Напоминание

"Формирование семейных ценостей через проектную деятеьность"


Автор: Киямова Зульфира Билаловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №2-многопрофильная имени Заслуженного строителя Е.И. Куропаткина"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование семейных ценостей через проектную деятеьность"
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование семейных  ценностей  через проектную деятельность

Киямова З.Б., учитель начальных классов МБОУ «СШ №2-многопрофильная

имени Е.И. Куропаткина» 

«Семья — это та самая среда,

в которой человек учится,

и сам творит добро»

В. А. Сухомлинский

Ф о р м и р о в а н и е

с е м е й н ы х

ц е н н о с т е й

о ч е н ь

в а ж н ы й

и

сложноорганизованный процесс, требующий больших затрат со стороны всех

членов семьи в течение длительного времени. Каждая семья уникальна и

неповторима,

но существует

ряд

неизменных

во

все

времена

семейных

ценностей, таких как взаимопонимание,

внимательное отношение к родным

и

близким, доверительные

и

уважительные

отношения между

членами

семьи, готовность

прийти

на

помощь и

оказать

поддержку, сохранение

семейных традиций.

Задача

образовательного

учреждения

актуализировать

чувство

сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность

осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать

осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.

Школа должна помочь родителям и детям осознать и сформировать

ценности семьи, организовать совместную работу так, чтобы родители и

педагоги двигались в одном направлении в стремлении вырастить настоящего

человека, развитого духовно и нравственно. Мероприятия, направленные на

формирование

семейных

ценностей

должны

быть

разнообразными

и

ориентироваться на возраст ребёнка.

Одним

из

важнейших

положений

Стандарта

является

ориентация

содержания

образования

на формирование

семейных

ценностей,

составляющих культурное, духовное и нравственное богатство российского

народа.

Это

решается

средствами

всех

учебных

предметов,

среди

которых

особое

место

занимает

курс

«Окружающий

мир»,

где

формирование

семейных ценностей является одной из основных задач. Особенность курса

состоит в том, что познание окружающего мира предлагается как совместный

проект, который реализуется через взаимодействие взрослого и ребенка в

семье:

совместное

чтение,

наблюдения

(за

растениями,

животными,

звездами),

совместные

экологические

действия

(уборка

двора,

посадка

деревьев),

прогулки

и

путешествия.

Вовлечение

ребенка

и

взрослого

в

реальную

совместную

проектную

деятельность

позволяет

решать

воспитательные задачи в процессе познания окружающего мира, избегая

декларативности, отчуждения учебного материала от интересов ребенка, и в

адекватной

для

него

форме

решает

задачи

формирования

нравственных

ценностей. Таким образом, реализуется основная идея курса – формирование

семейных ценностей через организацию совместной деятельности ребенка и

взрослых в семье.

Укрепление и развитие тесной связи взаимодействия школы и семьи

обеспечивают

благоприятные

условия

жизни

и

воспитания

ребенка,

формирование основ полноценной гармонической личности. Каждый педагог

ищет свой собственный путь сотрудничества с родителями. Для меня этот

путь

стал

самым

эффективным

через

проектную

технологию,

представляющую

собой

способ

организации

педагогического

процесса,

основанный на взаимодействии взрослого и ребенка; способ взаимодействия

с

окружающей

средой,

поэтапную

практическую

деятельность

по

достижению

поставленной

цели.

В

процессе

организации

проектной

деятельности появляется уникальная возможность сближения детей и их

родителей

на

основе

совместной

деятельности. Мотивом внедрения этой

формы

работы

послужили

социальная

значимость

нравственно-

патриотического развития личности ребенка, начиная с младшего школьного

возраста,

когда

его

восприятие

открыто

к

формированию

духовно-

нравственных ценностей. Особую актуальность данная задача приобретает в

условиях внедрения ФГОС в системе начального образования.

Проект получил название

Проект получил название

«Семья – это семь я!»,

«Семья – это семь я!»,

где родители являются активными участниками образовательного процесса,

участниками проектной деятельности, а не сторонними наблюдателями. В

результате

работы

и

диагностики

было

выявлено,

что

учащиеся

имеют

элементарные представления о своей семье, многие не знают, кем работают

их

родители,

бабушки

с

дедушками,

мало

кто

из

детей

знает

семейные

традиции. Как изменить такое положение? Возник вопрос: как мы с детьми

можем решить выявленную проблему? Ведь мы, взрослые, должны помочь

детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к

членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

На

мой

взгляд,

решение

проблемы

сплочения

семьи,

сближения

взрослых и детей невозможно без участия ребенка и родителей как двух

полноправных

сторон.

Именно

поэтому,

сегодня

необходимо

создавать

условия

для

формирования

у

детей

эмоционально

насыщенного

образа

родного дома, семьи. Дети должны научиться, не только брать, но и отдавать:

заботиться о близких людях с детства, быть внимательными друг к другу,

членам своей семьи. Таким образом, целью проекта стало: формирование

нравственных основ личности ребёнка через приобщение детей к семейным

традициям и ценностям.

Для

реализации

данной

цели

решались

следующие

образовательные

и

воспитательные задачи:

формировать у детей интерес к своей семье;воспитывать уважительное

отношение и любовь к родным и близким людям;

развивать творческие способности детей и родителей в совместной

деятельности;

укреплять семейные традиции;

воспитывать уважение к труду и занятиям членов семьи;

воспитывать культуру поведения в семье, отношениях между разными

поколениями;

побуждать

детей

к

выполнению

общественно

значимых

заданий,

к

добрым делам для семьи, родного дома, класса.

Реализация задач проекта проходила в три этапа

1 этап - организационно- диагностический.

1.

Изучение общественного мнения.

Диагностика по выявлению знаний

у детей о своей семье. Анкетирование родителей на тему «Семейные

традиции».

Были заданы следующие вопросы:

Что такое родословная?

Какими

источниками

вы

воспользуетесь

при

составл ении

родословной?

Что означает твоё имя?

Что ты знаешь о традициях вашей семьи?

Имеются

ли

в

вашей

семье

предметы,

которые

передаются

от

поколения к поколению?

Что ты знаешь о профессиях своих родителей?

Из ответов учащихся мы пришли к выводу, что необходимо пробудить

интерес

к

истории

своей

семьи,

обычаям,

реликвиям,

углубить

представления об именах и фамилиях, их происхождении и значении.

2.

Задания творческим группам

Составить родословную своей семьи.

Составить родословную своей семьи.

Собрать материал о возникновении имён, объяснять их происхождение.

Собрать материал о возникновении имён, объяснять их происхождение.

Собрать материал о традициях своей семьи.

Собрать материал о традициях своей семьи.

Узнать о реликвиях семьи.

Узнать о реликвиях семьи.

Рассказать об увлечениях своей семьи.

Рассказать об увлечениях своей семьи.

Рассказать, как в вашей семье заботятся о здоровье.

Рассказать, как в вашей семье заботятся о здоровье.

Рассказать о своей будущей профессии.

Рассказать о своей будущей профессии.

Создание

развивающей

предметно-пространственной

среды:

подобрать

материалы, атрибуты для театрализованной деятельности, дидактические

игры,

иллюстрированный

материал,

художественную

литературу

по

теме

«Семья».

Подбор материала для продуктивной деятельности.

Проведение родительского собрания.

Подготовка материалов для проведения основного этапа программы.

2 этап - формирующий

Организация бесед с родителями.

Оформление информационных стендов по проблемам воспитания детей в

семье.Оформление газет, папок передвижек, информационных уголков по

теме.

Плановые мероприятия

1.

Я и родословная.

2.

2.

История семей в фотографиях

История семей в фотографиях

- Фотовыставка «Загляните в семейный альбом».

3.

Я и моё имя

Я и моё имя

4.

Я и семейные реликвии

5.

Я и семейные традиции

6.

Я и моё увлечение

Я и моё увлечение

7.

Я и моё здоровье

«Не

гоже

быть

Иванами

не

помнящими

своего

родства».

Каждому

человеку нужно знать и чтить своих предков. Это дань благодарности, дань

памяти. Родители благосклонно отнеслись к этой идее, но были трудности.

Взрослым пришлось провести большую работу.

Искали старинные фотографии в семейных альбомах, реликвии, вспоминали

семейные

традиции,

легенды,

предания,

любимые

занятия,

подбирали

материал для своего семейного герба, изречения и афоризмы для девиза. Дети

с

удовольствием

включались

в

общее

дело,

штудировали

книги

с

пословицами, принимали участие в оформлении родословной. Сначала эта

исследовательская работа шла с трудом, но по мере погружения интерес к ней

возрастал как у детей, так и у взрослых. В результате мы узнали, что дедушка

Саши был Героем Социалистического Труда, в их семье хранятся все его

награды за трудовые успехи и золотая медаль.

Выяснили, что дети с интересом узнают значение своего имени. Приятно

отметить, что не только дети, но и родители заинтересовались историей

возникновения народной традиции — Именины.Человек рождается, получает

имя. Оно дается или по святцам – церковным книгам в честь какого-нибудь

святого, чей праздник отмечается в том месяце, когда родился ребенок, или

родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период,

либо

же

в

честь

кого-то

из

членов

семьи.

Труднее

было

изучение

происхождения фамилий.

Радость общего дела, познания своих корней объединила родителей и детей.

На празднике, где царила атмосфера творчества, душевного комфорта, все

попробовали

прекрасные

пироги,

испечённые

мамами

и

бабушками

по

старинным рецептам. Так как класс является многонациональным, ребята

много

узнали

о

традициях,

рецептах

других

народов.

Так,

семья

Игоря

рассказала

о

молдавском

празднике

весны,

впервые

мы

попробовали

мамалыгу.

Была

организована

выставка

семейных

реликвий:

рушники,

вышитые наволочки, посуда, украшения.

Праздник понравился всем – и взрослым, и детям. Положительный результат

вдохновил родителей, они решили и в дальнейшем устраивать семейные

праздники.

3 этап - обобщающий.

Обобщение результатов работы.

Оценка результатов реализации проекта, подведение итогов.

В

своей

работе

я

столкнулась

с

тем,

что

современных

родителей,

выросших в век информационных технологий, простыми разговорами не

увлечь.

Поэтому

я

постаралась

сделать

каждую

встречу

живой,

яркой,

эмоциональной, насыщенной и обязательно с практической деятельностью. В

заключении каждый получает или мини — книжку, или буклет. или календарь

по теме встречи. Так, например, организуя работу проекта, я представила

информацию о замечательной традиции собираться всем за одним столом, о

том, что такая традиция дает чувство семейной сплоченности. Вместе с

родителями обсудили меню, провели мастер — класс «Сервировка стола для

семейного обеда», и составили мини — книжку с рецептами полезных и

вкусных

национальных

блюд,

которую

распечатали

и

подарили

присутствующим. Традиционное оформление событий семейного значения,

праздников играет очень важную роль во всестороннем развитии личности

ребёнка, в обеспечении эффективности воспитания.

Так же при поддержке и инициативе родителей мы организовали и провели

акцию

«Герб

семьи»,

где

дети

совместно

с

родителями

составляли

герб

семьи, придумывали девиз семьи в соответствии с особенностями своей

семьи. Конечно, работая над темой формирования семейных традиций, мне

бы хотелось упомянуть о традициях нашей начальной школы. В начальной

школе сложились традиции, которым уже несколько лет, но они по- прежнему

актуальны и интересны. Так, ежегодно проходит конкурс для мам «Умелые

руки», конкурс поделок «Осенний вернисаж», праздничный концерт ко Дню

Матери, куда приходят и мамы, бабушки, сестры и весь прекрасный пол

семьи. Так же ежегодно ко дню семьи проводится «Семейный бал», где

родители и дети могут пообщаться, поиграть и повеселиться в неформальной

обстановке. Проект «Помоги птицам перезимовать» также является частью

семейного воспитания, ребята изготавливаюткормушки вместе с родителями.

Празднование Дня Победы ежегодно проходит в актовом зале приглашением

ветеранов, членов семей старшего поколения, где все вместе мы говорим о

силе и мужестве солдат, защищавших нашу страну, поем песни военных лет.

Практика работы показала, что эта форма наиболее интересна родителям,

потому что она позволяет без назиданий познакомиться с интересующей

темой, погрузить родителей в среду педагогического общения, создать единое

образовательное сообщество

Понятие

нравственного

воспитания

очень

содержательно.

Оно

пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Семейные ценности

- это обычаи, традиции, нормы поведения и взгляды, которые передаются из

поколения

в

поколение.

Это

основополагающие

принципы,

на

которых

строится вся жизнь семьи.

Семья и семейные ценности, на самом деле, - лучшее, что у нас есть.

Конечно, существуют такие значимые категории, как карьера, отношения с

друзьями,

образование,

но

семья

это

спокойное

и

надёжное

счастье,

доступное каждому. Семейные традиции и ценности необходимо создавать и

развивать в каждой семье, для того, чтобы у детей формировались чёткие

ориентиры

и

приоритеты.

В

настоящее

время

молодое

поколение

воспитывается в основном реалиями сегодняшнего дня. Какими будут наши

дети

в

завтрашней

жизни,

зависит

от

того,

научим

ли

мы

их

бережно

относиться к семье как самой большой ценности для человека.



В раздел образования