Напоминание

"Современные методы обучения в начальной школе"


Автор: Новикова Галина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Рогаликовская ООШ
Населённый пункт: слобода Рогалик Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Современные методы обучения в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




«Современные

методы

обучения

в

начальной

школе»

Подготовила

Учитель начальных классов

Новикова Г.В.

«Метод обучения должен быть возведен в искусство.

Его надо поставить на столь твердые основы,

чтобы обучение наверняка шло вперед

и не обманывалось бы в своих результатах…»

Я.А. Коменский

Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех

участников педагогического процесса, предоставление им возможностей

качественного обучения, проявления творческих способностей. Современная

школа - это результат огромных перемен, произошедших в системе

отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование

не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то

другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего

поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.

Главной и первостепенной задачей является необходимость

повышения эффективности усвоения учебного материала, нацеленной на

повышение современного качества образования. А это ориентация

образования не только на усвоение учащимися определённой суммы знаний,

но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных

способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную

систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт

самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, что

и определяет современное качество содержания образования.

Повышение качества образования должно осуществляться не за счёт

дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и

методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение

образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу

готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств

обучаемых.

Добиваться качества обучения учителю помогает и система эффективного

планирования учебного материала, чёткая организация образовательного

процесса, контроль всей деятельности учащихся.

Сосредотачивая усилия на повышении качества и эффективности учебной и

воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок

способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и

творческих способностей.

Целью данного доклада является раскрытие системы работы учителя по

повышению качества обучения через использование современных методов,

приёмов и эффективных педагогических технологий на уроках.

Современный урок требует высокого уровня подготовки. Необходима

совокупность различных вариантов взаимодействия между элементами

урока, подбор подходящих средств и методов обучения, чтобы урок стал

целостным, логически завершенным отрезком образовательного процесса.

Методы обучения - это основные виды деятельности на уроке,

обеспечивающие формирование УУД, необходимых для решения учебно-

воспитательных задач.

Выбор наиболее эффективных для урока методов обучения - один из

центральных моментов оптимизации учебного процесса. Известно, что

методы обучения являются способами взаимосвязанной деятельности

педагогов и учащихся, направленной на достижение целей образования,

воспитания и развития школьников в ходе обучения. Поскольку любая

деятельность в качестве неотъемлемых компонентов имеет организацию,

стимулирование и контроль, то и методы обучения подразделяют на три

большие группы:

методы организации учебно-познавательной деятельности;

методы стимулирования учебно-познавательной деятельности;

методы контроля по эффективности учебно-познавательной деятельности.

Каждая из названных групп методов состоит из целого ряда конкретных

методов обучения. Так, при организации учебно-познавательной

деятельности применяются словесные методы (рассказ лекция, беседа и др.),

наглядные методы (демонстрация приборов, показ иллюстраций и др.),

практические методы (упражнения, опыты, трудовые действия и др.) Все эти

методы обеспечивают передачу учебной информации учителем и ее

восприятие учащимися посредством слушания, наблюдения, практических

действий. Методы организации учебно-познавательной деятельности

подразделяют также на индуктивные и дедуктивные, имея при этом в виду, в

какой логике раскрывается учебный материал – от частного в общему или от

общего к частному.

Группу методов организации учебно-познавательной деятельности также

подразделяют на проблемно-поисковые и репродуктивные методы, имея в

виду, как осуществляют ученики усвоение нового материала – путем

самостоятельных размышлений над проблемными ситуациями или же

репродуктивного запоминания учебной информации, сообщаемой учителем.

Таким образом, одна и та же беседа, например, может выступить в роли

словесного, дедуктивного и поискового методов обучения, если при этом

будет идти изложение материала от общего к частному, а также в ходе ее

будут создаваться проблемные ситуации. Наконец, в зависимости от степени

самостоятельности учеников в учебе выделяют методы учебной работы

школьников.

Все названные выше методы обучения при определенном применении могут

сами по себе стимулировать, активизировать познавательную деятельность

учеников. В практике обучения используются и некоторые специальные

методы, направленные на обеспечение интереса школьников к учебе. К

методам стимулирования и мотивации учения можно отнести метод

познавательной игры, метод учебных дискуссий, метод поощрения, метод

создания успеха в учебе и др.

Большое значение для успешного обучения имеют контроль и самоконтроль,

осуществляемый методом устного, письменного, индивидуального,

фронтального контроля и др.

Репродуктивные методы применяются, прежде всего, с целью обеспечения

быстрого и прочного запоминания учащимися учебной информации,

формирования умений и навыков. Особенно эффективны они в тех случаях,

когда содержание учебного материала имеет преимущественно

информативный характер, представляет собой описание способов

практических действий. Проблемно-поисковые методы применяются с целью

развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности. Они

способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению

знаниями. Особенно эффективно применяются эти методы в тех случаях,

когда содержание учебного материала направлено на формирование понятий,

содержание учебного материала не является принципиально новым, а

логически продолжает ранее изученное; содержание доступно для

самостоятельных выводов школьников, вскрывает причинно-следственные

связи между явлениями, ведет к общению. Использование разнообразных

методов создает благоприятные условия для успешного развития

познавательных возможностей учащихся.

Определяя содержание форм и методов на уроке, необходимо, прежде всего,

глубоко осмыслить стратегию современного обучения, его направленность не

просто на формирование определенных учебных умений, а на воспитание и

развитие личности ребенка, его теоретического мышления, бережного и

вдумчивого отношения к знаниям, на становление главного учебного умения-

умения учиться.

Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого

процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В

классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного

уважения. Считаю, что заметно повышает мотивацию

учащихся благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке. Его

поддержанию на уроке способствует вовлечение в деятельность всех

учащихся класса; создание нестандартных ситуаций; демонстрация

достижений каждого учащегося на каждом уроке; умение хвалить любого

ученика на каждом уроке даже за малые достижения и успехи.

Повышает мотивацию обучающихся к изучаемому материалу, углубляет

знания, способствует развитию психических процессов, что в конечном

итоге, повышает качество знаний обучающихся применение на уроке

современных педагогических технологий:

— создание проблемной ситуации: перед учащимися ставится задание, как

правило, практико-ориентированное, направленное на решение жизненной

задачи, полезность решения которой очевидна ученикам;

— создание ситуации успеха: в системе заданий присутствуют задачи

различного уровня сложности, дающие возможность пережить чувство

успеха как можно большему числу учащихся;

— игровые ситуации на уроках: игра – это метод обучения, направленный на

моделирование реальной действительности с целью принятия решений в

моделируемой ситуации;

— дифференцированный подход к организации учебного процесса: обучение

на уровне возможностей и способностей ученика;

— подбор творческих заданий: кроссворды; задания, имеющие множество

решений, а также не имеющие решения; создание презентаций, разработка

проектов и т.д.;

— групповые формы работы хороши тем, что снимают излишнее напряжение

вокруг отметок, которые всегда связаны с внешней мотивацией. Кроме того, в

группе всегда будет больше возможностей для индивидуальной учебной

активности ученика, чем при фронтальной работе. Парная форма

работыхороша при формировании внимательности учащихся, когда им

предлагается проверить работы друг друга;

— метод проектов: способствует активизации всех сфер личности школьника,

а также позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую

направленность. Проектная технология нацелена на развитие личности

школьников, их самостоятельности, творчества;

— Интернет-технологии (ИКТ) сегодня являются частью общей

информационной культуры учащихся. Задача школьников сводится к

постоянному самостоятельному поиску, обобщению и систематизации

изучаемого материала, так как современные информационные системы

обеспечивают доступ к большому объему знаний. Сильную и устойчивую

мотивацию изучения предмета создаёт пробудившийся у

школьникапознавательный интерес к предмету.

Для того чтобы повысить мотивацию к обучению на уроках и внеурочных

занятиях по предмету я приобщаю учеников к в совместному целеполаганию,

планированию и прогнозированию результатов, при этом учитываю

ихиндивидуальные психологические особенности. С этой целью на своих

занятиях реализую идеи педагогики сотрудничества, технологию

проблемного обучения. Применяю разнообразные формы, методы, виды

работ. На своих уроках стараюсь создавать ситуацию успеха для всех

обучающихся: и слабоуспевающих, и с ярко выраженными способностями к

гуманитарным дисциплинам. Для этого строю урок и организую учебную

деятельность так, чтобы появилась возможность работать со всем классом и

одновременно с каждым обучающимся.

Значимым условием формирования учебной мотивации современного

школьника является личность учителя и характер его отношения к

ученику. Сам учитель должен являть собой образец внутренне

мотивированной личности, то есть это должна быть личность с ярко

выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и

интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в

своих силах, высоким самоуважением.

Итак, считаю, что успех – важный стимул положительного отношения

учащихся к деятельности. «Если ребенок не видит успеха в своем труде,

огонек жажды знаний гаснет... Успех в учении – источник внутренних сил,

рождающих энергию преодоления трудностей, желания учиться», - писал

В.А. Сухомлинский. Повышение уровня учебной мотивации — это процесс

длительный, кропотливый и целенаправленный. Своевременное чередование

и применение на разных этапах урока и во внеурочное время разнообразных

форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей

овладевать знаниями.

ВЫВОД:

Современный урок могут отличать любые черты, главное,

чтобы и педагоги, и ученики приходили на него с большим

желанием работать. Подводя итог сказанному, следует

отметить, что использование современных средств, методов и

форм обучения является необходим условием повышения

качества образования.



В раздел образования