Напоминание

Воспитательное значение народной игрушки


Автор: Гох Ирина Вадимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Частное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №145 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: Курганская область, Кетовский район, п.Введенское
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Воспитательное значение народной игрушки
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Воспитательное значение народной игрушки»

Народная игрушка давно вошла в быт детей и стала настолько обычным

явлением, что нужно специально указывать на нее, как на продукт народного

творчества. В самом деле, кто отличал среди детских игрушек полированные,

яркой окраски шары, пирамидки, цилиндры или занимательных медведей –

кузнецов, пильщиков, плетеную кукольную мебель? Разве только отдельные

образы

остановят

на

себе

взор

своей

необычной

формой,

удивительной

раскраской – это дымковские или городецкие кони, свистульки, знакомые

взрослым по воспоминаниям их детских лет. В народной игрушке отражен

разнообразный

круг

детских

интересов:

от

знакомства

с

бытовыми

предметами она ведет ребенка в мир животных, людей, в мир фантазии.

Игрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или бисера...

Игрушки-обереги и игрушки-потешки, стригушки и козули, бирюльки и

свистульки... Дымковские и каргопольские, архангельские и филимоновские.

Все это — русские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук,

красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям

любовь и доброту. Народная игрушка — это не только культурное наследие,

музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Лаконичная по

форме, но столь выразительная и понятная любому ребенку, она и сегодня

может не просто удивить и обрадовать малыша, но и успешно справиться с

его обучением даже самым серьезным наукам.

Выполненная из натуральных материалов, игрушка с первых дней жизни

знакомит ребенка с природой и воспитывает творческое отношение к миру.

Но это не только предмет для любования, восхищения и забавы. Игрушка

приобщает малыша к миру абстрактных математических образов,

представлений.

Русская народная игрушка имеет свою историю. подтверждающую, что

она

не

случайное

явление,

а

устойчиво

развивающаяся

ветвь

народного

искусства, имеющая свои традиции.

Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим,

что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне

воздействует на развитие его чувств, ума и характера.

Первые возрастные игрушки, приобщающие малыша к миру звуков и

форм, — погремушки: зрелая головка мака или стручок гороха — патриархи

погремушек. Сказочные глиняные пустотелые куклы-погремушки делаются

просто: внутрь двух половинок вкладываются керамические шарики пли

камешки, а шов заглаживается. Слушая погремушку, ребенок производит

одно движение и много интенсивных шумов. В разных районах России

погремушки звали по-разному: шаркун, шаркунок, побрякушка, грематушка.

Уже само название подсказывает, как звучит первый "инструмент" -шуршит

ли, гремит, позвякивает... Погремушки делались из глины, дерева, бересты,

лозы и были различной формы. Шарообразные, яйце-, груше -,

фасолевидные, цилиндрические, крестообразные — они исподволь вводили

малыша в мир ряда звуков и геометрических пространственных форм.

В сюжетной игрушке отображен мир сказок и сказочных образов, а

также и тот круг жизненных явлений, с которыми сталкивается ребенок в

повседневной

жизни.

Традиционные

для

изобразительного

народного

искусства фигуры женщины, коня, петуха, медведя, представленные, как в

игрушке, так и в вышивке, резьбе, показывают органическую связь игрушки с

народным искусством. В ней, как и в вышивке, эти фигуры трактуются в

условном, сказочном плане.

В народной русской игрушке ярко выражено стремление порадовать,

повеселить ребенка. Выделяется забавная игрушка, радующая детей свистом,

писком, действием. Широко известны игрушки: ванька – встанька, волчки,

дудки, свистульки, клоуны.

Есть среди этих игрушек и такой тип ее, в котором познавательный

момент

введен

ясно

и

отчетливо.

Однако

применение

познавательного

принципа в народной игрушке ограничено, что резко отделяет ее от пособия,

в то время, как в фабричной игрушке это отличие зачастую стирается.

Интересны также игрушки для развития движений – каталки, мячи,

бабки, городки и т. д.

Можно проследить, как рождаясь повсеместно в виде самодельных

кукол,

коней

из

соломы,

дерева,

коры,

игрушка

постепенно

становится

предметом народного искусства, неся в себе определенные традиции этого

искусства.

Появляются

«гнезда»

производства

такой

игрушки

Городец,

Семенов, Вятка (ныне город Киров, Загорск, Бабенки, Богородск и др., где

развивалось

и

упрочилось

подлинно

национальное

русское

искусство

игрушки.

Изобразительное народное искусство, именно через народную игрушку

непосредственно

адресовано

детям:

все

в

ней

обращено

к

ребенку

-

ее

содержание, форма, окраска. На вопрос, предложенной вятской художнице –

игрушечнице Е. А. Кошкиной, о том, чем руководствуется она при создании

игрушек,

она

ответила:

«А

вот

смотрю,

чем

ребятишек

потешить,

да

позабавить…

да

и

придумаю».

И

выходили

из

ее

рук

резвые

кони

с

наездниками, свинки со стоящими на их спинках зайцами и другие забавные

игрушки

свистульки.

Той

же

мыслью

руководствуется

Богородский

игрушечник, вырезывая из дерева целое стадо, и дедушка, делающий для

своих внучат свисток, тележку, лодку.

Игрушки

важнейшие

составляющие

любой

культуры.

Игрушка

культурное орудие, посредством которого в «свёрнутой форме» передается

состояние современной культуры. С помощью игрушки ребенку передается

сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Игрушка –

носитель сакральных ценностей, родовой информации.



В раздел образования