На

нём написано:

Пойдёшь направо – деньги и слава.

Пойдёшь налево – друзей потеряешь и будешь не смелым.

Двинешься прямо – ждёт опасность и богатырская слава.

Какую дорогу вы предлагаете выбрать?

Дети: предлагают свои варианты, выбирают общее решение.

-Почему богатыри выбирали самый трудный путь?

Воспитатель: Смелость, дружба и умение договариваться – помогали

богатырям

преодолеть

все

препятствия

на

пути.

С

помощью

препятствий

богатыри

проявляли

свои

качества:

смекалку,

внимательность, ловкость.

Добавьте словечко все вместе скорей,

Пословицы русские вспомним дружней!

Воспитатель: Я буду называть пословицу, а вы будете дружно называть

нужное слово.

1. Для Родины своей ни сил, ни жизни (не жалей) .

2. Родина-мать, умей за неё(постоять) .

3. Смелость города (берёт) .

4. Плох тот солдат, который не мечтает стать (генералом) .

5. Тяжело в учении – легко в (бою) .

Воспитатель: Молодцы!

Дети, дружно размышляйте

И загадки отгадайте.

Педагог загадывает загадки, ответы-отгадки появляются на экране.

Воспитатель: Рубашку такую не вяжут, не шьют, её из колечек железных

плетут.

Дети: Кольчуга.

Воспитатель: Как вы догадались, что это кольчуга?

Дети: высказывают своё мнение.

Воспитатель: Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис

над лицом.

Дети: Шлем.

Воспитатель: С чем сравнивается шлем в загадке?

Дети: С железной шапкой с острым концом.

Воспитатель: Оружие это не просто поднять,

Не просто поднять и в руке удержать.

Легко им снести было голову с плеч…

Ну, что, догадались? Конечно же…

Дети: Меч.

Воспитатель: Чтоб грудь защитить от ударов врага,

Уж вы это знаете, наверняка,

На левой руке у героя висит

Тяжёлый, блестящий и кругленький…

Дети: Щит.

Воспитатель: Как говорится в загадке, какой щит?

Дети: Тяжёлый, блестящий и кругленький.

Воспитатель: Всё правильно сказали. Какие вы смекалистые!

Давайте покажем нашу молодецкую удаль!

Физминутка - упражнения под музыку “Богатырская сила”.

Дружно встанем 1,2,3

Мы теперь богатыри!

Богатырь он вот каков

0н силен и здоров,

Он из лука стрелял

Метко палицу бросал,

На границе стоял

Зорко, зорко наблюдал

Подрастаем мы, смотри,

Станем, как богатыри!

Воспитатель: проверим ваше умение трудиться. Мы отправляемся в

мастерскую. Присаживайтесь, пожалуйста, за столы.

(На столах трафареты шлема, кольчуги, рукавиц, сапог. Задание для детей –

прикрепить на рисунок с изображением богатыря. Фоном звучит музыка

“Наша Армия”).

-Ребята,

ваша

задача

максимально

снарядить

богатыря

средством

защиты.

(самостоятельная работа)

Воспитатель: Ну вот, дети, и подошло к концу наше занятие, вы все

были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными,

ловкими и сообразительными. Много узнали о богатырях. Я верю, что,

когда

вы

подрастёте,

то

тоже

станете

достойными

защитниками

Отечества.



В раздел образования