Напоминание

"Организация трудовой деятельности детей с ОВЗ"


Автор: Минаева Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ РЦ "Фламинго"
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: "Организация трудовой деятельности детей с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация трудовой деятельности детей с ОВЗ

Овладение элементами трудовой деятельности для детей с ОВЗ

оказывается не простым делом.Уже самообслуживание включает

в себя ряд весьма сложных по своей структуре навыков,

которыми должны овладеть дети. Для ребенка здесь может

возникнуть два затруднения: в определении и усвоении

последовательности операций и в овладении каждой из них. В

данном случае ребенок уже не может остаться на уровне

понимания функционального назначения предметов или

приблизительного знания состава действия. Он должен овладеть

как структурой действия, так и каждой составляющей его

операцией. Таким образом, возникновение трудовой

деятельности играет большую роль в усвоении ребенком опыта

действий с предметами, способствует пониманию роли каждого

отдельного действия и его логической последовательности.

Формирование элементов трудовой деятельности осуществляется

на специальных занятиях и в быту, и ведется в двух

направлениях. С одной стороны, детей знакомят с трудом

взрослых, с ролью труда в жизни всего общества, воспитывают

уважение к труду взрослых. С другой стороны, трудовое

воспитание ведется при организации практической деятельности

детей — при формировании навыков самообслуживания, на

занятиях: по ручному труду, в процессе хозяйственно-бытового

труда и труда в природе.

Детей специально знакомят с разными профессиями взрослых.

Им не только рассказывают, но и показывают, как они трудятся:

сначала в ближайшем окружении, в повседневной жизни (вот

трудится няня, дворник, воспитатель, повар, врач). Затем детей

знакомят с тем, как трудятся взрослые за пределами

учреждения. При этом каждый раз объясняют, какое значение

для всех людей имеет труд каждого. В самом деле, если не

придет на работу повар детского сада, все дети останутся

голодными. А вот теперь, когда повар работает, все будут

накормлены сытно, вкусно. А шофер автобуса? Скольких людей

он отвезет на работу и с работы, скольких пап и мам привезет к

детскому саду, чтобы они могли забрать домой своих детей.

Такое ознакомление с трудом, его социальной значимостью

трудом, с его социальной значимостью нужно проводить с

детьми систематически.

Огромную помощь в понимании значения труда, в усвоении

знаний о людях разных профессий может оказать игра, в

которой дети под руководством педагогов и воспитателей будут

обыгрывать полученные во время наблюдений впечатления,

поочередно выполняя роли шофера, продавца, парикмахера и

т.д.Формирование представлений о труде взрослых проводится

также в процессе ознакомления детей с художественными

произведениями — со сказками, рассказами, стихами, с

иллюстрациями к этим произведениям, рассказывающими о

разных профессиях. Представления уточняются с помощью

дидактических игр, например, «Кому что нужно?» (подбор

картинок с изображением средств труда к изображению людей

разных профессий), «Кого позвать на помощь?» и др.

Наряду с формированием представлений о труде взрослых

проводится организация трудовой деятельности самих детей.

Привитие навыков самообслуживания,культурно-гигиенических

навыков. Эти навыки формируются на специальных занятиях и

закрепляются во время всех режимных моментов. Механизм их

формирования весьма сложен, так как их усвоение требует

определенного уровня развития внимания, подражания,

восприятия, поэтому этот раздел трудового воспитания не теряет

своего значения до конца пребывания детей в учреждении. Если

обучение навыкам самообслуживания проводится правильно, с

учетом особенностей развития моторики, восприятия, внимания

детей, то эти занятия способствуют также формированию у

детей положительного отношения к труду, желания трудиться,

умения преодолевать посильные трудности, т. е. всех тех

качеств, которые необходимы для дальнейшего трудового

воспитания и обучения.

Трудовое обучение осуществляется также на специальных

занятиях по ручному труду, на которых дети выполняют

различные поделки. На этих занятиях необходимо, помимо

навыков ручного труда, создавать у детей интерес и уважение к

результату своего труда. Для этого результат труда нужно

выделить и сделать значимым для детей. На занятиях по

ручному труду дети изготавливают поделки, которые могут

служить атрибутами для, игры, средством украшения группы,

подарком для родственников и т.п. Поделки должны быть не

только индивидуальными, но и коллективными. В процессе

создания коллективных поделок дети учатся работать сообща,

соотносить свои действия с действиями других, результат своего

труда с результатами труда своих сверстников, что составляет

одну из основных сторон культуры труда.

Хозяйственно-бытовой труд у детей с ОВЗ вначале носит

несложный характер — дети выполняют отдельные поручения

(поливают цветы, расставляют пособия, и т.п.). Постепенно

трудовые поручения усложняются. Проводятся специальные

занятия по формированию навыков хозяйственно-бытового

труда. Дети под руководством воспитателя проводят уборку

кукольного уголка, стирают кукольное белье, учатся вытирать

пыль, и др.

Следующим видом трудовой деятельности является труд в

природе. Дети ухаживают за растениями и в группе, трудятся на

участке учреждения.

Обучение труду играет огромную роль во всем психическом

развитии ребенка, в его умственном и нравственном воспитании.

Прежде всего во всех видах труда дети приобретают

определенные навыки и умения, овладевают предметными и

орудийными действиями, что, в свою очередь, способствует

развитию восприятия и наглядного мышления.

В процессе трудовых заданий дети учатся действовать по

подражанию, образцу и словесной инструкции. Действия по

словесной инструкции, сначала очень простой и короткой, а

затем все более развернутой, помогают формированию детей

словесной регуляции деятельности.

В труде — также мы находим большие возможности для того

чтобы учить детей планировать свои действия — что будет

сделано сначала, что потом, осмысливать значение

последовательности действий для достижения конечного

результата, к старшему дошкольному возрасту это позволяет

добиться появления элементов самоконтроля.

Необходимость трудиться сообща приводит к тому, что дети

начинают ощущать себя членами коллектива, рассматривать

свой труд как часть общего труда, гордиться своим вкладом в

общий результат. На этой основе может быть сформировано не

только уважение к результату своего и общего труда, но и

элементы самооценки.

Коллективный труд представляет прекрасную основу для

воспитания взаимопомощи и отзывчивости и для организации

поведения детей в целом.



В раздел образования