Автор: Прусаков Илья Владимирович
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Озерновская СОШ №47
Населённый пункт: с.Озерное Енисейского района Красноярского края
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения"
Раздел: полное образование
«Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на
основе эффективного использования различных образовательных технологий, в том
числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения»
1.1.
Мо й
к а б и н е т полностью
соответствует
требованиям
к
оформлению
предметного кабинета русского языка и литературы. В нём имеется художественная,
справочная
литература,
словари,
энциклопедии,
хрестоматии,
достаточное
количество
дидактического, раздаточного, иллюстративного материала. Комплект мультимедийного
оборудования
(компьютер,
проектор,
большой
экран)
даёт
возможность
продуктивно
использовать на уроках информационно-коммуникационные технологии:
-создан банк уроков- презентаций, в частности: «Обзор литературы ХХ века» (в
интеграции
с
предметом
истории
России),
«Чтобы
душа
была
жива»
по
роману
Ф.М.Достоевского,
«Люди
как
реки»
по
роману
Л.Н.Толстого
(с
тестовой
проверкой
знания текста), «Лауреаты Нобелевской премии в области литературы» (совместно с
инициативной
группой
ребят 9 класса), поэтические листки и визитные карточки по
поэзии Серебряного века;
-сформирован банк ученических презентаций по отдельным темам как результат
самостоятельной
исследовательской
деятельности:
«Пре-при»,
«Чередующие
корни»,
«Причастия и деепричастия»;
-демонстрирую
фрагменты
кинофильмов,
снятых
по
произведениям
русской
классической литературе.
Участвовал в работе творческой мастерской «Информационные технологии» на
районном
уровне.
На
мой
электронный
адрес
постоянно
поступают
сведения
о
проводимых конкурсах. Являюсь участником Сетевого общества. Виртуально (по скайпу)
общаемся с учениками, их родителями. С коллегами, живущими в разных уголках страны
и за рубежом, решаем профессиональные вопросы.
1.2. Применяю информационно-коммуникативные
технологии, внедряю про-
ектную деятельность, использую технологию критического мышления.
Применение
данной
технологии
обеспечивает
достижение
предметных,
личностных,
метапредметных
планируемых
результатов.
Одним
из
спо собов
достижения метапредметных результатов и повышения мотивации к изучению русского
языка
и
литературы
являются компетентностно-ориентированные
задания.
И х
преимущество заключается в том, что они носят деятельностный характер, моделируют
практическую,
жизненную
ситуацию.
В
качестве
основы
для
компетентностно-
ориентированных заданий использую материал, имеющий существенное значение для
местного сообщества, связанный с конъюнктурными, широко обсуждаемыми в обществе
вопросами.
Одним
из
основных
принципов
работы
учителя-словесника
является принцип
текстоцентричности. С особым трепетом подхожу к подбору текстов. Глубоко убеждён,
что эти тексты должны вызывать живой интерес у учащихся, побуждать их к дискуссии,
направлять на решение лингвистических задач, потому что таким образом происходит
усвоение
языковых
единиц,
изучение
текста
как
высшего
уровня
лингвистической
системы, формирование умений продуцировать и репродуцировать текст как речевую
единицу
межличностного
общения,
что
особенно
важно
в
процессе достижения
метапредметных
результатов.
Учащиеся
не
только
непроизвольно
запоминают
образцовые тексты, но и учатся воспроизводить их, а затем использовать элементы, фразы
из них в своей речи.
1.3. Дистанционная образовательная технология- это инструмент для реализации
основных принципов личностно-ориентированного подхода обучения. Эта технология
некаждодневная (на мой взгляд), я, учитель русского языка, использую её как доработку
индивидуальных заданий (особенно для выпускных классов при выполнении части С).
С 2012 в нашей школе ведется электронный дневник, электронный журнал, что
позволяет использоват ь информационные
методы
фиксации
и
оценивания
учебных
достижений
средствами
ИКТ. Электронный
журнал
и
«Дневник.ру»-
виртуальная
площадка для взаимодействия учителя, учеников и родителей; информационная
среда,
включающая расписание занятий, оценки обучающихся, домашние задания, виртуальные
консультации, ссылки на сайты. Цель использования – расширение информационной
открытости и доступности образовательного процесса. Результат: 100%
учащихся и
родителей пользуются электронным дневником и журналом; повышена оперативность в
решении образовательных проблем и преодолении конфликтных ситуаций.
1.4. Имею личную страницу на сайте Прошколу.ру, Завуч.ру, где публикую свои
разработки, делюсь опытом работы, общаюсь с коллегами из других регионов. Считаю что
такие
сайты
для
учителей,
как
«Открытый
класс»,
«Сеть
творческих
учителей»,
«Продленка», «По уши в ГИА», сайт ФИПИ позволяют реализовать себя и повысить свой
профессиональный уровень.
1.5.
Здоровьесберегающие
технологии
применяю
на
уроках
и
во
внеурочной
деятельности.
Учебные
занятия
проходят
в
кабинете,
отвечающем
требованиям
санитарно- гигиенических норм. В ходе уроков слежу за осанкой учащихся. Включаю в
урок
физминутки
для
глаз,
для
осанки.
Учитываю
возрастные,
психологические
особенности учащихся, для этого использую форму изложения материала «от простого к
сложному», чередую различные виды деятельности и формы взаимодействия. Провожу
беседы «Учебный процесс и личная гигиена, деловой, спортивный стиль одежды».
1.6. Неотъемлемая часть методической системы - Мониторинг. На своих уроках
применяю разнообразные формы контроля и оценки знаний учащихся: индивидуальные
карточки и задания, тестирование (в том числе и дифференцированное), самостоятельные,
лабораторные, контрольные работы, зачет. Мониторинг результатов этих работ позволяет
мне
не
только
определять
дальнейшее
направление
в
работе,
но
и
самому
ученику
наметить пути достижения лучших результатов.
Результаты психологического исследования уровня мотивации
к изучению предмета, проведённого в одном их классных коллективов, в котором я
преподаю с пятого класса, таковы:
Параметры
2014-2015уч. год
7кл
2015-2016 уч. год
8кл
2016-2017уч. год
9кл
Исследование
уровня
школьной
мотивации
Высокий уровень – 25%.
Хорошая мотивация -40%.
Положительное отношение к
школе – 10%.
Низкий уровень – 20%
Дезадаптация – не выявлена.
Высокий уровень – 44%
Положительное отношение
к школе – 55%
Низкий уровень – не
выявлен
Дезадаптация - не
выявлен.
Высокий уровень – 50%
Положительное
отношение к школе –
56%
Низкий уровень – не
выявлен.
Дезадаптация - не
выявлен.
Изучение
самооценки
Адекватная – 80%
Завышенная – 10%
Заниженная – 10%
Адекватная – 90%
Завышенная – 5%
Заниженная – 5%
Стиль
педагогическог
о общения
Доверительно-диалогический стиль общения
1.7. Технология «портфолио» («портфель достижений»- совокупность документов,
отражающих
достижения
обучающихся
в
разных
видах
деятельности)
-одна
из
инновационных
технологий,
позволяющая
на
новом
качественном
уровне
выстроить
систему
диагностики
достижений
обучающихся
в
разных
отраслях
знаний
и
видах
деятельности.
Результаты:
«портфолио»
сформировано
и
постоянно
обновляется
у
обучающихся 9-10х классов ( 75%), для учеников разработаны «диагностические карты»,
которые отражают рост его личных достижений ( для учеников 9х классов, 52%).
Результативность использования инновационных форм обучения приводит к тому,
что
в
моей
практике
нет
шаблонных
уроков,
увеличивается
индивидуализация
и
дифференциация
обучения,
занятия
становятся
более
наглядными,
интересными,
рационально организуется учебная деятельность. Все это дает положительные результаты:
происходит
подготовка
учащихся
к
жизни
в
условиях
информационного
общества,
создаются условия для самореализации и самоактуализации личности.