Автор: Скрипко Дарья Олеговна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МДОУ 28 "Петушок"
Населённый пункт: г.о. Подольск, пос.Быково, Московская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Автоматизация звука Ш в словах и словосочетаниях"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия
«Автоматизация звука [ш]
в словах и словосочетаниях»
Составила:
учитель-логопед
МДОУ №28«Петушок»
Скрипко Д.О.
Автоматизация звука [ш] в словах и словосочетаниях.
Цель:автоматизация звука [ш] в словах и словосочетаниях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-
закрепление
правильного
артикуляционного
уклада
при
произношении
звука [ш];
- умение чётко произносить звук [ш] в словах и словосочетаниях;
- развитие фонематического восприятия и слуха;
- формирование навыка звукового анализа;
- умение подбирать относительные прилагательные к существительным;
- умение подбирать противоположные по смыслу слова;
- умение согласовывать существительные с числительными;
- расширение и активизация словарного запаса.
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную и мелкую моторику;
- развивать чувство ритма, слуховое внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание навыков самоконтроля;
- воспитание активности и внимательности на занятии;
- воспитание потребности в речевом общении;
- воспитание интереса к занятиям;
-воспитание чувства гордости за красоту и звучание родного языка.
Оборудование:
- для обучающегося:игрушка лягушка; бабочки;
-для
учителя-логопеда: картинки-символы артикуляционных упражнений,
схема правильной артикуляции звука [ш], зеркала, предметные картинки.
Приоритетная образовательная область:«Речевое развитие».
Интеграция
образовательных
областей: «Социально-коммуникативное
развитие»,
«Познавательное
развитие»,
«Физическое
развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие».
Ход занятия:
1.Оргмомент.
Приветствие.
Логопед: Здравствуйте дети!
Обучающиеся по очереди здороваются
Логопед: Давайте, посмотрим на себя в зеркало, улыбнемся и скажем себе:
«У меня все получится!»
Сегодня к нам на занятие пришел гость. А узнать, кто это, вы сможете только
тогда, когда отгадаете загадку.
Любит мух и комаров,
Летом в болоте вы ее найдете,
Зеленая квакушка зовут ее.....
2.Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Кто это?
Обучающиеся: Лягушка.
Логопед: Сегодня к нам на занятие пришла лягушка-квакушка. Она хочет
посмотреть,
как вы
будете
заниматься,
но
сначала
послушайте
сказку,
которую она вам приготовила.
Жила-была на лесной опушке лягушка-квакушка, она была очень забавной,
веселой, потому что любила распевать песенку. Вот сидит однажды лягушка-
квакушка и видит бабочек. Спрашивает она их.
Квакушка: Ква-ква-ква, бабочки, что с вами случилось, почему вы не летаете?
Бабочки: Как же мы полетим, лягушка-квакушка, если налетели тучи темные
и намочили дождиком наши крылышки?
Квакушка: Да, вот если бы ветерок вам помог, только в такую погоду он не
дует.
Бабочки: Что же делать, кто нам поможет?
Логопед: Не переживайте, бабочки, мы вам поможем. Мы подуем на вас,
ваши крылышки и обсохнут.
Нужно
сделать
глубокий
вдох
носом
и
медленный,
долгий
выдох
ртом.
Подойди и встань поближе. ( схема упражнения на дыхание.)
Упражнение на дыхание«Подуем на бабочек».
Логопед: Вот и обсохли крылышки у бабочек. Как они красиво летают! И
наша лягушка заулыбалась.
Упражнение «Улыбка».
Логопед: Покажи, как улыбнулась лягушка бабочкам? (Счет от 1 до 10.)
(Обучающиеся выполняют).
Логопед:
Сидит
лягушка-квакушка
на
лесной
опушке
и
видит,
расцвел
красивый цветок, полюбовалась она его красотой, понюхала его и говорит:
«Ах, как пахнет».
Давай и мы с тобой понюхаем цветок: сделаем вдох – носом, а на выдохе
скажем «Ах, как пахнет».
Развеселилась лягушка-квакушка и вот запрыгал у нее язычок, вверх-вниз.
Покачаемся и мы.
Упражнение «Качели».
Логопед. Улыбнись шире:
На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Я все выше поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.
Устал язычок.
Упражнение «Лопатка».
Язык лопаткой положи,
И немного подержи
Язык нужно расслаблять
И под счет его держать,
Раз, два, три, четыре, пять –
Язык можно убирать.
-
Захотелось
лягушке-квакушке
попить
чая,
а
чашечки-то
нет,
сделаем
«чашечку».
Упражнение «Чашечка».
Язык лопаткой положи,
А края приподними,
Получилась чашечка,
Кругленькая чашечка.
Чашку в дом мы занесем.
Ее края к зубам прижмем.
- Наша лягушка чай любит пить с бубликами. Давайте сделаем упражнение
«Бублик».
Попила
лягушка-квакушка
чай
из
чашечки
с
бубликами,
глаза
от
удовольствия
закрыла.
И
ты
глаза
закрой.
Сидит
так
лягушка-квакушка,
тишину
лесную
слушает,
вдруг
слышит
...
лошадка
копытами
цокает.
Понравился лягушке-квакушке этот звук и давай она цокать язычком, как
лошадка.
Упражнение «Лошадка».
(Обучающийся цокает (от 1 до 10 раз).
Логопед: Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!
Понравилась тебе сказка?
Обучающийся: Да.
Логопед:
Тогда
в
следующий
раз
лягушка-квакушка
придет
и
расскажет
новую сказку!
3.Объявление темы занятия.
Логопед: Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы слушайте внимательно
и подумайте, с каким звуком мы будем сегодня работать.
МыШки, не меШайте коШке
Ловить моШек на окоШке.
КоШка моШку лапой — хвать.
ЛучШе коШке не меШать.
Обучающиеся: Со звуком [ш].
4.Произношение изолированного звука.
Логопед:
Молодцы,
вы
справились
с
заданием.
Это
звук
[ш].
Давайте
произнесем его громко Ш-Ш-Ш, как ветер сильный дует и шумит лес, а
теперь
тихо
ш-ш-ш,
как
слабенький
ветерок
дует.
(Обучающиеся
произносят).
5.Анализ артикуляции.(схема правильной артикуляции звука)
Логопед: Опишите, что делают губы? Зубы? Где находится язычок? В каком
он положении? Давайте произнесем этот звук на выдохе. Проверим, какой
ветерок выходит?
Обучающиеся: Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик.
Логопед: Верно, они круглые как бублик.
Обучающийся: Зубы заборчиком, приближены друг к другу, но не смыкаются.
Язычок поднимается вверх. Воздушная струя теплая.
6.Развитие фонематического слуха.
Упражнение «Поймай звук»
Логопед: Я вам буду говорить слова, а вы, где услышите звук [ш], хлопните в
ладоши:
Слова: шапка, шар, сыр, картошка, рак, шило, мыло, лягушка, шмель,
лес, жук.
7.Автоматизация звука в слогах.
Логопед:Я буду читать вам чистоговорку, а вы повторяйте за мной начало
чистоговорки, то есть слоги, уделяя внимание правильному произношению
звука [ш].
Ши-ши-ши – что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше – это утка в камыше.
Ша-ша-ша – выходи из камыша.
8.Пальчиковая гимнастика.
Логопед: Давайте немного отдохнем, проведем пальчиковую гимнастику.
Ищет птичка и в траве,
И на ветках, и в листве,
И среди больших лугов
Мух, червей, слепней, жуков.
(Поочередное соединение всех пальцев с большим, на каждый ударный слог)
9.Автоматизация звука в словах.
Логопед: Итак, к нам на занятие пришла лягушка, а как её зовут мы не знаем
.
Давайте спросим у лягушки, «Как тебя зовут?»
Дети спрашивают, лягушка отвечает, что ее зовут Шура.
Упражнение «Повторяй-ка».
Логопед: Лягушку
зовут
Шура,
наша
Шура
очень
любит
ходить
за
покупками на базар, давайте перечислим, что она там покупает:
(логопед называет слова, обучающиеся четко произносят слова за логопедом).
Слова:шайба,
ш а п к а , шахматы,
шампунь,
шашки,
шуба,
шина,
шиповник,
ушанка, мишутка, мешок, пшено, башмак,
каштан,
гуашь,
калоши, кувшинка, ковш, вишня, мышеловка, кошелек.
Упражнение «Слова-рифмы».
-Логопед: Шура хочет поиграть с нами в слова-рифмы. Подбери к её словам
другие слова с похожими окончаниями:
-машина - шина
- Кошка ...- мошка.
- Лягушка ...- подушка.
- Мушка ...- пушка.
–
Мышка ...- мишка.
Упражнение «Исправь ошибки».
Логопед: Я буду читать «перепутанные» стихи, а вы слушайте и сразу же
исправляйте ошибки:
С другом мы играли в чашки ...
- в шашки.
- Пили чай из белой шашки ...
–
чашки.
- Вылезла из норки шишка ...
- мышка.
- На нее упала мышка ...
–
шишка.
- Под кустом сидели шишки ...
- мышки.
- На сосне висели мышки ...
–
шишки.
- В воздухе летала кошка ...
- мошка.
Молоко лакала мошка ...
- кошка.
10. Автоматизация звука в словосочетаниях.
Упражнение «Какой? Какая? Какие?»
Логопед:Лягушка не знает, как правильно ответить на вопрос. Поможем ей.
Ответь на вопросы, отчётливо произнося звук [ш].
Каша из пшена какая?
Обучающийся: Пшенная каша.
Логопед: Сок из вишни какой?
Обучающийся: Вишневый сок.
Логопед: Слон не маленький, а какой?
Обучающийся: Большой слон.
Логопед: Компот из груш какой?
Обучающийся: Грушевый компот.
Логопед: Конфеты из шоколада какие?
Обучающийся: Шоколадные конфеты.
Логопед: Из шерсти шапка какая?
Обучающийся: Шерстяная шапка.
Упражнение «Сосчитай до 5».
Логопед: У Шуры есть красивая шуба и шапка. Давайте посчитаем до 5,
используя слово «шуба» и «шапка».
Одна шуба
Две шубы
Три шубы и т.д.
Одна шапка...
11.Итог занятия.
Логопед: Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с Шурой. Ей надо
возвращаться домой в свое болото. Какой звук мы сегодня учились правильно
произносить?
Обучающиеся: Звук [ш].
Логопед: Вы сегодня хорошо занимались. Шуре тоже понравилось, как вы
говорили, выполняли задания. Какое задание вам понравилась больше всего?