Напоминание

"Лэпбук, как инновационная форма организации учебного процесса"


Автор: Тельнова Надежда Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад № 9 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: Курганская область, город Шумиха
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Лэпбук, как инновационная форма организации учебного процесса"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 общеразвивающего вида»

Разработка на тему:

«Лэпбук, как инновационная форма организации учебного материала»

Подготовила: Воспитатель

Тельнова Н.С.

Город Шумиха, 2018 год

В

настоящее

время

растёт

поколение

детей,

часто

безразличное

к

речевой

деятельности,

демонстрирующее

нелюбовь

к

трудным

заданиям,

избегающее

регулярных усилий и трудностей вообще. Речевая коммуникация для таких малышей

не является личностно значимой.

Наблюдается и «угасание» родительской инициативы – ещё одна из актуальных

проблем сегодняшнего дня. Поэтому так важны поиск и введение в практику новых

форм работы с дошкольниками и их родителями.

Вовлечь

ребёнка

в

деятельность

возможно

лишь

в

том

случае,

когда

ему

интересно, когда он увлечён и играет. Помочь в этом может лэпбук.

Лэпбук

(lapbook)

– это

самодельная

книжка-раскладушка

или

тематическая

папка с разными кармашками, подвижными деталями. В ней собирается материал по

определенной теме.

Современные требования,

предъявляемые

государством

к

качеству

образовательно – воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что

педагогу

необходимо

постоянно

заниматься

самообразованием,

повышать

свой

у р о ве нь

пр о фе с с ио на льно й

компе т е нт но с т и

и владеть

необходимыми

образовательными технологиями.

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет

новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые

были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее

эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.

Что же такое лэпбук, зачем он нужен, чем он хорош и интересен нам педагогам и

нашим детям?

Итак, пришёл лэпбукинг к нам из Америки. В дословном переводе с английского

"Лэпбук" (lapbook) значит "наколенная книга" (lap - колени, book -

книга). Лэпбуктематическая или интерактивная папка, то есть самодельная бумажная

книжк с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребёнок

может доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению, таким образом,

в игровой форме запоминает или закрепляет пройденный материал.

В Америке лэпбуки получили свое широкое распространение и стали столь

популярны за счет домашнего образования(homeschooling). При таком обучении

лэпбуки является финальным этапом изучения определенной темы.

Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить

содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок

участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Он помогает ребенку по своему

желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал.

Это отличный способ для закрепления материала. В любое удобное время ребенок

просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную

своими

же

руками

книжку.

Ребенок

самостоятельно

собирает

и

организовывает

информацию, формируя навыки школьного обучения. Лэпбук хорошо подойдет для

занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать

задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками, а другим детям – задания,

подразумевающие

умение

писать

и

т.д.)

и

сделать

коллективную

книжку.

Лэпбук

развивает

творческие

способности

и

коммуникативные

навыки.

И

это

просто

интересно! Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!

Почему технология «лэпбук» актуальна в наше время?

1.

Лэпбук

отвечает

требованиям

ФГОС

дошкольного

образования

к

пространственной предметно-развивающей среде:

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.

-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием

взрослого как играющего партнера);

-обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с

цветом, формой и т.д.;

-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает

его к миру искусства;

-вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

-его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;

-обеспечивает

игровую,

познавательную,

исследовательскую

и

творческую

активность всех воспитанников.

2.

Работа

с

лэпбуком

отвечает

основным

направлениям

партнерской

деятельности взрослого с детьми:

- включенность воспитателя наравне с детьми,

- добровольное присоединение детей к деятельности,

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности,

- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Лэпбук могут делать:

Педагоги;

Педагоги с детьми;

Педагоги, дети и родители;

Дети и родители;

Родители

Дети самостоятельно, что будет последней, высшей ступенью развития

познавательной деятельности детей.

Лэпбук можно использовать как в детском саду, так и дома.

Разновидности тематических папок

В зависимости от назначения:

•учебные;

•игровые;

•поздравительные,

•праздничные;

•автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка:

путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т.д.)

В зависимости от формы:

•стандартная книжка с двумя разворотами;

•папка с 3-5 разворотами;

•книжка-гармошка;

•фигурная папка.

Организация материала:

•стандартные кармашки;

•обычные и фигурные конверты;

•кармашки-гармошки;

•кармашки-книжки;

•окошки и дверцы;

•вращающиеся детали;

•высовывающиеся детали;

•карточки;

•теги;

•стрелки;

•пазлы;

•чистые листы для заметок и т.д.

Значимость и преимущества технологии «лэпбук»:

активизирует у детей интерес к познавательной деятельности;

позволяет самостоятельно собирать нужную информацию (в старшем возрасте);

развивает креативность, творческое мышление, мелкую моторику, речь;

помогает разнообразить занятия, совместную деятельность со взрослым;

помогает детям лучше понять и запомнить информацию(особенно если ребенок

визуал);

позволяет сохранить собранный материал;

объединяет педагогов, детей и родителей;

способствует

организации

материала

по

изучаемой

теме

в

рамках

комплексно-

тематического планирования;

способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми;

обеспечивает

реализацию

партнерских

взаимоотношений

между

взрослыми

и

детьми;

способствует творческой самореализации педагога.

Из чего состоит лэпбук?

Лэпбук - это папка формата А3, А4, в которую вклеиваются кармашки, книжки-

раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме Лэпбука: от

интересных игр до лексики и большого количества интересно поданной информации .

С чего начать ? тема - план - макет - оформление .

Тема должна быть интересна ребенку и выполнима (соответствовать возрасту),

оригинальна.

Чтобы полностью раскрыть тему, необходим подробный план того, что должен

включать в себя лэпбук

При этом готовый лэпбук – это не просто поделка. Это заключительный этап

работы над темой, который дошкольники проделали самостоятельно. Например, дети

постарше (старшая и подготовительная группа) сами (вместе с родителями) собирают

игры, загадки, скороговорки.

Работа с тематическими папками направлена на расширение запаса знаний и

представлений

об

окружающем

мире

и

событиях,

обогащение

словарного

запаса,

развитие

связной

речи.

Чтобы

заполнить

папки,

детям

необходимо

выполнить

определённые задания, способствующие развитию речи (отгадать загадки, выучить

стихотворения,

составить

рассказ,

прослушать,

а

затем

пересказать

литературное

произведение,

провести

наблюдения

(за

погодой,

за

птицами,

насекомыми,

за

сезонными

изменениями

в

природе,

провести

эксперименты

по

выращиванию

растений из семян.

В ходе работы с лэпбуками дошкольники получают новые знания по темам,

расширяют и обогащают активный и пассивный вокабуляр, а внесение лэпбуков в

предметную пространственную развивающую среду в группах, в дальнейшем позволит

быстро освежить в памяти пройденные темы.

В чем же преимущество обучения с лэпбуком?

Во-первых, привьете своим детям любовь к обучению; во-вторых, разнообразите

даже самую скучную тему и расширите кругозор, а также обогатите активный словарь

и уточните имеющийся предметный словарь; в-третьих, вы вместе с ребёнком

научитесь структурировать сложную информацию; в-четвертых, разовьете свою

креативность и творческое мышление; в-пятых, научите своих детей простому способу

запоминания. И в итоге вся работа, если родители будут делать её с детьми объединит

всю семью для увлекательного и полезного занятия. Ваш лэпбук будет по своему

уникален!

.

Процесс создания Лэпбука включает в себя:

А я представляю свой лэпбук, как дидактическое пособие для детей старшего

дошкольного возраста

Тема Лэпбука «Осень »

Цель. Закреплять и обогащать представления дошкольников об осеннем времени года.

Задачи.

- закрепить и систематизировать изученный материал;

- сформировать умение составлять рассказ об осени по картинкам;

- повторить стихи, пословицы, поговорки, приметы об осени;

- учить классифицировать, дифференцировать, выделять лишний предмет в ряду

предметов, сравнивать;

- закрепить знания о витаминах, овощах, фруктах, ягодах.

Содержание папки

Тематические изображения «Осенние месяцы»

Стихотворения об осени

Дидактическая игра - мозаика «От какого дерева листок?»

Загадки об осени

Тематические карточки «Одежда»

Дидактическая игра «Урожай»

Осенние приметы

Л

э

п

б

у

к

1 .

В

ы

б о р

т

е м

ы

2 .

С о с т а

в л е н

и

е

п л а н

а

3 .

С о з д а н и

е

м а к е т а

и

о ф о р м л

е н и е

4

Предметы осени (листья, фрукты объемные)

Еще один лэпбук «Животные»

Цель пособия: расширить представления детей о диких и домашних животных, об их

месте обитания, о питании, о детёнышах.

Задачи:

- учить устанавливать причинно – следственные связи между образом жизни и средой

обитания;

- учить составлять рассказ по картинке;

- упражнять в узнавании и назывании детёнышей животных;

- развивать компоненты устной речи;

- развивать диалогическую речь (формировать умение отвечать на вопросы, используя

элементы объяснения);

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе и лесным животным;

- воспитывать самостоятельность и инициативу.

Содержание папки:

Тематические карточки «Дикие животные», «Домашние животные»

Дидактическая игра «Где чья тень?»

Дидактическая игра «Кто, где живет»

Стихотворения о животных

Интересные факты о животных

Игра «Кто, что ест?»

Игра – забава «Один – много»

В запланированной мною работы на новый учебный год, но это еще впереди!

Фото прилагаются ниже



В раздел образования