Автор: Шичкина Мария Михайловна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО Карачевский ДДТ
Населённый пункт: город Карачев, Брянская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок–игра «В мире искусства»
Раздел: дополнительное образование
Урок
-
игра
«
В мире искусства
»
Методическая разработка проведения занятия в учреждении дополнительного
образования детей предназначена для обучающихся в творческом
объединении «Веселые краски». Конспект урока «В мире искусства»
направлен на закрепление и обобщение знаний по изобразительному
искусству. Урок-игра разработан для детей 9-12 лет.
Цель
:
Закрепить и обобщить знания по изобразительному искусству.
Учить
детей
на
практике
применять
полученные
на
уроках
изобразительного
искусства
знания
,
умения
и
навыки
.
Развивать
творческие
способности
учащихся
.
Воспитывать
чувства
товарищества
,
взаимопомощи
,
способствовать
сплоченности
классных
коллективов
.
Оборудование
:
Доска
, 2
стола
для
команд
,
маленькие
картонные
палитры
–
жетоны
,
флажки
(
красный
и
синий
),
карточки
с
холодными
и
тёплыми
цветами
.
Раздаточный
материал
:
Карандаши
,
фломастеры
,
краски
,
кисти
,
бумага
Ход
урока
Учитель
:
Добрый
день
дорогие
ребята
и
уважаемые
гости
!
Сегодня
мы
с
вами
собрались
здесь
,
чтобы
узнать
,
чему
же
научились
за
учебный
год
,
какие
знания
,
умения
и
навыки
приобрели
.
И
урок
мы
проведём
в
виде
игры
Правила
игры
Игра
проводится
в
5
туров
.
Выигрывает
та
команда
,
которая
ответит
на
большее
количество
вопросов
.
Вопросы
необходимо
слушать
до
конца
,
затем
капитан
поднимает
флажок
и
говорит
,
кто
отвечает
.
Уточнять
ответ
другому
игроку
нельзя
.
Отвечает
первой
та
команда
,
которая
раньше
подняла
флажок
.
Если
ответ
сразу
не
дается
,
предоставляется
1
минута
на
обсуждение
.
Ответ
необходимо
дать
раньше
,
пока
одна
минута
не
истечет
.
Если
ответ
неточен
или
неверен
,
то
второй
команде
дается
время
,
оставшееся
до
минуты
,
на
обдумывание
.
Выигрывает
та
команда
,
которая
набрала
больше
очков
,
в
виде
палитр
.
Соответственно
очкам
выставляются
оценки
.
За
первое
место
ставится
«5»,
а
за
второе
– «4».
Первый
тур
. «
Вот
мы
какие
!»
Учитель
:
Итак
,
тема
нашего
первого
тура
«
Вот
мы
какие
!».
Для
начала
нам
нужно
разделиться
на
две
команды
.
Для
этого
я
попрошу
вас
взять
по
одной
карточке
с
подноса
.
(
Дети
берут
по
одной
карточке
.)
Итак
,
те
,
у
кого
на
карточке
«
холодный
»
цвет
–
я
попрошу
сесть
за
один
стол
,
а
те
ребята
,
у
кого
«
теплый
»
цвет
–
за
другой
стол
.
Вот
у
нас
и
получились
две
команды
.
Учитель
:
Вам
предстоит
придумать
название
для
вашей
команды
,
выбрать
капитана
команды
.
На
это
вам
3
минутки
.
Ну
,
конечно
команды
должны
иметь
названия
связанные
с
изобразительным
искусством
.
(
Ребята
придумывают
названия
).
Учитель
:
Первым
представить
свою
команду
предоставляется
возможность
ребятам
,
которые
сидят
за
столом
№
1
Учитель
:
Спасибо
команде
«
КАРАНДАШИ
».
Займите
свои
места
за
столом
№
1.
Право
представить
себя
получает
следующая
команда
.
Вам
слово
.
Учитель
:
Спасибо
команде
«
ХУДОЖНИКИ
».
Займите
места
за
столом
№
2.
Учитель
:
Итак
,
первый
конкурс
завершён
.
Обе
команды
получают
по
жетону
-
палитре
.
Второй
тур
. «
Разминка
».
Учитель
:
Он
состоит
из
двух
этапов
:
1.
«
Найди
различия
»
В
течении
30
секунд
нужно
найти
8
различий
на
предложенной
вам
картине
.
Чья
команда
быстрее
,
та
и
получает
жетон
.
2.
«
Загадочная
картинка
»
Найти
,
как
можно
больше
зверей
в
этом
лесу
,
за
1
минуту
.
Третий
тур
. «
Викторина
»
Учитель
:
Теперь
мы
с
вами
переходим
к
3
туру
,
на
знания
видов
и
жанров
изобразительного
искусства
.
Каждая
команда
по
очереди
отвечает
на
вопросы
.
За
каждый
правильный
ответ
–
жетон
.
Начинаем
!
1.
Что
изображают
на
своих
картинах
художники
-
анималисты
?
(
Животных
)
2.
Жанр
изобразительного
искусства
,
посвящённый
военной
тематике
.
(
Батальный
)
3.
Жанр
,
в
котором
главный
герой
-
природа
.
(
Пейзаж
)
4.
Что
является
изображением
определённых
черт
отдельного
человека
или
какой
-
то
группы
людей
в
слишком
непривлекательном
виде
?
(
Карикатура
)
5.
Художественное
произведение
,
повторяющее
другое
.
(
Копия
)
6.
Художник
,
изображающий
преимущественно
лица
людей
.
(
Портретист
)
7.
Определите
жанр
изобразительного
искусства
по
репродукциям
картин
.
(
Графика
,
Живопись
,
Декоративно
-
прикладное
искусство
,
Скульптура
,
Архитектура
)
8.
Рисунок
на
куске
линолеума
. (
Линогравюра
)
Четвёртый
тур
. «
Художники
и
художественные
произведения
»
Учитель
:
Четвёртый
тур
«
Художники
и
художественные
произведения
».
Условия
конкурса
:
я
даю
краткое
описание
картины
или
некоторые
важные
события
из
биографии
художника
,
вы
должны
назвать
художника
или
определить
название
картины
.
Та
команда
,
которая
первая
поднимет
флажок
и
даст
правильный
ответ
,
получает
жетон
.
Будьте
внимательны
.
1.
Какого
русского
художника
называли
«
певцом
русской
природы
»?
(
Ивана
Ивановича
Шишкина
)
2.
Один
из
лучших
пейзажей
какого
художника
называется
«
Золотая
осень
»?
(
Исаака
Левитана
.)
3.
Русский
художник
,
который
писал
картины
на
сказочно
-
былинные
темы
?
(
Васнецов
)
4.
Как
называют
художников
изображающих
море
?
Назовите
фамилию
русского
художника
.
(
Маринисты
.
Иван
Айвазовский
).
5.
Внук
сельского
архитектора
,
сын
иконописца
.
Его
произведения
,
главным
образом
,
посвящены
крестьянской
тематике
.
Проживал
в
с
.
Прислониха
Симбирской
губернии
.
(
Аркадий
Пластов
).
6.
Ещё
будучи
студентом
Академии
художеств
,
живописец
после
двух
поездок
на
Волгу
написал
картину
,
принесшую
ему
всенародную
славу
.
Какая
это
картина
?
(«
Бурлаки
на
волге
»
Репина
).
Учитель
:
Молодцы
!
Пятый
тур
. «
Анаграммы
»
Учитель
:
Следующий
тур
.
Называется
он
«
Анаграммы
».
Вам
предстоит
переставить
буквы
в
предложенных
словах
так
,
чтобы
из
них
получилось
новое
слово
,
относящее
к
сфере
искусства
.
Капитаны
выбирают
по
два
слова
.
КАРКАС
–
К
….
МОЛЬБА
–
А
….
ЗАМОК
–
М
…
НАНОМЕТР
–
О
….
(
ОТВЕТЫ
:
каркас
-
краска
,
мольба
-
альбом
,
замок
–
мазок
,
нанометр
-
орнамент
).
Дети
работают
в
своих
командах
.
По
мере
выполнения
капитан
команды
относит
анаграмму
учителю
.
Учитель
:
Может
,
у
героя
нашего
стихотворения
и
плохо
вышел
рисунок
,
но
наши
–
просто
произведения
искусства
!
А
чей
рисунок
получился
лучше
нам
подскажут
гости
.
Учитель
:
А
сейчас
прошу
вас
посчитать
ваши
жетоны
.
(
Подведение
итогов
.
)
Учитель
:
Конечно
,
очень
обидно
проигрывать
,
тем
более
на
чуть
-
чуть
.
Но
как
бы
там
ни
было
,
подумайте
о
том
,
как
много
хорошего
дала
вам
эта
игра
.
Вы
много
нового
узнали
.
А
какие
у
вас
товарищи
по
игре
?
Ни
один
не
остался
равнодушен
,
все
,
чем
могли
,
помогали
выполнять
задания
в
ходе
игры
.
Но
больше
всех
вы
порадовали
меня
.
Ничего
нет
лучше
для
учителя
,
как
ответственные
,
добросовестные
и
умные
,
отзывчивые
ученики
!
Не
вешать
нос
,
ребята
!
А
теперь
пришло
время
наградить
участников
конкурса
.