Напоминание

"Автоматизация звука Ш в словах и словосочетаниях"


Автор: Скрипко Дарья Олеговна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МДОУ 28 "Петушок"
Населённый пункт: г.о. Подольск, пос.Быково, Московская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Автоматизация звука Ш в словах и словосочетаниях"
Дата публикации: 11.02.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия

«Автоматизация звука [ш]

в словах и словосочетаниях»

Составила:

учитель-логопед

МДОУ №28«Петушок»

Скрипко Д.О.

Автоматизация звука [ш] в словах и словосочетаниях.

Цель:автоматизация звука [ш] в словах и словосочетаниях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-

закрепление

правильного

артикуляционного

уклада

при

произношении

звука [ш];

- умение чётко произносить звук [ш] в словах и словосочетаниях;

- развитие фонематического восприятия и слуха;

- формирование навыка звукового анализа;

- умение подбирать относительные прилагательные к существительным;

- умение подбирать противоположные по смыслу слова;

- умение согласовывать существительные с числительными;

- расширение и активизация словарного запаса.

Коррекционно-развивающие:

- развивать артикуляционную и мелкую моторику;

- развивать чувство ритма, слуховое внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание навыков самоконтроля;

- воспитание активности и внимательности на занятии;

- воспитание потребности в речевом общении;

- воспитание интереса к занятиям;

-воспитание чувства гордости за красоту и звучание родного языка.

Оборудование:

- для обучающегося:игрушка лягушка; бабочки;

-для

учителя-логопеда: картинки-символы артикуляционных упражнений,

схема правильной артикуляции звука [ш], зеркала, предметные картинки.

Приоритетная образовательная область:«Речевое развитие».

Интеграция

образовательных

областей: «Социально-коммуникативное

развитие»,

«Познавательное

развитие»,

«Физическое

развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие».

Ход занятия:

1.Оргмомент.

Приветствие.

Логопед: Здравствуйте дети!

Обучающиеся по очереди здороваются

Логопед: Давайте, посмотрим на себя в зеркало, улыбнемся и скажем себе:

«У меня все получится!»

Сегодня к нам на занятие пришел гость. А узнать, кто это, вы сможете только

тогда, когда отгадаете загадку.

Любит мух и комаров,

Летом в болоте вы ее найдете,

Зеленая квакушка зовут ее.....

2.Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Кто это?

Обучающиеся: Лягушка.

Логопед: Сегодня к нам на занятие пришла лягушка-квакушка. Она хочет

посмотреть,

как вы

будете

заниматься,

но

сначала

послушайте

сказку,

которую она вам приготовила.

Жила-была на лесной опушке лягушка-квакушка, она была очень забавной,

веселой, потому что любила распевать песенку. Вот сидит однажды лягушка-

квакушка и видит бабочек. Спрашивает она их.

Квакушка: Ква-ква-ква, бабочки, что с вами случилось, почему вы не летаете?

Бабочки: Как же мы полетим, лягушка-квакушка, если налетели тучи темные

и намочили дождиком наши крылышки?

Квакушка: Да, вот если бы ветерок вам помог, только в такую погоду он не

дует.

Бабочки: Что же делать, кто нам поможет?

Логопед: Не переживайте, бабочки, мы вам поможем. Мы подуем на вас,

ваши крылышки и обсохнут.

Нужно

сделать

глубокий

вдох

носом

и

медленный,

долгий

выдох

ртом.

Подойди и встань поближе. ( схема упражнения на дыхание.)

Упражнение на дыхание«Подуем на бабочек».

Логопед: Вот и обсохли крылышки у бабочек. Как они красиво летают! И

наша лягушка заулыбалась.

Упражнение «Улыбка».

Логопед: Покажи, как улыбнулась лягушка бабочкам? (Счет от 1 до 10.)

(Обучающиеся выполняют).

Логопед:

Сидит

лягушка-квакушка

на

лесной

опушке

и

видит,

расцвел

красивый цветок, полюбовалась она его красотой, понюхала его и говорит:

«Ах, как пахнет».

Давай и мы с тобой понюхаем цветок: сделаем вдох – носом, а на выдохе

скажем «Ах, как пахнет».

Развеселилась лягушка-квакушка и вот запрыгал у нее язычок, вверх-вниз.

Покачаемся и мы.

Упражнение «Качели».

Логопед. Улыбнись шире:

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Я все выше поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

Устал язычок.

Упражнение «Лопатка».

Язык лопаткой положи,

И немного подержи

Язык нужно расслаблять

И под счет его держать,

Раз, два, три, четыре, пять –

Язык можно убирать.

-

Захотелось

лягушке-квакушке

попить

чая,

а

чашечки-то

нет,

сделаем

«чашечку».

Упражнение «Чашечка».

Язык лопаткой положи,

А края приподними,

Получилась чашечка,

Кругленькая чашечка.

Чашку в дом мы занесем.

Ее края к зубам прижмем.

- Наша лягушка чай любит пить с бубликами. Давайте сделаем упражнение

«Бублик».

Попила

лягушка-квакушка

чай

из

чашечки

с

бубликами,

глаза

от

удовольствия

закрыла.

И

ты

глаза

закрой.

Сидит

так

лягушка-квакушка,

тишину

лесную

слушает,

вдруг

слышит

...

лошадка

копытами

цокает.

Понравился лягушке-квакушке этот звук и давай она цокать язычком, как

лошадка.

Упражнение «Лошадка».

(Обучающийся цокает (от 1 до 10 раз).

Логопед: Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!

Понравилась тебе сказка?

Обучающийся: Да.

Логопед:

Тогда

в

следующий

раз

лягушка-квакушка

придет

и

расскажет

новую сказку!

3.Объявление темы занятия.

Логопед: Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы слушайте внимательно

и подумайте, с каким звуком мы будем сегодня работать.

МыШки, не меШайте коШке

Ловить моШек на окоШке.

КоШка моШку лапой — хвать.

ЛучШе коШке не меШать.

Обучающиеся: Со звуком [ш].

4.Произношение изолированного звука.

Логопед:

Молодцы,

вы

справились

с

заданием.

Это

звук

[ш].

Давайте

произнесем его громко Ш-Ш-Ш, как ветер сильный дует и шумит лес, а

теперь

тихо

ш-ш-ш,

как

слабенький

ветерок

дует.

(Обучающиеся

произносят).

5.Анализ артикуляции.(схема правильной артикуляции звука)

Логопед: Опишите, что делают губы? Зубы? Где находится язычок? В каком

он положении? Давайте произнесем этот звук на выдохе. Проверим, какой

ветерок выходит?

Обучающиеся: Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик.

Логопед: Верно, они круглые как бублик.

Обучающийся: Зубы заборчиком, приближены друг к другу, но не смыкаются.

Язычок поднимается вверх. Воздушная струя теплая.

6.Развитие фонематического слуха.

Упражнение «Поймай звук»

Логопед: Я вам буду говорить слова, а вы, где услышите звук [ш], хлопните в

ладоши:

Слова: шапка, шар, сыр, картошка, рак, шило, мыло, лягушка, шмель,

лес, жук.

7.Автоматизация звука в слогах.

Логопед:Я буду читать вам чистоговорку, а вы повторяйте за мной начало

чистоговорки, то есть слоги, уделяя внимание правильному произношению

звука [ш].

Ши-ши-ши – что-то шепчут камыши.

Ше-ше-ше – это утка в камыше.

Ша-ша-ша – выходи из камыша.

8.Пальчиковая гимнастика.

Логопед: Давайте немного отдохнем, проведем пальчиковую гимнастику.

Ищет птичка и в траве,

И на ветках, и в листве,

И среди больших лугов

Мух, червей, слепней, жуков.

(Поочередное соединение всех пальцев с большим, на каждый ударный слог)

9.Автоматизация звука в словах.

Логопед: Итак, к нам на занятие пришла лягушка, а как её зовут мы не знаем

.

Давайте спросим у лягушки, «Как тебя зовут?»

Дети спрашивают, лягушка отвечает, что ее зовут Шура.

Упражнение «Повторяй-ка».

Логопед: Лягушку

зовут

Шура,

наша

Шура

очень

любит

ходить

за

покупками на базар, давайте перечислим, что она там покупает:

(логопед называет слова, обучающиеся четко произносят слова за логопедом).

Слова:шайба,

ш а п к а , шахматы,

шампунь,

шашки,

шуба,

шина,

шиповник,

ушанка, мишутка, мешок, пшено, башмак,

каштан,

гуашь,

калоши, кувшинка, ковш, вишня, мышеловка, кошелек.

Упражнение «Слова-рифмы».

-Логопед: Шура хочет поиграть с нами в слова-рифмы. Подбери к её словам

другие слова с похожими окончаниями:

-машина - шина

- Кошка ...- мошка.

- Лягушка ...- подушка.

- Мушка ...- пушка.

Мышка ...- мишка.

Упражнение «Исправь ошибки».

Логопед: Я буду читать «перепутанные» стихи, а вы слушайте и сразу же

исправляйте ошибки:

С другом мы играли в чашки ...

- в шашки.

- Пили чай из белой шашки ...

чашки.

- Вылезла из норки шишка ...

- мышка.

- На нее упала мышка ...

шишка.

- Под кустом сидели шишки ...

- мышки.

- На сосне висели мышки ...

шишки.

- В воздухе летала кошка ...

- мошка.

Молоко лакала мошка ...

- кошка.

10. Автоматизация звука в словосочетаниях.

Упражнение «Какой? Какая? Какие?»

Логопед:Лягушка не знает, как правильно ответить на вопрос. Поможем ей.

Ответь на вопросы, отчётливо произнося звук [ш].

Каша из пшена какая?

Обучающийся: Пшенная каша.

Логопед: Сок из вишни какой?

Обучающийся: Вишневый сок.

Логопед: Слон не маленький, а какой?

Обучающийся: Большой слон.

Логопед: Компот из груш какой?

Обучающийся: Грушевый компот.

Логопед: Конфеты из шоколада какие?

Обучающийся: Шоколадные конфеты.

Логопед: Из шерсти шапка какая?

Обучающийся: Шерстяная шапка.

Упражнение «Сосчитай до 5».

Логопед: У Шуры есть красивая шуба и шапка. Давайте посчитаем до 5,

используя слово «шуба» и «шапка».

Одна шуба

Две шубы

Три шубы и т.д.

Одна шапка...

11.Итог занятия.

Логопед: Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с Шурой. Ей надо

возвращаться домой в свое болото. Какой звук мы сегодня учились правильно

произносить?

Обучающиеся: Звук [ш].

Логопед: Вы сегодня хорошо занимались. Шуре тоже понравилось, как вы

говорили, выполняли задания. Какое задание вам понравилась больше всего?



В раздел образования