Напоминание

Работа социального педагога с несовершеннолетними и «семьями группы социального риска» в условиях школы–интерната.


Автор: Гученкова Татьяна Владимировна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МАОУ "Школа–интернат № 53"
Населённый пункт: г.Новоуральск, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Работа социального педагога с несовершеннолетними и «семьями группы социального риска» в условиях школы–интерната.
Раздел: полное образование





Назад




Работа социального педагога

с несовершеннолетними

и

«семьями

группы

социального риска» в условиях школы-интерната.

Семья – важная ячейка общества и фактор социализации человека, удивительным

образом

сумевшая,

пожалуй,

единственной

из

общественных

структур,

сохраниться

до

наших дней. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими

социальными институтами. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с

которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Семье отводится решающая

роль

в

определении

направленности

поведения

несовершеннолетних,

именно

в

ней

в

процессе

взаимодействия

и

взаимовлияния

супругов,

родителей

и

детей

закладываются

основы норм и правил нравственности, навыки совместной деятельности, формируются

мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы. В зависимости от того,

как складываются эти взаимоотношения и общение, какой воспитательный потенциал имеет

семья,

формируется

личность

ребенка.

Однако,

именно

в

семье

формируется

трудновоспитуемость,

педагогическая

запущенность,

социальная

дезодаптация,

делинквентное поведение, аддиктивное поведение, одним словом отклоняющееся поведение,

которое

является

показателем

неблагополучия

ребенка

в

основных

сферах

его

жизнедеятельности.

В поведении несовершеннолетних, в их отношении к нравственным и культурным

ценностям, в общении со сверстниками и взрослыми довольно зримо отражаются семейная

микросфера, ее положительные и отрицательные стороны, ее достоинства и недостатки.

Значимость семьи как социального института была велика во все времена, однако в

настоящее время в связи с многочисленными трудностями экономического, социального,

идеологического

характера

семьи

в

структуру

института

семьи

проникли

негативные

тенденции.

Растет

число

неблагополучных

семей,

в

которых

страдают

дети.

Семейное

неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни,

приводит

к

развитию

различных

форм

девиантного

поведения,

направляет

на

путь

нарушения закона. От того насколько и как быстро будут решены проблемы современных

семей, особенно семей группы риска, зависит будущее детей, общества.

Семье

отводится

решающая

роль

в

определении

направленности

поведения

несовершеннолетнего.

Весь

комплекс

составляющих

семейной

среды

и

морально

психологического климата семьи, - как, например, социальное положение, род занятий и

уровень образования родителей, состав семьи и материальная ее обеспеченность,- в течении

очень длительного времени определяют формирование личности ребенка, его поведения и

деятельности.

Требования родителей реализуются в их сознательной воспитательной деятельности с

помощью убеждения, определенного образа жизни и деятельности ребенка и т.д. Личный

пример

родителей

важнейшее

средство

влияния

на

воспитание

ребенка.

Его

воспитательное

значение

основывается

на

присущей

детскому

возрасту

склонности

к

подражанию. Не имея достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает

их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания,

чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров – все

это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения.

Непосредственно

опыт

ребенка,

приобретенный

в

семье,

в

младшем

возрасте

становится

подчас

единственным

критерием

отношения

ребенка

к

окружающему

миру,

людям.

Правда,

и

в

условиях

семьи

воспитание

может

быть

деформированным,

когда

родители больны, ведут аморальный образ жизни, не обладают педагогической культурой и

т.д. Конечно, семья воздействует на развитие личности детей не просто самим фактом, что

есть семья, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями

между ее членами.

1

Неблагополучие

в

семейном

общении

сказывается

на

формировании

личности

несовершеннолетнего, на его опыте общения, поведения и взаимоотношений в коллективе со

сверстниками

и

взрослыми.

Поэтому,

говоря

о

педагогической

состоятельности

или

несостоятельности семьи, т.е. результативности и убедительности ее воздействия на ребенка,

следует иметь в виду не только нравственный микроклимат семьи, который играет довольно

существенную роль в становлении личности несовершеннолетнего, в определении стиля

отношений и характера общения со сверстниками и взрослыми, но и характер их отношений

к выполнению норм и требований общества по воспитанию детей.

В школе-интернате обучаются дети из следующих типов семей «группы риска»:

Семьи с дефицитом воспитательных ресурсов. Это семья, где нет отца или матери, их

заменяют мачеха или отчим, или ребенка воспитывают родственники, одним словом – это

неполная семья.

Наиболее

распространенной

причиной

возникновения

неполных

семей

является

развод или ребенок родившийся вне брака. И если родители – будь то мать, отец, мачеха,

будут любить своего ребенка и дарить ему свое тепло и понимание, правильно воспитывать в

нем чувство собственного достоинства и развивать мужской и женский тип поведения, то

формирование личности ребенка будет идти благополучно. К сожалению, есть и другая

сторона воспитания несовершеннолетнего в неполной семье. Когда мать или отец остаются

одни

у

них

возникают

значительные

материальные

проблемы

и

чем

больше

родители

компенсируют этот изъян, тем меньше времени они уделяют на воспитание своего ребенка.

Второй тип семей «группы риска» – это конфликтная семья.

Стиль отношений между родителями или между родителями и детьми в таких семьях

конфликтный. Царит атмосфера недовольства, недоверия, раздражения, агрессивности, ссор,

драк. Ребенку мало что разрешается, раздражение со всех сторон, оскорбления, скандалы

грубости, взаимные угрозы. Источниками конфликтной ситуации могут быть: невроз одного

из родителей, невоспитанность родителей, недостатки характера родителей (несдержанность,

раздражительность,

эмоциональная

неустойчивость,

жестокость

и

т.д.),

плохие

взаимоотношения между родителями, ситуация перед разводом.

Конфликтные отношения в семье между супругами могут возникнуть также и в том

случае, когда у супругов имеются разные представления о своих обязанностях друг перед

другом,

несходство

в

ожиданиях,

которые

складывались

до

брака;

они

совершают

ряд

действий, не совпадающих с принятыми для себя правилами поведения.

Отрицательные отношения между родителями также могут возникнуть в ситуации

неадекватного подхода к решению некоторых экономических и бытовых вопросов, могут

быть обусловлены несогласованностью в выборе методов воспитания детей, разным уровнем

общего и педагогического образования и т.д. Как правило, в этом случае неустроенность

отношений

между

родителями

ведет

к

утрате

гармоничности

и

эмоциональной

полноценности общения с детьми.

Асоциальная

семья

это

семья,

где

родители

ведут

аморальный

образ

жизни.

Пьянство. Тунеядство. Наркомания. Распущенная половая жизнь. Член семьи имел судимость

(находится в местах заключения). В данной семье жилищно-бытовые условия не отвечают

элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило,

никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии,

становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же

социального слоя. Взаимодействие с такими семьями протекает наиболее трудоемко, их

состояние нуждается в коренных изменениях. Работа социального педагога с этими семьями

должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки

и попечительства.

Значительно

реже

встречаются

нравственно

неблагополучные

и

педагогически

некомпетентные семьи.

2

Основной причиной, ведущей к проявлению тех или иных трудностей в поведении

здорового

ребенка,

психологи

считают,

прежде

всего,

несовершенство

человеческих

взаимоотношений в первом в его жизни коллективе – в его семье. Особенности семейного

микроклимата, воспитательного влияния определяют поведение самых близких взрослых –

матери и отца.

Дефекты воспитательного влияния родителей, это и есть первейший и главнейший

показатель неблагополучия семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели

не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи.

Один из самых распространенных в современном обществе типов асоциальных семей

– это алкогольные семьи.

Как правило дети из алкогольной семьи боятся говорить о своих проблемах, держат

семейную трагедию в секрете, вырастают замкнутыми и, в конце концов, они становятся не

только социально изолированными, но они не умеют видеть правду.

В этих семьях не знают истинной цены разделенного горя или разделенной радости,

нет взаимной поддержки и любви, а вместо этого вечные трения и недоверие. Чем больше

секретности,

тем

больше

запутанности,

драк,

вины,

разъединения.

Ребенок

не

может

объяснить себе все происходящее и чувствует себя в опасности в своем собственном доме.

Из-за несоответствия между тем, что происходит дома и тем, что ребенку говорят за

его пределами, дети начинают не доверять тому, что видят, слышат и чувствуют, т.е. не верят

своему восприятию.

Ребенок, оставаясь психически незрелым, вынужден быстро взрослеть, т.к. ему часто

приходится брать на себя часть забот о доме, о младших детях.

Дети

в

алкогольной

семье

подвергаются

разнообразным

видам

оскорблений,

статистика свидетельствует, что 38% избиваемых детей – это жертвы родителей, больных

алкоголизмом.

Принимая

во

внимание,

что

опыт

ребенка,

приобретенный

в

семье,

в

младшем

возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему

миру, людям, становится очевидной необходимость организации системы профилактической

работы в условиях школы-интерната.

В нормативных документах и концептуальных положениях государственной политики

выделяют понятия общей и социальной профилактики.

Общая профилактика (греч.– предохранение, предупреждение) рассматривается как

совокупность

мер,

направленных

на

создание

благоприятных

социально-экономических,

социокультурных и социально-педагогических условий, направленных на содействие семье в

выполнении ею своих функций по воспитанию физически и социально здоровых детей, по

реализации воспитательных функций общеобразовательными учреждениями всех типов, по

обеспечению

ими

полноценного

развития

интересов

и

способностей

у

школьников,

занятости общественно полезной деятельностью во внеурочное время.

Социальная

профилактики

включает

коррекционно-реабилитационные

меры,

направленные

на

детей

группы

риска,

девиантных

подростков.

Она

предполагает

использование

разнообразных

мероприятий

психолого-педагогической

поддержки

и

социально-правовой помощи несовершеннолетним, защиту их от невнимания родителей,

жестокости,

насилия

и

негативного

влияния

асоциальной

среды.

Коррекционно-

профилактическая работа осуществляется в тесном взаимодействии школы, семьи, досуговой

среды

и

неформальных

групп,

разнообразных

социальных

институтов

и

общественных

организаций.

Таким

образом,

профилактическая

и

коррекционно-педагогическая

деятельность

являются составной частью того социально-педагогического процесса, который направлен на

выявление девиантных подростков, диагностику причин и условий их отклонений в развитии

и

поведении,

определение

своеобразия

формирования

их

личности

и

особенностей

взаимоотношений

со

сверстниками

и

взрослыми,

на

разработку

общепедагогических

3

мероприятий и специальных мер по предупреждению негативных тенденций в развитии и

формировании личности несовершеннолетнего.

Чтобы преодолеть или предупредить отклоняющееся поведение, необходимо в первую

очередь нейтрализовать негативное влияние социальной среды, ограничить отрицательное

воздействие социальных факторов.

При

организации

коррекционно-педагогической

деятельности

с

девиантными

подростками и предупреждение причин их отклоняющегося поведения необходимо исходить

из

понимания

социально-педагогической

сущности

отклоняющегося

поведения

несовершеннолетних, учета силы влияния средовых факторов на развитие личности.

Прямой

путь

коррекционного

воздействия

на

семейное

общение,

на

его

содержательную сторону возможен при хорошем взаимопонимании родителей и учителей,

при обоюдном осознании тех проблем и вопросов, которые возникают при воспитании

ребенка.

Если

семья

верит

в

авторитет

школы,

стремится

к

развитию

семейных

взаимоотношений,

то

родители

обращаются

за

помощью

к

педагогам,

если

таковая

необходима, участвуют в различных общественно-педагогических мероприятиях, посещают

лекции, беседы, консультации в рамках педагогического всеобуча.

Если

же

между

семьей

и

школой

отсутствует

взаимопонимание,

если

семья

безразлично или негативно относится к советам и рекомендациям педагогов, а попытки

родителей

оказать

содействие

в

воспитании

ребенка

расцениваются

настороженно

или

агрессивно и всякое педагогическое влияние расценивается как акт ущемления семейных

интересов, то в таких условиях приемлем опосредованный, косвенный путь коррекционно-

педагогического воздействия на семью подростка с девиантным поведением.

Косвенное

воздействие

на

характер

взаимоотношений

в

педагогиче ски

несостоятельных

или

педагогически

пассивных

семьях,

на

содержание

общения

педагогически

запущенных,

девиантных

подростков

в

них

предполагают

наличие

двух

взаимосвязанных процессов, которые используются в коррекционном воздействии. С одной

стороны, учитываются и используются чувство родительской любви, сохранившееся чувство

долга в воспитании ребенка, желание родителей, чтобы их ребенок был не хуже, чем другие.

С другой стороны, если родители понимают, что ребенок полноправный участник семейных

взаимоотношений и их влияние на него адекватно его влиянию на них, то воздействие на

семью осуществляется опосредованно через ребенка.

Под

руководством

или

при

содействии

педагогов

ребенок

реализует

потребность

поделиться с родителями своими интересами, переживаниями, оценкой взаимоотношений.

Он

обращается

к

родителям

за

советом,

помощью

в

выполнении

какого-то

задания,

в

проведении какого-либо мероприятия. Родители в большинстве случаев откликаются на

такие просьбы.

Опосредованное воздействие осуществляется также при совместной деятельности

детей и родителей в микрорайоне, по месту жительства, при проведении индивидуально-

групповых форм педагогического воздействия, на конференциях-диалогах, в дискуссиях по

наибольшим проблемам воспитания ребенка.

Поскольку каждая семья имеет массу индивидуальных особенностей и по-разному

реагирует

на

вмешательство

извне,

каким

бы

оно

не

было,

педагогам

целесообразно

использовать как прямой, так и опосредованный, косвенный путь воздействия. В этом и

другом случае решается ряд задач, направленных на то, чтобы, во-первых, помочь семье в

оценке внутрисемейной атмосферы, в анализе сложившегося семейного общения, во-вторых,

вызвать

желание

изменить

сложившиеся

взаимоотношения,

указать

пути

и

способы

изменения общения в семье, в-третьих, совместно с членами семьи определить перспективы

положительного, общественнозначимого семейного общения, имея в виду привлекательность

и значимость семейного общения для несовершеннолетнего. В зависимости от типа семьи

используются различные формы и методы работы, ведется комплексное воздействие школы и

общественности на родителей.

4

В условиях школы-интерната находят свое применение различные формы социально-

педагогической помощи семье.

Среди

краткосрочных

форм

можно

выделить

кризисинтервентную

и

проблемно-

ориентированную модели взаимодействия.

Кризисинтервентная

модель

работы

с

семьей

предполагает

оказание

помощи

непосредственно в кризисной ситуации, которые могут быть обусловлены изменениями в

естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами.

Независимо от того, какие проблемы привели к кризисной ситуации, задача социального

педагога

путем

оказания

непосредственной

эмоциональной

поддержки

смягчить

воздействие стрессового события и мобилизовать усилия семьи на преодоление кризиса.

Помощь

считается

успешной,

если

удается

добиться

снижения

тревожности,

зависимости, психического дискомфорта и других проявлений кризисного состояния, а также

формируется новое понимание возникшей проблемы, развиваются

адаптивные реакции,

которые

могут

быть

полезны

и

в

будущем.

Социальный

педагог

выступает

в

качестве

посредника между семьей и специалистами, работающими с ней. В это время, как медики

заняты лечением, психологи – восстановлением психики, социальный педагог помогает

семье

преодолеть

кризис

и

начать

действовать.

Например,

установить

связь

с

другими

родственниками,

с

семьями,

испытывающими

подобные

затруднения,

с

организациями,

способными представить необходимую помощь.

Таким

образом,

социальный

педагог

в

индивидуальных

беседах

через

образовательную и посредническую помощь, то есть косвенным образом, достигает эффекта

психологической

поддержки,

воздействуя

на

чувства

сомнения

и

страха,

которые

препятствуют

контролю

над

ситуацией.

Кроме

того,

семья

может

быть

вовлечена

в

программу семейной терапии и обучающих тренингов, целью которых является улучшение

общения между членами семьи и решение скрытых проблем которые обнаруживаются в

кризисной ситуации.

Проблемно-ориентированная

модель

взаимодействия

относится

к

краткосрочным

стратегиям работы, продолжительность которых не превышает четырех месяцев.

Проблемно-ориентированная модель предписывает решать выбранную для работы

проблему совместными усилиями. Работа протекает в духе сотрудничества с акцентом на

стимулирование

и

поддержку

способностей

членов

семьи

в

решении

их

собственных

трудностей.

Определяются

препятствия,

мешающие

семье,

и

используются

средства,

способствующие

для

решения

проблемы.

Успешное

решение

проблемы

создает

положительный опыт для решения последующих проблемных ситуаций самостоятельно.

В условиях низкой мотивации обращения семей «группы социального риска» именно

за

социально-педагогической,

психологической

помощью

необходимо

применение

такой

формы

работы

с

семьей,

как

патронаж

одна

из

форм

работы

социального

педагога,

представляющая

собой

посещение

семьи

на

дому

с

диагностическими,

контрольными,

адаптационно-реабилитационными

целями,

позволяющая

установить

и

поддерживать

длительные

связи

с

семьей,

своевременно

выявляя

ее

проблемные

ситуации,

оказывая

незамедлительную помощь.

Патронаж

дает

возможность

наблюдать

семью

в

ее

естественных

условиях,

что

позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа

требует

соблюдения

ряда

этических

принципов:

Принципа

самоопределения

семьи,

добровольности

принятия

помощи,

конфиденциальности,

поэтому

следует

находить

возможность информировать семью о предстоящем визите и его целях.

Иной подход допустим в отношении асоциальных семей, где обстановка не отвечает

нуждам ребенка, а в ряде случаев, представляет опасность для его жизни. В этом случае

социальный

педагог,

исходя

из

интересов

ребенка,

совместно

с

правоохранительными

органами ведет открытый контроль за ходом реабилитационных мероприятий , оказывает

необходимое директивное воздействие в случае низкой реабилитационной активности семьи,

5

в том числе прибегают к карательным мерам, выступая , например, инициатором лишения

родительских прав на ребенка.

Патронажи могут быть единичными и регулярными в зависимости от выбранной

стратегии работы (долгосрочной или краткосрочной) с данной семьей.

Наряду

с

патронажем,

занимающим

важное

место

в

деятельности

социального

педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей.

Консультирование, по определению, предназначено, в основном

для оказания помощи

практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.

Социальный

педагог,

работая

с

семьей,

использует

наиболее

распространенные

приемы

консультирования:

эмоциональное

заражение,

внушение,

убеждение,

художественные аналоги, мини-тренинги и пр. При этом консультационная беседа может

быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи – образовательные,

психологические, психолого-педагогические.

Наряду

с

индивидуальными

консультативными

беседами,

могут

применяться

групповые методы работы с семьей – тренинги.

Социально-психологический

тренинг

определяется

как

область

практической

психологии,

ориентированная

на

использование

активных

методов

групповой

психологической работы с целью развития компетентности в развитии.

Надо отметить, что в настоящее время цели используемых тренинговых программ

расширились, и тренинг перестал быть только областью практической психологии, заняв

достойное место в социальной педагогике, системе образования. Тренинг представляет собой

сочетание многих приемов индивидуальной и групповой работы и является одним из самых

перспективных

методов

решения

проблемы

психолого-педагогического

образования

родителей. Эта проблема не теряет своей актуальности в течении последних десятилетий.

Особенно остро она стоит в отношении родителей детей с отклоняющимся поведением.

Семья имеет свои специфические особенности и требует учета всех ее характеристик:

проблемы отдельных членов семьи всегда являются общей проблемой для семьи как целого;

семья – система гомеостатическая, т.е. сложившаяся в ней устойчивый баланс отношений

имеет тенденцию самовосстанавливаться после каких-либо нарушений; семья – система

закрытая, не каждый социальный педагог может туда войти; семья автономна в своей

жизнедеятельности.

Социальный педагог не может решить за семью все проблемы, он должен лишь

активизировать ее на решение семейных проблем, добиться осознания возникшей проблемы,

создать условия для ее успешного решения.

Семья – это особый микроклимат, и только в благополучной семье люди чувствуют

свою

востребованность,

социальную

значимость,

возможность

профессионального,

личностного,

духовного

роста.

К

сожалению,

в

настоящее

время

очень

много

неблагополучных семей, которым требуется помощь квалифицированных специалистов. В

связи

с

этим

роль

и

значение

труда

социальных

педагогов

с

семьями,

прежде

всего,

неблагополучными, семьями из группы риска, требует оперативной и эффективной помощи.

Нередки семьи, в которых за внешним благополучием скрываются глубокие проблемы и

противоречия, дети в таких семьях растут в нездоровой обстановке. Здесь также требуется

помощь социального педагога в его сотрудничестве с другими специалистами.

Помощь

социально

неблагополучным

семьям

в

условиях

школы-интерната

носит

индивидуальный характер и всегда начинается с установления доверительных отношений.

Без

них

сотрудничество

педагога

и

лиц,

которым

требуется,

как

правило,

комплексная

помощь,

не

представляется

возможной.

Социальный

педагог

участвует

в

разработке

коррекционных программ, организационных мероприятий, направлений работы с семьями.

Он действует в сотрудничестве с психологом, социальными работниками, представителями

администрации.

6

Всегда важно помнить, что семья - это святое, и очень важно направить все усилия на

сохранение

стабильности

внутри

нее.

Стабильность

семьи

зависит

одновременно

и

от

внешних,

социокультурных

влияний,

и

от

внутренних

взаимодействий.

Семья

не

противостоит обществу, она его подсистема, обеспечивающая стабильность социума в целом.

Чем стабильнее и успешнее будут семьи, тем здоровее общество. Поэтому очень важно

суметь сделать все, чтобы социально здоровых семей в социуме стало как можно больше.

Список использованной литературы:

1.

Василькова Ю.В Методика и опыт работы социального педагога.-М., 2013.

2.

Гончарова

Т.Н.

Неблагополучные

семьи

и

работа

с

ними/Народное

образование. – 2011. - №6.

3.

Загвязинский В.И. Основы социальной педагогики. – М.: Академия, 2012.

4.

Индивидуальное и семейное консультирование. Алешина Ю.С. - М-2004 г.

5.

Калинина В.М. Социология семьи и брака. - М.: Инфра-М, 2011.

6.

Карабанова

О.А.

Психология

семейных

отношений

с

основами

семейного

консультирования. - М.: Гардарики, 2012.

7.

Курс лекций./под ред. М.А. Галагузовой -2014г.

8.

Мудрик А.В Социальная педагогика: учебное пособие-М. 2000г.

9.

Петрушенко О.Б. Семья и общество. - М.: Книга-Сервис, 2004г.

10.

Реан А.А Семьи и дети группы риска 2004г.№3

11.

Социальная педагогика/ Под ред. В.А.Никитина.-М. 2002г.

7



В раздел образования