Напоминание

Воспитывающее начало народных игр


Автор: Гох Ирина Вадимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Частное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №145 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: Курганская область, Кетовский район, п.Введенское
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: Воспитывающее начало народных игр
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей

«Воспитывающее начало народных игр»

В детском быту есть свои традиции. Одна из них, наиболее живучая, - это

заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения от более

старшего. К таким играм, в настоящее время относятся: «Гуси - лебеди»,

«Коршун и цыплята» и другие. Кто придумал эти игры? Когда они возникли?

На этот вопрос можно ответить: они созданы народом так же, как песни,

сказки. По этому признаку они и называются народными и передаются из

поколения в поколение. Как показывает практика воспитания, традиционное

содержание многих народных игр до сих пор удовлетворяет интересы детей,

отвечает на их жизненные запросы. Перенимают эти игры дети в детском

саду, играя друг с другом, на улице, в скверах, именно в тех коллективах,

которые организуются ими самими.

Передовая педагогическая теория высоко оценивает значение народных игр,

в силу чего они входят как составной материал в программу воспитания в

детских садах. Русская педагогика рассматривала народные детские игры, как

необходимое содержание воспитания не только в младенческий и

дошкольный период жизни ребенка, но и в годы его школьной жизни.

П. Ф. Лигафт именно народные игры положил в основу своей системы

физического образования, К. Д. Ушинский считал эти игры материалом

наиболее доступным, понятным, для маленьких детей, вследствие близости

их образов и сюжетов детскому воображению, а также благодаря

общественному началу, заложенному в них. Е. Н. Водовозова и другие

пионеры общественного дошкольного воспитания в России заложили начало

самобытной, национальной системы воспитания детей, введя русские

народные игры, песни, сказки в практику работы детского сада. Эти традиции

были продолжены в работах Л. И. Чулицкой, Е. И. Тихеевой, Н. С. Филитиса.

Русские народные игры очень разнообразны: настольные игры, детские

игры, хороводные игры для детей и взрослых с народными песнями,

плясками, прибаутками. Издавна игры служили средством самопознания

личности, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, взаимовыручку,

благородство.

Все мы знаем, что народные игры с давних пор использовались не просто для

развлечения, но и обучения, воспитания, психологической разгрузки, а на

гуляньях и празднествах обязательно входили в «культурную программу».

Например, игра «ловишки-догонялки» и скорость реакции улучшает, и

внимание настраивает, и ловкость развивает. А специальные исследования

доказывают, что игры еще и очень благотворно воздействуют на

формирование культуры общения.

Народные игры служат несомненным доказательством педагогического

таланта народа и примером того, что хорошая детская игра - это пример

высокого педагогического мастерства.

В раннем возрасте ребёнка, все игры направлены индивидуально к нему.

Малыша развлекают, забавляют простыми играми с шумящими, звучащими,

яркими игрушками, играми-прибаутками. Такими, как «Сорока-ворона» и

«Ладушки».

Как только малыш научился ходить, бегать, то и характер игр меняется - они

становятся коллективными. В них воспитывается чувство ответственности

перед коллективом. В то же время в этих играх не гасится детская

самостоятельность. В игре ребёнок испытывает много положительных

чувств. Радость от того, что мышка не попалась кошке, сочувствие

пойманному и т. п.

Смело можно сказать, что народные игры влияют на воспитание ума, воли,

характера, развивают нравственные чувства и физически укрепляют ребёнка.

Во время игры ум ребёнка работает живо и энергично, действия

организованны.

Народные игры, как правило, образны. Привлекая к себе преимущественно

детей дошкольного и младшего школьного возраста. Образ в игре не

статичен. В силу того, что в игре есть своё событие, случай, они и составляют

игру, именно их и переживает ребёнок. В игре «Гуси-лебеди» гусям нужно

убежать от волка, а волку - поймать гусей. В игре «Коршун и наседка»

коршуну нужно утащить цыплёнка, а курице - защищать своего цыплёнка.

Этот признак роднит народные игры с детской творческой игрой, где дети

очень часто создают такой случай, событие, но там он исчезает быстро под

наплывом новых впечатлений, а в вышеуказанных играх события принимают

устойчивую форму. Действия, составляющие игру, как правило,

противоположны друг другу. Наседка защищает – коршун ловит. В игре «У

медведя во бору», ловит медведь – убегают дети. Игры заключают в себе

элементы состязания, борьбы и поэтому вызывают эмоции опасения, радости

и побуждают к осторожности и именно этим увлекают детей.

Наиболее популярные народные игры построены именно по такому плану.

Структура народной игры проста. Одна цель и одноплановость действий

всех играющих. Вариации в игре относятся или к началу, или составляют её

конец.

Именно эти качества и создают классическую простоту, завершённость,

предельную законченность, которые и отличают народные детские игры.

Движение, песня, слово, органически связаны в них. К примеру, текст игры

«Коршун и наседка». Один из играющих - коршун, другой – наседка,

остальные - цыплята.

Целая группа детских игр построена на движении. «Салки», «Пятнашки»,

«Колдуны».

Во всех играх с движениями нужно ограничить пространство. Оно должно

быть не большим, что бы дети не устали и игра была оживлённой.

В народных играх есть ещё одна особенность, когда песня, как наиболее

развитый вид русского народного творчества, тесно связывается с игрой. На

основе песни построены хороводные и другие народные игры. В них дети

самостоятельно поют и двигаются. Хороводные игры, такие как «Каравай»,

«Золотые ворота», «Просто», «Заинька», где слово и действие гармонично

сочетаются. Если в подвижных играх ребёнка заставляли действовать

событие, случай, то в хороводных действие осуществляется в ритме, тексте,

ребёнок драматизирует то, о чём поётся в песне.

Народные игры очень гибки в возрастном отношении. Так, например, в

«Жмурки», «Кошки-мышки», играют охотно не только дети дошкольного

возраста, но и школьники. Отсутствие в них дидактических задач, делает эти

игры не надоедающими. Поэтому такое широкое применение этих игр во

всех возрастах и обеспечивает их сохранение и передачу из поколения в

поколение.

Таковы народные детские игры в своих существенных чертах. Их высокие

педагогические достоинства несомненны.



В раздел образования