Автор: Терешенкова Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МУ ДО ШИ Ржевского района
Населённый пункт: г.Ржев
Наименование материала: методическая лекция
Тема: Гиперактивный ребенок
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное Учреждение Дополнительного образования
Школа искусств Ржевского района
Методическая лекция
«Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей»
Подготовила преподаватель
Терешенкова Т.Н.
2017г.
Гиперактивный ребенок… Как часто в последнее время мы слышим это словосочетание.
Что же это такое-диагноз или поведенческая проблема?
Гиперактивность («активный» — от латинского «activus» —деятельный, действенный,
«гипер» — от греческого «hyper» — над, сверху — указывает на превышение нормы) у
детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту
развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью и импульсивностью.
В
медицине
термином
«гиперактивность»
принято
называть
невозможность
сконцентрироваться
и
сосредоточиться,
постоянную
отвлекаемость
и
избыточную
активность. Ребенок постоянно находится в нервно-возбудимом состоянии и приводит в
ужас не только посторонних людей, но и собственных родителей.
Активность малыша – это нормально (ну не бывает детей, тихо сидящих все детство в
углу с фломастерами).
Но когда поведение ребенка переходит определенные рамки, есть смысл присмотреться и
задуматься
–
просто
ли
это
капризность
и
«моторчик»,
или
уже
пора
сходить
к
специалисту.
Под СДВГ следует понимать синдром повышенной активности(прим. – физической и
умственной), на фоне которого возбуждение всегда преобладает над торможением.
Данный
диагноз,
согласно
статистическим
данным,
ставят
18%
детей
(преимущественно мальчикам).
Как классифицируют заболевание?
По доминирующим симптомам, обычно СДВГ разделяют на следующие типы:
СДВГ, при котором гиперактивность отсутствует, а дефицит внимания, напротив,
преобладает. Обычно встречается у девочек, характеризуясь, в частности, излишне бурной
фантазией и постоянным «витанием в облаках».
СДВГ, при котором преобладает чрезмерная активность, а дефицита внимания не
наблюдается .Данный вид патологии весьма редкий. Проявляется вследствие нарушений
ЦНС либо при индивидуальных особенностях ребенка.
СДВГ, при котором гиперактивность сосуществует с дефицитом внимания. Эта
форма – наиболее распространенная.
В последнее время вследствие широкой распространенности синдром дефицита внимания
с гиперактивностью - Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (AD/HD) – является объектом
исследования специалистов в области медицины, психологии и педагогики.
Создано большое количество исследовательской литературы по данному вопросу (работы
Е.Д.Белоусовой, И.П.Брязгунова, Н.Н.Заваденко, Ю.Д.Кропотова, В.Р.Кучмы,
М.Ю.Никаноровой, В.Н.Пугача, А.Э.Тамбиева, Т.Ю.Успенской, О.В.Халецкой, Л.С.Чутко,
Ю.С.Шевченко, Б.Р.Яременко и др.).
Синдром
дефицита
внимания
выражается
прежде
всего
в
гиперактивности
и
невнимательности ребенка. Это основные симптомы расстройства.
Признаки гиперактивности проявляются в следующем:
1.
Постоянное чувство внутреннего беспокойства заставляет ребенка ерзать на стуле,
дергать ногами, размахивать руками или что-то теребить.
2.
Чувство
тревоги
усиливается,
когда
взрослые
принуждают
вести
себя
тихо
и
спокойно. Это вызывает обратную реакцию: на просьбу не шуметь дети отвечают бурным
смехом, топаньем или вскакиванием с места.
3.
Гиперактивность
выражается
в
импульсивном
поведении.
Например,
ребенок
выкрикивает ответ на уроке, прежде, чем учитель озвучит вопрос до конца. Или может
вступить в драку из-за того, что не в состоянии дождаться своей очереди в игровых
соревнованиях.
Невнимательность, свойственная синдрому гиперактивности, выражается следующим
образом:
1.
Любое задание утомляет очень быстро, буквально через пару минут после начала.
Сосредоточиться на изучении нового предмета практически невозможно. Обычно дети
способны удерживать внимание на том, что им действительно интересно. Но у ребенка с
СДВГ скука и рассеянный взгляд появляется в любом занятии, даже в том, которым он
первые минуты «загорелся».
2.
Проблемы с сосредоточенностью развивают рассеянность. Садясь за домашнее
задание по языку, ребенок открывает тетрадь по математике и не замечает, что пишет текст
на листе в клетку. Он забывает записать информацию в дневник, может забыть учебник и
тетради на парте или не услышать обращенную к нему просьбу.
3.
Отмечается очень плохая память. Пытаясь заучить что-то наизусть, ребенок может
повторить фразу двадцать раз и не воспроизвести ее уже через минуту. Происходит это из-
за
постоянной
отвлекаемости:
дети
механически
произносят
заучиваемые
слова,
но
мысленно следят за ползущей мухой на стене или прислушиваются к звукам с улицы.
Гиперактивность у детей подросткового возраста имеет свои дополнительные симптомы:
повышенная раздражительность и обидчивость;
привычка разговаривать слишком громко, перебивать собеседника и не завершать
собственное начатое высказывание;
суетливость и неловкость в движениях;
стремление
делать
несколько
дел
одновременно
(смотреть
телевизор,
писать
домашнее задание и разговаривать по телефону);
неусидчивость во время приема пищи, непреодолимое желание кому-то звонить и
доделать забытое дело именно во время обеда или ужина.
Подобное
поведение
может
наблюдаться
у
более
половины
подростков.
Многие
симптомы, такие как раздражительность, свойственны пубертатному периоду. Основное
отличие СДВГ от влияния гормональной перестройки в том, что к 14 годам подросток
становится более собранным и спокойным.
Причины и факторы развития
Некоторые родители считают гиперактивность результатом неправильного воспитания.
Однако существуют иные причины, имеющие гораздо большее влияние на внешнее
поведение ребенка:
1.
Изменения в жизни семьи, так или иначе нарушившие привычный мир. Например,
родители потеряли работу или развелись. Они могут думать, что ребенок еще слишком
мал
и
не
понимает
происходящего
вокруг,
но
на
самом
деле,
многие
дети
очень
чувствительны
к
изменениям
в
эмоциональном
фоне
в
доме.
Особенно
сильное
впечатление производит потеря члена семьи.
2.
Гиперактивность
у
детей
может
быть
вызвана
хроническими
заболеваниями,
частыми
простудами
и
приемом
сильнодействующих
лекарств
в
возрасте
до
1
года.
Повлиять на нервную систему могут отиты и соматическое заболевание, приведшее к
нарушениям функций головного мозга.
3.
Употребление матерью никотина или алкоголя во время беременности или грудного
кормления.
4.
Повышение
уровня
свинца
в
организме
ребенка.
Вещество
могло
оказаться
в
некачественной краске, используемой для ремонта дома или для окрашивания детских
игрушек.
5.
Травмы головы, падения в грудном возрасте.
6.
Пищевые добавки и острые блюда.
Болезнь может быть наследственной. Примерно в 15 случаях из 100 исследований
синдрома
дефицита
внимания
с
гиперактивностью
выясняется,
что
расстройством
страдают
некоторые
члены
семьи.
Однако
далеко
не
все
дети,
имеющие
предрасположенность к синдрому, обязательно им болеют. Гиперактивность может не
проявиться, если отсутствуют факторы для ее развития.
В дополнительную зону риска попадают те дети, у которых:
неблагополучная обстановка дома;
слишком строгие родители;
нарушен режим дня;
повышенные учебные или физические нагрузки.
К
сожалению,
современная
система
обучения
часто
диктует
слишком
высокие
требования
к
дошкольнику.
Некоторые
родители
считают
своим
долгом
нанимать
репетиторов с трех лет. Особенно модным стало рано учить ребенка иностранным языкам
и
водить
сразу
в
несколько
спортивных
секций.
Пытаясь
воспитать
маленького
вундеркинда, взрослые обычно переоценивают возможности ребенка.
Другая, часто наблюдаемая крайность – это когда детей предоставляют самим себе:
разрешают сидеть перед телевизором до полуночи или пропускать прием пищи.
Еще одна, распространенная причина появления синдрома гиперактивности – недостаток
внимания со стороны взрослых. Ребенку кажется, что его недостаточно любят, что он
никому не нужен, и подсознательно пытается протестовать.
Специфика
работы
с
гиперактивными
детьми
в
рамках
сферы
дополнительного
образования детей.
Каково же значение занятий музыкой в коррекции СДВГ? С одной стороны, проблемы в
музыкальной школе с такими детьми те же, что и в общеобразовательной, более того –
столкнувшись со специфическим поведением ребенка, многие родители и учителя сразу
же
настаивают
на
том,
чтобы
прекратить
занятия,
ведь
это
же
дополнительное
образование, не стоящее столь сильных взаимных трудов! Часто родители отметают даже
саму мысль об учебе в музыкальной школе: ребенок не может просидеть и пяти минут за
партой,
а
музыкальные
занятия
предполагают
долгое
многочасовое
сидение
за
инструментом.
В то же время, статистика показывает, что очень большое число этих детей успешно
учится в ДМШ и ДШИ, более того – родители подчеркивают важную роль музыкальных
дисциплин
в
коррекции
СДВГ,
отмечают
улучшение
внимания
и
поведения,
произошедшее спустя некоторое время, после начала обучения в ДМШ. Занятия в ДМШ
при правильной организации может оказать чрезвычайно благотворное влияние на ребенка
с диагнозом СДВГ. Музыкальная жизнь, полная концертов, конкурсов, поездок, способна
отвлечь от разрушительного влияния компьютерных игр, телевизора, а выплеск эмоций в
творчестве
–
снизить
нервное
напряжение
и
тревожность.
Неслучайно,
арт-терапия
становится все более популярной в детской психологии.
Остановимся на музыкально-теоретических предметах, поскольку эта область является
наименее «благоприятной» для гиперактивного ребенка. Действительно, такие факторы,
как сложность предмета (сольфеджио, музыкальная литература), наличие довольно
большого коллектива (для ребенка с СДВГ характерно быстрое утомление даже в
коллективе из пяти человек), необходимость долго сидеть за партой способствуют
возникновению таких явлений, типичных для СДВГ, как срывы уроков, отсутствие работы
на уроке, истерики, аффективные состояния и т. д. Что же может предпринять педагог-
теоретик? Обозначим несколько важных моментов:
1. Необходимо сразу же наладить тесный контакт с родителями ученика. Именно грамотно
выстроенная цепь Родитель – Ребенок – Учитель дает блестящие результаты в коррекции
СДВГ. При этом важно верно преподносить информацию родителям, ведь папы и мамы
таких детей испытывают колоссальный стресс. Вот, что пишет об этом И.Лукьянова:
«Мам наших «гиперов» я попросила на форуме «Наши невнимательные гиперактивные
дети» (именно там они общаются друг с другом) написать 10 слов о себе и 10 слов о своем
ребенке. /…/ Оказалось, чаще всего мамы детей с СДВГ пишут о себе одно и то же слово:
усталость. /…/ Только потом, по мере обработки ответов, в них стала все чаще встречаться
«любовь» – и наконец обогнала «тревогу», и вытащила еще за собой «солнце», «море»,
«заботу» и «грусть». И еще «радость». А в десяти словах о ребенке вместо лидирующих
сначала «чуда/чудовища», «школы» и «уроков», да еще «оболтуса», – возникли
неожиданно «доброта», «нежность» и «ласка», и еще почему-то «защита»» [4]. Поэтому
постарайтесь не использовать выражения типа «неадекватный», «даже не знаю, что с ним
делать» и т.д.
2. Учитель для ребенка с СДВГ – это авторитет и эталон поведения. Так должно быть в
идеале. Замечено, что у определенного типа личностей такие дети ведут себя вполне
прилично. Лучше всего сохранять дистанцию, избегать излишнего панибратства с
ребенком, чрезмерного веселья на уроке, не допускать перевозбуждения ученика. В то же
время, недопустимо кричать на ребенка, создавать атмосферу страха, внутреннего
напряжения у ребенка. Иначе чрезмерная двигательная активность, «клоунада» может
смениться истерикой и слезами.
3. Ученик должен с первых же уроков получить исчерпывающую информацию о том,
зачем нужны музыкально-теоретические предметы, причем такую информацию, которая
родит у него в душе глубокую мотивацию работать на этих занятиях. Наградой за
успешный урок сольфеджио или музыкальной литературы может стать наклейка в тетради
или дневнике. Данное поощрение полезно и с точки зрения эмоционального состояния
ребенка, и из чисто практических соображений: потерять нотную тетрадь с энным
количеством красивых заслуженных наклеек будет ребенку очень обидно, поэтому дети,
как правило, берегут эти тетради. А ведь всем известно, что все материалы по сольфеджио
следует хранить на протяжении всех 5-8 лет учебы в ДМШ. Также возможно создание
небольшого стенда в кабинете, где можно фиксировать различные успехи детей на каждом
уроке. На стенде размещаются фотографии учащихся в «номинациях» «лучший диктант
дня», «лучший слуховой анализ» и т.д., включая «нас удивили» и т.п. В этом случае для
каждого ребенка найдется поощрение.
4. При проверке письменных работ по сольфеджио и музыкальной литературе важно
учитывать, что у детей с СДВГ часто встречаются те или иные проблемы с письмом и
чтением, вплоть до дисграфии, дислексии и т.д. Поэтому снижение оценок за
неаккуратность, плохой почерк недопустимо. Лучше всего коррекция письменных работ
происходит в следующей форме: например, из строчки скрипичных ключей, написанных
ребенком, педагог выбирает самые удачные и сообщает «вот эти ключи у тебя очень
красивые, сможешь еще такие нарисовать?» (сравните с «у тебя сегодня плохо получилось,
перепиши
5. Не стоит пытаться внедрить как можно большее количество подвижных дидактических
игр на уроках. Здесь мы сталкиваемся с одним из типичных «подводных камней» явления
СДВГ. Родители часто слышат в свой адрес: отдайте его в спорт, кадетскую школу, ему
надо просто энергию расходовать! Однако в реальности большинство детей с СДВГ
быстро прекращают занятия в спортивных секциях, причем не по своей инициативе –
тренеры, не справившись с ребенком, просят родителей забрать ученика. Чрезмерное
движение, да еще и в душном зале или классе, еще больше перевозбуждает
гиперактивного ребенка. Необходимо, чтобы ребенок всегда был занят, чтобы чередование
подвижных упражнений и требующих сосредоточенности форм работы носило четкий,
системный характер. Ребенок с СДВГ склонен к импульсивности в своих действиях,
поэтому гораздо проще не допустить перевозбуждения ученика, нежели заставить его
прекратить «хулиганское поведение» потом.
6. Обязательно нужно учитывать еще один компонент СДВГ – дефицит внимания. Ребенку
лучше всего сидеть в центре класса, перед учителем, подальше от отвлекающих факторов
– окна, входной двери и т.д. Также важно по возможности ограничить посторонние шумы.
7. Очень хорошо учащиеся с СДВГ усваивают музыкально-теоретический материал,
подкрепленный цветовой символикой. Например, объяснение трех главных ладовых
функций в виде светофора и др.
Обратимся к проблеме освоения гиперактивным ребенком музыкального инструмента (на
примере фортепиано). При всех положительных сторонах игра на фортепиано ставит
перед учеником с СДВГ ряд трудностей: импульсивные, двигательно расторможенные
дети должны систематически в течение длительного времени работать со сложными
текстами. А ведь многим из них проблематично даже просто долго сидеть на одном месте!
Прежде всего, как уже было сказано ранее, учитель должен создать мотивацию к учебе.
Можно рекомендовать совместные походы на концерты, спектакли, яркое исполнение
педагогом новой программы, а также внутриклассные (не требующие идеального
исполнения) прослушивания и конкурсы с чаепитием и обсуждением услышанных
произведений. Необходимо вовлекать ребенка в процесс выбора сочинений для
публичного исполнения, предлагать придумывать «сюжет» пьесы, изображать звуковой
образ на бумаге и т.д. Чрезвычайно важным моментом является организация занятий
ученика дома. Следует посоветовать родителям усаживать ребенка заниматься в одно и то
же время, каждый день, для выработки привычки интенсивно работать, не отвлекаясь. Как
отмечают авторы книги «Гиперактивный ребенок – это навсегда?» Л.Горячева и
Л.Кругляк, выполнение устойчивых правил и ритуалов способствует возникновению
чувства уверенности в своих силах, психологической устойчивости. При работе в классе
педагогу необходимо следить за удобством посадки, достаточной освещенностью класса,
качеством печатного материала. По мнению психологов, даже такая мелочь, как этикетка
на одежде, может мешать сосредоточиться гиперактивному ребенку. Поэтому на уроках
фортепиано, когда идет разбор нотного текста, желательно избегать присутствия
посторонних, например, ожидающих своего урока товарищей по классу. При этом,
безусловно, полезным будет публичное обыгрывание перед сверстниками уже выученной
программы накануне экзамена. Двигательная активность и импульсивность детей с СДВГ
предполагает неусыпный контроль его передвижений по классу и школе. Нередко учитель
поручает детям сбегать за ключом от класса на вахту, а в конкурсных поездках разрешает
самостоятельный поход в магазин. Однако подобные вещи абсолютно исключены для
гиперактивных детей, которые склонны к смелым поступкам и пренебрежением
опасностью. Остановимся подробнее непосредственно на организации урока. Прежде
всего, сложную часть задания необходимо планировать на первую его половину, когда еще
нет усталости и рассеянности. В процессе работы не следует предъявлять много
требований, нужно разделять сочинение на небольшие части (полезно поручить подобное
деление самому ребенку). Указания необходимо давать, не теряя визуального контакта с
учеником. Высказывая пожелания относительно игры, педагог по возможности должен
избегать отрицательных фраз с частицами «не» («не так», «неправильно»), чаще хвалить,
даже за незначительные успехи. Подобный совет обусловлен физиологическими
причинами гиперактивности. Одной из них может стать нейротрансмиссионный
дисбаланс. Нейротрансмиттеры – вещества, которые переносят различную информацию,
регулирующую обменные, трофические, иммунные и другие процессы в нейроне. Один из
них, дофамин, отвечает за ощущение награды, компенсации. Частая похвала способствует
повышению его уровня, а значит и концентрации внимания, эффективности работы.
Гиперактивные дети склонны к переутомлению, поэтому педагогу следует чередовать
периоды интенсивного труда с перерывами. Полезным будет выполнение комплекса
упражнений для снятия напряжения. Это могут быть специальные упражнения А.
Артоболевской, А. Шмидт-Шкловской и других. Нарушение мышечного тонуса
гиперактивных детей требует индивидуального программного подхода в обучении. Важно
не торопиться «проскочить» донотный этап игры, когда ребенок может не отвлекаться на
печатный текст и сосредоточиться на тактильных ощущениях. Быстрое интеллектуальное
развитие малышей часто ведет к соблазну преждевременного перехода к более сложным
сочинениям, в то время как исполнительский аппарат остается не готовым к ним.
Полезным станет включение в репертуар ансамблевых пьес по типу «учитель-ученик», в
которых ребенок играет простую партию, но насыщенное звучание фактуры целого
произведения вносит разнообразие и не дает заскучать от одноголосия.
С ранних лет ребенку необходимо приучаться к самоорганизации, например,
самостоятельному ведению дневника. Для этого в конце урока можно спросить ученика,
над чем именно в каждом произведении он будет работать дома, а затем поручить ему
записать задание (затем, конечно, нужно проверить правильность записи). Как показывает
практика, многие малыши любят сами читать задание и просят преподавателя писать
печатными буквами. Это дает возможность почувствовать себя взрослым и независимым.
При подготовке ребенка к публичному выступлению стоит оградить его от излишнего
шума и общения с одноклассниками. Эмоциональное выгорание приведет к
невозможности сосредоточиться на сцене. В отношении оценки следует руководствоваться
индивидуальным развитием ученика, объяснить комиссии особенность ребенка с СДВГ и
при наличии явных подвижек в занятиях поставить ему оценку «авансом», поддерживая
даже маленький шаг в сторону успеха. В заключении необходимо сказать о том, что
главное в занятиях с детьми с СДВГ – огромное терпение и юмор, которые всегда помогут
разрядить обстановку. Работая с гиперактивным ребенком, педагог учится сам. Учится
любви к детям в ее высшем, безусловном смысле, когда не ждешь от ученика великих
достижений и побед, а просто открываешь удивительный мир маленького человека.
СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью – есть заболевание головного
мозга ребенка. Сейчас это заболевание достаточно распространено, чтобы мы обратили на
него свое пристальное внимание и подробно изучили его. Причины его возникновения
могут быть различны – как генетическая предрасположенность, какого либо рода травмы
при беременности или родах и другие. Много факторов влияет на течение этой болезни, на
ее развитие, укрепление или гашение. Многое еще не изучено, но главное остается
неизменным –СДВГ возможно вылечить, оставлять без внимания нельзя. Для начала не
стоит спешить с определением диагноза, если ребенок активен – это вовсе не значит, что
он болен. Необходимо провести качественную диагностику врачом специалистом в этом
вопросе. Далее, необходимо рассмотреть свой стиль воспитания ребенка с СДВГ и
попытаться понять, что идет во вред ребенку. Неправильный подход к поведению ребенка
приведет к нарушению психики, самооценки, самоотношению и как следствие – к
поведению. Таким детям итак сложно адаптироваться в обществе в силу своих
особенностей. Им трудно принять правила этого мира, а если на них еще оказывать при
этом сильное давление – их сознание придет в полную растерянность. Необходимо
выстроить концепцию поведения с ребенком и стиль воспитания, подходящий под
характер конкретного ребенка. Необходимо наблюдать за поведением ребенка,
интересоваться, как он ведет себя в отсутствии родителей. Нет ли у него излишней
агрессивности или других последствий неправильного стиля воспитания. Необходимо так
же, относится к такому ребенку как ко взрослому, давая понять ему, что он находиться
наравне с родителем, полноправный член семьи и вправе принимать участие в решении
семейных вопросов. Таким образом, при правильном подходе к воспитанию ребенка с
СДВГ, он вырастет полноценной личностью с завидным характером. Задатки лидера в нем
будут присутствовать и будут развиты. Самооценка будет адекватной. И в отношениях с
другими людьми он всегда сможет найти выход из сложной ситуации. Его активность
будет привлекать внимание, а свойства характера позволят не рвать связи с людьми долгое
время.
Список литературы:
Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю., Румянцева М.В. “Гиперактивность с дефицитом
внимания: факторы риска, возрастная динамика, особенности диагностики”.
Дефектология. - 2003 г.
Заваденко Н.Н., “Гиперактивность с дефицитом внимания у детей: диагностика и
лечение”, РМЖ, Москва 2005 г.
Заломихина И.Ю., журнал “Логопед”, Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у
детей , 28 мая 2007 г., Рубрика: 2007 г. №3, Исследование
Ливинская А.М. “Расстройства развития речи у детей с синдромом дефицита внимания с
гиперактивностью”, Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата
медицинских наук, Санкт-Петербург, 2007г.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. “Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с
гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми”. - М., 2000 г.
Сиротюк А.Л. “Синдром дефицита внимания с гиперактивностью”. М., 2005 г.
Степанова Т.М., “Дети-непоседы. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
(СДВГ)”, к.ф.н
.