Автор: Шеметова Светлана Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 172
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие воспитателя с родителями детей
Раздел: дошкольное образование
Ш е м е т о в а
С . Н
МБДОУ города Иркутска
детский сад №172 «Радуга»
Взаимодействие воспитателя с родителями детей
Педагогика должна стать наукой для всех — и для учителей, и для родителей.
Какими
бы
прекрасными
ни
были
наши
дошкольные
учреждения,
самыми
главными мастерами, формирующими разум, мысли детей, являются мать и
отец.
Поэтому
нам,
учителям,
прежде
всего,
необходимо
заботиться
о
повышении педагогической культуры родителей, разъяснять смысл воспитания
и работать с ними в одном направлении.
В. А. Сухомлинский
Мы,
воспитатели,
прекрасно
понимаем,
что
родители
доверили
нам
самое
дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие,
а
это
возможно
только
при
тесном
сотрудничестве,
общности
дел,
взаимопонимании всех сторон, к чему мы и стремимся.
Все мы прекрасно понимаем, что воспитание детей в семье и в детском саду
преследует
единые
цели
и
задачи,
стремление
реализовать
в
совместной
деятельности
комплексный
подход
к
воспитанию.
Как
бы
серьезно
ни
продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы
высокой
ни
была
квалификация
работников
дошкольного
учреждения,
невозможно
достигнуть
поставленной
цели
без
постоянной
поддержки
и
активного
участия
родителей
в
воспитательном
процессе.
Всестороннее
гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности
всей
системы
воспитательно-образовательных
воздействий
взрослых
на
ребенка.
Задача дошкольного учреждения – раскрыть перед родителями важные стороны
психолого-педагогического развития ребёнка на каждой возрастной ступени
дошкольного детства и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.
Всем известно, что взаимодействие педагогов детского сада с родителями –
достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной.
Основную роль в работе с родителями практически во всех детских садах
традиционно
играют
воспитатели.
Они
–
главный
источник
информации
о
ребёнке, о деятельности учреждения, от них родители получают психолого-
педагогическую информацию.
Таким
образом,
именно
на
нас
лежит
основная
ответственность.
Педагоги
детского сада находятся в постоянном взаимодействии с родителями, составляя
неразрывное
триединство
“ребёнок
–
родитель
–
педагог”,
понимая,
что
домашняя
среда
имеет
основное
воспитание
и
формирующее
значение.
В
условиях
сотрудничества
с
семьей,
предполагающего
взаимное
уважение,
понимание, доверие, достигаются желаемые результаты в процессе становления
личности ребёнка. Основной целью взаимодействия является создание единого
пространства
“Семья
–
детский
сад”,
в
котором
всем
участникам
педагогического
процесса
(детям,
родителям,
воспитателям)
будет
уютно,
интересно, безопасно, полезно, благополучно.
С первых дней мы стремимся узнать, как ребенок живет в семье, что его там
окружает, что дает ему семья. В первые дни посещения
детского сада мы
начинаем знакомиться с условиями семейного воспитания каждого ребенка. В
беседе с родителями педагог начинает о том, к какому режиму привык ребенок,
какие игрушки есть у него и какие из них любимые, как он с ними играет.
Воспитатель должен быть всегда с добрыми намереньями.
Родители должны видеть в воспитателе человека, который любит их ребенка,
живет заботой о нем. Это вызывает у них откровенность, они доверительно о
своих трудностях, просят совета.
Обычно родители, приходя вечером, чаще всего интересуются, как ел сегодня
ребенок, оценивающе осматривают его: чист, ухожен ли, не обижен ли. А затем
торопливо покидают детский сад.
О ребёнке нужно знать всё! А поскольку это практически невозможно, нужно
стараться быть «ближе» к нему, знать, чем он живёт, кого и за что любит, отчего
у него портится настроение, что ему по плечу, и с чем трудно справиться, во что
он верит и в чём сомневается, почему лжёт и т. д.
У
малышей
очень
гибкое
мышление,
которое
помогает
фантазировать,
воображать. Временами свои фантазии, выдумки дети начинают использовать в
личных, коварных целях. Они тонко чувствуют и знают, где вставить свою
фантазию. Ложь – это искажение происходящих событий, а фантазия – это
выдумки, воображаемый мир.
Дети умеют убедительно сочинять, сами верят во всё то, что рассказывают.
Конфликты –это тоже
часть нашей жизни и важно уметь их конструктивно
решать. Например, папа каждый день спрашивает воспитателя: как вёл себя
ребёнок? с кем играл? что ел? сколько? как спал? И получает в ответ не то, что
хотел
бы
услышать
(ни
с
кем
не
играл,
пассивен,
сам
в
себе).
Папа
в
недоумении, доказывает воспитателю, что дома он совсем другой.
У
ребёнка
явные
трудности
в
общении,
социальная
среда
в
детском
саду
противоположная домашней. Дома ребёнок воздвигнут на пьедестал. Жизнь
семьи вертится вокруг него, а в детском саду он такой же, как и все, он - часть
группы. У ребёнка развивается внутри личностный конфликт, он не знает как
вести
себя
в
группе.
Он
не
обучен
этим
навыкам.
Родители
должны
скорректировать некоторые поведенческие особенности ребёнка: ребёнок – не
главный в семье, а часть семьи.
В мире нет людей, у которых были бы только одни достоинства или только одни
недостатки. Мудрость родителей заключается в том, что видя те или другие
особенности своего ребёнка, они соотносят их с эффективностью семейного
воспитания.
Ребёнок
не
пустой
сосуд,
и
если
в
нем
не
формируется
положительные качества, то возникают вредные привычки и наклонности. Если
ребёнок ленив, то это значит, что в семье его не приучили к труду, если он
агрессивен, значит, он не видит доброго отношения. Родители должны знать
достоинства и недостатки своего ребёнка, чтобы уравновешивать их, опираясь
на положительное, чтобы помочь избавиться от отрицательных.
Очень важно проведение дней открытых дверей. Родители проявляют большой
интерес к тому, как проводят время их малыши без мам и пап в детском саду,
чем
занимаются.
Подготовка
к
этому
дню
ведется
заранее:
вывешивается
объявление,
в
котором
указывается
время
данного
мероприятия,
правила
поведения для родителей, а также цели и содержание мероприятия. Родители
могут понаблюдать за своими детьми со стороны, оценить их поведение в
ситуации, отличной от семейной, а также перенять у педагога приемы обучения
и воспитательных воздействий.
Семья и детский сад – это два воспитательных феномена, каждый из которых
по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом
они
создают
оптимальные
условия
для
вхождения
маленького
человека
в
большой
мир.
Это
длительный
процесс,
долгий
и
кропотливый
труд,
требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Ведь у нас
одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши
дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Нам очень хотелось бы, чтоб и воспитатели и родители всегда помнили, что
семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит
примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если
мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту
проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Литература:
1. Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи. Ярославль, 2003
2. Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей.
Москва, 2006
3. Менетова Н. М. Родительские собрания. Ярославль, 2009
4. Балл Г. А. понятие адаптации и его значение для психологии личности, 1989
5. Видт Е. И. Педагогическая культура: становление, содержание и смысл.
Педагогика, 2002
6.Епифанова
С.
Д.
Особенности
взаимодействия
педагогов
и
родителей
в
период
подготовки
детей
к
обучению
в
школе
в
условиях
ДОУ
[Текст]
//
Инновационные
педагогические
технологии:
материалы
II
междунар.
науч.
конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 52-55.
7. Хабибуллина Р.Ш. Система работы с родителями воспитанников. Оценка
деятельности ДОУ родителями / Р.Ш. Хабибуллина // Дошкольная педагогика. -
2007. - №7. - С. 52.
8.Доронова
Т.Н.
Дошкольное
учреждение
и
семья
–
единое
пространство
детского
развития:
Методическое
руководство
для
работников
ДОУ
/
Т.Н.
Доронова и др. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – С. 25-26.