Автор: Тельнова Надежда Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад № 9 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: Курганская область, город Шумиха
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Лэпбук, как инновационная форма организации учебного процесса"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9 общеразвивающего вида»
Разработка на тему:
«Лэпбук, как инновационная форма организации учебного материала»
Подготовила: Воспитатель
Тельнова Н.С.
Город Шумиха, 2018 год
В
настоящее
время
растёт
поколение
детей,
часто
безразличное
к
речевой
деятельности,
демонстрирующее
нелюбовь
к
трудным
заданиям,
избегающее
регулярных усилий и трудностей вообще. Речевая коммуникация для таких малышей
не является личностно значимой.
Наблюдается и «угасание» родительской инициативы – ещё одна из актуальных
проблем сегодняшнего дня. Поэтому так важны поиск и введение в практику новых
форм работы с дошкольниками и их родителями.
Вовлечь
ребёнка
в
деятельность
возможно
лишь
в
том
случае,
когда
ему
интересно, когда он увлечён и играет. Помочь в этом может лэпбук.
Лэпбук
(lapbook)
– это
самодельная
книжка-раскладушка
или
тематическая
папка с разными кармашками, подвижными деталями. В ней собирается материал по
определенной теме.
Современные требования,
предъявляемые
государством
к
качеству
образовательно – воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что
педагогу
необходимо
постоянно
заниматься
самообразованием,
повышать
свой
у р о ве нь
пр о фе с с ио на льно й
компе т е нт но с т и
и владеть
необходимыми
образовательными технологиями.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет
новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые
были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее
эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.
Что же такое лэпбук, зачем он нужен, чем он хорош и интересен нам педагогам и
нашим детям?
Итак, пришёл лэпбукинг к нам из Америки. В дословном переводе с английского
"Лэпбук" (lapbook) значит "наколенная книга" (lap - колени, book -
книга). Лэпбуктематическая или интерактивная папка, то есть самодельная бумажная
книжк с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребёнок
может доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению, таким образом,
в игровой форме запоминает или закрепляет пройденный материал.
В Америке лэпбуки получили свое широкое распространение и стали столь
популярны за счет домашнего образования(homeschooling). При таком обучении
лэпбуки является финальным этапом изучения определенной темы.
Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить
содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок
участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Он помогает ребенку по своему
желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал.
Это отличный способ для закрепления материала. В любое удобное время ребенок
просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную
своими
же
руками
книжку.
Ребенок
самостоятельно
собирает
и
организовывает
информацию, формируя навыки школьного обучения. Лэпбук хорошо подойдет для
занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать
задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками, а другим детям – задания,
подразумевающие
умение
писать
и
т.д.)
и
сделать
коллективную
книжку.
Лэпбук
развивает
творческие
способности
и
коммуникативные
навыки.
И
это
просто
интересно! Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!
Почему технология «лэпбук» актуальна в наше время?
1.
Лэпбук
отвечает
требованиям
ФГОС
дошкольного
образования
к
пространственной предметно-развивающей среде:
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием
взрослого как играющего партнера);
-обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с
цветом, формой и т.д.;
-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает
его к миру искусства;
-вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
-его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
-обеспечивает
игровую,
познавательную,
исследовательскую
и
творческую
активность всех воспитанников.
2.
Работа
с
лэпбуком
отвечает
основным
направлениям
партнерской
деятельности взрослого с детьми:
- включенность воспитателя наравне с детьми,
- добровольное присоединение детей к деятельности,
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности,
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Лэпбук могут делать:
Педагоги;
Педагоги с детьми;
Педагоги, дети и родители;
Дети и родители;
Родители
Дети самостоятельно, что будет последней, высшей ступенью развития
познавательной деятельности детей.
Лэпбук можно использовать как в детском саду, так и дома.
Разновидности тематических папок
В зависимости от назначения:
•учебные;
•игровые;
•поздравительные,
•праздничные;
•автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка:
путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т.д.)
В зависимости от формы:
•стандартная книжка с двумя разворотами;
•папка с 3-5 разворотами;
•книжка-гармошка;
•фигурная папка.
Организация материала:
•стандартные кармашки;
•обычные и фигурные конверты;
•кармашки-гармошки;
•кармашки-книжки;
•окошки и дверцы;
•вращающиеся детали;
•высовывающиеся детали;
•карточки;
•теги;
•стрелки;
•пазлы;
•чистые листы для заметок и т.д.
Значимость и преимущества технологии «лэпбук»:
активизирует у детей интерес к познавательной деятельности;
позволяет самостоятельно собирать нужную информацию (в старшем возрасте);
развивает креативность, творческое мышление, мелкую моторику, речь;
помогает разнообразить занятия, совместную деятельность со взрослым;
помогает детям лучше понять и запомнить информацию(особенно если ребенок
визуал);
позволяет сохранить собранный материал;
объединяет педагогов, детей и родителей;
способствует
организации
материала
по
изучаемой
теме
в
рамках
комплексно-
тематического планирования;
способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми;
обеспечивает
реализацию
партнерских
взаимоотношений
между
взрослыми
и
детьми;
способствует творческой самореализации педагога.
Из чего состоит лэпбук?
Лэпбук - это папка формата А3, А4, в которую вклеиваются кармашки, книжки-
раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме Лэпбука: от
интересных игр до лексики и большого количества интересно поданной информации .
С чего начать ? тема - план - макет - оформление .
Тема должна быть интересна ребенку и выполнима (соответствовать возрасту),
оригинальна.
Чтобы полностью раскрыть тему, необходим подробный план того, что должен
включать в себя лэпбук
При этом готовый лэпбук – это не просто поделка. Это заключительный этап
работы над темой, который дошкольники проделали самостоятельно. Например, дети
постарше (старшая и подготовительная группа) сами (вместе с родителями) собирают
игры, загадки, скороговорки.
Работа с тематическими папками направлена на расширение запаса знаний и
представлений
об
окружающем
мире
и
событиях,
обогащение
словарного
запаса,
развитие
связной
речи.
Чтобы
заполнить
папки,
детям
необходимо
выполнить
определённые задания, способствующие развитию речи (отгадать загадки, выучить
стихотворения,
составить
рассказ,
прослушать,
а
затем
пересказать
литературное
произведение,
провести
наблюдения
(за
погодой,
за
птицами,
насекомыми,
за
сезонными
изменениями
в
природе,
провести
эксперименты
по
выращиванию
растений из семян.
В ходе работы с лэпбуками дошкольники получают новые знания по темам,
расширяют и обогащают активный и пассивный вокабуляр, а внесение лэпбуков в
предметную пространственную развивающую среду в группах, в дальнейшем позволит
быстро освежить в памяти пройденные темы.
В чем же преимущество обучения с лэпбуком?
Во-первых, привьете своим детям любовь к обучению; во-вторых, разнообразите
даже самую скучную тему и расширите кругозор, а также обогатите активный словарь
и уточните имеющийся предметный словарь; в-третьих, вы вместе с ребёнком
научитесь структурировать сложную информацию; в-четвертых, разовьете свою
креативность и творческое мышление; в-пятых, научите своих детей простому способу
запоминания. И в итоге вся работа, если родители будут делать её с детьми объединит
всю семью для увлекательного и полезного занятия. Ваш лэпбук будет по своему
уникален!
.
Процесс создания Лэпбука включает в себя:
А я представляю свой лэпбук, как дидактическое пособие для детей старшего
дошкольного возраста
Тема Лэпбука «Осень »
Цель. Закреплять и обогащать представления дошкольников об осеннем времени года.
Задачи.
- закрепить и систематизировать изученный материал;
- сформировать умение составлять рассказ об осени по картинкам;
- повторить стихи, пословицы, поговорки, приметы об осени;
- учить классифицировать, дифференцировать, выделять лишний предмет в ряду
предметов, сравнивать;
- закрепить знания о витаминах, овощах, фруктах, ягодах.
Содержание папки
Тематические изображения «Осенние месяцы»
Стихотворения об осени
Дидактическая игра - мозаика «От какого дерева листок?»
Загадки об осени
Тематические карточки «Одежда»
Дидактическая игра «Урожай»
Осенние приметы
Л
э
п
б
у
к
1 .
В
ы
б о р
т
е м
ы
2 .
С о с т а
в л е н
и
е
п л а н
а
3 .
С о з д а н и
е
м а к е т а
и
о ф о р м л
е н и е
4
Предметы осени (листья, фрукты объемные)
Еще один лэпбук «Животные»
Цель пособия: расширить представления детей о диких и домашних животных, об их
месте обитания, о питании, о детёнышах.
Задачи:
- учить устанавливать причинно – следственные связи между образом жизни и средой
обитания;
- учить составлять рассказ по картинке;
- упражнять в узнавании и назывании детёнышей животных;
- развивать компоненты устной речи;
- развивать диалогическую речь (формировать умение отвечать на вопросы, используя
элементы объяснения);
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе и лесным животным;
- воспитывать самостоятельность и инициативу.
Содержание папки:
Тематические карточки «Дикие животные», «Домашние животные»
Дидактическая игра «Где чья тень?»
Дидактическая игра «Кто, где живет»
Стихотворения о животных
Интересные факты о животных
Игра «Кто, что ест?»
Игра – забава «Один – много»
В запланированной мною работы на новый учебный год, но это еще впереди!
Фото прилагаются ниже