Автор: Новикова Галина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Рогаликовская ООШ
Населённый пункт: слобода Рогалик Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Современные методы обучения в начальной школе"
Раздел: начальное образование
«Современные
методы
обучения
в
начальной
школе»
Подготовила
Учитель начальных классов
Новикова Г.В.
«Метод обучения должен быть возведен в искусство.
Его надо поставить на столь твердые основы,
чтобы обучение наверняка шло вперед
и не обманывалось бы в своих результатах…»
Я.А. Коменский
Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех
участников педагогического процесса, предоставление им возможностей
качественного обучения, проявления творческих способностей. Современная
школа - это результат огромных перемен, произошедших в системе
отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование
не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то
другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего
поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.
Главной и первостепенной задачей является необходимость
повышения эффективности усвоения учебного материала, нацеленной на
повышение современного качества образования. А это ориентация
образования не только на усвоение учащимися определённой суммы знаний,
но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных
способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную
систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт
самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, что
и определяет современное качество содержания образования.
Повышение качества образования должно осуществляться не за счёт
дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и
методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение
образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу
готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств
обучаемых.
Добиваться качества обучения учителю помогает и система эффективного
планирования учебного материала, чёткая организация образовательного
процесса, контроль всей деятельности учащихся.
Сосредотачивая усилия на повышении качества и эффективности учебной и
воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок
способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и
творческих способностей.
Целью данного доклада является раскрытие системы работы учителя по
повышению качества обучения через использование современных методов,
приёмов и эффективных педагогических технологий на уроках.
Современный урок требует высокого уровня подготовки. Необходима
совокупность различных вариантов взаимодействия между элементами
урока, подбор подходящих средств и методов обучения, чтобы урок стал
целостным, логически завершенным отрезком образовательного процесса.
Методы обучения - это основные виды деятельности на уроке,
обеспечивающие формирование УУД, необходимых для решения учебно-
воспитательных задач.
Выбор наиболее эффективных для урока методов обучения - один из
центральных моментов оптимизации учебного процесса. Известно, что
методы обучения являются способами взаимосвязанной деятельности
педагогов и учащихся, направленной на достижение целей образования,
воспитания и развития школьников в ходе обучения. Поскольку любая
деятельность в качестве неотъемлемых компонентов имеет организацию,
стимулирование и контроль, то и методы обучения подразделяют на три
большие группы:
методы организации учебно-познавательной деятельности;
методы стимулирования учебно-познавательной деятельности;
методы контроля по эффективности учебно-познавательной деятельности.
Каждая из названных групп методов состоит из целого ряда конкретных
методов обучения. Так, при организации учебно-познавательной
деятельности применяются словесные методы (рассказ лекция, беседа и др.),
наглядные методы (демонстрация приборов, показ иллюстраций и др.),
практические методы (упражнения, опыты, трудовые действия и др.) Все эти
методы обеспечивают передачу учебной информации учителем и ее
восприятие учащимися посредством слушания, наблюдения, практических
действий. Методы организации учебно-познавательной деятельности
подразделяют также на индуктивные и дедуктивные, имея при этом в виду, в
какой логике раскрывается учебный материал – от частного в общему или от
общего к частному.
Группу методов организации учебно-познавательной деятельности также
подразделяют на проблемно-поисковые и репродуктивные методы, имея в
виду, как осуществляют ученики усвоение нового материала – путем
самостоятельных размышлений над проблемными ситуациями или же
репродуктивного запоминания учебной информации, сообщаемой учителем.
Таким образом, одна и та же беседа, например, может выступить в роли
словесного, дедуктивного и поискового методов обучения, если при этом
будет идти изложение материала от общего к частному, а также в ходе ее
будут создаваться проблемные ситуации. Наконец, в зависимости от степени
самостоятельности учеников в учебе выделяют методы учебной работы
школьников.
Все названные выше методы обучения при определенном применении могут
сами по себе стимулировать, активизировать познавательную деятельность
учеников. В практике обучения используются и некоторые специальные
методы, направленные на обеспечение интереса школьников к учебе. К
методам стимулирования и мотивации учения можно отнести метод
познавательной игры, метод учебных дискуссий, метод поощрения, метод
создания успеха в учебе и др.
Большое значение для успешного обучения имеют контроль и самоконтроль,
осуществляемый методом устного, письменного, индивидуального,
фронтального контроля и др.
Репродуктивные методы применяются, прежде всего, с целью обеспечения
быстрого и прочного запоминания учащимися учебной информации,
формирования умений и навыков. Особенно эффективны они в тех случаях,
когда содержание учебного материала имеет преимущественно
информативный характер, представляет собой описание способов
практических действий. Проблемно-поисковые методы применяются с целью
развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности. Они
способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению
знаниями. Особенно эффективно применяются эти методы в тех случаях,
когда содержание учебного материала направлено на формирование понятий,
содержание учебного материала не является принципиально новым, а
логически продолжает ранее изученное; содержание доступно для
самостоятельных выводов школьников, вскрывает причинно-следственные
связи между явлениями, ведет к общению. Использование разнообразных
методов создает благоприятные условия для успешного развития
познавательных возможностей учащихся.
Определяя содержание форм и методов на уроке, необходимо, прежде всего,
глубоко осмыслить стратегию современного обучения, его направленность не
просто на формирование определенных учебных умений, а на воспитание и
развитие личности ребенка, его теоретического мышления, бережного и
вдумчивого отношения к знаниям, на становление главного учебного умения-
умения учиться.
Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого
процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В
классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного
уважения. Считаю, что заметно повышает мотивацию
учащихся благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке. Его
поддержанию на уроке способствует вовлечение в деятельность всех
учащихся класса; создание нестандартных ситуаций; демонстрация
достижений каждого учащегося на каждом уроке; умение хвалить любого
ученика на каждом уроке даже за малые достижения и успехи.
Повышает мотивацию обучающихся к изучаемому материалу, углубляет
знания, способствует развитию психических процессов, что в конечном
итоге, повышает качество знаний обучающихся применение на уроке
современных педагогических технологий:
— создание проблемной ситуации: перед учащимися ставится задание, как
правило, практико-ориентированное, направленное на решение жизненной
задачи, полезность решения которой очевидна ученикам;
— создание ситуации успеха: в системе заданий присутствуют задачи
различного уровня сложности, дающие возможность пережить чувство
успеха как можно большему числу учащихся;
— игровые ситуации на уроках: игра – это метод обучения, направленный на
моделирование реальной действительности с целью принятия решений в
моделируемой ситуации;
— дифференцированный подход к организации учебного процесса: обучение
на уровне возможностей и способностей ученика;
— подбор творческих заданий: кроссворды; задания, имеющие множество
решений, а также не имеющие решения; создание презентаций, разработка
проектов и т.д.;
— групповые формы работы хороши тем, что снимают излишнее напряжение
вокруг отметок, которые всегда связаны с внешней мотивацией. Кроме того, в
группе всегда будет больше возможностей для индивидуальной учебной
активности ученика, чем при фронтальной работе. Парная форма
работыхороша при формировании внимательности учащихся, когда им
предлагается проверить работы друг друга;
— метод проектов: способствует активизации всех сфер личности школьника,
а также позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую
направленность. Проектная технология нацелена на развитие личности
школьников, их самостоятельности, творчества;
— Интернет-технологии (ИКТ) сегодня являются частью общей
информационной культуры учащихся. Задача школьников сводится к
постоянному самостоятельному поиску, обобщению и систематизации
изучаемого материала, так как современные информационные системы
обеспечивают доступ к большому объему знаний. Сильную и устойчивую
мотивацию изучения предмета создаёт пробудившийся у
школьникапознавательный интерес к предмету.
Для того чтобы повысить мотивацию к обучению на уроках и внеурочных
занятиях по предмету я приобщаю учеников к в совместному целеполаганию,
планированию и прогнозированию результатов, при этом учитываю
ихиндивидуальные психологические особенности. С этой целью на своих
занятиях реализую идеи педагогики сотрудничества, технологию
проблемного обучения. Применяю разнообразные формы, методы, виды
работ. На своих уроках стараюсь создавать ситуацию успеха для всех
обучающихся: и слабоуспевающих, и с ярко выраженными способностями к
гуманитарным дисциплинам. Для этого строю урок и организую учебную
деятельность так, чтобы появилась возможность работать со всем классом и
одновременно с каждым обучающимся.
Значимым условием формирования учебной мотивации современного
школьника является личность учителя и характер его отношения к
ученику. Сам учитель должен являть собой образец внутренне
мотивированной личности, то есть это должна быть личность с ярко
выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и
интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в
своих силах, высоким самоуважением.
Итак, считаю, что успех – важный стимул положительного отношения
учащихся к деятельности. «Если ребенок не видит успеха в своем труде,
огонек жажды знаний гаснет... Успех в учении – источник внутренних сил,
рождающих энергию преодоления трудностей, желания учиться», - писал
В.А. Сухомлинский. Повышение уровня учебной мотивации — это процесс
длительный, кропотливый и целенаправленный. Своевременное чередование
и применение на разных этапах урока и во внеурочное время разнообразных
форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей
овладевать знаниями.
ВЫВОД:
Современный урок могут отличать любые черты, главное,
чтобы и педагоги, и ученики приходили на него с большим
желанием работать. Подводя итог сказанному, следует
отметить, что использование современных средств, методов и
форм обучения является необходим условием повышения
качества образования.