Автор: Киямова Зульфира Билаловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №2-многопрофильная имени Заслуженного строителя Е.И. Куропаткина"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование семейных ценостей через проектную деятеьность"
Раздел: начальное образование
Формирование семейных ценностей через проектную деятельность
Киямова З.Б., учитель начальных классов МБОУ «СШ №2-многопрофильная
имени Е.И. Куропаткина»
«Семья — это та самая среда,
в которой человек учится,
и сам творит добро»
В. А. Сухомлинский
Ф о р м и р о в а н и е
с е м е й н ы х
ц е н н о с т е й
о ч е н ь
в а ж н ы й
и
сложноорганизованный процесс, требующий больших затрат со стороны всех
членов семьи в течение длительного времени. Каждая семья уникальна и
неповторима,
но существует
ряд
неизменных
во
все
времена
семейных
ценностей, таких как взаимопонимание,
внимательное отношение к родным
и
близким, доверительные
и
уважительные
отношения между
членами
семьи, готовность
прийти
на
помощь и
оказать
поддержку, сохранение
семейных традиций.
Задача
образовательного
учреждения
–
актуализировать
чувство
сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность
осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать
осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.
Школа должна помочь родителям и детям осознать и сформировать
ценности семьи, организовать совместную работу так, чтобы родители и
педагоги двигались в одном направлении в стремлении вырастить настоящего
человека, развитого духовно и нравственно. Мероприятия, направленные на
формирование
семейных
ценностей
должны
быть
разнообразными
и
ориентироваться на возраст ребёнка.
Одним
из
важнейших
положений
Стандарта
является
ориентация
содержания
образования
на формирование
семейных
ценностей,
составляющих культурное, духовное и нравственное богатство российского
народа.
Это
решается
средствами
всех
учебных
предметов,
среди
которых
особое
место
занимает
курс
«Окружающий
мир»,
где
формирование
семейных ценностей является одной из основных задач. Особенность курса
состоит в том, что познание окружающего мира предлагается как совместный
проект, который реализуется через взаимодействие взрослого и ребенка в
семье:
совместное
чтение,
наблюдения
(за
растениями,
животными,
звездами),
совместные
экологические
действия
(уборка
двора,
посадка
деревьев),
прогулки
и
путешествия.
Вовлечение
ребенка
и
взрослого
в
реальную
совместную
проектную
деятельность
позволяет
решать
воспитательные задачи в процессе познания окружающего мира, избегая
декларативности, отчуждения учебного материала от интересов ребенка, и в
адекватной
для
него
форме
решает
задачи
формирования
нравственных
ценностей. Таким образом, реализуется основная идея курса – формирование
семейных ценностей через организацию совместной деятельности ребенка и
взрослых в семье.
Укрепление и развитие тесной связи взаимодействия школы и семьи
обеспечивают
благоприятные
условия
жизни
и
воспитания
ребенка,
формирование основ полноценной гармонической личности. Каждый педагог
ищет свой собственный путь сотрудничества с родителями. Для меня этот
путь
стал
самым
эффективным
через
проектную
технологию,
представляющую
собой
способ
организации
педагогического
процесса,
основанный на взаимодействии взрослого и ребенка; способ взаимодействия
с
окружающей
средой,
поэтапную
практическую
деятельность
по
достижению
поставленной
цели.
В
процессе
организации
проектной
деятельности появляется уникальная возможность сближения детей и их
родителей
на
основе
совместной
деятельности. Мотивом внедрения этой
формы
работы
послужили
социальная
значимость
нравственно-
патриотического развития личности ребенка, начиная с младшего школьного
возраста,
когда
его
восприятие
открыто
к
формированию
духовно-
нравственных ценностей. Особую актуальность данная задача приобретает в
условиях внедрения ФГОС в системе начального образования.
Проект получил название
Проект получил название
«Семья – это семь я!»,
«Семья – это семь я!»,
где родители являются активными участниками образовательного процесса,
участниками проектной деятельности, а не сторонними наблюдателями. В
результате
работы
и
диагностики
было
выявлено,
что
учащиеся
имеют
элементарные представления о своей семье, многие не знают, кем работают
их
родители,
бабушки
с
дедушками,
мало
кто
из
детей
знает
семейные
традиции. Как изменить такое положение? Возник вопрос: как мы с детьми
можем решить выявленную проблему? Ведь мы, взрослые, должны помочь
детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к
членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
На
мой
взгляд,
решение
проблемы
сплочения
семьи,
сближения
взрослых и детей невозможно без участия ребенка и родителей как двух
полноправных
сторон.
Именно
поэтому,
сегодня
необходимо
создавать
условия
для
формирования
у
детей
эмоционально
насыщенного
образа
родного дома, семьи. Дети должны научиться, не только брать, но и отдавать:
заботиться о близких людях с детства, быть внимательными друг к другу,
членам своей семьи. Таким образом, целью проекта стало: формирование
нравственных основ личности ребёнка через приобщение детей к семейным
традициям и ценностям.
Для
реализации
данной
цели
решались
следующие
образовательные
и
воспитательные задачи:
формировать у детей интерес к своей семье;воспитывать уважительное
отношение и любовь к родным и близким людям;
развивать творческие способности детей и родителей в совместной
деятельности;
укреплять семейные традиции;
воспитывать уважение к труду и занятиям членов семьи;
воспитывать культуру поведения в семье, отношениях между разными
поколениями;
побуждать
детей
к
выполнению
общественно
значимых
заданий,
к
добрым делам для семьи, родного дома, класса.
Реализация задач проекта проходила в три этапа
1 этап - организационно- диагностический.
1.
Изучение общественного мнения.
Диагностика по выявлению знаний
у детей о своей семье. Анкетирование родителей на тему «Семейные
традиции».
Были заданы следующие вопросы:
Что такое родословная?
Какими
источниками
вы
воспользуетесь
при
составл ении
родословной?
Что означает твоё имя?
Что ты знаешь о традициях вашей семьи?
Имеются
ли
в
вашей
семье
предметы,
которые
передаются
от
поколения к поколению?
Что ты знаешь о профессиях своих родителей?
Из ответов учащихся мы пришли к выводу, что необходимо пробудить
интерес
к
истории
своей
семьи,
обычаям,
реликвиям,
углубить
представления об именах и фамилиях, их происхождении и значении.
2.
Задания творческим группам
•
•
Составить родословную своей семьи.
Составить родословную своей семьи.
•
•
Собрать материал о возникновении имён, объяснять их происхождение.
Собрать материал о возникновении имён, объяснять их происхождение.
•
•
Собрать материал о традициях своей семьи.
Собрать материал о традициях своей семьи.
•
•
Узнать о реликвиях семьи.
Узнать о реликвиях семьи.
•
•
Рассказать об увлечениях своей семьи.
Рассказать об увлечениях своей семьи.
•
•
Рассказать, как в вашей семье заботятся о здоровье.
Рассказать, как в вашей семье заботятся о здоровье.
•
•
Рассказать о своей будущей профессии.
Рассказать о своей будущей профессии.
Создание
развивающей
предметно-пространственной
среды:
подобрать
материалы, атрибуты для театрализованной деятельности, дидактические
игры,
иллюстрированный
материал,
художественную
литературу
по
теме
«Семья».
Подбор материала для продуктивной деятельности.
Проведение родительского собрания.
Подготовка материалов для проведения основного этапа программы.
2 этап - формирующий
Организация бесед с родителями.
Оформление информационных стендов по проблемам воспитания детей в
семье.Оформление газет, папок передвижек, информационных уголков по
теме.
Плановые мероприятия
1.
Я и родословная.
2.
2.
История семей в фотографиях
История семей в фотографиях
- Фотовыставка «Загляните в семейный альбом».
3.
Я и моё имя
Я и моё имя
4.
Я и семейные реликвии
5.
Я и семейные традиции
6.
Я и моё увлечение
Я и моё увлечение
7.
Я и моё здоровье
«Не
гоже
быть
Иванами
не
помнящими
своего
родства».
Каждому
человеку нужно знать и чтить своих предков. Это дань благодарности, дань
памяти. Родители благосклонно отнеслись к этой идее, но были трудности.
Взрослым пришлось провести большую работу.
Искали старинные фотографии в семейных альбомах, реликвии, вспоминали
семейные
традиции,
легенды,
предания,
любимые
занятия,
подбирали
материал для своего семейного герба, изречения и афоризмы для девиза. Дети
с
удовольствием
включались
в
общее
дело,
штудировали
книги
с
пословицами, принимали участие в оформлении родословной. Сначала эта
исследовательская работа шла с трудом, но по мере погружения интерес к ней
возрастал как у детей, так и у взрослых. В результате мы узнали, что дедушка
Саши был Героем Социалистического Труда, в их семье хранятся все его
награды за трудовые успехи и золотая медаль.
Выяснили, что дети с интересом узнают значение своего имени. Приятно
отметить, что не только дети, но и родители заинтересовались историей
возникновения народной традиции — Именины.Человек рождается, получает
имя. Оно дается или по святцам – церковным книгам в честь какого-нибудь
святого, чей праздник отмечается в том месяце, когда родился ребенок, или
родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период,
либо
же
в
честь
кого-то
из
членов
семьи.
Труднее
было
изучение
происхождения фамилий.
Радость общего дела, познания своих корней объединила родителей и детей.
На празднике, где царила атмосфера творчества, душевного комфорта, все
попробовали
прекрасные
пироги,
испечённые
мамами
и
бабушками
по
старинным рецептам. Так как класс является многонациональным, ребята
много
узнали
о
традициях,
рецептах
других
народов.
Так,
семья
Игоря
рассказала
о
молдавском
празднике
весны,
впервые
мы
попробовали
мамалыгу.
Была
организована
выставка
семейных
реликвий:
рушники,
вышитые наволочки, посуда, украшения.
Праздник понравился всем – и взрослым, и детям. Положительный результат
вдохновил родителей, они решили и в дальнейшем устраивать семейные
праздники.
3 этап - обобщающий.
Обобщение результатов работы.
Оценка результатов реализации проекта, подведение итогов.
В
своей
работе
я
столкнулась
с
тем,
что
современных
родителей,
выросших в век информационных технологий, простыми разговорами не
увлечь.
Поэтому
я
постаралась
сделать
каждую
встречу
живой,
яркой,
эмоциональной, насыщенной и обязательно с практической деятельностью. В
заключении каждый получает или мини — книжку, или буклет. или календарь
по теме встречи. Так, например, организуя работу проекта, я представила
информацию о замечательной традиции собираться всем за одним столом, о
том, что такая традиция дает чувство семейной сплоченности. Вместе с
родителями обсудили меню, провели мастер — класс «Сервировка стола для
семейного обеда», и составили мини — книжку с рецептами полезных и
вкусных
национальных
блюд,
которую
распечатали
и
подарили
присутствующим. Традиционное оформление событий семейного значения,
праздников играет очень важную роль во всестороннем развитии личности
ребёнка, в обеспечении эффективности воспитания.
Так же при поддержке и инициативе родителей мы организовали и провели
акцию
«Герб
семьи»,
где
дети
совместно
с
родителями
составляли
герб
семьи, придумывали девиз семьи в соответствии с особенностями своей
семьи. Конечно, работая над темой формирования семейных традиций, мне
бы хотелось упомянуть о традициях нашей начальной школы. В начальной
школе сложились традиции, которым уже несколько лет, но они по- прежнему
актуальны и интересны. Так, ежегодно проходит конкурс для мам «Умелые
руки», конкурс поделок «Осенний вернисаж», праздничный концерт ко Дню
Матери, куда приходят и мамы, бабушки, сестры и весь прекрасный пол
семьи. Так же ежегодно ко дню семьи проводится «Семейный бал», где
родители и дети могут пообщаться, поиграть и повеселиться в неформальной
обстановке. Проект «Помоги птицам перезимовать» также является частью
семейного воспитания, ребята изготавливаюткормушки вместе с родителями.
Празднование Дня Победы ежегодно проходит в актовом зале приглашением
ветеранов, членов семей старшего поколения, где все вместе мы говорим о
силе и мужестве солдат, защищавших нашу страну, поем песни военных лет.
Практика работы показала, что эта форма наиболее интересна родителям,
потому что она позволяет без назиданий познакомиться с интересующей
темой, погрузить родителей в среду педагогического общения, создать единое
образовательное сообщество
Понятие
нравственного
воспитания
очень
содержательно.
Оно
пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Семейные ценности
- это обычаи, традиции, нормы поведения и взгляды, которые передаются из
поколения
в
поколение.
Это
основополагающие
принципы,
на
которых
строится вся жизнь семьи.
Семья и семейные ценности, на самом деле, - лучшее, что у нас есть.
Конечно, существуют такие значимые категории, как карьера, отношения с
друзьями,
образование,
но
семья
–
это
спокойное
и
надёжное
счастье,
доступное каждому. Семейные традиции и ценности необходимо создавать и
развивать в каждой семье, для того, чтобы у детей формировались чёткие
ориентиры
и
приоритеты.
В
настоящее
время
молодое
поколение
воспитывается в основном реалиями сегодняшнего дня. Какими будут наши
дети
в
завтрашней
жизни,
зависит
от
того,
научим
ли
мы
их
бережно
относиться к семье как самой большой ценности для человека.