Автор: Гох Ирина Вадимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Частное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №145 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: Курганская область, Кетовский район, п.Введенское
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: Воспитывающее начало народных игр
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей
«Воспитывающее начало народных игр»
В детском быту есть свои традиции. Одна из них, наиболее живучая, - это
заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения от более
старшего. К таким играм, в настоящее время относятся: «Гуси - лебеди»,
«Коршун и цыплята» и другие. Кто придумал эти игры? Когда они возникли?
На этот вопрос можно ответить: они созданы народом так же, как песни,
сказки. По этому признаку они и называются народными и передаются из
поколения в поколение. Как показывает практика воспитания, традиционное
содержание многих народных игр до сих пор удовлетворяет интересы детей,
отвечает на их жизненные запросы. Перенимают эти игры дети в детском
саду, играя друг с другом, на улице, в скверах, именно в тех коллективах,
которые организуются ими самими.
Передовая педагогическая теория высоко оценивает значение народных игр,
в силу чего они входят как составной материал в программу воспитания в
детских садах. Русская педагогика рассматривала народные детские игры, как
необходимое содержание воспитания не только в младенческий и
дошкольный период жизни ребенка, но и в годы его школьной жизни.
П. Ф. Лигафт именно народные игры положил в основу своей системы
физического образования, К. Д. Ушинский считал эти игры материалом
наиболее доступным, понятным, для маленьких детей, вследствие близости
их образов и сюжетов детскому воображению, а также благодаря
общественному началу, заложенному в них. Е. Н. Водовозова и другие
пионеры общественного дошкольного воспитания в России заложили начало
самобытной, национальной системы воспитания детей, введя русские
народные игры, песни, сказки в практику работы детского сада. Эти традиции
были продолжены в работах Л. И. Чулицкой, Е. И. Тихеевой, Н. С. Филитиса.
Русские народные игры очень разнообразны: настольные игры, детские
игры, хороводные игры для детей и взрослых с народными песнями,
плясками, прибаутками. Издавна игры служили средством самопознания
личности, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, взаимовыручку,
благородство.
Все мы знаем, что народные игры с давних пор использовались не просто для
развлечения, но и обучения, воспитания, психологической разгрузки, а на
гуляньях и празднествах обязательно входили в «культурную программу».
Например, игра «ловишки-догонялки» и скорость реакции улучшает, и
внимание настраивает, и ловкость развивает. А специальные исследования
доказывают, что игры еще и очень благотворно воздействуют на
формирование культуры общения.
Народные игры служат несомненным доказательством педагогического
таланта народа и примером того, что хорошая детская игра - это пример
высокого педагогического мастерства.
В раннем возрасте ребёнка, все игры направлены индивидуально к нему.
Малыша развлекают, забавляют простыми играми с шумящими, звучащими,
яркими игрушками, играми-прибаутками. Такими, как «Сорока-ворона» и
«Ладушки».
Как только малыш научился ходить, бегать, то и характер игр меняется - они
становятся коллективными. В них воспитывается чувство ответственности
перед коллективом. В то же время в этих играх не гасится детская
самостоятельность. В игре ребёнок испытывает много положительных
чувств. Радость от того, что мышка не попалась кошке, сочувствие
пойманному и т. п.
Смело можно сказать, что народные игры влияют на воспитание ума, воли,
характера, развивают нравственные чувства и физически укрепляют ребёнка.
Во время игры ум ребёнка работает живо и энергично, действия
организованны.
Народные игры, как правило, образны. Привлекая к себе преимущественно
детей дошкольного и младшего школьного возраста. Образ в игре не
статичен. В силу того, что в игре есть своё событие, случай, они и составляют
игру, именно их и переживает ребёнок. В игре «Гуси-лебеди» гусям нужно
убежать от волка, а волку - поймать гусей. В игре «Коршун и наседка»
коршуну нужно утащить цыплёнка, а курице - защищать своего цыплёнка.
Этот признак роднит народные игры с детской творческой игрой, где дети
очень часто создают такой случай, событие, но там он исчезает быстро под
наплывом новых впечатлений, а в вышеуказанных играх события принимают
устойчивую форму. Действия, составляющие игру, как правило,
противоположны друг другу. Наседка защищает – коршун ловит. В игре «У
медведя во бору», ловит медведь – убегают дети. Игры заключают в себе
элементы состязания, борьбы и поэтому вызывают эмоции опасения, радости
и побуждают к осторожности и именно этим увлекают детей.
Наиболее популярные народные игры построены именно по такому плану.
Структура народной игры проста. Одна цель и одноплановость действий
всех играющих. Вариации в игре относятся или к началу, или составляют её
конец.
Именно эти качества и создают классическую простоту, завершённость,
предельную законченность, которые и отличают народные детские игры.
Движение, песня, слово, органически связаны в них. К примеру, текст игры
«Коршун и наседка». Один из играющих - коршун, другой – наседка,
остальные - цыплята.
Целая группа детских игр построена на движении. «Салки», «Пятнашки»,
«Колдуны».
Во всех играх с движениями нужно ограничить пространство. Оно должно
быть не большим, что бы дети не устали и игра была оживлённой.
В народных играх есть ещё одна особенность, когда песня, как наиболее
развитый вид русского народного творчества, тесно связывается с игрой. На
основе песни построены хороводные и другие народные игры. В них дети
самостоятельно поют и двигаются. Хороводные игры, такие как «Каравай»,
«Золотые ворота», «Просто», «Заинька», где слово и действие гармонично
сочетаются. Если в подвижных играх ребёнка заставляли действовать
событие, случай, то в хороводных действие осуществляется в ритме, тексте,
ребёнок драматизирует то, о чём поётся в песне.
Народные игры очень гибки в возрастном отношении. Так, например, в
«Жмурки», «Кошки-мышки», играют охотно не только дети дошкольного
возраста, но и школьники. Отсутствие в них дидактических задач, делает эти
игры не надоедающими. Поэтому такое широкое применение этих игр во
всех возрастах и обеспечивает их сохранение и передачу из поколения в
поколение.
Таковы народные детские игры в своих существенных чертах. Их высокие
педагогические достоинства несомненны.