Автор: Гох Ирина Вадимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Частное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №145 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: Курганская область, Кетовский район, п.Введенское
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Воспитательное значение народной игрушки
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Воспитательное значение народной игрушки»
Народная игрушка давно вошла в быт детей и стала настолько обычным
явлением, что нужно специально указывать на нее, как на продукт народного
творчества. В самом деле, кто отличал среди детских игрушек полированные,
яркой окраски шары, пирамидки, цилиндры или занимательных медведей –
кузнецов, пильщиков, плетеную кукольную мебель? Разве только отдельные
образы
остановят
на
себе
взор
своей
необычной
формой,
удивительной
раскраской – это дымковские или городецкие кони, свистульки, знакомые
взрослым по воспоминаниям их детских лет. В народной игрушке отражен
разнообразный
круг
детских
интересов:
от
знакомства
с
бытовыми
предметами она ведет ребенка в мир животных, людей, в мир фантазии.
Игрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или бисера...
Игрушки-обереги и игрушки-потешки, стригушки и козули, бирюльки и
свистульки... Дымковские и каргопольские, архангельские и филимоновские.
Все это — русские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук,
красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям
любовь и доброту. Народная игрушка — это не только культурное наследие,
музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Лаконичная по
форме, но столь выразительная и понятная любому ребенку, она и сегодня
может не просто удивить и обрадовать малыша, но и успешно справиться с
его обучением даже самым серьезным наукам.
Выполненная из натуральных материалов, игрушка с первых дней жизни
знакомит ребенка с природой и воспитывает творческое отношение к миру.
Но это не только предмет для любования, восхищения и забавы. Игрушка
приобщает малыша к миру абстрактных математических образов,
представлений.
Русская народная игрушка имеет свою историю. подтверждающую, что
она
не
случайное
явление,
а
устойчиво
развивающаяся
ветвь
народного
искусства, имеющая свои традиции.
Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим,
что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне
воздействует на развитие его чувств, ума и характера.
Первые возрастные игрушки, приобщающие малыша к миру звуков и
форм, — погремушки: зрелая головка мака или стручок гороха — патриархи
погремушек. Сказочные глиняные пустотелые куклы-погремушки делаются
просто: внутрь двух половинок вкладываются керамические шарики пли
камешки, а шов заглаживается. Слушая погремушку, ребенок производит
одно движение и много интенсивных шумов. В разных районах России
погремушки звали по-разному: шаркун, шаркунок, побрякушка, грематушка.
Уже само название подсказывает, как звучит первый "инструмент" -шуршит
ли, гремит, позвякивает... Погремушки делались из глины, дерева, бересты,
лозы и были различной формы. Шарообразные, яйце-, груше -,
фасолевидные, цилиндрические, крестообразные — они исподволь вводили
малыша в мир ряда звуков и геометрических пространственных форм.
В сюжетной игрушке отображен мир сказок и сказочных образов, а
также и тот круг жизненных явлений, с которыми сталкивается ребенок в
повседневной
жизни.
Традиционные
для
изобразительного
народного
искусства фигуры женщины, коня, петуха, медведя, представленные, как в
игрушке, так и в вышивке, резьбе, показывают органическую связь игрушки с
народным искусством. В ней, как и в вышивке, эти фигуры трактуются в
условном, сказочном плане.
В народной русской игрушке ярко выражено стремление порадовать,
повеселить ребенка. Выделяется забавная игрушка, радующая детей свистом,
писком, действием. Широко известны игрушки: ванька – встанька, волчки,
дудки, свистульки, клоуны.
Есть среди этих игрушек и такой тип ее, в котором познавательный
момент
введен
ясно
и
отчетливо.
Однако
применение
познавательного
принципа в народной игрушке ограничено, что резко отделяет ее от пособия,
в то время, как в фабричной игрушке это отличие зачастую стирается.
Интересны также игрушки для развития движений – каталки, мячи,
бабки, городки и т. д.
Можно проследить, как рождаясь повсеместно в виде самодельных
кукол,
коней
из
соломы,
дерева,
коры,
игрушка
постепенно
становится
предметом народного искусства, неся в себе определенные традиции этого
искусства.
Появляются
«гнезда»
производства
такой
игрушки
–
Городец,
Семенов, Вятка (ныне город Киров, Загорск, Бабенки, Богородск и др., где
развивалось
и
упрочилось
подлинно
–
национальное
русское
искусство
игрушки.
Изобразительное народное искусство, именно через народную игрушку
непосредственно
адресовано
детям:
все
в
ней
обращено
к
ребенку
-
ее
содержание, форма, окраска. На вопрос, предложенной вятской художнице –
игрушечнице Е. А. Кошкиной, о том, чем руководствуется она при создании
игрушек,
она
ответила:
«А
вот
смотрю,
чем
ребятишек
потешить,
да
позабавить…
да
и
придумаю».
И
выходили
из
ее
рук
резвые
кони
с
наездниками, свинки со стоящими на их спинках зайцами и другие забавные
игрушки
–
свистульки.
Той
же
мыслью
руководствуется
Богородский
игрушечник, вырезывая из дерева целое стадо, и дедушка, делающий для
своих внучат свисток, тележку, лодку.
Игрушки
–
важнейшие
составляющие
любой
культуры.
Игрушка
–
культурное орудие, посредством которого в «свёрнутой форме» передается
состояние современной культуры. С помощью игрушки ребенку передается
сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Игрушка –
носитель сакральных ценностей, родовой информации.