Автор: Фрунзе Татьяна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Золотая рыбка"
Населённый пункт: Ноябрьск
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: «Современные подходы к организации игровой деятельности дошкольников»
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗОЛОТАЯ РЫБКА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
Тема: «Современные подходы к организации игровой деятельности дошкольников»
Составитель:
Фрунзе Т. А.
Ноябрьск 2019г.
«Современные подходы к организации игровой деятельности дошкольников»
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и
сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид
деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не
количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его
основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды
деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И
определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до
наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто
интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира,
способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает
схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры,
с помощью которых самые банальны, бытовые вещи переносятся в особый интересный
мир приключений. "Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре
развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются
сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят
организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и
пр.",- писала.
В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. В настоящее
время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая
считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего
школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы,
приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения
эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий
жизнедеятельности.
Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое
место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении. В работах детские игры
делятся на: игры, придуманные самими детьми и игры, придуманные взрослыми. Первые
Крупская называла творческими, подчеркивая их главную особенность - самостоятельный
характер. Такое название сохранилось и в традиционной для отечественной дошкольной
педагогике классификации детских игр. Другую группу игр в этой классификации
составляют игры с правилами. Как и любая классификация, данная классификация
детских игр носит условный характер.
Современная отечественная педагогика к творческим играм относит с/р игры,
строительные игры игры-драматизации. К группе игр с правилами относятся
дидактические и подвижные игры.
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой
сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая
воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются
на:
Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения»
(большое место уделяется кукле).
Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается
труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет,
корабль).
Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги
нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.)
Игры на темы литературных произведений, кино-, теле - и радиопередач: в
«моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по
содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т. д.
Компоненты сюжетно-ролевой игры
Сюжет игры - это сфера действительности, которая воспроизводится детьми,
отражение определенных действий, событий из жизни и деятельности окружающих.
Содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального
и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой,
трудовой и общественной деятельности.
Роль – игровая позиция, ребенок отождествляет себя с каким-либо персонажем
сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.
Этапы формирования и сюжетно-ролевой игры
В первые годы жизни при обучающем воздействии взрослых ребенок проходит
этапы развития игровой деятельности, которые представляют собой предпосылки
сюжетно-ролевой игры.
Первый такой этап – ознакомительная игра. Относится к возрасту ребенка – 1 год.
Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя
разнообразные игрушки, предметы.
На втором этапе (рубеж 1 и 2 года жизни ребенка) появляется отобразительная игра,
в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств
предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. Взрослый не
только называет предмет, но и обращает внимание малыша на его целевое
назначение.
Третий этап развития игры относится к концу второго – началу третьего года
жизни. Формируется сюжетно - отобразительная игра, в которой дети начинают
активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (баюкают
куклу).
Четвертый этап (с 3 до 7 лет) – собственная ролевая игра.
Ролевая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность,
в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в общественной форме в
специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и
отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных
игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.
Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых
людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих
стремлений и героических поступков.
В развитии и обогащении самодеятельности детей, творческого воспроизведения и
отражения фактов и явлений окружающей жизни огромная роль принадлежит
воображению. Именно силою воображения создаются ситуации игры, образы,
воспроизводимые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным, что и
придаёт детской игре привлекательность, которая присуща только ей.
В сюжетно-ролевых играх отчётливо выступает оптимистический,
жизнеутверждающий характер, самые трудные дела в них всегда заканчиваются успешно
и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури, пограничники
задерживают нарушителей, доктор излечивает больных.
В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует явления
реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь богатым содержанием,
оставляя след на долгие годы.
Длительность сюжетной игры:
в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);
в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.);
в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней).
Режиссерские игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять
разнообразные действия кукол, действуя и за себя, и за куклу.
Театрализованные игры.
Театрализованные игры – разыгрывание в особах определенного
литературного произведения и отображение с помощью выразительных
способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.
Игра драматизация – особенный вид деятельности детей дошкольного
возраста.
Драматизировать – изображать, разыгрывать в особах литературное произведение.
В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и
содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. п. Они сходны с
сюжетно - ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления,
действий и взаимоотношений людей и т. д., а также имеются элементы творчества.
Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или
рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной
последовательности.
Чаще всего основой игр - драматизаций являются сказки. В сказках образы героев
очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной
мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и дошкольники
охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми народные сказки
"Репка", "Колобок", "Теремок", "Три медведя" и др. В играх драматизациях используются
и стихотворения с диалогами, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить
содержание по ролям.
С помощью игр - драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание
произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную
обусловленность.
Для развёртывания игр - драматизаций необходимы: возбуждение и развитие
интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста произведения, наличие
костюмов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ, но не должен стеснять ребёнка.
Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы,
характеризующие отдельные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка,
хвост лисы, уши зайчика и т. п. К изготовлению костюмов хорошо привлекать самих
детей.
Руководство воспитателя заключается в том, что он, прежде всего подбирает
произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить
и превратить в игру - драматизацию.
С дошкольниками не следует специально разучивать сказку. Прекрасный язык,
увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия - всё это
способствует быстрому её усвоению. При повторном рассказывании сказки дети
достаточно хорошо её запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли
отдельных персонажей. Играя, ребёнок непосредственно выражает свои чувства в слове,
жесте, мимике, интонации.
В игре - драматизации не надо показывать ребёнку те или иные выразительные
приёмы: игра для него должна быть именно игрой.
Строительно–конструктивные игры
Строительно – конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети
отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и
оберегают их.
Разновидности строительных материалов. Строительная игра - это такая деятельность
детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных
постройках и связанных с ними действиях.
Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой и рассматривается
как её разновидность. У них один источник - окружающая жизнь. Дети в игре строят
мосты, стадионы, железные дороги, театры, цирки и многое другое. В строительных играх
они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят
свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач. Сходство
сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на
основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными.
Различие между этими играми состоит в том, что сюжетно-ролевой игре прежде всего
отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в
строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей,
с применяемой техникой и её использованием.
Воспитателю важно учитывать взаимосвязь, взаимодействие сюжетно-ролевой и
строительной игры. Строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и
вызываются ею. Она как бы задаёт цель строительной игры. Например, дети задумали
играть в моряков - у них возникла необходимость строить пароход; игра в магазин
неизбежно требует его постройки т. д. Однако строительная игра может возникать и как
самостоятельная, и уже на её основе развивается та или иная сюжетно-ролевая. Например,
дети строят театр, а потом играют в артистов.
В процессе строительных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать,
сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить
приёмы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Под
его руководством дошкольники овладевают точным словарём, выражающим название
геометрических тел, пространственных отношений: высоко низко, направо налево, вверх-
вниз, длинный короткий, широкий узкий, выше ниже, длиннее короче и т. п.
Дидактические игры – игры, специально создаваемые или приспособленные для
целей обучения.
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых
требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила,
последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у
дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний.
Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным
способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их
развивающая роль.
Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой
усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка,
служила формированию его способностей.
Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию
у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от
них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным,
уступчивым и требовательным.
Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная
деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением
заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают
возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках,
лазанье, бросанье, ловле и т. д. Разнообразные движения требуют активной деятельности
крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению,
дыханию, т. е. повышению жизнедеятельности организма.
Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие
ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции,
развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на
одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля,
сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх
сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.
Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых
характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.
Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав. В программе
воспитания в детском саду для каждой возрастной группы детей предусмотрены
подвижные игры, в которых развиваются движения разных видов: бег, прыжки, лазанье и
т. д. Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей
выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила.
Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход,
последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка.
Правила обязывают подчинятся цели и смыслу игры; дети должны уметь ими
пользоваться в разных условиях.
В младших группах воспитатель объясняет содержание и правила по ходу игры, в
старших - перед началом. Подвижные игры организуются в помещении и на прогулке с
небольшим числом детей или со всей группой. Они входят также в состав физкультурных
занятий. После того как дети усвоят игру, они могут проводить её самостоятельно.
Руководство подвижными играми с правилами заключается в следующем. Подбирая
подвижную игру, воспитатель учитывает соответствие требуемого её характера
двигательной деятельности, доступность игровых правил и содержания детям данного
возраста. Он следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все требуемые
игровые движения, но не допуская избыточной двигательной активности, которая может
вызвать их пере возбуждение и утомление.
Старших дошкольников необходимо обучить играть в подвижные игры
самостоятельно. Для этого надо развивать у них интерес к этим играм, предоставлять
возможность организовывать их на прогулке, в часы досуга, на праздниках и т. д.
В заключении хочется отметить, что игра, как всякая творческая деятельность,
эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже
самим своим процессом.
Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы
образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности,
учет поло ролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в ДОУ
вносит в содержание программ необходимые изменения.
Сущностными признаками совместной деятельности взрослых и детей являются:
- наличие партнерской (равноправной позиции) взрослого
- наличие партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей,
возможность свободного размещения, перемещения и общения детей) На это указано в
работах ряда современных исследователей (н. А.Коротковой, , и др.) Это особенно
актуально для организации игровой деятельности.
С учетом вышеназванных сущностных признаков организация совместной
деятельности взрослых и детей должна распространяться как на проведение режимных
моментов (это понималось и делалось ранее), так и на всю непосредственно
образовательную деятельность. Последняя осуществляется в процессе организации
детских видов деятельности, в первую очередь в игре как ведущей деятельности.
По мнению, «если взрослый все время управляет ребенком, то у того просто нет ни
возможности, ни потребности совершать волевое усилие и овладевать средствами
регуляции собственного поведения (ведь за него это уже кто - то делает). При этом
развивается не столько воля ребенка, сколько воля взрослого, который стремится заставить
малыша действовать в рамках своих ожиданий.
Детская произвольность развивается только в процессе активной деятельности,
вызывающей эмоции, которые ребенок учится регулировать.
В ходе планирования игры, по мнению О. Скоролуповой, необходимо
руководствоваться следующими принципами планирования:
- комплексно - тематический принцип построения образовательного процесса
- принцип интеграции образовательных областей.
Игра как ведущая деятельность не может проводиться изолированно, она тесным
образом связана с другими видами детской деятельности. Дети не могут играть в случае
недостатка знаний об окружающей жизни, т. к. игра носит социальный характер.