Напоминание

«Современные подходы к организации игровой деятельности дошкольников»


Автор: Фрунзе Татьяна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Золотая рыбка"
Населённый пункт: Ноябрьск
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: «Современные подходы к организации игровой деятельности дошкольников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

Тема: «Современные подходы к организации игровой деятельности дошкольников»

Составитель:

Фрунзе Т. А.

Ноябрьск 2019г.

«Современные подходы к организации игровой деятельности дошкольников»

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и

сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид

деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не

количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его

основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды

деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И

определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до

наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто

интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира,

способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает

схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры,

с помощью которых самые банальны, бытовые вещи переносятся в особый интересный

мир приключений. "Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре

развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются

сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят

организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и

пр.",- писала.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. В настоящее

время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая

считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего

школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы,

приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения

эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий

жизнедеятельности.

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое

место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении. В работах детские игры

делятся на: игры, придуманные самими детьми и игры, придуманные взрослыми. Первые

Крупская называла творческими, подчеркивая их главную особенность - самостоятельный

характер. Такое название сохранилось и в традиционной для отечественной дошкольной

педагогике классификации детских игр. Другую группу игр в этой классификации

составляют игры с правилами. Как и любая классификация, данная классификация

детских игр носит условный характер.

Современная отечественная педагогика к творческим играм относит с/р игры,

строительные игры игры-драматизации. К группе игр с правилами относятся

дидактические и подвижные игры.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой

сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая

воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются

на:

Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения»

(большое место уделяется кукле).

Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается

труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет,

корабль).

Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги

нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.)

Игры на темы литературных произведений, кино-, теле - и радиопередач: в

«моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по

содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т. д.

Компоненты сюжетно-ролевой игры

Сюжет игры - это сфера действительности, которая воспроизводится детьми,

отражение определенных действий, событий из жизни и деятельности окружающих.

Содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального

и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой,

трудовой и общественной деятельности.

Роль – игровая позиция, ребенок отождествляет себя с каким-либо персонажем

сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.

Этапы формирования и сюжетно-ролевой игры

В первые годы жизни при обучающем воздействии взрослых ребенок проходит

этапы развития игровой деятельности, которые представляют собой предпосылки

сюжетно-ролевой игры.

Первый такой этап – ознакомительная игра. Относится к возрасту ребенка – 1 год.

Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя

разнообразные игрушки, предметы.

На втором этапе (рубеж 1 и 2 года жизни ребенка) появляется отобразительная игра,

в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств

предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. Взрослый не

только называет предмет, но и обращает внимание малыша на его целевое

назначение.

Третий этап развития игры относится к концу второго – началу третьего года

жизни. Формируется сюжетно - отобразительная игра, в которой дети начинают

активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (баюкают

куклу).

Четвертый этап (с 3 до 7 лет) – собственная ролевая игра.

Ролевая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность,

в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в общественной форме в

специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и

отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных

игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.

Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых

людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих

стремлений и героических поступков.

В развитии и обогащении самодеятельности детей, творческого воспроизведения и

отражения фактов и явлений окружающей жизни огромная роль принадлежит

воображению. Именно силою воображения создаются ситуации игры, образы,

воспроизводимые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным, что и

придаёт детской игре привлекательность, которая присуща только ей.

В сюжетно-ролевых играх отчётливо выступает оптимистический,

жизнеутверждающий характер, самые трудные дела в них всегда заканчиваются успешно

и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури, пограничники

задерживают нарушителей, доктор излечивает больных.

В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует явления

реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь богатым содержанием,

оставляя след на долгие годы.

Длительность сюжетной игры:

в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);

в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.);

в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней).

Режиссерские игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять

разнообразные действия кукол, действуя и за себя, и за куклу.

Театрализованные игры.

Театрализованные игры – разыгрывание в особах определенного

литературного произведения и отображение с помощью выразительных

способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.

Игра драматизация – особенный вид деятельности детей дошкольного

возраста.

Драматизировать – изображать, разыгрывать в особах литературное произведение.

В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и

содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. п. Они сходны с

сюжетно - ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления,

действий и взаимоотношений людей и т. д., а также имеются элементы творчества.

Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или

рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной

последовательности.

Чаще всего основой игр - драматизаций являются сказки. В сказках образы героев

очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной

мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и дошкольники

охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми народные сказки

"Репка", "Колобок", "Теремок", "Три медведя" и др. В играх драматизациях используются

и стихотворения с диалогами, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить

содержание по ролям.

С помощью игр - драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание

произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную

обусловленность.

Для развёртывания игр - драматизаций необходимы: возбуждение и развитие

интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста произведения, наличие

костюмов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ, но не должен стеснять ребёнка.

Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы,

характеризующие отдельные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка,

хвост лисы, уши зайчика и т. п. К изготовлению костюмов хорошо привлекать самих

детей.

Руководство воспитателя заключается в том, что он, прежде всего подбирает

произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить

и превратить в игру - драматизацию.

С дошкольниками не следует специально разучивать сказку. Прекрасный язык,

увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия - всё это

способствует быстрому её усвоению. При повторном рассказывании сказки дети

достаточно хорошо её запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли

отдельных персонажей. Играя, ребёнок непосредственно выражает свои чувства в слове,

жесте, мимике, интонации.

В игре - драматизации не надо показывать ребёнку те или иные выразительные

приёмы: игра для него должна быть именно игрой.

Строительно–конструктивные игры

Строительно – конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети

отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и

оберегают их.

Разновидности строительных материалов. Строительная игра - это такая деятельность

детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных

постройках и связанных с ними действиях.

Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой и рассматривается

как её разновидность. У них один источник - окружающая жизнь. Дети в игре строят

мосты, стадионы, железные дороги, театры, цирки и многое другое. В строительных играх

они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят

свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач. Сходство

сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на

основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными.

Различие между этими играми состоит в том, что сюжетно-ролевой игре прежде всего

отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в

строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей,

с применяемой техникой и её использованием.

Воспитателю важно учитывать взаимосвязь, взаимодействие сюжетно-ролевой и

строительной игры. Строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и

вызываются ею. Она как бы задаёт цель строительной игры. Например, дети задумали

играть в моряков - у них возникла необходимость строить пароход; игра в магазин

неизбежно требует его постройки т. д. Однако строительная игра может возникать и как

самостоятельная, и уже на её основе развивается та или иная сюжетно-ролевая. Например,

дети строят театр, а потом играют в артистов.

В процессе строительных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать,

сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить

приёмы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Под

его руководством дошкольники овладевают точным словарём, выражающим название

геометрических тел, пространственных отношений: высоко низко, направо налево, вверх-

вниз, длинный короткий, широкий узкий, выше ниже, длиннее короче и т. п.

Дидактические игры – игры, специально создаваемые или приспособленные для

целей обучения.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых

требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила,

последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у

дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний.

Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным

способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их

развивающая роль.

Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой

усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка,

служила формированию его способностей.

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию

у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от

них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным,

уступчивым и требовательным.

Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная

деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением

заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают

возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках,

лазанье, бросанье, ловле и т. д. Разнообразные движения требуют активной деятельности

крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению,

дыханию, т. е. повышению жизнедеятельности организма.

Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие

ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции,

развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на

одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля,

сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх

сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых

характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав. В программе

воспитания в детском саду для каждой возрастной группы детей предусмотрены

подвижные игры, в которых развиваются движения разных видов: бег, прыжки, лазанье и

т. д. Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей

выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила.

Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход,

последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка.

Правила обязывают подчинятся цели и смыслу игры; дети должны уметь ими

пользоваться в разных условиях.

В младших группах воспитатель объясняет содержание и правила по ходу игры, в

старших - перед началом. Подвижные игры организуются в помещении и на прогулке с

небольшим числом детей или со всей группой. Они входят также в состав физкультурных

занятий. После того как дети усвоят игру, они могут проводить её самостоятельно.

Руководство подвижными играми с правилами заключается в следующем. Подбирая

подвижную игру, воспитатель учитывает соответствие требуемого её характера

двигательной деятельности, доступность игровых правил и содержания детям данного

возраста. Он следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все требуемые

игровые движения, но не допуская избыточной двигательной активности, которая может

вызвать их пере возбуждение и утомление.

Старших дошкольников необходимо обучить играть в подвижные игры

самостоятельно. Для этого надо развивать у них интерес к этим играм, предоставлять

возможность организовывать их на прогулке, в часы досуга, на праздниках и т. д.

В заключении хочется отметить, что игра, как всякая творческая деятельность,

эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже

самим своим процессом.

Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы

образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности,

учет поло ролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в ДОУ

вносит в содержание программ необходимые изменения.

Сущностными признаками совместной деятельности взрослых и детей являются:

- наличие партнерской (равноправной позиции) взрослого

- наличие партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей,

возможность свободного размещения, перемещения и общения детей) На это указано в

работах ряда современных исследователей (н. А.Коротковой, , и др.) Это особенно

актуально для организации игровой деятельности.

С учетом вышеназванных сущностных признаков организация совместной

деятельности взрослых и детей должна распространяться как на проведение режимных

моментов (это понималось и делалось ранее), так и на всю непосредственно

образовательную деятельность. Последняя осуществляется в процессе организации

детских видов деятельности, в первую очередь в игре как ведущей деятельности.

По мнению, «если взрослый все время управляет ребенком, то у того просто нет ни

возможности, ни потребности совершать волевое усилие и овладевать средствами

регуляции собственного поведения (ведь за него это уже кто - то делает). При этом

развивается не столько воля ребенка, сколько воля взрослого, который стремится заставить

малыша действовать в рамках своих ожиданий.

Детская произвольность развивается только в процессе активной деятельности,

вызывающей эмоции, которые ребенок учится регулировать.

В ходе планирования игры, по мнению О. Скоролуповой, необходимо

руководствоваться следующими принципами планирования:

- комплексно - тематический принцип построения образовательного процесса

- принцип интеграции образовательных областей.

Игра как ведущая деятельность не может проводиться изолированно, она тесным

образом связана с другими видами детской деятельности. Дети не могут играть в случае

недостатка знаний об окружающей жизни, т. к. игра носит социальный характер.



В раздел образования